ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ РУННОГО ЯЗЫКА
Т. И. ГОРБУНОВА
С.В. ХВОРОСТОВ
Тот, кто имеет язык, «имеет» мир.
Ханс Георг Гадамер
Язык удивительное явление, охватывающее все стороны бытия человека и общества и формирующее человечество как единое целое.
О силе слова известно с древних времен. На этой основе во всех религиях используются молитвы и мантры, когда повторяемая много раз фраза, затрагивает глубинные уровни человека, приводя его в особое состояние. В современных практиках есть аутотренинги, основанные на многократном повторении определённых словесных установок, формирующих положительные изменения в состоянии человека.
Этот феномен активно исследуется физиологами и психологами. Учёные стремятся выявить механизм, запускающий процесс внутренних и внешних изменений. Предполагается, что на процессы могут влиять, например, вибрационные характеристики звуков и их последовательность, форма текста, его смысл и количество повторов. Однако следует признать, что выявленные факты могут представлять лишь начальный уровень понимания взаимодействия языка, человека, общества и Мироздания.
Любая речь – это определенные звуковые вибрации, и наша материальная Вселенная также состоит из «звуковых вибраций». Об этом свидетельствует библейское «В начале было Слово…». Подтверждения этого можно найти и в других духовных источниках. Согласно Ведам, источником вибраций слова является Брахма, который посредством произношения определенных звуков создает нашу Вселенную. Это объясняет существующее мнение о иррациональной духовной основе звуковых вибраций языка.
Соприкасаясь с этими духовными вибрациями, человек как бы «включает» широкий спектр перемен в своей жизни. В результате очищается его сознание, восстанавливаются функции организма, появляются новые способности – у человека открывается Путь. Таким образом, язык является важным фактором воздействия на жизнь человека. Более того, язык во многом определяет культуру и историю народов и этносов. Так, существует мнение, что для того, чтобы возвысить народ или наоборот «опустить», достаточно в языковую систему этого народа внедрить соответствующие звуки или соответствующие слова, имена, термины. И в настоящее время характеристики силы языка, его духовности и факторы, негативно влияющие на потенциал языка, становятся актуальной областью исследований.
Современные естественные или природные языки представлены в многообразии форм и вариантов, что приводит к своеобразному разделению людей по языковому признаку. Это может приводить к непониманию и даже отчужденности. Кроме того, философы и лингвисты утверждают, что люди, говорящие на разных языках, живут в отличающихся друг от друга мирах. Они по-разному воспринимают Реальность, поскольку в сознании человека реальный мир существует так, как это находит отражение в языке. То есть язык не только обеспечивает межличностную коммуникацию, но и формирует картину мира, реальность, в которой живут народы и нации. «Язык – это среда, в которой объединяются «Я» и мир» (Х. Г. Гадамер).
Из этого можно сделать вывод, что неправильное использование слов и выражений способно нарушать закономерное и желательное течение естественных процессов. И в то же время с помощью языка человек может изменять мир, внося в него гармонию и порядок. «Язык действительно упорядочивает хаотическое многообразие внешних впечатлений. Выражая упорядоченные мысли, язык является своеобразным слепком с природных отношений, включенных в человеческую деятельность» [8].
Таким образом, познание языка как явления закономерно связано с изучением различных его характеристик, в том числе и функций. Существуют разные определения термина «функция языка». Например: «Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначение и действие в обществе, т.е. они являются его характеристиками, без которых язык не может быть самим собой» [10].
В Словаре [1] приводится такое определение, функции языка – это «Разные стороны речевого сообщения, понимаемые как реализация разных возможностей или свойств речевого акта, актуализирующие потенциальные свойства соответствующих средств языка, – такие как коммуникация или собственно сообщение – коммуникативная функция, выражение чувств, эмоций – эмотивная функция, волеизъявление говорящего – волюнтативная функция, употребление речи для установления контакта со слушателем (собеседником) – контактоустанавливающая (социативная функция) и т.п.».
В различных источниках упоминаются разные функции языка. Например, в статье [2] названы следующие функции языка:
— коммуникативная,
— экспрессивная,
— мыслеобразующая,
— когнитивная.
В работе [9] в качестве основных называются коммуникативная и когнитивная функции, выделяются эмоциональная (экспрессивная), эстетическая, поэтическая функции, а также метаязыковая – исследования описания языка в терминах самого языка.
Тема функций связана со многими другими аспектами языка. Например, в «Грамматике Рунного Языка» [6] приводится цитата о том, что каждый язык проходит четыре стадии развития.
- «Сакральная – язык является средством общения с Богом.
- Рефлексивная – язык становится средством определения себя, своего внутреннего мира и явлений окружающей природы.
- Коммуникативная – язык является средством общения в социуме.
- Эстетическая – язык заканчивает свое развитие и уходит от утилитарного использования, люди пытаются с его помощью выразить идею Божественной гармонии через слово» [3].
С какой-то точки зрения, содержание этих стадий развития языка можно соотнести с главными функциями языка в определённые периоды его развития. На основании этого мы, в свою очередь, можем сделать вывод о том, что все эти свойства языка не сменяют друг друга, переходя одна в другую, а сохраняются в рамках единого явления как четыре базовые функции, присущие явлению язык. И на определенном этапе развития та или другая функция становится основной, другие уходят на вторые и третьи роли. Кстати, мы не встречали в лингвистических работах и приведенных в них классификациях упоминания о сакральной функции языка. Возможно, она подразумевалась в каких-то исследованиях как иррациональная характеристика явления, но «широкого освящения» в специальных работах как-то не получила.
В целом можно отметить, что выделяемые исследователями функции в чём-то совпадают, но чаще отличаются друг от друга. Кроме того в научной литературе можно встретить очень интересные классификации, в которых отражаются не только главные функции, но и второстепенные, частные случаи проявления главных. Такие списки могут достигать одиннадцати и более пунктов. Но самый большой список мы обнаружили в Википедии – 15 позиций. Классификацией в полном смысле этого слова её признать трудно, поскольку такой «подробный список» больше воспринимается как некое собрание всех найденных где-либо положений. Однако интерес к нему может быть оправдан тем, что эта информация дает определённую основу для нового взгляда на явление и задает положительный импульс для дальнейшей работы.
«Язык – многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка:
- коммуникативная (или функция общения) – основная функция языка, использование языка для передачи информации;
- конструктивная (или мыслеформирующая) – формирование мышления индивида и общества;
- когнитивная (или аккумулятивная функция) – передача информации и её хранение;
- эмоционально-экспрессивная – выражение чувств, эмоций;
- волюнтативная (или призывно-побудительная функция) – функция воздействия;
- метаязыковая (металингвистическая) – разъяснения средствами языка самого языка. По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.
- фатическая (или контактоустанавливающая) – использование языка для установления психологического контакта собеседников;
- идеологическая функция – использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений…Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу— как модернизаторство.
- омадативная (или формирующая реальность) – создание реальностей и их контроль;
- номинативная (или назывная) – язык называет различные объекты;
- денотативная, репрезентативная – ориентация на адресата;
- конативная – передача информации, представление;
- эстетическая – сфера творчества;
- аксиологическая – оценочное суждение (хорошо/плохо);
- референтная (или отражательная) – функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта» [11].
Конечно, приведенный здесь список функций лингвист может определить как излишне подробный, а подход как «неэлегантный» и не выдерживающий никакой критики. Нас же эта классификация заинтересовала с точки зрения лингводидактики. В перечне выделяется один пункт, который дает основу для определенных размышлений и имеет, с нашей точки зрения, важное практическое значение. Это пункт 9 – омадативная функция языка или функция «формирования реальности». В ней особо отмечается, что язык проявляет свойство создания, формирования реальностей и осуществления их контроля.
Что это значит? Можно понимать это следующим образом. Через язык, при его постижении и изучении, человек очерчивает некоторые границы мира, обозначает фазу, пространство, которое он знает и в котором он ориентируется, может действовать, каким-то образом управлять. Все, что находится за его пределами, ему незнакомо и для него не существует.
В полной мере это касается ребенка, овладевающего родным языком. Он познает мир, постепенно раздвигая границы познанного, или этот еще непознанный мир, в результате разрушения каким-либо образом «невидимых границ», вторгается в его реальность и воспринимается им как «хаос». «…осознание в Истине снимает хаос в окружающем пространстве, определённом фазовой границей ментальности» [8].
У взрослого человека познание языка, нового языка, может происходить по-разному. Можно предположить, что для него описанная нами модель работает, когда человек входит в «материю языка», постепенно познавая его в целостности и совокупности. Это происходит при реализации коммуникативного подхода, то есть когда человек начинает говорить на новом языке и воспринимать звучащую речь в специально организованном пространстве его проявления и функционирования. Это пространство определяется выбранным способом изучения языка и выбором учебных материалов, мотивами и интересами человека, а также его возможностями. Познаваемый материал и формируемые навыки влияют на сознание и позволяют увидеть черты Нового Мира в гармоничном единстве.
«Слово, упорядочивающее хаос, является в определённой степени материальной силой только в том случае, если отображает материальные объективные закономерности и мобилизует носителей материального действия на практические дела» [8].
Если идет изучение, главным образом, теории языка, его грамматики и лексики, то познанный посредством родного языка мир как бы обретает новые черты и краски, но в этом случае всё же нельзя говорить об обретении некоторого целостного представления о новом мире. Новые слова называют знакомые явления, открывая возможность увидеть их новые стороны. Но эти проявления всё ёщё носят локальный или, вернее, точечный характер.
И омодативная функция при таком раскладе будет подразумеваться как потенциальная возможность, когда накопленный теоретический материал станет основой пробуждения желания реализовать полученные знания на практике и человек заговорит, выходя в новый мир.
То есть омодативная функция при изучении языка присутствует как вероятность более высокого уровня или только как теоретическая возможность. С нашей точки зрения, акцент на реализации в полноте этой функции может стать основой обоснования и разработки новой концепции обучения Рунному Языку.
Следует отметить, что методика преподавания языка, представляющая специально организованный учебный материал, формирующий целостное представление о некотором фрагменте реальности и способствующий формированию гармоничного мировосприятия, не является абсолютно новой. Частично этот подход, основанный на реализации омодативной функции языка, реализуется при коммуникативном принципе обучения иностранному языку и используется достаточно широко. На этом построены и методики «погружения» в «стихию языка». Вопрос здесь уже больше в выборе тем познания и объектов реальности, которые изучаются, что в результате соотносится с принципами и способами восприятия действительности.
Необходимость формирования целостного и гармоничного восприятия мира учитывалась и при разработке программ в советской школе. Преподаватели «советской традиции» (часто интуитивно) руководствовались этой задачей при обучении детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, что было документально отражено в планах и программах или подразумевалось как «практический момент».
Целью учителя было не знакомство детей в подробностях, например, с физиологией человека или социальными проблемами, а введение их в «большой мир». То есть раскрытие как бы «сразу» всех сторон жизни вряд ли подготовит маленького человека к сложности мира, но способно напугать его. (В то же время некоторые западные педагоги считают, что убить в зоопарке и распотрошить животное, например, жирафа, чтобы показать внутренности, – очень познавательно).
Задачей учителя и раньше, и сейчас является формирование у ребенка ощущения гармонии мира и чувства защищенности, Конечно, это образ идеального мира, который во многом не соответствует действительности. Коррективы вносятся позже самой жизнью. Но такой подход в последующем становится для человека основой социального оптимизма и адекватности восприятия действительности. И получается, такое восприятие мира в последующем может в определенной мере защищать человека от жестокости и циничности.
Если говорить о Рунном Языке, то изначально главной задачей преподавателей стало знакомство слушателей с его системой и отличиями от русского языка [4, 5]. Тезис о том, что Рунный Язык явление духовного плана, вводилось на уровне теории и знакомства с текстами соответствующего содержания. Это объяснялось этапом проявления языка в мире и определенной ограниченностью информации.
Потом информации стало больше, но следует заметить, что в преподавании часто проявляется эффект инерции. Для педагога порой трудно оставить то, что было разработано и систематизировано, закреплено в учебном материале, и поэтому, чтобы создавать другую систему, реализуя новый подход, следует отказаться от уже апробированного и сделать шаг в новом направлении.
В силу наличия опыта преподавания по коммуникативно ориентированным методикам мы при создании уже известных вам учебных комплексов изначально ставили задачу знакомства с Новым Языком как введения человека в новое пространство гармоничных взаимодействий и духовного соприкосновения с тонким миром.
На что можно было опираться, создавая новую методику? Во-первых, выделялись темы, обусловленные самим процессом обучения. Во-вторых, внимание уделялось лексике, необходимой для формирования коммуникативной компетенции в необходимых областях – учебной, учебно-бытовой и, условно обозначим, профессиональной (Теория Причинности и методика работы в ПСС). В-третьих, предполагалось адекватное восприятие затрагиваемых тем, что обусловлено схожестью для двух языков позиций, моделей реагирования и скоординированным в результате занятий в Школе Причинности осознанием Реальности.
В целом, было понятно, что в систему языка и его лексику еще будут вноситься изменения, потому что любой живой язык обладает динамизмом, подвижностью как базовым качеством. Поэтому формируемый лексический запас был сознательно ограничен, но достаточен для формирования речевых навыков в четырех видах речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма.
На этом этапе не было задачи введения максимального количества слов РОО, приводились лишь примеры, иллюстрирующие те или иные грамматические особенности Нового Языка. То есть можно говорить о том, что в результате обучения происходило формирование адекватного восприятие некоторой новой реальности Нового Языка, так как в ней человек мог ориентироваться и действовать, работать рунным словом.
Мы учитывали объективные условия изучения языка слушателями. В их числе можно назвать:
— в силу объективных причин ограниченность времени, которое слушатели отводят для самостоятельной работы,
— потенциальность и силу Нового Языка,
— необходимость преодоления определенной инерционности сознания человека,
— осознанное ограничение богатства языковых форм и правил их использования в границах разрабатываемых курсов, с учетом объема памяти людей.
Это вовсе не ограничивает возможности дополнительной самостоятельной работы слушателей и формирования индивидуального стиля общения на Новом Языке и формирования на нем мыслей. Однако и на этом этапе должна ставиться задача реализации принципа универсальности языковых средств, осуществляя стремление к общему и частному соответствию «мира слов» – «миру понятий».
Закономерным на любом этапе обучения является стремление к удобству коммуникации. Отобранный материал должен способствовать выработке говорящим и слушающим экономных средств общения. И это соответствует закону коммуникации – говорящий стремится меньше затрачивать усилий, а слушатель требует ясного и точного выражения мыслей.
Уточним, что определенная заданность лексики и тем не может быть жесткой как по объему, так и по оформлению синтаксических единиц и реализации коммуникативных запросов. Естественно, что при языковой практике задачей преподавателя является исправление грубых грамматических ошибок и определенная коррекция выражений. При этом следует отметить, что речевая деятельность на Новом Языке стремится к реализации нормы, но в определенных ситуациях может вступать в «некоторое противоречие» с прописанной нормой, выходить за её рамки, границы или создавать основу для конкретизации нормы или вариативные формы нормы. То есть на каком-то этапе развития языка можно будет наблюдать интересные взаимодействия языка и нормы, нормы и речевой деятельности. Вероятно, в этих случаях мы можем использовать понятие «динамическая норма» (В.П. Гоч).
На этапе создания языка автор определил основы лексической и грамматической систем. Его характерной особенностью стало выделение слов, называющих явления, которые не войдут в будущее. Эти явления проявляют свою суть в форме, которая обусловливает их свойства при словообразовании и использовании, обусловливая качества сочетаемости и правила синтаксиса. Закономерно они уйдут из совместного существования человека и Бога. Это было особенностью Нового Языка, и часто именно эта область становилась объектом самого подробного изучения как теоретиков, так и практиков.
Мысль о том, что в ближайшем будущем эти слова уйдут из языка, как и называемые ими явления, увлекала многих возможностью дождаться завершения переходного этапа, чтобы изучать сразу «завершенный вариант» Рунного Языка. Однако язык – явление иррациональное. Вносимые автором изменения раскрывали новые стороны процесса трансформации и проявляли его нелинейный характер.
Особенно ясно это можно было увидеть после изменений 2011 года. Большая группа имен существования РОО получила новую форму и стала проявлять другие свойства [7]. То есть негативное явление раскрыло свою суть как «форма потенциального движения к совершенству».
NОBCAО (тэльхсуфэль) несчастье
NОBVHF (тэльхмера) ошибка
<-H-О (бальголь) смерть
А раньше они имели следующее звучание и вид.
CAH’I (суферэш)
G’L[I (пэдиш)
’’<’ (эрэбэ)
Как можно отметить, в новой форме уже нет внешних признаков слов, называющих негативные явления. Введенные на новом этапе развития Рунного Языка идея изменения подхода к обозначению негативных явлений в завершенном виде должна была привести к исчезновению слов РОО. Ожидалось, что слова РОО вообще исчезнут очень скоро, и сама система языка станет другой.
Но, как обнаружилось, этот процесс не носит линейного характера. Трансформация не осуществилась в «ожидаемом объеме», и, более того появилась большая группа новых слов, называющих негативные явления и действия, более точно характеризующие проявившиеся в мире тенденции. Например, появилось слово
LО; (дэльж) осуществление (в духе).
От этого слова было образовано новое имя, имеющее в переводе на русский язык оттенок негативности, что не нашло отражение в форме рунного слова.
NОBLО; (тэльхдэльж) неосуществление
Кроме того, и группа производных от него слов не имели признаков слов РОО.
NОBLО;H (тэльхдэльже) волна неосуществления
NОBLО;UC (тэльхдэльжэйс) неосуществлять
LОBLО;UC (дэльхдэльжэйс) неосуществить
NОBLО;UAJ (тэльхдэльжэйфо) неосуществлённый
NОBLО;AJ (тэльхдэльжфо) неосуществимый
NОBLО;HО (тэльхдэльжерэль) сила неосуществления
Но при этом среди производных есть и те слова, которые относятся к словам РОО.
NОBL’ (тэльхдэ) суть неосуществления, терпение
NОBL’’ (тэльхдэрэ) древо неосуществления
NОBL’’P (тэльхдэрэз) персонификация неосуществления // Зверь (Библ.)
NОBL’’O’ (тэльхдэрэщэ) форма неосуществления, программа [иного]
А новое слово – LО; – угадывается в слове имени существования РОО, которое по известным правилам образует производные РОО.
LО;H’ (дэльжерэ) агрессия
LО;H’L (дэльжерэд) агрессор
LО;H’G’ (дэльжерэпэ) агрессивный
LО;H’Q (дэльжерэй) воевать
Но в ряде случаев включаются и другие модели образования слов, и новые слова относятся к именам, имеющим будущее.
LО;HAJ (дэльжерфо) военный
LО;HA (дэльжерф) воин
То есть, мы наблюдали проявление разнонаправленных тенденций в новой лексике. И теперь можно говорить о том, что языковые процессы, отражающие изменения, которые происходят в мире, имеют свой темп, направление, последовательность и длительность. Несмотря на относительно высокую скорость их протекания, не следует ожидать, что они завершатся, предположим, через месяц. И есть определенный смысл в том, чтобы не «зацикливаться» на принципиальных особенностях языка, а лишь учитывать их при отборе и адаптации учебного материала. Опираться же следует на свойства будущего, проявляемые языком, и с учетом выделенной нами омодативной функции. Эти свойства могут стать основой разработки новых методических концепций, которые будут воплощены в специально организованных методических материалах и соответствующих им пособиях и учебниках.
Эти материалы на начальном этапе учебы, по возможности, не должны включать названия «старых, уходящих» явлений и процессов. Акцент в обучении будет делаться на принципах, соответствующих будущему мироустройству. Внимание будет уделяться тенденциям и процессам, в которых раскрывается будущее. Конечно, невозможно искусственно замыкать мир человека в каких-то рамках пусть волшебного построения «идеального» мира. На каком-то этапе расширение границ познаваемого приведет к введению слов определенного характера и к знакомству с именами РОО, но это будет происходить на фоне сформировавшегося представления о мире гармонии и духовности. Лучше всего, с нашей точки зрения, этот подход может работать при обучении детей, так как именно они принадлежат будущему и чувствуют его.
Таким образом, будет в полноте проявляться омадативная функция Нового Рунного Языка или функция, формирующая и создающая рунную реальность. А у людей откроется понимание истинной силы языка, которая включает возможность контроля новой реальности и ее защиты.
Литература:
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1966.
- Введение в языкознание. Курс лекций. – http://www.libma.ru/jazykoznanie/vvedenie_v_jazykoznanie_kurs_lekcii/p59.php
- Волкова О., Городилова Т., Липунова Н. Тот, кто говорит архетипами, глаголет тысячей голосов.// Соционика, психология и межличностные отношения. – 2000, февраль.
- Горбунова Т.И. Лингводидактический аспект Рунного Языка.// Материалы 4 Международной научной конференции «Вопросы валеологии и эниовалеологии». – Севастополь: «Лаукар», 2000.
- Горбунова Т.И. Лингвистическое направление исследований в Школе Причинности.// Горбунова Т.И., Хворостов С.В. Рунный Язык. Очерки по теории и методике. – Баку: Элм, 2013.
- Гоч В.П. Грамматика Рунного Языка. – Ростов-на-Дону, издательство «Элиньо», 2006.
- Гоч В.П. Дополнительный материал по грамматике. – 2012.
- Гоч В.П., Акимов И.Е., Сабрукова М.Н. Единая теория Времени. – Тюмень: Издательство «Истина», 2017.
- Заскока С.А. Введение в языкознание. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2005.
- Функции языка. – https://studopedia.ru/3_6108_funktsii-yazika.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Язык