ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА КУРСА «РУННЫЙ ЯЗЫК НА РУННОМ ЯЗЫКЕ»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА  КУРСА «РУННЫЙ ЯЗЫК НА РУННОМ ЯЗЫКЕ»

Т.И. ГОРБУНОВА

В настоящее время Новый Рунный Язык (автор В.П. Гоч) получил определенную известность в социуме. Существуют работы по истории его создания, принципам грамматической структуры языка и законам формирования лексики. Уже созданы различные учебники по Рунному Языку. В ряде своих работ мы описывали их с целью анализа содержания и последовательности введения учебного материала, а также определения реализованных в них методических подходов.

Особо важной задачей при изучении любого языка является формирование практических навыков и умений общения на данном языке. С этой точки зрения одним из наиболее интересных и эффективных является курс «Рунный Язык на Рунном Языке» (авторы В.П. Гоч, Т.И. Горбунова.), который включает семь этапов. В настоящее время изданы четыре учебника и готовится пятая книга, которая будет предложена в электронном варианте.

Предлагаемый курс существенно отличается от других известных учебных материалов, по которым идут занятия в Школе «Причина и Карма». Так, в нем вводится локальный объем лексики и грамматики, соответствующий начальному этапу изучения языка. Материал организован на основе коммуникативного принципа. Кроме того, реализуется интенсивный принцип введения и закрепления изучаемого материала – речь преподавателя при объяснении и учебные диалоги проходят на Рунном Языке, что отражено в названии курса – «Рунный Язык на Рунном Языке».

К настоящему времени курс проявил себя как система обучения, способствующая развитию речевых навыков и снимающая некоторый психологический барьер в восприятии Рунного Языка. Сравнительно с другими существующими концепциями обучения этот курс ориентирован на систему самого Нового Языка, и этот фактор позволяет перестраивать уже сформированные у слушателей стереотипы восприятия его грамматической системы.

Учебники, входящие в комплекс, не только презентируют лексический, грамматический и текстовой материал, но и дают возможность их осознания в системе. При этом предложенный в учебниках материал включает только часть заданий, упражнений и текстов, которые осуществляются в ходе аудиторного занятия. С точки зрения современных методических подходов, такой учебник представляет собой «книгу для слушателя». Понимание этого термина обусловливается знакомством с современными учебно-методическими комплексами (УМК), на основе которых происходит обучение иностранному языку. По такому же принципу построен УМК «Практический курс Рунного Языка», с которым знакомы многие преподаватели.

Таким образом, для данного курса изданы только базовые учебники. То есть методическое обоснование, грамматическая составляющая и логика компоновки локальных доз грамматики остаются вне предлагаемых материалов, хотя они излагались нами и их можно найти в наших теоретических и методических статьях. Это объясняет то, что объём учебного материала, вводимого на конкретном занятии, и объем лексического и тематического материала, представленного в книге, могут существенно различаться. Кроме того, много нюансов связано со способами введения слушателя в учебную тему и приемами закрепления, вариантами контроля.

Это могут подтвердить слушатели, присутствовавшие на практических семинарах по данному курсу, а также преподаватели, изучавшие теоретическую основу предлагаемой методики преподавания Рунного Языка. Описываемый курс преподносит большой объем материала в сжатые сроки. И потому сам учебный процесс предполагает энергичные действия преподавателя и индивидуализированный подход к слушателям. То есть существует ряд особенностей подготовки преподавателя к проведению каждого практического занятия, а также понимание общих целей и задач курса.

Целью курса является обучение общению на Рунном Языке, при котором общение становится и средством обучения. В случае, когда книги используются для самостоятельных занятий, коммуникативная сторона процесса уходит на второй план, как и характерные черты интенсивного обучения. Однако просчитанная последовательность подачи материала и его оптимальность обеспечивают комфортность усвоения знаний.

Успех и достижение целей курса «Рунный Язык на Рунном Языке» обеспечивается знакомством с центральными явлениями грамматической системы языка. Использование элементов интенсивного обучения  формирует учебную ситуацию, когда грамматика вводится с учетом обеспечения потребностей естественного общения в учебной, бытовой сфер общения и области специальных и профессиональных интересов обучаемых.

          Ведущими принципами методической системы, на основе которой создается данный учебный комплекс, являются общие лингвометодические положения, а также принципы, вытекающие из особенностей Рунного Языка:

  • Формирование у слушателей видения за внешними характеристиками рун их духовной составляющей.
  • Комплексный подход к языковым явлениям разного уровня, т.е. по возможности комплексное овладение знанием Рунного Алфавита, определенными правилами написания слов Рунного Языка, словосочетаний, на начальном этапе предложений и их чтением, знанием системы и структуры языка, правил его функционирования.
  • Выделение этапов обучения, обозначение целей, содержания и сути каждого этапа обучения.
  • Реализация функционального подхода к отбору и подаче грамматического и лексического материала.
  • Использование преимуществ коммуникативного характера обучения, формирование речевых навыков на текстовом материале по Теории Причинности, что способствует осознанию на новом уровне глубинных процессов движения Мира и совершенствования Человека.
  • Выделение периодов интенсивных занятий в рамках семинаров и курсов, чередование их с периодами самостоятельной и внутренней работы слушателей по усвоению полученных знаний.

В результате изучения учебного курса «Рунный Язык на Рунном Языке»  студенты должны знать:

–  руны, их названия, матричные образы и ключевые слова;

–  правила чтения рун в определенных положениях и сочетаний рун;

–  иметь представления об основных грамматических классах Рунного Языка;

–  правила изменения слов в речевом высказывании;

–  правила создания синтаксических единств на уровне простого и некоторых типов сложных предложений;

–  базовую лексику для выражения определенных мыслей.

В результате изучения учебного курса «Рунный Язык на Рунном Языке»   студенты должны уметь:

– читать руны, сочетания рун, слова и предложения, а также тексты, содержащие знакомую лексику;

–  читать тексты, содержащие 3-5 % незнакомой лексики;

–  выделять основное содержание прочитанного;

– писать с листа и записывать со слуха речевые высказывания до 300 лексических единиц, понимая содержание записанного;

– составлять письменные высказывания на заданную тему, знакомую слушателям по изученным текстам и заданиям;

–  понимать звучащую рунную речь в диалоге и соответственно реагировать на высказывания;

–  понимать монологи и уметь выделить главное содержание высказывания;

–  составлять монологическое высказывание на заданную тему;

–  уметь отвечать на вопросы по изучаемым темам.

Коммуникативный характер разработанного практического курса определяет тот факт, что обучение языку на основе предлагаемого комплекса учебников строится как обучение речевой деятельности на этом языке. Перед слушателями ставится задача овладения определенным уровнем навыков и умений в области аудирования, говорения, чтения и письма на соответствующем данному этапу обучения языковом материале по темам в отобранных сферах и ситуациях обще­ния.

В процессе обучения на этом этапе слушатели получают представление о главных системных явлениях рунной грамматики и набирают определенный объем лексики. Представляется важным на данном этапе соблюдение единства языкового материала при дифференцированном обучении различным видам речевой деятельности – чтению, письму, аудированию и говорению, что обуславливает характер предлагаемых упражнений и заданий.

Знания, умения и навыки, заложенные в этом курсе, послужат отправной точкой для дальнейшего изучения языка.

Контроль знаний, умений и навыков обучаемых осуществляется на практических занятиях, при проведении самостоятельных и контрольных работ, зачетов и экзамена. Контроль уровня знаний, умений и навыков подразделяется на текущий (проверка самостоятельной работы, контрольных работ) и итоговый в конце каждого цикла занятий.

Итоговый экзамен проходит в 2 этапа: письменный и устный экзамены. Письменный экзамен включает текст для перевода объемом в 200 – 250 лексических единиц и сочинение на одну из предложенных тем, например, «Путь человека».

Устный экзамен проходит в виде работы по вопросам билетов. Каждый билет включает 2 задания: монолог на заданную тему и диалог на заданную тему.

В целом, формы, приемы и способы контроля текущего и итогового являются типовыми для программ языковых вузов и языковых курсов дополнительного образования.

Языковое содержание предлагаемого учебного материала включает знакомство практически со всеми грамматическими классами языка, знание временной и видовой систем рунного глагола, понимание сути форм причинных отношений имен существования, личных и Божественных местоимений.

Часть грамматического и лексического материала предназначена для активного усвоения и использования при говорении и письме. Так, активному усвоению подлежит видовременная система рунного глагола, основные значения бесприставочных глаголов движения, основные значения причинных и Духовных отношений имен существования и личных местоимений, ряд предлогов, с помощью которых передаются эти значения, основные структурные типы простого и сложного предложений.

Для пассивного усвоения  (в рецептивных видах речевой деятельности: чтении и аудировании) предлагаются некоторые значения причинных отношений имен существования, формы причинных отношений Божественных местоимений, степени сравнения имен проявления и наречий, ряд типов предложений.

Каждый цикл содержит определенный грамматический и лексический материал, необходимый для решения некоторых учебных и коммуникативных задач. Материал цикла предлагает комплексное знакомство с фактами и явлениями языка. Однако определенная грамматическая тема является центральной, вокруг которой группиру­ется остальной материал.

Грамматические темы вводятся микродозами. В последнем уроке семинара (цикла) предлагается систематизация полученного грамматического материала и определяется его место в уже усвоенных явлениях языковой системы.

Мы приведём перечень ключевых грамматических тем для каждого цикла, вокруг которых группируется остальной грамматический материал.

Цикл 1

Основное содержание цикла – знакомство с рунами и рунным алфавитом как силовой системой, формирование автоматизма чтения рун и сочетаний рун, произношения рунных слов и фраз минимального объема.

Цикл 2

Знакомство с именами существования и именами проявления, принципами классификации данных морфологических классов, правилами их функционирования в речи.

Цикл 3

Изучение класса глаголов несовершенного вида в форме настоящего времени, образование, спряжение, управление глаголов.

Значение винительного падежа имен существования в значении объекта.

Цикл 4

Знакомство с возвратными глаголами действительного и страдательного залогов.

Спряжение возвратных глаголов действительного залога.

Прошедшее время глаголов без возвратной частицы и с возвратной частицей.

Значение творительного падежа (пятая форма причинных отношений) имен существования для выражения совместности действия.

Цикл 5

Вводится понятие вида глагола.

Образование совершенного вида глагола Прошедшее время глаголов совершенного вида.

Значение дательного падежа имен существования для обозначения возраста (кому сколько лет).

Значение предложенного падежа для выражения объекта разговора (о ком?, о чем?).

Цикл 6

Проходит знакомство с выражением значений будущего времени глаголов несовершенного и совершенного видов.

Значение дательного падежа имен существования для обозначения адресата (писать кому?).

Значение дательного падежа имен существования для обозначения направления движения (ехать к кому?).

Цикл 7

Проходит повторение возвратных глаголов, на основе чего объясняется образование форм будущего времени возвратных глаголов всех типов.

Степени сравнения имен проявления.

Степени сравнения наречий.

Конструкции  кому надо, нужно, необходимо что делать, что сделать.

В целом языковой материал курса может быть представлен перечнем следующих тем.

Имя существования.

Классификация имен существования.

Выражение множественного числа.

Склонение  имен существования.

Имя проявления.

Классификация имен проявления.

Выражение множественного числа именами проявления.

Способы согласования с именами существования.

Степени сравнения имен проявления.

Местоимения.

Личные местоимения.

Божественные местоимения.

Притяжательные местоимения.

Вопросительные местоимения.

Указательные местоимения.

Имена исчисления.

Количественные и порядковые имена исчисления.

Простые и составные имена исчисления.

Наречия.

Наречия времени.

Наречия места.

Наречия образа действия.

Наречия меры количества и качества.

Глагол.

Инфинитив.

Типы глаголов.

Глаголы движения.

Спряжение глаголов.

Выражение временных форм глаголов.

Глаголы с частицей —зе.

Виды глагола.

Образование императива.

Условное наклонение.

Выражение причастных значений.

Союзы.

Предлоги.

Синтаксис.

Структура простого предложения.

Сложносочиненное предложение.

Сложноподчиненное предложение с союзными словами «который, где, когда, как и т.д.».

Перечень приведённых грамматических тем не определяет последовательность их введения на занятиях курса. Например, уже в первой книге (первый цикл) слушатели не только знакомятся с именами существования всех типов, личными местоимениями, но и получают представление о глаголе и формах спряжения (кроме глаголов РОО). В курсе соблюдается принцип повторения и постепенного расширения языкового материала на основе функционально-семантического подхода к его введению.

Мы учитываем, что для слушателей открывается возможность  работать при помощи Нового Языка на тонком плане, а также получать в дальнейшем необходимые знания в области работы в Причине. Это обусловило включение в тек­стовой материал специальных текстов, которые фактически представляют собой курс «Введение в специальность – работа в Причине».

Специальные тексты составлены по монографиям В. П. Гоча – автора Рунного Языка и руководителя Школы «Причина и Карма», теоретические и практические работы которого являются основой пред­ставляемого учебно-методического комплекса.

Итак, процесс постижения любого языка является сложным и многогранным. Изучение Рунного Языка требует приложения определённых усилий. Как показывает практика, самостоятельное изучение в редких случаях позволяет достичь высокого уровня владения во всех видах речевой деятельности – аудирование, говорение, чтение и письмо. При грамотной организации процесса преподавателем учеба проходит более гармонично и позволяет добиваться хороших результатов. Это входит в зону ответственности преподавателя.

Понимание преподавателем целей и задач курса, осознание приемов и способов введения нового делает его действия осознанными и логичными, предсказуемыми для слушателей. У слушателей при этом возникает чувство спокойствия, уверенности, ощущение «ведения» к цели, которую они могут и не знать в полноте, но она есть, и они имеют возможность к ней двигаться.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гоч В.П. Грамматика Рунного Языка. – Ростов-на-Дону: Эльиньо, 2002.
  2. Гоч В.П., Горбунова Т.И. – Рунный Язык на Рунном Языке. Интенсивный курс в двух ступенях. Авт. свид. Украины № 13727 от 21. 07. 2005.
  3. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Книга 1. – Тюмень: Истина, 2005.
  4. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Книга 1. – Баку: CBS-РР, 2011.
  5. Гоч В.П., Горбунова Т.И.. Рунный Язык на Рунном Языке. Книга 2. – Тюмень: Истина, 2006.
  6. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Книга 2. – Баку: ЭЛМ, 2013.
  7. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Книга 3. – Тюмень: Истина, 2007.
  8. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Книга 4. – Баку: CBS-РР, 2010.