ПРОСТО О ВАЖНОМ: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ ИЛИ ПУТИ ПОЗНАНИЯ РУННОГО ЯЗЫКА

Т.И. Горбунова
С.В. Хворостов

Существует такая наука – методика обучения языку. Те, кто учился в школе, на практике наблюдали реализацию методики обучения родному языку, а также методики обучения какому-то иностранному языку. Мы мало что понимали в этом процессе, возможно, просто помним о том, что нас к чему-то вели. И результаты этого действия проверялись на контрольных и экзаменах. По крайней мере, в большинстве случаев было понимание того, что преподаватель знает, куда и как ведет группу.

Что же такое методика?

«Слово «методика» произошло от греческого «metodos», что означает «путь». Сейчас это слово употребляется в двух значениях. 1. Совокупность приемов, методов, форм работы преподавателя при обучении любому предмету, т.е. искусство, мастерство преподавателя. 2. Наука, которая изучает возможности и средства достижения максимального результата процесса обучения, т.е. теория обучения какому-либо предмету» [6].

Методическая наука родилась из практики с целью ее осмысления и выделения положительного опыта, это касается языка, других школьных и вузовских дисциплин, а также различных направлений обучения. В Школе Причинности В.П. Гочем разрабатывается авторская методика работы в ПСС (причинно-следственных связях), а также складывается лингвометодическое направление исследований процесса обучения Рунному Языку. При этом появляются различные частные методики, которые ставят во главу угла разные цели [1, 2, 3].

Может возникнуть вопрос, для чего это нужно знать человеку, который просто интересуется Новым Языком, занимается самостоятельно и не представляет, что такое методика? Наверное, это тоже «допустимый вариант» организации занятий, но, как правило, возможность работать «вне методики» – просто заблуждение. В любом случае, вам придётся самому, без обладания определёнными знаниями и умениями, обеспечивать организацию своей работы. Ведь человек должен найти информацию, чтобы осознать ее, или учебник, чтобы работать с грамматикой и текстами. Так вот в этом случае он уже соприкасается с методикой, которой руководствуется автор справочника, практикума или учебника. Автор создал, выбрал определенный «путь познания», и слушатель, осознает это или нет, двигается вслед за ним.

Следует учитывать, что процесс обучения складывается из ряда компонентов. 1. Обучаемый ‒ ученик, студент, слушатель и т.д. 2. Обучающий ‒ учитель, преподаватель. 3. Учебный предмет, который связывает деятельность обучаемого и обучающего.

Методика изучает каждый этот компонент отдельно и во взаимосвязи. Вероятно, поэтому во все времена личности учителя придавалось большое значение. Хотя на каждом этапе обучения может быть другой учитель, а сохраняет ли для личности свой статус прежний учитель во многом зависит от человека. От того, насколько глубоко он понимает процесс наставничества, как оценивает свои успехи и возможности, понимает ли он суть слова «ученичество».

Наличие учебника для самостоятельных занятий – это хороший вариант для слушателя, когда преподавателем для него (опосредованно) становится автор книги. А успех обучения во многом будет зависеть от того, насколько ученик понимает замысел автора и принимает его позицию.

Парадоксально, но чаще ученику бывает «проще», если книга одна. При наличии определенного количества литературы некоторым достаточно трудно просто выбрать учебник для занятий. Ведь он должен соответствовать внутренним представлениям ученика об этом процессе, включать достаточно интересный материал и должен просто нравиться. Однако это не исключает необходимость знакомства с дополнительной литературой и другими методическими предложениями. Через это слушатель получает возможность реализовать своё право выбора и осуществлять изучение языка по наиболее подходящему для него варианту.

В случае отсутствия учебных материалов или в ситуации, когда ни один из существующих учебников не удовлетворяет запросы человека (бывают и такие варианты), ему действительно придётся «двигаться» самому. Что же, это возможно, однако процесс знакомства с языком в этом случае обретает дополнительные условия. Так, например, для этого нужно иметь достаточно полное представление о грамматике языка и найти или создать текстовой материал, иллюстрирующий эту грамматику, выстроив его в определенной системе.

Занятия в группе могут предоставлять дополнительные возможности слушателю, поскольку группа складывается как коллектив единомышленников. Кроме того, есть преподаватель или руководитель – человек, который знает больше о Рунном Языке, об учебниках, о процессе обучения. Скорее всего, он уже прошёл определенные этапы в познании и может помочь вам в выборе своего движения. Не зря в Школе Причинности складывается единая система подготовки преподавателей, поскольку методика ‒ это теоретико-прикладная наука. Большое значение в ней всегда имеет искусство преподавателя, его умение приспосабливать общие методические рекомендации к конкретным условиям обучения. Именно в  результате такой работы возникают учебники, справочники и пособия.

В случае выбора самостоятельного варианта изучения языка вам желательно определиться с целью ваших занятий – что вы ждете от них, для чего вам нужны эти знания. Как мы уже писали, можно выделить следующие методические направления в изучении Нового Языка.

  1. Знакомство с базовыми явлениями грамматики языка с некоторыми примерами, иллюстрациями. Основными материалами для этого, с нашей точки зрения, является книга В.П. Гоча «Грамматика Рунного Языка» [4] и справочник В.П. Гоч, Е.В. Хворостов «Практическая грамматика Рунного Языка» [5].
  2. Заучивание формул речевого этикета и некоторых тематических групп рунных слов и устойчивых выражений. Для этого можно рекомендовать практикумы различного рода, созданные автором Рунного Языка или исследователями под руководством В.П. Гоча.
  3. Стремление научиться говорить, общаться на Рунном Языке, для этой цели разработаны пособия, учебники, курсы. Их особенностью является комплексное изучение грамматики и лексики нового языка на материале упражнений, заданий и текстов. Они отличаются друг от друга объемом и последовательностью введения грамматического материала, а также тематическим содержанием текстов и характером притекстовых заданий.

Но при всем уже существующем разнообразии справочных и учебных материалов в конкретном случае они могут отсутствовать, не быть доступными для человека в полном объеме. Или человек может выбрать «собственный путь» движения в изучении и познании языка. Можно ли сказать, что он обходится без методики? С нашей точки зрения, нет. Так или иначе, получаемая им информация не может храниться «кучей». Таково свойство человеческого сознания. Оно начинает выстраивать материал в какой-то своей системе, структурировать его, выстраивая некоторое «древо», которое будет отражать его представление об изучаемом явлении. И по мере движения, такая система будет дополняться и корректироваться, совершенствуясь вместе с человеком или затрудняя его движение.

В этом случае можно сказать, что человек создает «свою методику» изучения языка. Насколько она гармонична и подходит для других слушателей, конечно, это тоже вопрос. Но это совсем другая тема.

Литература:

  1. Горбунова Т.И., Хворостов С.В. лингвофилософский аспект в изучении Нового Рунного Языка.// Горбунова Т.И., Хворостов С.В. Рунный Язык. Очерки по теории и методике. – Баку: Элм, 2013.
  2. Горбунова Т.И., Хворостов С.В. Лингвистическое направление исследований в Школе Причинности. – Там же.
  3. Горбунова Т.И. Лингводидактический аспект Рунного Языка.// Материалы IV Международной научной конференции «Вопросы валеологии и эниовалеологии». – Севастополь: «Лаукар», 2000.
  4. Гоч В.П. Грамматика Рунного Языка. – Ростов-на-Дону: Малыш, 2002.
  5. Гоч В.П., Хворостов Е.В. Практическая грамматика Рунного Языка. – Тверь, 2007.
  6. Чеснокова, М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного. – М.: МАДИ, 2015.