Просто о важном: ЧТО МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ ЗА «ПРАКТИЧЕСКИМ КУРСОМ»?

Т.И. Горбунова
С.В. Хворостов

В предыдущих статьях рубрики «Просто о важном» мы вам рассказали о сути и содержании разработанного нами учебно-методического комплекса с базовым учебником «Практический курс Рунного Языка». Было доказано, что он методически обоснован и грамотно выстроен. Куда идти дальше? Можно, например, развивать предложенную методику, разрабатывая продолжение представленного учебника. Кстати, нами в свое время были разработаны еще две части продвинутого этапа обучения, которые были апробированы на занятиях в учебных группах в Баку.

Но в определенный момент развитие Нового Языка вышло на новый уровень. Теория Рунного Языка и наработка лексического и текстового материала уже позволяли строить процесс обучения на основе коммуникативного подхода, то есть стало возможным обучение общению на Рунном Языке и погружение в рунную речь с первых занятий. Пришло понимание возможности разработки нового методического направления – условно назовем его интенсивный курс. В результате началась работа над созданием курса «Рунный Язык на Рунном Языке», которая проходила  под контролем и руководством Василия Павловича Гоча.

Те, кто интересуется этой темой, вероятно, уже знакомы с описанием предлагаемой методики и содержанием этого курса. Этой теме был посвящен ряд статей в материалах Школы, а также публикаций на нашем сайте. Но мы еще раз в целом напомним о некоторых его особенностях.

Материалы, представленные в учебнике, составляют определенный лексический и текстовой минимум. Большая часть материала дается преподавателем в устном виде и не предназначена для записи слушателями или заучивания. Цель этого приема – создать некоторое поле рунной речи, к которой привыкают слушатели. Они должны научиться «быть в пространстве проявления и реализации» Нового Языка. Далее предполагается формирование навыков и умений слушания, говорения, чтения и письма. при этом аудирование (слушание) является ведущим видом речевой деятельности

Особенно явно эта особенностьразница в проговариваемом, озвученном преподавателем материале и материале, отраженном в учебнике, – видна при проведении занятий по первому учебнику «Рунный Язык на Рунном Языке». Ведь именно на первом семинаре с основой на устную речь вводится большой лексический материал, который в печатном виде встречается слушателям на более поздних этапах обучения. Кроме того, параллельно, в фоновом режиме слушатели знакомятся с основными акцентологическими и грамматическими правилами, базовыми законами построения и акцентирования синтаксических единств.

Это объясняет большую нагрузку, которую несет преподаватель, ведь именно он продуцирует больший объем речевых единств разного уровня трудности. Усилия слушателей направлены в основном на то, чтобы сохранить понимание ситуации, требований преподавателя к выполнению ими учебных действий. Их главная задача – оставаться в границах учебного процесса.

Определенные затруднения у слушателей обычно вызывает невозможность все записать или найти все дополнительные материалы в печатном варианте. Это понятно. Ведь в большинстве случаев современный человек пользуется зрительной памятью и опирается на  печатные источники, а слушать и слышать ему еще надо учиться.

Однако результаты обучения уже на первом семинаре впечатляют самих обучаемых. Они понимают разговорную рунную речь соответствующего уровня трудности и с достаточной легкостью воспроизводят учебные тексты, усвоенные фактически на аудиторных занятиях. Мы учитывали, что жизнь современного взрослого человека в большинстве случаев характеризуется большой занятостью. Но слушатели, использующие другие учебники и пособия, затрачивают на подобную работу во много раз больше времени.

И главным итогом занятий по предлагаемому курсу становится радость людей, которые ощущают полноценное взаимодействие с рунами, Рунным Языком, начинают ощущать свою силу, пробуждающуюся при таком взаимодействии.

Как показывает практика, некоторые преподаватели работают по нашим учебникам, используя предложенный материал как основной и достаточный для учебного процесса. В этом случае рунная речь в основном осуществляется в виде чтения текстов, материала упражнений и заданий, а также инструктирующих указаний к ним, которые даны на Рунном Языке. Но следует отметить, что в этом «упрощённом варианте» характер занятия существенно меняется, уходит опора на аудирование рунной речи, и успех наработки «поля Рунного Языка» зависит в большей мере от усилий самих обучаемых.

Мы согласны с тем, что создание в этом случае комплекса дополнительных материалов по типу учебно-методического комплекса заметно облегчила бы работу преподавателей. Ведь стремление осуществить в полном объеме задуманное авторами требует большой индивидуальной работы методиста по подборке и адаптации дополнительного материала. Но ведь учебный процесс, тщательно описанный и в подробностях истолкованный, может в определенной мере сковывать инициативу преподавателя. А им методически должна быть проявлена Тайна.

В целом, как показывает практика, предлагаемый в рамках курса материал вызывает интерес у обучаемых, тематически мотивируя их работу, а также обеспечивает постепенность и последовательность формирования речевых навыков и умений,

Напомним, что курс «Рунный Язык на Рунном Языке» содержит семь частей. Сейчас изданы четыре учебника и одна книга представлена в электронном виде.

Литература:

  1. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Учебник. Книга 1. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2005. – 151 стр. (в соавторстве).
  2. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Учебник. Книга 2. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2006. – 119 стр. (в соавторстве).
  3. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Учебник. Книга 3. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2007. – 141 стр. (в соавторстве).
  4. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Учебник. Книга 4. – Баку, CBS-РР,
  5. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Учебник. Книга 1. 2-ое изд. – Баку: CBS-РР, 2011.
  6. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Учебник. Книга 2. 2-ое изд. – Баку: «ЭЛМ», 2013.