ПОНЯТИЕ «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЗАКОН»

ПОНЯТИЕ «ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЗАКОН»

Т.И. Горбунова
С.В. Хворостов

Закон – внутренняя, необходимая, устойчивая и существенная связь, обусловливающая упорядоченность бытия и его изменений.
Краткий словарь философских терминов

Познание Мира подразумевает изучение фактов, явлений и процессов, характеризующих разные стороны Реальности. На определенном этапе исследователи приходят к осознанию явлений во взаимодействии и их взаимосвязи, что становится основой формирования понимания единства Мира как принципа его системной организации. Результатом этого осознания становятся сформулированные в науке законы и правила, которые позволяют концептуально в обобщенном виде воспринимать явления и процессы, характерные для некоторой области действительности. При этом процесс познания и оформления полученной информации неразрывно связан с владением языком и умением выражать мысли в лингвистической форме.

Таким образом, язык затрагивает все стороны бытия человека и Мира. Более того, есть мнение, что, характеризуя мир и описывая его своими средствами, язык содержит в себе тайну начала мира и человека, а также определенную программу их  развития. То есть, исследуя язык и его особенности, мы выходим на базовый уровень понимания основ мироздания.             

Традиционно исследованием языка занимается языкознание – «наука о языке, его происхождении, свойствах и функциях, об общих законах строения и развития всех языков мира» [7].

Существует также синонимичное понятие – «лингвистика» (от лат. lingua).  «Это наука, изучающая языки (существующие, существовавшие и возможные в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще» [13].

Считается, что лингвистика – одна из самых сложных наук. Она представляет собой систему, объединяющую в себе множество дисциплин. Совокупность этих наук дает достаточно полное знание обо всех сторонах человеческого языка вообще и обо всех отдельных языках. В рамках этих наук идут исследования, и собирается соответствующая информация.

«Накопление Миром информации о своём собственном устройстве – причина того, что Мир развивается и при этом порождает всё большие по сложности формы, его составляющие. Задача этих форм – обогащать Мир информацией, служить для Мира источником новых его форм и способностей, пока неизвестных ему самому» [6].

В результате «накопления информации» не только возникают предпосылки перехода на новый уровень знания, но и обретается понимания феномена «Языка» как духовного и мирового явления.

Таким образом, лингвистику с полным основанием можно отнести к  фундаментальным наукам. Наряду с другими научными направлениями она представляет собой область  познания, которая подразумевает «…теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за  формустроениесоставструктуру  и  свойства, протекание  процессов, обусловленных ими; 

– затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин,  служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности  детерминации идео- и формообразующей сущности предмета их изучения,  мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные» [4].

Результаты таких научных исследований оформляются в виде законов, закономерностей и тенденций, которые дают общее представление о «…внутренней, необходимой, устойчивой и существенной связи, обусловливающей упорядоченность бытия и его изменений» [9].

Понимание термина «лингвистический закон» формировалось в течение веков. Предполагают, что его появление в XIX веке было подготовлено деятельностью представителей натурализма в языкознании – А. Шлейхера и М. Мюллера. Их подход основан на утверждении о том, что язык проявляет признаки живой системы и может развиваться по биологическим законам живых организмов, то есть отдельные периоды развития языка можно рассматривать как стадии роста организма. На этом принципе А. Шлейхером была построена и классификация языков, заимствованная из биологической систематики [1, 8].

Конечно, подведение развития языка под «биологические законы» выглядит несколько «механистическим», а с точки зрения современной лингвистики даже спорно. Другое дело, что в основе развития живых систем лежат общие принципы, и эти системы подчиняются неким универсальным законам, проявление которых в области биологии придаёт им особую специфику, – специфику, которая, вероятно, исключает механический перенос и прямое подчинение языка особенностям развития биологических систем.

Однако можно говорить о том, что исследователи увидели главное – отображение в языке самой Жизни. И мы можем говорить о том, что Язык не просто проявляет признаки живой системы, а является живой системой и системой Жизни. Эта система изменяется во времени, и характер изменений обусловлен потенциалом его носителей, способностью их к творчеству, а также направлением развития сообщества носителей языка.

Были и другие попытки использовать в языкознании принципы, проявленные в разных областях научного знания. Так, известен опыт социально ориентированного подхода в изучении языковых закономерностей. В советском языкознании 20-30-х годов ХХ века широкую известность получила теория Н. Я. Марра, в которой он подменял лингвистические законы социологическими и объяснял языковые явления социально-экономическими факторами. Ученый выдвинул идею о языке как об отражении общественной формации, рассматривая историю языка как историю смены типов мышления. Язык рассматривался им как онтологическая черта человека и человеческого общества, то есть как явление, проявляющее  и обусловливающее «фундаментальные принципы бытия». [8, 12].

Такой подход не является собственно лингвистическим, а, скорее, соответствует лингвофилософским позициям. Однако работы ученого оказали большое влияние на развитие общего языкознания в России. А взгляды учеников Марра, невзирая на все исторические перипетии, до сих пор в значительной мере определяют направление исследований в русской грамматической науке [12].

Вероятно, и в этой, так долго и упорно критикуемой теории, можно увидеть рациональное зерно и «живую мысль», так как, несомненно, развитие языка тесно связано с развитием человека, человеческого общества.

Сторонники другого научного направления – лингвистического психологизма – полагали, что язык функционирует по законам, обусловленным развитием человеческого мышления. В основу этого направления легли труды  немецкого ученого В. Гумбольдта, до сих пор не утратившие своего значения. Так, именно ему принадлежат удивительно актуальное, с нашей точки зрения, высказывание о языке.

«По своей действительной сущности язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее. Даже для его фиксации посредством письма представляет собой далеко не совершенное мумиеобразное состояние, которое предполагает воссоздание его в живой речи. Язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energia). Его истинное определение может быть только генетическим. Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикулируемый звук пригодным для выражения мысли…» [цит. по 1].

Кроме того, В.Гумбольдт первым выдвинул идею взаимосвязи языка, мышления и духа народа [7].

Г. Штейнталь продолжал развитие учения о языке как деятельности индивида и отражения народной психологии. Как и другие представители этого направления, А. Штейнталь придавал большое значение понятию «внутренняя форма». Он  полагал, что в доисторический период языки обладали богатейшей внутрен­ней формой, а в исторический период они её постепенно утрачивают. Сторонники лингвистического психологизма считали, что внутренняя форма есть следствие процессов образования слова. Пытаясь психологически объяснить эти процессы, они говори­ли о таких законах психологии, как ассимиляция, ассоциация, апперцепция и др.

Сторонником лингвистического психологизма был А.А. Потебня, который предполагал, что языкознание должно опираться на психологию индивида, на психологию народов. Кроме того, в его трудах много места отводилось вопросу об ассоциативных связях между звучанием и значением слова, поднимались и другие важные вопросы.

Вклад представителей этого направления в науку огромно. На основе разрабатываемых ими тем возникли такие научные направление как психолингвистика, этнолингвистика, социолингвистика, психология речи и др. Можно говорить о том, развитие мысли Гумбольдта о необхо­ди­мо­сти исследовани­я связного текста привело к возникновению теории целого текста [11].

Исследования, относящиеся к названным направлениям, и в настоящее время вызывают интерес и способствуют развитию научного знания. Однако восприятие этого материала происходит уже с новых позиций. На этой основе возможно осознание уже накопленной в конкретной области информации и исследование языка и его законов в соответствии с современным уровнем развития научной мысли.

Таким образом, современное понимание термина «лингвистический закон» вобрало весь опыт языкознания и основано на том, что лингвистические законы имеют объективный характер. Их действие лишь опосредованно связано с природой и обществом, физиологией человека и психологией. Они не зависят от воли и желания отдельных людей, хотя именно люди как носители языка оказывают определенное воздействие на ход его развития.

Итак, «лингвистический закон»  

1) регулярное и последовательное воспроизведение того или иного соотношения единиц данного языка, мыслимое в виде правила или формулы закономерных соответствий.

2) Некоторое общее правило, закономерность, свойственная данному языку, разным языкам или языку вообще» [10].

В контексте нашей работы более приемлемо второе определение, хотя рассмотрение какого-либо конкретного языка мы оставляем за рамками этой статьи.

Эта тема может быть рассмотрена в разных аспектах, например, связанных с уточнением самого понятия «общий лингвистический закон», а также терминов «частный закон», «внутренние и внешние лингвистические законы», «взаимоотношение лингвистических законов и философских законов», «законы развития языка» и т.д. Такие исследования представляют для нас определённый интерес. Это связано с возможностью в будущем проследить и описать проявление соответствующих закономерностей в Рунном Языке, то есть сформулировать тенденции и закономерности частного характера и исследовать проявление «общих и частных лингвистических законов» на материале Нового Языка.

Напомним, что главной темой статьи является рассмотрение понятия «общий лингвистический закон». В Большой Советской Энциклопедии приводится следующий перечень таких законов:

  • двуплановость языка (план выражения и план содержания),
  • развитие как форма существования,
  • трёхчленность формулы основных структурных элементов языка (фонема – слово – предложение),
  • закон неравномерности темпов развития различных структурных компонентов языка [3].

Существуют и другие варианты. Например, в [14] выделяются следующие общие лингвистические законы:

«1) Закон эволюционного изменения структуры языка путем медленного накопления элементов нового качества и постепенного отмирания элементов старого качества. В силу действия этого закона в любом языке всегда сосуществуют и противоборствуют элементы нового и старого качества, например: дорога и стезя, рыбак и рыбарь, увидел ее большую и увидел ее большой.

2) Закон неравномерности развития разных ярусов языковой структуры. Разные ярусы языковой структуры отличаются друг от друга темпами развития.

3) Третьим общим лингвистическим законом следует признать изменение по аналогии…» [14].

С нашей точки зрения, эти два подхода к формулированию общих лингвистических законов имеют точки соприкосновения, и на этой основе есть возможность предложить и обосновать свой вариант.

  • Во всех языках отмечается двуплановость языка (план выражения и план содержания) – форма и содержание.
  • Плана выражения касается трёхчленность формулы основных структурных элементов языка (фонема – слово – предложение),

Эти два закона определенным образом характеризуют «устройство» любого языка независимо от исторического этапа его развития. Можно сказать, они «вневременные» или носят универсальный характер.

Три последующих положения фиксируют свойство изменчивости (подвижности) языковой системы.

  • Языку присуще развитие как форма существования. Данный тезис соотносится с положением об эволюционном изменении структуры языка, но более высокого уровня обобщения. Примером отсутствия развития становится «судьба» исчезающих и «мёртвых» языков.
  • Закон неравномерности темпов развития различных ярусов, уровней языка [3].

Вероятно, есть необходимость пояснить, что понимается под термином «уровень языка».  Уровни  языка – это «некоторые «части» языка; подсистемы общей системы языковой, каждая из которых характе­ри­зу­ет­ся совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их исполь­зо­ва­ние и группировку в различные классы и подклассы» [10].

В другой интерпретации уровень – «одна из фаз научного исследования языка, определяемая свойствами единиц, выделяющихся при последовательной сегментации (членении) речевого потока от низших единиц к высшим, т.е. от звука к фонеме, затем морфеме, слову и т.д.» [2].

Обычно выделяется четыре уровня языка: фонетический, морфологический, лексический и синтаксический, т.е. уровень предложения [7]. И если сравнивать темпы развития, предположим, лексики и синтаксиса, то на примере русского языка в наши дни даже не специалист отметит появление большого количества новых слов, то есть лексика развивается гораздо быстрее в то время, как правила построения предложений остались теми же.

Так, мы стали свидетелями формирования большого пласта новых слов, связанных с изобретением новых средств коммуникации. Это лексика, связанная с появлением интернета, мобильных телефонов и, как следствие, развитием особых форм коммуникации в социальных сетях. Во многом это обусловлено появившейся тенденцией «сокращений» и использованием искаженной формы слов. То есть лексический уровень развивается быстрее, чем синтаксический, и, вероятнее всего, быстрее, чем фонетический.

С некоторой точки зрения такая «неравномерность развития» может восприниматься как общий лингвистический закон, но мы предлагаем увидеть в этом особенность закона развития, частный случай его реализации.

  • Закон аналогии можно рассматривать как один из механизмов, способов трансформации языковой системы во времени. Под этим законом понимается постепенное выравнивание системы языка, когда более редкие формы уподобляются более частотным и употребительным. В качестве примера можно привести процесс ассимиляции в русском языке заимствованных слов. В частности, это всем известные споры «вокруг кофе». Литературная форма «кофе» в сочетании «крепкий кофе» постепенно заменяется все более частым просторечным «крепкое кофе» по аналогии с существительными среднего рода. Сейчас мы наблюдаем промежуточный этап, когда носителями языка используются оба варианта словосочетания, но на определенном этапе развития нормой становится более употребительная форма.

С нашей точки зрения, эти три положения можно объединить в один закон и определить как «закон развития как форма существования языка», что отображает его свойство трансформироваться во времени под влиянием внешних и внутренних факторов. Все другие рассмотренные положения можно рассматривать как его внутреннее содержание.

Таким образом, мы можем выделить следующие общие лингвистические законы:

  1. двуплановость языка (план выражения и план содержания),
  2. трёхчленная формула основных структурных элементов языка (фонема – слово – предложение),
  3. закон развития как форма его существования.

С нашей точки зрения, эти законы действуют всегда, если при рассмотрении мы не учитываем такие специфические системы, как языки символов, жестов и т.п., в которых выдерживаются не все эти законы, например, может не работать второе положение.

Хотя и собственно лингвистические законы, по мнению некоторых исследователей, не несут столь строгого, как в других научных дисциплинах, содержания. Возможно, это потому, что язык является очень подвижной системой, в которой отрицать проявляющиеся изменения достаточно трудно, в то время, когда изменение научных основ в точных и естественных науках можно игнорировать десятилетия и столетия (это относится, например, к закрепленной в антропологии теории развития Дарвина). Вероятно, поэтому часть лингвистов вместо термина «закон» используют понятия «лингвистическая закономерность, тенденция».

Однако, с нашей точки зрения, понятие «закон» более соответствует уровню заданной темы. Для нас интересно изучение вопроса с позиций, применимых для большинства описанных языков мира. Здесь раскрывается возможность выхода на базовые принципы организации и функционирования языка как явления и расширению концептуальных представлений о его проявлении в Мире.

При этом открываются новые для нас темы прикладного, прагматического характера. Например, возникает возможность проследить действие лингвистических законов на материале русского языка как базы Рунного Языка, что может стать отдельной темой.

Кроме того, это соотносится с новым пониманием термина «закон» с позиций Неклассической Тотальной Науки. «Закон – творческая трансценденция устойчивых связей и взаимоотношений явлений действительности, необходимых для их развития по подобию своему идеальному первообразу, выступающему целью бытия явления» [5].

Всё вышесказанное позволяет нам предложить новую формулировку понятия.

Лингвистический закон – это действующая в языке закономерность, которая определяет бытие и функционирование языковой системы, а также процесс его совершенствования по подобию его «идеальному первообразу», что является целью бытия явления Язык.

В свою очередь, язык по подобию процессов воздействует на действительность, запуская процессы трансформации и совершенствования Мира и человека. При этом  человек становится местом и субъектом преображения, он становится творческой силой, призванной творчески осуществить Закон Языка. И сделать это человек может, лишь преображаясь в Творчестве и осуществляя в себе Язык как Новый Закон.

Литература:

  1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М.: Языки славянской культуры, 2005.
  2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Советская энциклопедия, 1966.
  3. Большая советская энциклопедия. – http://dic.academic.ru/nsf/enc3p/179878
  4. Википедия. – https://ru.wikipedia.org
  5. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Максимы Тотальности. – Ростов-на-Дону: Элиньо, 2008.
  6. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014
  7. Заскока С.А. Введение в языкознание. Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2005.
  8. Звегинцев В. Очерки по общему языкознанию. – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/zveg/03.php
  9. Краткий словарь философских терминов. – nenuda.ru
  10. Лингвистический энциклопедический словарь. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/179878
  11. Лингвистический энциклопедический словарь. – http://tapemark.narod.ru
  12. Ситько Ю.Л. Бытование функционально-прагматической методологии в отечественном языкознании . –  http://zavantag.com
  13. Энциклопедия кругосвет. Лингвистика . – http://www.krugosvet.ru/node/41867
  14. Студопедия. Законы и закономерности развития языка. – https://studopedia.ru/3_6113_zakoni-i-zakonomernosti-razvitiya-yazika.html