«ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ФОРМА» ДЛЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ

С.В. ХВОРОСТОВ
Т.И. ГОРБУНОВА

«Энергичный» Потенциал

Предыдущие «рассуждения» о Форме и Наблюдателе «естественным образом» подвели нас к вопросу совершенствования и набора Потенциала. Мы, конечно, не можем претендовать на «глубокие исследования» данной темы. Для этого у нас нет ни возможностей, ни полномочий. Но вот воспользоваться положениями НТН (Неклассической тотальной науки) для прояснения некоторых «потенциальных моментов» Стиля Духа и практики комплексов «Книги Силы» мы «постараемся».

Итак, Потенциал… Для нас может быть интересным, что и у него, как оказалось, тоже есть «своя форма» и это – движение! «Движение – форма проявления творческого Потенциала, трансценденция кинетической энергии» [9]. Оказывается, форма – это не только нечто привычное, только «внешне» и «вещественно» воспринимаемое, но как явление, имеющее более тонкие и неочевидные проявления. Что же касается указанной «трансценденции кинетической энергии» – давайте пока отметим, что сам Потенциал – это всё-таки не энергия, а отображение [9]!

Выходит, Движение соотносится с возможностями отображения и является, с какой-то точки зрения, формой проявления «творческого отображения». Другими словами, что вы сумеете «отобразить» в комплексах, то и будет «двигаться», и лучше подойти к этому моменту «творчески». «Всё, что человек сумеет отобразить, становится его пространством» [8].

Кстати, заметим, что «Творческий потенциал – форма проявления Вечности» [7], и это делает очень интересным рассмотрение самого Движения как формы проявления «формы проявления Вечности». Так, «При правильном прохождении своего времени должно создаваться ощущение Вечности пройденного дня. Это означает, что происходит правильная запись и восполнение времени (выделено нами – авт.)» [11]. Но об этом «в будущем», а пока продолжим разговор и поговорим вот о чём…

«Движение Потенциала»

Насколько корректным будет сделанное нами предположение о взаимосвязи уровня отображения и «субъекта» движения – это во многом может зависеть от «видения ситуации». Но если принять его как «рабочее», то оказывается, что тем, насколько будет высоким «уровень отображения», может определяться и уровень Потенциала. А дальше? А дальше предположим, что при наличии соответствующей «формы» (при наличии Движения!), он переходит из некого «внутреннего отображения» (потенциального существования) во внешний континуум и становится как бы «энергией движения». Может это как-то относиться к занятиям Стилем Духа? – Конечно!

Только причём здесь «кинетическая энергия»? Давайте отметим, что сама кинетическая энергия – это энергия, которую тело имеет только при движении. Значит, только при наличии Движения «тело» (в широком смысле) «получает» кинетическую энергию?! Но ранее мы говорили, что движениями комплексов должно осуществляться их Действие. Значит, кинетическая энергия (энергия «движения комплекса») – это, с какой-то точки зрения, энергия осуществления Действия Движением! Это энергия реализации «возможностей», которые вам предоставляют движения комплекса. При этом сами «возможности» соотносятся с уровнем Творческого Потенциала.

«Человек не может спрятать свой творческий потенциал, он должен реализовать его творчеством» [7].

«Энергичная» Сила

Хорошо, но ведь уже известны специальные методики и техники (древние и современные) набора энергии, её сохранения и использования. Обучение этим техникам и знание этих методик позволяет человеку самому принимать решения по её использованию и, значит, надо постараться «запастись» ею побольше. Разве это «плохо»?! Возможно, что нет! Ведь имея эту энергию, человек при необходимости сможет сам её расходовать. Правда, своеобразным «ключевым моментом» здесь может стать позиция «сам»! Почему это для нас важно?

Напомним, что «При наличии со-знания все взаимодействия выносятся за пределы человека и он приобретает своё истинное место в Мире – человек является тогда решающим элементом в игре сил, а сами силы становятся исполнителями (выделено нами – авт.)» [1]. Выходит, надо ещё понять, что и как должен делать человек и, причём, как бы и не всё «сам»… Ладно, и всё же накопление большого количества энергии и владение соответствующей техникой, – разве это не обеспечивает человеку очевидное преимущество, не делает человека «сильнее»!?

Ну, если речь идёт об «очевидном», то, пожалуй, да… А если поискать «неочевидное»? Мы не собираемся ничего противопоставлять, но всё же почему наличие Со-Знания будет необходимым, в чём-то более «предпочтительным вариантом», чем просто обладание относительно большим «запасом энергии» (силы)?

А вот смотрите. Если не строить свои взаимодействия как проявление некой Борьбы, а переводить их в форму исполнения своего Предназначения [1], то именно наличие Со-Знания обеспечивает «приоритет» и позволяет вам не только заботиться об увеличении «физической силы», но и готовить себя к приёму Силы, поскольку «Сила не приобретается тренировками или накачкой мышц» [1].

У нас как бы появляется «новый критерий» для понимания Силы человека. Так, например, в «Книге Силы» говорится о «личной и надличной силе» [1]. В любом случае, в этой связи появляется возможность по-новому взглянуть на мастерство человека, на состояние и «Силу Мастера».

«Поэтому мастер может казаться более слабым или даже по внешним признакам значительно уступать по силе, но наличие в его сознании соответствующих смыслов (Пути, Мудрости, Творчества) создаёт необходимые условия для развития в направлении совершенства, и, в первую очередь, потенциала для саморазвития себя и своего сознания» [7].

Куда «девать энергию»?

И всё же, какую «меру участия» мы определим для кинетической энергии в практике комплексов «Книги Силы»? Давайте сначала посмотрим, что происходит при выполнении человеком комплекса. Итак, комплексы Стиля Духа начинаются с Исходной Позиции (ИП), которую можно характеризовать как «начальную позицию» или «позицию Начала» (поскольку Действие начинается с этой позиции [12]).

Очевидно, этому «Началу» соответствует некоторый «начальный Потенциал», который может получать своё «приращение» по мере «движения по комплексу». Это должно привести к тому, что к моменту завершения комплекса «позицией Начала» – «Исходной Позицией» она будет «более потенциальной», чем перед началом движений комплекса. То есть возникнет как бы определённая «разница Потенциалов»! К чему мы говорим об этом? А к тому, что «Возникшая разность потенциалов энергии между текущим положением движущегося тела и началом вызывает токи (потоки) энергии, протекающие по пройденному пути (выделено нами – авт.)» [6].

Что же получается, по «пройденному пути», по выполняемому или уже выполненному движению или комплексу, как бы «за вами» пойдут «потоки энергии»!? В цитате говорится об этом? Ну, вроде как, – да! Только зачем нам это надо, если движение или комплекс, например, уже были завершены?!

Ну, во-первых, мы говорили, что движения в комплексе должны быть Действием, актуализация которого в «движении комплекса» («пути» комплекса) должно производить запланированные перемены в состоянии и «ситуации человека», в его жизни, движении по Пути. Во-вторых, речь может идти об определенной Работе, выполняемой «силой комплекса». В самом деле, «Протекание энергии по пути и является работой энергии или силы, вызвавшей движение (выделено нами – авт.)» [11]. При этом здесь силой, «вызвавшей движение», с какой-то точки зрения, является «разность потенциалов» или просто Потенциал, «нарабатываемый и вносимый» человеком при познании и исполнении комплекса. Это может быть так, поскольку «…Сила, результат самотрансценденции Потенциала» [3].

Откуда только силы берутся!?

В целом, нам приходится «отвлечься» от привычного и обыденного взгляда на Работу, на «источник появления» и способ применения Силы. Обратите внимание, что Сила, которая будет производить необходимую работу, возникает как бы «сама», как результат «внутренней работы человека», а «внутренние усилия» человека при этом направлены на Познание выполняемого комплекса, а не только на организацию «мышечных усилий». «Своей внутренней работой человек (случайно, осознанно, неосознанно – разницы нет) преображает Потенциал и возникает Сила» [11]. Здесь нужно будет отметить необходимость реализации нарабатываемого Потенциала в «практической работе» с комплексами при познании нового уровня «тайного смысла упражнений», поскольку «Сила стареет, если накапливает Потенциал без реализации» [7].

Что касается направления действия Силы – «пути Силы», то он осуществляется и нормируется выполняемым комплексом. В этом случае производимую работу будет определять взаимодействие Потенциала с комплексом, при котором может происходить «самотрансценденция Потенциала» и появление в результате Силы.

«Значит, работа силы есть путь её движения, с которым сила ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ (выделено нами – авт.)» [11].

Какой же может стать эта работа, где она может происходить? Наверное, это во многом зависит от «необходимостей» человека, им осознаваемых и «не совсем».

Это может быть решение вопросов здоровья человека, помощь в ситуации, организации познания, движения по Пути… Но, по «большому счёту», всё же надо исходить из необходимости исполнения человеком своего Предназначения [1], и тогда «местом работы» становится жизнь человека, а при известной состоятельности и сама Жизнь. Так, «Перед человеком, вместившим в себя всю Вселенную, образом и подобием Творца, встаёт задача не только познания Истины, но и «возрождения угасающего Огня Жизни, преображения основ Бытия, возврата утерянного и пропавшего, открытия новых путей» [1].

Таким образом, если как-то «обобщить» изложенные рассуждения, то оказывается, что речь, с какой-то точки зрения, идёт о проведении «необходимой работы» при выполнении комплексов. Причём, парадоксальным видится момент появления для этого Силы как результата взаимодействия Потенциала с комплексом, при котором она возникает как бы «сама». «Ошибка в том, что люди пытаются Силой работать, а наша Сила просто проявляется сама – это её новое качество» [10].

 «Место Силы»

Однако всё же надо уточнить «место», откуда может появляться такая Сила, определить её «Источник». Так, например, в «Книге Силы» говорится о раскрытии «Источника Силы» при исполнении комплексов. Ну, что же, давайте напомним, что «Потенциал – …источник взаимодействия (выделено нами – авт.)» [7].

Вероятно, это позволяет сделать предположение о Потенциале как Источнике и Силы, и её взаимодействия с «путём движения» (работой), поскольку «…работа силы есть путь её движения, с которым сила ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ (выделено нами – авт.)» [11].

Итак, Потенциал – это отображение, и уровень отображения комплекса сознанием человека определяет «потенциальные возможности» комплекса и уровень производимой им работы. Что тогда можно сказать по поводу «включения Потенциала» в работу, как это может происходить? Ну, например, вот так: «При выходе человека на другой уровень Бытия, Потенциал сразу вступает во взаимодействие, он берёт на себя нагрузку и соответствующую работу» [7]. Выходит, «особо заставлять» его в этом случае не приходится…

Относительно наших занятий предположим, что при переходе на новый уровень взаимодействия с комплексом, набранный Потенциал способен как бы «сам» включаться в работу, в которой происходит его актуализация. Уровень отображения комплекса сознанием человека определяет уровень его Потенциала и определяется им, а Сила как бы «обретает связь» со своим Источником, «соединяется с Потенциалом». «Мы сейчас запускаем механизм обретения Силы по Потенциалу» [10].

При работе с комплексом (при его «осознанном выполнении») происходит актуализация Силы-Потенциала человека, при которой, в свою очередь, раскрываются «потенциальные силы», скрытые в самих Пределах. Будучи осознанными, они выполняют работу, предусмотренную задачами Предела – становятся «исполнителями» [1]. Уровень этих сил и производимой ими работы может определяться возможностями Потенциала самого человека, инициировавшего их участие в работе.

«Сильная» работа

А теперь давайте обратим внимание на то, что «…выполняемая необходимая работа является результатом этого взаимодействия, конечным результатом которого будет выравнивание потенциалов энергии, то есть снятие последствий движения в Материи (выделено нами – авт.)» [6].

 Поскольку речь идёт о необходимости «выравнивания» и «снятия последствий», то получается, результатом (последствием) движения в Материи становится своеобразное понижение «исходного Потенциала». Тогда выходит, «необходимая работа» будет направлена на снятие этих «последствий» и восстановление Потенциала?! И всё!? Вся работа – чтобы снять «неблагоприятные последствия» вашей «жизнедеятельности» и вашего же практикования комплексов!?

Это, вообще, хорошо или «не очень»? Ну, наверное, если осуществлением комплекса нейтрализуются, снимаются последствия движений в Материи (причём, как в самом комплексе, так и в жизни человека), которые в Теории Причинности [4] характеризуются как «магические», то это – уже хорошо. То есть, как говорится в «Книге Силы», упражнения, как минимум, «не повредят». Вопрос, достаточно ли этого при изучении Стиля Духа? – Сказано же, что «не пустят дальше»…

Как же «не двигаться в Материи», если «двигаться в Духе» мы пока ещё только учимся!? Есть ещё вариант: сделать движение «новым» или проявить своим движением «движение Материи» [4]. Как это может быть применено («отображено») в практике комплексов «Книги Силы»? Похоже, надо своими движениями «проявить Движение» в комплексе, и тогда его движения станут «движением Материи», а не только «материальными движениями», причём, не только для вас, но и самого комплекса.

Как же тогда понимать «выравнивание потенциалов энергии» и «снятие последствий движения в Материи»? Что же, позволим себе сделать некоторые «рабочие предположения». Так, во-первых, в практике Стиля Духа производимая работа направляется не только на «снятие последствий», но и на развитие человека и гармонизацию его бытия. А во-вторых, «выравнивание потенциалов» может происходить в сторону увеличения его «начального уровня» до уровня, «набранного» при работе комплекса.

От движения «в Материи» к Движению Материи

Итак, ваши движения должны стать (хотя бы в «перспективе») «движением Материи».

Чем это отличается от движения «в Материи»? Ранее мы уже приводили тезис о том, что «…необходимо отобразить в себе весь мир, чтобы стать его частью» [5]. Это значит,  чтобы стать частью «движущейся Материи», человек сначала должен «проявить» (отобразить) её «Движение в целом»! Учитывая то, что мы описываем «начальный этап» изучения Стиля Духа, что может быть, для примера, таким «целым» в нашей практике? Ну, например, в «10 Пределах» каждый Предел будет выступать как «целое» по отношению к отдельным движениям. А сам комплекс – целое по отношению к «его Пределам» и т.д.

Что же, получается, есть разница: выполнять (пусть хорошо) набор движений комплекса или выполнять сам комплекс как единую систему!? Так и сам Стиль Духа по отношению к комплексам «Книги Силы» выступает как «Единое», как место их «единения», а не простого «суммирования». Это как-то определяет уровень взаимодействия человека с комплексом и самим «Стилем Духа»? – Наверняка, да! Более того, «сила действия» выполняемого комплекса зависит от того, с чем вы в этот момент взаимодействуете – с «единой системой», или отдельными движениями. Это так, поскольку само «Действие – актуализация Единого…» [3].

Итак, выяснили, при выполнении движений комплекса есть смысл каждым движением выполнять сам комплекс и ощущать его «единое Движение». Тогда это можно воспринимать, по крайней мере, на «начальном этапе», движением его «материальной составляющей» или Движением всей «его Материи».

А теперь надо сказать, что Движение, кроме всего прочего, является ещё и формой «бытия Материи». Так, «Всеобщими формами бытия Материи являются движение, Пространство и Время, которые не существуют вне Материи» [9]. Если это так, то «двинуться» должно как бы всё «бытие Материи». То есть «двинуться» должно само Движение, и тогда это будет для Материи «истинное движение», осуществляющее «перемены Материи» или хотя бы «материальные перемены» для исполнителя комплекса. «Зерно Перемен несёт Истину в её движении или движении движения (выделено нами – авт.)» [1].

Формы «бытия Материи»

Итак, Движение, Пространство и Время – это формы «бытия Материи». Причём, наверняка они как-то взаимосвязаны, что позволяет говорить не только о движении в «пространстве и времени», но и о «Движении Пространства и Времени». Предположим, что это имеет определенное отношение к нашему изучению Стиля Духа. Так, например, в книге «Теоретический и методический аспекты Стиля Духа» [12] говорится о «пространственном» и «временном» этапах изучения комплексов «Книги Силы». Кроме того, комплексы, да и сам человек, явно имеют свою «материальную составляющую» как некую «физическую форму», способную «к движению».

Напомним, что, во-первых, «Физическая форма движения материи является ключом ко всем другим формам движения, потому что содержит их в себе (выделено нами – авт.)» [2]. А во-вторых, «Физическая форма движения Материи является как бы ключом, открывающим более высокие измерения Бытия (выделено нами – авт.)» [11]. Это может означать, что «физические движения комплекса» могут каким-то образом (как «ключ») влиять на «пространство-время». Каким же это «образом», и как тогда можно «увидеть» взаимодействие человека и комплекса?

Джон Уильям писал: «Пространство воздействует на материю, указывая как ей двигаться. Материя в свою очередь оказывает обратное действие на пространство, указывая ему как искривляться». Ранее мы уже говорили, что каждый комплекс может представлять собой некое «пространство», в котором человек осуществляет определенные автором движения. И тогда мы можем предположить, что каждый комплекс (пространство) показывает материи (физическому телу человека) как двигаться, а материя (движущийся человек) – как «искривляться» пространству. В данном случае, под «искривляться» будем понимать возможность изменений самого пространства и изменений в этом пространстве «материи» при осуществлении ею «движения».

Кроме того, «пространство комплекса» можно рассматривать как «континуальное проявление» более «общего пространства», с которым взаимодействует человек и которое тоже может быть включено в «работу комплекса». Наверное, всё это объединяется Пространством как явлением – «Пространством вообще». В НТН есть такое понятие как «Дом».

«Что такое ДОМ? …Дом – пространство (не только постройка!), где человек взаимодействует.

Дом – ДАО места.

Дом семья и отношения (не только в семье, но и другие наши отношения).

Дом – род, наработка силы рода.

Дом – определённая форма тела, плоти. Тело – ДОМ для духа.

Дом – определённая мыслеформа, образ.

Дом человека – это его духотелесность.

Дом – континуальность Со-Бытия (выделено нами – авт.)» [7].

Ну, так стоит ли «ограничивать» ваше взаимодействие с комплексом только его «физическим пространством», если в нём может быть «отображено» пространство более высокого плана? По сути, нам предлагается «выйти в надсистему», поскольку только «оттуда» можно «увидеть» такое отображение. Чем такой «интересный подход» может быть обеспечен в практике Стиля Духа? Давайте «для начала» «подтвердим» два уже ранее отмеченных момента. Во-первых, надо как бы «подняться» над восприятием комплексов только как физической формы, что возможно при наработке со-знания, способного к такому отображению и, во-вторых, необходимо познание «тайного смысла».

Хорошо, что ещё может относиться к «бытию Материи», кроме Движения и Пространства? – Время! И, конечно, оно, как и Пространство, «связано» с Движением и с вашими движениями во время исполнения комплекса, хотя бы потому, что «Время связано с любым движением(выделено нами – авт.)» [11]. То есть Движение в нашем случае начинается и происходит не только в Пространстве, но и во Времени. Ранее мы с вами уже отмечали, что «любое движение, начатое во Времени, вызывает с необходимостью работу…». Вряд ли сейчас есть необходимость (да и возможность) глубоко рассматривать вопрос, каким может быть движение, начатое «не во Времени», да и может ли оно быть. (Хотя… ну, а «вдруг»!?). Пока для нас важно, что в нашем случае Движение как бы «представлено в формах» комплексов, чьи движения осуществляются во Времени и Пространстве.

И всё же… Что для нас может быть интересного в «движении, начатом во Времени», если не рассматривать какой-то «привычный вариант»?

«Движение во Времени»

Так какими же должны быть наши «движения во Времени», чтобы они стали благоприятными для нас? Предположим, что для этого они должны происходить не только «во Времени», но и «со-вместно со Временем», – то есть должны стать «со-Временными». Отметим пока два момента, важных для начального этапа изучения Стиля Духа. Во-первых, движения не должны быть «старыми», а должны быть «современными», что можно обеспечить познанием их «тайного смысла». А, во-вторых, не должно нарушаться «своё время комплекса» – его ощущение и выполнение как «непрерывного процесса». В этом случае даже «внешняя остановка» движений комплекса означает переход Движения «вовнутрь» для подготовки очередного «внешнего движения». В противном случае, представьте, что такие «неоправданные движения» могут «разорвать время» комплекса, и тогда их можно будет охарактеризовать как своеобразное «шараханье» [5]. Поэтому, «Подходя к временным явлениям, человек должен создавать такие качества времени, как целостность его и чистота» [11].

Что же во Времени есть такого, что позволит нам «опираться» на его движение, а не нарушать его? Пожалуй, это перемены и их восприятие. В самом деле: «Во Времени ничего не может быть постоянного, кроме перемен» [11]. То есть перемены постоянно присутствуют во Времени и, с какой-то точки зрения, становятся («обеспечивают») его «постоянством».

Что это может привнести в нашу практику комплексов, учитывая, что ранее «формальные движения» в пространстве комплекса при их осуществлении мы условились считать движением «самой природы Материи»? Так, например, движение, «начатое во Времени» и происходящее в Пространстве, по сути можно «увидеть» как перемены («искривления» (Джон Уиллер)) пространства самого комплекса во Времени. То есть, какие бы движения в данный момент (в Настоящем!) вы бы не делали – это всё тот же комплекс в «переменах». Причём, эти «перемены» позволяют ему «сохранять во Времени» своё «постоянство», поскольку, как мы отмечали, «постоянным» во Времени могут быть только перемены.

Итак, чтобы оставаться самим собой в каждый момент Времени, комплекс должен «быть в переменах». Ну, что же, даже Великое Дао остаётся собой, «меняясь со Временем» (Гуань-цзы)!

Форма Времени

Поскольку в предыдущей части мы в основном говорили о Времени, то следует отметить, что Время само представляет собой форму, причём, это его главное свойство. Давайте отметим эту его особенность.

«Главное свойство Времени – оно является формой. Форма Времени рождает своё содержание – суть перемены, которыми поддерживается единство. Содержание зависит от того, чем окрашена форма» [11].

Итак, Время – тоже форма! Причём, эта форма рождает «своё содержание» – перемены, которыми поддерживается «единство». Давайте предположим, что в «итоге» всё «перечисленное» становится определённым и необходимым «Действием», поскольку именно «Действие – актуализация Единого, самотрансценденция необходимости» [3]. А вот каким это Действие (его «содержание») с необходимостью будет, зависит от того, чем «окрашена форма». То, что форма Времени может быть «окрашена», говорит о возможности человека «ощущать Время». В самом деле, «У времени есть запах, вкус и цвет. Цвет – то, что позволяет видеть время; вкус – чувствовать его, а запах – ощущать» [11]. Возможно, это поможет как-то «особенно интересно» построить своё взаимодействие с комплексами!? Но об этом не в этот раз, и не на начальном этапе изучения Стиля Духа.

А пока вопрос: можно ли практикой комплексов как-то повлиять на содержание – «окрасить форму»? Нам представляется, что это не только возможная, но и необходимая составляющая работы комплексов, поскольку движения комплексов должны стать Действием, вносящим «благоприятные перемены». А это означает, во-первых, что появляется возможность системной организации Жизни на более высоком уровне, поскольку «Время тотальная форма движения Жизни (выделено нами – авт.)» [11]. А, во-вторых, вероятно, «своё время» работающей системы принимает более совершенную форму. «Духовная работа над собой формирует ваше личное время и личное Бытие в существующем Времени (выделено нами – авт.)» [11].

Итак, выяснили, что Время имеет форму и является Формой. Содержание этой Формы – перемены. «Перемены комплекса» поддерживают его единство – в каждый момент движения это «тот же» комплекс. Что это означает по отношению к практике Стиля Духа?

Во-первых, ко Времени парадоксально применимы все действия и «правила» действующие в отношении «формы».

Во-вторых, если Время – Форма, то «форма Времени» работает в комплексах как свойство «формы комплекса» и «формы движений» комплекса.

В-третьих, движения комплекса (их «перемены») на «физическом плане» символически выражают перемены как «содержание формы Времени». Зачем их нужно «выражать» на физическом плане? Для их осуществления в жизни конкретного человека. И тогда «содержание формы» (перемены) «окрашивается» осуществлением!

«Работа с Формой»

Как организовать, как поработать над «формой Времени» – придать нужную форму? Или правильней будет на первых порах «не исказить» эту форму, чтобы на определённом уровне состоятельности стать его «проводником» и, если по «максимуму», то – Творцом (В.П. Гоч)? Если вы ждёте «готовый рецепт», то вряд ли нам будет так просто его дать, а вам – реализовать, как «после посещения аптеки». Хотя, если «очень кратко», то «Практикуйте Стиль Духа!»! Ну, а если «не очень»? Знаете, по сути, всё, о чём мы вам «повествуем», призвано рано или поздно (это уж зависит от вас!) привести к этим «переменам» в вашей жизни…

Но вот сама возможность для человека стать «Творцом Времени», – разве она не означает, что он может выступать в качестве «источника Времени», например, в какой-то системе или неком пространстве? Очень может быть… Думаем, будет интересно посмотреть с этой точки зрения на комплексы «Книги Силы». Ну, что же, давайте «понаблюдаем»! – Наблюдатели мы или нет!?

Если говорить «в общем», то «Под источником Времени мы понимаем физический процесс, который обнаруживается в виде локуса (Пространства – авт.), в котором существуют Силы, способные перевести систему на более высокий квантовый уровень» [11].

Давайте выполнение «физических движений» комплекса и организацию «совместного Движения» будем воспринимать как некий физический процесс, осуществляющий «непрерывность его перемен» (для этого выполнение комплекса, как минимум, не должно прерываться). Его мы можем «обнаружить» в виде некого «локуса», каким будет являться «пространство комплекса» (поскольку именно «в нём» происходит ваше движение). Причём, в этом «локусе» по определению «существуют Силы», «способные перевести систему на более высокий квантовый уровень», – это следует из самого содержания «Книги Силы» [1].

Выходит, комплексы Стиля Духа могут выступать в качестве «источника Времени» для человека, практикующего их?! И что, любое-любое «просто исполнение» этих движений обязательно приведёт к осуществлению такой возможности? Зачем же тогда мы с вами рассматривали столько тем, – просто потому, что было «интересно»?! И причём здесь тогда необходимость «познания тайного смысла»? Что же может сделать комплексы такими «волшебными»?

Давайте для «разъяснения момента» приведём ещё одно высказывание. Итак, «Источником Времени является творчество человека» [11]. Это значит, что «Источником Времени» комплексы Стиля Духа могут стать при творческом подходе к их исполнению самого человека! На определённом уровне состоятельности именно человек становится «волшебником» (Со-Творцом) наделяющим Вещи волшебными свойствами, делающими их «источниками»!

Что же касается занятий Стилем Духа, то они могут осуществлять потребности человека в творчестве, но при этом не ограничивать их собой, а выводить на уровень со-творчества и появления Со-Творца!

Ну, что же, если всё, о чём мы говорили, «соответствует Действительности», то нам остаётся пожелать, чтобы «пространство комплексов» Стиля Духа стало «Пространством» вашего Творчества!

В качестве заключения

Итак, исполняемый комплекс нужно сделать «пространством» творчества человека. При этом, сами комплексы могут выступать в качестве Источника Времени для человека, – такая возможность, по крайней мере, теоретическая для вас имеется. Выполняя комплекс на этом уровне состоятельности, человек может «проводить время» в свою жизнь, а, при проявлении «движения всего Бытия», проводить его в Жизнь и, по сути, стать его Творцом в Жизни. Может, это путь и «дальний», но кто возьмётся «мерить» его за самого человека!? Это уже вопрос отношения самого человека к своему Пути…

 Отдельные комментарии к восприятию занятий Стилем Духа

А теперь в качестве «Практического отступления» позвольте предложить вам несколько «отдельных замечаний», которые, мы надеемся, помогут вам организовать самостоятельную работу с комплексами «Книги Силы». Итак…

  • При организации «единой системы» с комплексом появляется возможность «входить в пространство», например «своего Дома», производить там перемены и вносить туда Время за счёт организуемых перемен. «Пространство – свойство вмещения формы Времени и форм всех вещей» [11]. То есть пространство комплекса вмещает форму Времени и «все Вещи», которые человек вносит в него. Возможности вмещения Пространства как формы бытия Материи зависят от возможностей человека, его выбора и наличия в Пространстве «пустоты» – «свободного места». Поэтому, надо избежать его «захламления» ненужными «Вещами» (в том числе и неусвоенными знаниями).
  • При этом воспринимаем Прошлое – как миг, Будущее – Тайна (В.П. Гоч). Это означает, что выполненные движения нужно «отпустить», они как бы «забываются», оставляя «после себя» осуществление – то есть, осуществившись переменами. Движения, которые ещё только предстоит выполнить, – они «в Будущем», но как «Тайна». И тогда нет необходимости их «вспоминать», – «что там дальше?». Движения комплекса как бы «рождаются» в «настоящий момент» (в Настоящем), и их осуществление несёт в Настоящее Тайну метаморфоз и метаморфозы Тайны.

«Метаморфозы Тайны – Исток и осуществление Тотальности.

Тайна Метаморфоз – актуализация творческого Потенциала.

Время – осуществлённая форма метаморфоз Тайны, поэтому Время Мировое и своё время имеет свойства, цвет и качества, привнесённые из Тайны» [8].

  • «В Пространстве мы передвигаемся, а Время движется через нас» [11]. На наших занятиях часть упражнений и учебных заданий направлена на ощущение потока Движения, как бы идущего «через человека» (мы планируем ознакомить читателя с примерами подобной работы). При этом движения самого человека (в комплексе или упражнении) осуществляются «усилием» этого Потока. Движениями комплекса человек проявляет его «вовне», а при известной состоятельности, и направляет.

Когда-то к возможности (необходимости?) подобной работы нас привела цитата из «Книги Силы»: «Оставшиеся ВНЕ подпадают под Принцип Места: НЕ идущий в Потоке, идущий не в Потоке, не идущий не в Потоке возвращается на своё место и не сойдёт с него, пока воздаяния, чистящие его за дела его, не отработаются им же, а в сердце блудного сына не родится решение вернуться к Отцу» [1]. Конечно, в цитате говорится не совсем о том же «Потоке», но какую-то «аналогию» для восприятия и выполнений комплексов и упражнений, по нашему мнению, здесь можно получить.

Представьте, что вас «несёт» вперёд плавный нескончаемый поток могучей реки, а ваши движения – они совершаются её движением (как волны на поверхности). Но при этом ваши движения, как минимум, позволяют вам правильно сориентировать себя в этом потоке, а максимум… –  стоит ли его «жёстко» определять для себя? Что же, вероятно, когда-то вы действительно сможете со-действовать этому Потоку, направлять его, а может и «стать Им».

Вообще-то, «представление Потока» может быть и другим, например, как стремительное движение в «Космическом пространстве» или что-то ещё, что поможет вам ощутить это Движение. Важно понять, что подобные упражнения не являются самоцелью, важны не «сами по себе», а только как «вспомогательное средство» более полного «ощущения комплексов». На более продвинутых этапах мы к этим заданиям и упражнениям более не возвращаемся. А наработанное умение становится «качеством выполнения» движений.

  • «Действие – актуализация Единого; самотрансценденция необходимости» [3]. Для того, чтобы движения комплексов обрели характер Действия, кроме всего прочего необходима «актуализация Единого». Поэтому на определённом уровне состоятельности каждым движением комплекса необходимо выполнять сам комплекс, являющийся местом «объединения» отдельных движений в комплекс. Отметим необходимость «единства действий» человека и комплекса как более высокой системной организации.

С другой стороны, выходит, что именно восприятие «единства комплекса» действительно позволит сделать его движения Действием. В итоге мы выходим на некий «двуединый процесс», позволяющий воспринимать его как прохождение метаморфоз.

  • Кроме того, «Мировое Время течёт из будущего (от Единого) и становится бытием настоящего, а в ПСС время течёт из прошлого (от причины) и разворачивает бытие как воздаяние(выделено нами – авт.)» [11]. То есть обретение какого-либо «единства» (например, движений и действий) возможно только в Настоящем. Значит, и возможность изменить что-то тоже «находится в Настоящем».

Время несёт ему перемены. Поэтому Настоящее нельзя воспринимать как нечто «наступившее и застывшее». Если Настоящее «застынет» – потеряет возможность перемен, то, вероятно, «перемены» начнутся в самом «застывшем Настоящем», и, скорее всего, перемены неблагоприятные для человека (как «воздаяние»). На занятиях это может проявляться появлением беспокойства, активизацией «мыслительной активности внутреннего оппонента», излишним напряжением в теле. Поэтому предложение слушателям привести себя в состояние покоя и собраться «здесь и сейчас» реализуется «отпусканием» этих состояний (то есть от-решением) и переносом внимания на ощущение «настоящего Движения», а не «напряжённым контролем».

По этой же причине нам представляется нежелательным определённое напряжение у слушателей, связанное с необходимостью «удерживать в памяти» порядок движений в комплексе, вспоминать их во время исполнения. Получается, что «физические движения» комплексов должны быть хорошо выучены и… отпущены! На определённом уровне состоятельности они «просто» появляются (воз-рождаются) в нужный момент и являют перемены комплекса в Настоящем.

Каждое движение комплекса как бы рождается Настоящим и поэтому находится в нём, а «перемены комплекса» в Настоящем несут благоприятные перемены в «бытие настоящего» для человека.

  • Если говорить о практике комплексов «Книги Силы», то необходимо отпускать сделанную работу, отпускать выполненные движения для их осуществления Действием, а не «собирать и складывать», поскольку такой «полезный багаж», скорее всего, будет находиться в Прошлом и, очевидно, «висеть на плечах» как «прошлое», формируя соответствующее Время. Вероятно, то самое, что может развернуть «бытие как воздаяние»…

Наверно, сразу, без соответствующей подготовки это сделать будет довольно трудно. Однако надо сказать, что такая возможность появляется как закономерный результат формирования со-знания [1]. Напомним, что «При наличии со-знания все взаимодействия выносятся за пределы человека(выделено нами – авт.)» [1].

Чем же здесь могут помочь «дополнительные возможности» вашего сознания? Представьте, что ваши движения после их выполнения сразу переходят в Действие и, «засветившись в пространстве», как бы «исчезают» – вернее становятся «действием света», о-свещая вашу жизнь. Тогда не надо «искать» их в Прошлом – их там нет. Они не стали вашим Прошлым, а стали «действительным Настоящим» и поэтому присутствуют в вашей жизни, как бы «не присутствуя».

  • И всё же… Мы совершаем движения комплекса именно во Времени и Пространстве как формах существования Материи, а, значит, движение всё же происходит и «в Материи» тоже. При этом, «…сделав какое-либо движение, мы с помощью этого движения сразу прокладываем куда-то дорогу и получаем работу для погашения движения» [11].

Значит ли это, что на занятиях мы всё же получаем работу как «средство погашения движения»? Что же, наша работа при выполнении комплекса заключается в том, чтобы «нейтрализовать последствия» выполнения комплекса? Нет, конечно. Поскольку при этом происходит «выравнивание потенциалов», то за счёт работы «гасятся», снимаются именно последствия ваших «движений в Материи».

Хорошо, но можно ли тогда гарантировать, что человек «точно воспроизводит» требуемые движения? Вероятно, нет! – Не говоря уже о том, что он может просто ошибиться при исполнении комплекса. Значит – «возмущение Материи» и соответствующая работа «по восстановлению порядка»!?

Позволим себе высказать некоторые соображения. Движения должны быть как бы «засвечены в сознании». Это, в известной мере, позволит вам «исправить» допущенные небольшие искажения. Отсюда важность значения работы по изучению «техники» движений и особенностей их выполнения.

  • «Творческий Потенциал – источник Нового» [3]. Появление Нового в ваших занятиях связано с возможностью отображения, то есть с тем, как комплекс может быть отображён в вашем сознании, и что вы сможете «отобразить в комплексе»! Другими словами, связано с познанием «тайного смысла». Значит, само выполнение комплекса в своём максимальном выражении (как говорится «по большому счёту») должно стать процессом Познания Жизни. Почему? Мы говорили о необходимости организовать надсистему человека и комплекса. Что же может быть такой «надсистемой»? Получается, что это сама Жизнь! То есть это система по организации Жизни – по внесению в «частное бытие» Порядка, определяемого самой Жизнью!

«Жизнь создаёт порядок, но порядок бессилен создать Жизнь» (Антуан де Сент-Экзюпери).

  • Переход от восприятия выполняемого комплекса как «отдельных движений» и их «суммы» к его более «высокому восприятию» как единому явлению может говорить о появлении более высокого уровня взаимодействия с комплексом и об отображении на нём выполняемой работы. А это значит, что производится набор Потенциала! А ещё это значит, что потенциал «возможностей» вашего совместного с комплексом Действия будет гораздо выше!
  • «Форма проявления Потенциала – движение» [9]. Надо выполнением «формы движений» комплексов освободить Движение из формы, и тогда оно само станет формой проявления Потенциала. Потенциал – источник взаимодействий, и его проявлением задаётся уровень вашим взаимодействиям – задаётся уровень явных и латентных процессов, инициируемых или «нормируемых» формой проявления Потенциала – Движением. И поскольку оно в «нашем случае» было связано с движениями комплекса, то перемены могут задаваться самим комплексом в момент его «осуществления».

Можем предположить, что, на определённом уровне состоятельности, сам комплекс становится и Движением, и Действием, и формой проявления Потенциала. Пожалуй, мы можем сформулировать «Новый взгляд» на комплексы. Так, выполняя движения комплекса, мы проявляем «потенциал Движения» (уровень его отображения), которое само является формой проявления Потенциала.

  • Согласно «Максимам Тотальности» [3], движение (форма проявления творческого потенциала) Тотальности – есть вибрация. Таким образом, форма проявления Творческого Потенциала Тотальности – вибрация. Отображение своего движение в Тотальности даст возможность повышения вибраций самого человека. Вероятно, справедливо и обратное утверждение. Так, повышение вибраций человека (Творческого Потенциала Тотальности) позволяет ему осуществлять свои движения в Тотальности, делая их «тотальными».

Кроме того, вибрацией проявляется и трансценденция Тотальности в Единое [3]. С нашей точки зрения, перспективным будет рассмотреть тезис, что именно трансценденция Тотальности в Единое даёт Движение. Например, становится ясным, что истинное Движение возможно, только когда оно относится и происходит в Едином, в этом случае оно приобретает атрибуты и свойства Тотальности.

  • «Всеобщими формами бытия Материи являются движение, Пространство и Время, которые не существуют вне Материи» [9]. Давайте предположим возможность определённого «перехода» из одной формы в другую. Тогда получается, что всеобщей формой бытия Материи может стать форма проявления Творческого Потенциала (Движение) во Времени и Пространстве.
  • «Парадокс матриц: каждая точка матричного пространства есть Небытие, а движение от точки к точке есть Бытие (выделено нами – авт.)» [9].

При выполнении комплекса мы не рекомендуем «перескакивать» из одной позиции (точки) в другую, так как при этом не реализуется (теряется) движение, а, значит, не проявляется бытие. На начальном этапе введением специальных упражнений (простых по форме) мы обращаем внимание на необходимость ощущать каждое мгновение движения (как бы «каждый участок» его траектории). Такие подготовительные упражнения позволяют легче воспринять необходимый посыл на более продвинутом этапе.

Что же должно происходить при выполнении движений комплекса? При определённой состоятельности можно ощутить, как в той точке пространства комплекса, где вы находитесь, как бы «рождается из Пустоты (Полноты?)» новое движение. Вы «каждым мгновением» находитесь в моменте возрождения (Нового Рождения) комплекса, что несёт очень высокое ощущение «полноты Бытия».

  • По мнению Альберта Вейника, Пространство – есть вещество [5]. Поэтому при работе со слушателями часть подготовительных упражнений направлена на ощущение «вещественности Пространства». При правильном выполнении пространство комплекса становится для вас чем-то «материальным» (ощутимым). Это может быть важным, поскольку оно вмещает и содержит всю «материальность комплекса». И тогда, задавая Движение комплексу, вы тем самым задаёте движение «его материи».

Что может включать пространство комплекса? – То, с чем вы решили «поработать», на что направить действие комплекса. Оно, «отображаясь» в пространстве комплекса, на какой-то период представляет собой «содержание пространства» как его «искажение», которое надлежит «исправить». Осуществлением действия комплекса, восстанавливается «норма пространства», снимая «искажение» в жизни человека.

Это всё помогает построить определённое отношение к комплексу и его содержанию. Действия комплекса несут человеку «состояние блага» в самом широком смысле этого понятия, и поэтому актуализацией «содержания» комплекса может быть «благосостояние человека», которое, конечно же, включает и его материальный аспект, в том числе, «материальное положение» и здоровье человека.

Как вам возможность поработать со своим «материальным благосостоянием»?!

  • Ощущение Пространства при выполнении комплекса может сопровождаться ощущением определённого «сдерживания» движений. Так, в «Книге Силы» говорится об ощущении как лёгкого сопротивления любому движению, так и способствования ему [1]. Поскольку «Пространство воздействует на материю, указывая как ей двигаться» (Джон Уильям), то мы можем предположить его непосредственное участие в появлении таких ощущений. Вероятно, в этом случае Пространство может как бы «сопротивляться» появлению «незакономерных движений» и способствовать Движению, непрерывность которого придаёт плавность движениям комплекса. Движения перестают быть «пустой формальностью», получают определённое значение, как бы «наполнение Действием», вносят в «Дом человека» благоприятные перемены.

Давайте отметим, что всё это может сказываться на скорости исполнения комплексов. Чаще всего внешне это воспринимается как некоторое «замедление» выполняемых движений. Автором «Книги Силы» особо не оговаривался темп их исполнения, но очевидно, что скорость движений может варьироваться в определённых пределах, позволяющих соблюсти условия «осуществление комплекса». Что касается «медленного» и плавного исполнения комплексов, то давайте приведём цитату «по случаю».

 «…готовить действия нужно медленно, не торопясь, чтобы занести в движение максимально возможный объём жизни вашего дела. Дело, которое медленно проявилось, долго будет жить. Действовать же нужно быстро, решительно, чтобы дольше сохранить полученный объём времени» [11].

То есть такое «замедление движений» или его субъективное ощущение вполне закономерно и свидетельствует об очень важных процессах, проходящих в этот момент, и вряд ли нужно «самовольно» что-то «ускорять».

Ну, хорошо, а что по поводу того, что «Действовать же нужно быстро, решительно…»? Это как? Получается, двигаться можно и «медленно», а действовать нужно – «быстро»!? Но говорили же мы, что движения должны «стать действием». Как же можно их выполнять одновременно и медленно, и быстро, если иметь в виду наши занятия? Как нам сориентироваться? Ну, собственно, никакого противоречия здесь нет, если говоря о Действии иметь в виду «действие комплекса» как «комплексное действие» его движений. И как бы «медленно» не выполнялись движения комплекса, его Действие не должно «заставлять себя ждать». Где же его могут «ждать»? – Наверно, там, где оно будет необходимо для человека! Для этого не надо «удерживать его при себе», а «отпускать» и делать это «решительно».

Знаете, судя по приведённому высказыванию, «быстро» в нашем случае может, с какой-то точки зрения, означать «решительно». Поэтому давайте-ка «поговорим» по поводу этого «решительно»…

  • Как оказалось, чтобы проявилось Действие, человек должен действовать «решительно». Кроме того, мы уже отмечали, что человек является «…решающим элементом в игре сил…» [1]. Из всего этого следует, что человек должен научиться принимать решение, а принятое решение научиться «отпускать» – «отрешаться» от него. «При этом «отрешиться» означает способность отпускать свои решения от себя. Иначе, если вы держите любое решение при себе, то и исполнение его произойдёт ЧЕРЕЗ вас же, то есть вы сами приковали себя к своим обстоятельствам и поэтому постоянно проигрываете» [1].

Другими словами, человек, чтобы не «приковывать себя к обстоятельствам» и не «проигрывать», должен «настроиться» как своеобразный «центр» принятия решения (В.П. Гоч). И тогда комплексы «Книги Силы» учат нас, в том числе, как правильно с этими решениями нужно обращаться. Так? Ну, если «в том числе»…

Хорошо, тогда о каких решениях в «нашем случае» может идти речь, какие решения в этой связи мы можем принимать? Например, решение изучать комплексы «Книги Силы», познавать Стиль Духа. Вероятно, на определенном уровне состоятельности само выполнение комплекса будет видеться как «принятие решения»… И всё же, наверно, «учить» принимать решения нужно для того, чтобы человек когда-то смог принять для себя «Главное Решение»!? Значит «Стиль Духа» помогает человеку в «принятии решений» на Пути к своему «Главному Решению»?! Интересно, что это может быть… И потом, если не принимать эти «решения», что тогда? Говорят же ведь «чему быть, того не миновать»?!

Ну, что же, напомним, что «При наличии со-знания все взаимодействия выносятся за пределы человека и он приобретает своё истинное место в Мире – человек является тогда решающим элементом в игре сил, а сами силы становятся исполнителями (выделено нами – авт.)» [1]. И значит, в случае «отказа» принимать решения и неумения от них «отрешаться», «все взаимодействия» пройдут как бы «через самого человека»?! Более того, человек не сможет занять своего «истинного места» – останется как бы «ВНЕ его»! Ого! А это сильно может «повредить» человеку? И что это за «взаимодействия» будут проходить (отрабатываться) «через него»?

Давайте мы ещё раз приведём цитату и, как говорится, «судите сами». «Оставшиеся ВНЕ подпадают под Принцип Места: НЕ идущий в Потоке, идущий не в Потоке, не идущий не в Потоке возвращается на своё место и не сойдёт с него, пока воздаяния, чистящие его за дела его, не отработаются им же, а в сердце блудного сына не родится решение вернуться к Отцу» [1].

То есть никаких «благоприятных перемен» не предвидится, поскольку человек каждый раз будет «возвращаться на своё место», а «его взаимодействиями» станут «воздаяния, чистящие его за дела его». Так? Не слишком мрачно и «радикально»? Ну, если в чём-то и так, то сразу скажем, что всё может быть и не столь трагично и «концентрировано». Вот, например, обратите внимание, есть возможность всё это изменить, и эта возможность опять-таки связана с принятием решения!

Оказывается, с какой-то точки зрения, всё «это» нужно, чтобы «у блудного сына родилось решение» – РЕШЕНИЕ «вернуться к Отцу»! Так может, это и есть то Главное Решение, которое сможет направлять человека в момент принятия им «разных решений» и проявиться во множестве принимаемых решений?!

Что же, мы, пожалуй, оставим вас наедине с самим собой, чтобы «принять какое-то решение». Но знайте, что в случае его принятия, вы как бы уже и не совсем «один и сам»…

  • Мы отмечали, что при переходе на новый уровень бытия Потенциал берёт на себя нагрузку и включается в работу. В книге «Теоретический и методический аспекты Стиля Духа» [12] мы говорили, о том, что при завершении комплекса человек приходит в «новое начало», с которого в «будущем» ему желательно начинать его новое исполнение или исполнение последующих комплексов. В этом случае как бы «сохраняется» определённая разность потенциалов, то есть в наличии потенциал, способный включиться в работу.

«Возникшая разность потенциалов энергии между текущим положением движущегося тела и началом вызывает токи (потоки) энергии, протекающие по пройденному пути. … Протекание энергии по пути и является работой энергии или силы, вызвавшей движение  (выделено нами – авт.)» [6].

Куда же они деваются при завершении своей работы? Неужели «просто исчезают»? «Сила, выполнив необходимую работу, придаёт телу (системе) энергию и/или движение, а сама становится Началом» [11].

Таким образом, «новым началом», с которого может начинаться новое движение, становится Сила, делая при этом начало комплекса «более сильным»!

  • Мы говорили, что не следует относиться к комплексам «Книги Силы», как к обычному «набору физических движений», то есть относиться «обыденно». Их «необыденность» подразумевает наличие иррационального плана, необходимость познания Тайны (тайного смысла) и превращение самого процесса выполнения комплексов в «познавательный процесс». А «отображение» более высокого плана «бытия комплексов», помещённое в их начало, способно обеспечить и новый уровень Потенциала, и его включение в работу.

Что из всего этого следует, к чему мы, собственно, «ведём»? Недопустимо относиться к «встрече с комплексом», как к чему-то обыденному! Представьте, что в этот момент вы получаете возможность находиться в более высоком пространстве бытия, где сам Потенциал берёт на себя и нагрузку, и осуществление необходимой работы. Говоря о потенциале, мы имеем в виду совокупный Потенциал системы «человек – комплекс».

Исходя из сказанного, позволим себе предложить, во-первых, некоторую рекомендацию:

Воспринимайте сам комплекс и начало его выполнения, как встречу и выход в более высокое пространство, возможности которого позволяют перевести на новый уровень бытиё человека.

И, во-вторых, некий «промежуточный» вывод о том, что:

На определённом уровне состоятельности человека сам комплекс и его выполнение становятся пространством и способом актуализации творческого Потенциала.

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Максимы Тотальности. – Ростов-на-Дону: Элиньо, 2008.
  4. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Киев: Ника-Центр, 1999.
  5. Гоч В.П., Белов С.В. Работа в Причине. Первая ступень. – Симферополь: 2004.
  6. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Теория и методология Со-Творчества. – Киев: Издательство «Сфера», 2007.
  7. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Книга Со-Бытия. – К., Сфера, 2010.
  8. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. НАЧАЛА. – Севастополь: издатель Карпин А.В., 2013.
  9. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  10. Гоч В.П. Материалы семинаров по работе в ПСС.
  11. Гоч В.П., Акимов И.Е., Сабрукова М.Н. ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2017.
  12. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.