ПРЕЗЕНТАЦИЯ ШЕСТОГО УЧЕБНИКА ИНТЕНСИВНОГО КУРСА РУННОГО ЯЗЫКА «РУННЫЙ ЯЗЫК НА РУННОМ ЯЗЫКЕ»

Т.И. ГОРБУНОВА
С.В. ХВОРОСТОВ

Те слушатели, которые проходили подготовку как преподаватели, знакомы с материалами всех учебников представляемого курса. Напомним, что всего их было разработано семь, они включают учебный материал начального курса, разделенном на локальные грамматические темы и тексты, иллюстрирующие изучаемую грамматику.

Недавно мы представляли материал пятого учебника. В него уже внесены соответствующие коррективы, он снабжен иллюстрациями и готовится к публикации. Шестой учебник находится в процессе доработки и оформления. Думаем, вам будет интересно познакомиться с его содержанием. Это поможет получить общее представление о планировании занятий и этапах введения новых грамматических тем.

Урок 1

Глаголы несовершенного вида

Прошедшее время глаголов несовершенного вида

Будущее время глаголов несовершенного вида

Третья форма причинных отношений для обозначения адресата

Третья форма причинных отношений для обозначения направления движения «ехать к кому»

Глагол «быть» в форме прошедшего времени

Глагол «быть» в предложениях типа «Было холодно»

Глагол «быть» в форме будущего времени. Модель предложения «кто будет где»

Урок 2

Модель предложения  «Кто будет каким»

Модель предложения «У кого будет кто, что»

Возвратные глаголы несовершенного вида

Настоящее  время возвратных глаголов несовершенного вида

Будущее время возвратных глаголов несовершенного вида

Составная предикативная конструкция типа «он будет читать и переводить»

Модель предложения «идти в гости к кому»

Третья форма причинных отношений для обозначения направления движения (идти к чему)

Образование глаголов совершенного вида

Прошедшее время глаголов совершенного вида

Будущее время глаголов совершенного вида

Ответ на вопрос – Который час? Пять минут второго

Модель предложения «где будет как»

Урок 3

Форма будущего времени глаголов совершенного вида (не РОО)

Третья форма причинных отношений кому «кому было сколько лет, кому будет сколько лет»

Образование возвратных глаголов

Настоящее время возвратных глаголов несовершенного вида

Прошедшее время возвратных глаголов

Возвратные глаголы совершенного вида

Будущее время возвратных глаголов совершенного вида

Пятая форма причинных отношений «заниматься чем?»

Третья форма причинных отношений – чему?

Дательный падеж «кому можно что делать»

Урок 4

Будущее время глаголов совершенного вида

Специальная глагольная форма со словом «дют»

Предлоги  над, под, перед, за, рядом с…

Пятая форма причинных отношений – с кем?

Выражение «работать с чем»

Пятая форма причинных отношений для выражения образа действия – как?

Конструкция предложений «Он был учителем»

Пятая форма причинных отношений с глаголами – стать, становиться, работать, являться

Третья форма причинных отношений «кому можно было что делать, что сделать»

Третья форма причинных отношений «кому можно будет что делать, что сделать»

Ответ на вопрос – Который час?  Без пяти минут два

Модель предложения «кому нельзя что делать»

Как обычно, пятый урок книги посвящен повторению и систематизации изученного материала с привлечением той лексики и грамматики, которая вводилась на первых семинарах.

Преподаватели могут заметить, что в материал данного курса входят не только базовые элементы системы Нового Языка, но и грамматические темы, которые можно обозначить как находящиеся в стадии становления и исследования в общем поле Рунного Языка. Например, к ним можно отнести синтаксические конструкции с глаголом быть в предложениях типа У человека была кошка.

Вероятно, можно было избежать этого. Но вначале эти конструкции не вызывали трудностей, так как был сформулирован общий методический прием для их введения, уточнения пришли позже. Кроме того, в практическом плане такие выражения обладают высокой частотностью в русском языке, и можно было предположить, что и в Рунном Языке они часто используются во всех стилях речи.

Предлагаем преподавателям походить к этому вопросу творчески – к примеру, не вводить тему использования этого глагола с именами существования РОО или рассматривать её, дополнительно привлекая соответствующий теоретический материал.

В качестве образца планирования занятия и тактики введения нового материала представляем часть первого урока учебника. Вы вновь можете убедиться, что каждый семинар начинается с объемного повторения изученного, что становится основой для получения новых знаний, формирования новых речевых навыков и умений.

Некоторые методисты могут заметить, что представленный здесь текст имеет небольшой объём и не содержит большого количества новых слов. Как мы уже писали, семинары часто проходят с неопределенной периодичностью. Поэтому, как показывает практика, более трудный текстовой материал иногда требует большого напряжения слушателей при его восприятии. В то время как наша задача – предоставить материал для формирования навыков говорения, что возможно только при максимально полном владении информацией текста. Впрочем, как мы уже отмечали, для преподавателя допустимо расширить текс или заменить его, исходя из особенностей конкретной группы и индивидуальных предпочтений слушателей.

intes6