«ТЕЛЕСНОСТЬ» ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА

С.В. Хворостов
Т.И. Горбунова

В начале нашей «встречи» мы хотим обратить ваше внимание на одну особенность написания и представления статей на нашем сайте. Так, если вы заметили, нам свойственно в работах приводить довольно большое количество цитат из книг и семинаров В.П. Гоча и его Со-Авторов. Мы думаем, будет достаточно отметить две «причины» этого. Во-первых, мы хотим обозначить хотя бы некоторый круг научной литературы и литературных источников, которые вы можете использовать самостоятельно в своей работе. И во-вторых, мы приводим цитаты и высказывания не просто для «подтверждения» наших выводов, рекомендаций или для «красоты», но используем их как «самостоятельный объект» для рассмотрения и осознания. Собственно, часть текста статей  составляет собой такую работу и делается для раскрытия возможностей осуществления комплексов.

Не приведёт ли это к некому «дроблению» заключённого в них «знания»? Мы думаем, что если понимать возможности приводимых цитат и их значение как «гипертекста» и сохранить позицию и восприятие «единого», то такое рассмотрение будет только способствовать познанию возможностей комплексов Стиля Духа и расширению со-знания.

Самоуглубление в телесность

Как мы уже отмечали (что, в целом, совпадает с мнением ряда других авторов), телесность нельзя рассматривать как собственно физическое тело, его «измерение» или «функции». Поэтому «Самоуглубление в телесность предполагает абстрагирование от ограниченности только биологическими потребностями организма, рассматривает их как функции Универсума, чем и достигается выход за границы противопоставления субъектно-объектного отношения (выделено нами – авт.)» [4].

Вероятно, рассмотрение «биологических потребностей» организма как «функции Универсума» само по себе «настаивало» бы на более подробном исследовании этого момента. Так, по нашему мнению, рассмотрение «функции Универсума» и способов её осуществления может представлять для нас определённый интерес. Однако в рамках нашей работы указанное «предполагаемое абстрагирование» можно «вкратце» представить как функциональную (биологическую в том числе) зависимость физического тела от более тонких составляющих, проявленных в человеке как неком «подобии Универсума».

Вряд ли эта мысль сама по себе является чем-то новым, поскольку «Многие аспекты объяснения телесности в её отношении с более тонкими составляющими мы можем обнаружить в духовно ориентированных источниках (выделено нами – авт.)» [4]. Однако обращение к этим источникам во многом зависит от смыслового и исследовательского контекста в каждом отдельно взятом случае, так как «полезность», приписываемая полученному результату, во многом будет зависеть от исходной позиции человека.

Поэтому, не сравнивая (ни в коем случае!) с известными вам «духовно ориентированными источниками», всё же отметим, что используемые и цитируемые нами научные и литературные источники мы тоже вправе считать «духовно ориентированными», из которых следует, что:

«Бытие человеческого тела, будучи вписанным в человека по-Образным явлением его в мир, и есть поток его состояний в Пути Духа. Рассматривая поток как направленное движение, телесность видится как одухотворённое движение тела по Пути соответствия с Движением Мира в пространственно-временном континууме человеческого Бытия (выделено нам – авт.)» [4].

Ну что же, рассматривая тогда телесность как «одухотворённое движение тела», мы получаем возможность выделить некий критерий для определения подходов к рассмотрению самого физического тела и процессов, прилагаемых к нему. Однако это ещё не раскрывает телесность как область конкретной «предметно-практической деятельности» (см. предыдущую статью на сайте). То есть нам всё же предстоит определиться, с чем нам предстоит работать в области «физического воспитания телесности».

В целом же «одухотворённое движение тела» говорит о том, что, во-первых, движения человека здесь получают более высокое «начало», чем физический или даже материальный план. А во-вторых, телесность, по-видимому, может быть характеристикой «потока состояний бытия человеческого тела». Вряд ли физическое состояние человека – физическое здоровье – может быть исключено из содержания «потока этих состояний». И тогда предположим, что:

Телесность – изначальная характеристика человека, в «по-Образное явление» которого после грехопадения «вынуждено» была добавлена его физическая составляющая.

Что же, давайте внимательней рассмотрим некоторые «специфические моменты» касательно телесности, чтобы определиться с этим понятием и его содержанием. Так из «доступных» нам материалов следует, «что:

  • телесность, исходя из по-Образной сути человека, является его исключительным свойством;
  • телесность есть характеристика особого типа движения человека:

    –  со-образно движению Духа;

    –  со-образно движению Мира;

    – со-образно движению пространственно-временного континуума человеческого Бытия;

  • телесность искажается в результате несоответствия движения человека движению Духа, Мира и пространственно-временного континуума человеческого Бытия;
  • телесность может являться объектом работы в Причине» [4].

Ну, об «искажении телесности» в результате несоответствия движений человека и как здесь «работают» комплексы мы поговорим в другой раз. Сегодня нам, пожалуй, лучше поговорить о другом. Так, поскольку телесность как характеристика «состояния и качества бытия субъекта, который действует в символотворческом процессе», является в то же время «исключительным свойством» и «характеристикой особого типа движения» человека, мы можем предположить необходимость осознания человеком своего участия в символотворческом процессе и «включения» этого «особого типа движений» в область исследования «общего перечня» движений Стиля Духа. Такая «необходимость», по нашему мнению, исходит из того, что «…символический процесс, является, по нашему мнению, интегратором всех аспектов жизнедеятельности человека (с одной стороны, биохимического, физиологического, органного, и с другой предметно-практического, теоретического, ценностного, идеалотворческого и др.) [4].

Что же, выходит, что телесность станет характеристикой движений комплексов «Книги Силы» в случае восприятия их как символа и участия «вместе с человеком» в символотворческом процессе. Напомним, что «телесность есть характеристика особого типа движения человека…» [4]. И именно в случае организации этого «особого типа движения» нам представится возможность «работы с телесностью».

Почему это может быть важно для нас? Дело в том, что такая работа позволяет формировать качество «потока состояний» в бытии человека, – по сути, качество самого его Бытия. В самом деле, «Работа с телесностью проявляется как формирование качества потока состояний тела человека в их образном соответствии с Принципами Движения в Духе, Мире и пространственно-временном континууме человеческого Бытия (выделено нами – авт.)» [4].

Что касается «образного соответствия», то интересно, что оно может иметь «триединство форм существования»: «Данное образное соответствие имеет триединство форм существования: (1) по-мыслия, (2) обо-значения; (3) про-изнесения» [4]. Это, вероятно, даст нам возможность рассмотреть «в будущем» указанные формы существования в единой системе и как единую систему. Ну, а пока – что там по поводу «Принципов Движения»?! Итак, Движение само, будучи Принципом, проявляет свои Принципы Движения:

–  в Духе,

–  в Мире.

–  в пространственно-временном континууме человеческого Бытия.

Тогда в пространственно-временном континууме человеческого Бытия эти принципы могут быть представлены, например, соответствующей физической формой движения материи. В Мире – движениями в социуме и социума, как социальной формы движения материи, её организации, а их объединение происходит в Духе, становится для человека Принципом Движения в Духе и определяет движения на предыдущих уровнях, – становится Принципом Движений.

Так, «Духовное движение и социальное движение – взаимно ортогональны, что обеспечивает их взаимодействие как элемент Со-Творчества, которым плетётся живая ткань организации социума – законы, социальная защита населения, образование, культура, спорт…» [7]. В свою очередь, «Образное соответствие» этим Принципам при работе с телесностью – «триединство форм существования» – может в этом случае раскрываться следующим образом:

1)   по-мыслие – их осмысление и познание сути;

2) обо-значение – образное значение «формы существования» (его соответствие);

3) про-изнесение – как несение (выход) из прошлого – соответствует «направленной» деятельности человека в различных формах, в том числе и форме физического движения. С этой точки зрения, форму существования «про-изнесение» допустимо понимать как «несение из Промысла».

Значит, на данном этапе раскрытия феномена интересующей нас системы, чтобы соответствовать требованиям современного Мира, «физическое воспитание» не может быть ориентировано только на работу с физическим телом человека, – объектом его внимания и «заботы», по сути, должны стать «все тела» человека [10].

Теперь давайте отметим, что познание «телесности» как и осознание её – это осознание причинности её существования. Поэтому путь к духо-телесности через осознание Причинности, – осознания Жизни в теле, а не «жизни тела». Само по себе понятие «духо-телесность», очевидно, подразумевает наличие духовных действий при непременном участии (действии) в них телесности. В самом деле:

«Итак, для конституирования («придание законной силы акту» – добавлено нами – авт.) символотворческого процесса необходимым является единство трёх моментов: (а) духовные акты; (б) их наложение на материалы телесности; (в) синтез первого и второго – направленное волевое действие (выделено нами –авт.)» [4].

Тогда раскроем понимание «волевого действия» применительно к интересующему нас моменту: здесь волевое действие как действие имеет не только внутреннюю, но и внешнюю – «предметно-деятельную составляющую». То есть выполнение комплексов становится одномоментно и результатом волевого действия, и самим волевым действием человека.

Причём, наложение направленного волевого действия на «материалы телесности» по «обратной связи» способствует развитию символотворческого процесса. А что дальше? Давайте предположим, что может произойти усиление «направленного волевого действия», то есть волевое действие обретет дополнительную силу. Что же касается его направления, то на каком-то этапе особенности движений комплекса и направление силовых потоков способны дать человеку представление не только о «волевом» но и о «верном направлении». Тем самым «волевой акт» приобретает для человека дополнительное значения для направления его познавательной деятельности, расширения сознания и выхода на уровень Со-Знания.

Другими словами, выполнением комплекса создаётся «пространственно-временной континуум» волевого действия. Что это может привносить в практику комплексов, мы «увидим» в следующей цитате. Так, «Третий (имеется в виду способ полагания действительности – авт.) – символический, когда на основании единичности (отдельный субъект, который осознаёт жизнедеятельность своего тела), отождествляя функции своей телесности с Универсумом, в волевом акте действия субъект, переходит от состояния «знать» к состоянию «быть», свёртывая в процессе символического действия пространственно-временной континуум Универсума в измерения телесности (выделено нами)» [4].

Давайте в этой связи для «простоты восприятия» в рабочем порядке выделим (условно!) три возможных варианта «появления знаний». Первый – это когда человек ориентируется на «свои знания» – «знания» предыдущего опыта (своего или «общего»), будет искать их в новом, чтобы получить какую-то «опору». При этом получение знаний как «нового» напрямую, без сопротивления «прежнего», будет  затруднено

Второй вариант – это набор «знаний» (по сути, сведений) о комплексах, Стиле Духа, о назначении, характере и способе осуществления движений, а также о способах организации и проведения занятий. В принципе, это неплохо, однако существует «опасность», что такие «знания» не сумеют обрести некую «полноту», не образуют пусть небольшое, но «совершенство»… Вероятно, в этом случае может произойти движение по «горизонтали», поиск и рассмотрение «новых подробностей». Это тоже, в общем-то, допустимо, но при нахождении самого человека на наиболее высокой позиции, позволяющей не «потерять» единство восприятия и «оценить» своевременность подобных «поисков».

Ну, и третий вариант – это уровень, который характеризуется переходом от «состояния знать» к «состоянию быть». Это очень интересное состояние, когда знания могут работать через человека как бы «напрямую», минуя необходимость вспоминать какую бы то ни было информацию или «подробности», выделять вниманием какие-либо части комплекса. При этом человек не теряет статус «Наблюдателя», но не контролирует сами движения и «тонкости» осуществления комплексов, а отслеживает их действия на более «тонком плане», при этом  «свёртывая в процессе символического действия пространственно-временной континуум Универсума в измерения телесности» [4]. Ну, что же, основателю Айкидо знаменитому сенсею Уэсибе Морихэй приписывают слова: «Когда я двигаюсь, вместе со мной двигается Вселенная»

И здесь, как нам представляется, могут быть нюансы, характеризующие «полноту бытия» такого «знания». Мы имеем в виду, что вот это «состояние быть» как состояние может присутствовать на разных уровнях «совершенства знаний» и состоятельности человека. Так, состояние «быть» может относиться к ученику, затем Ученику, к Мастеру или Мудрецу… Вероятно, в каждом случае оно может отличаться некой «полнотой», неким «наполнением»… А каким может быть «Уровень Универсума» – пока можно только предполагать. Ну, что же, похоже, что это состояние тоже может (должно?) находиться в «процессе совершенствования». Однако можно предположить, что чем раньше произойдёт «знакомство с ним», тем лучше, – на «потом» откладывать не стоит.

Ладно. А нельзя так чтобы «сразу»: континуум Универсума, – и в измерение телесности?! Может, для кого-то и возможно… Но в нашей практике таких случаев не было. Кроме того напомним, что «Прямой путь познания Истины почти недостижим для большинства людей, слишком тяжёлых для высоких вибраций чистой мудрости» [1].

Надо признать, что тема может раскрываться очень интересно, но мы пока не готовы «осветить» её в какой-то «полноте». Поэтому пока оставим её для будущего рассмотрения, когда появятся «новые данные». А может, у вас есть чем «поделиться» с коллегами? Ну, а пока же вот о чём. Очевидно, познание собственной телесности требует временно дистанцироваться от привычных характеристик, свойственных физическому телу. При этом у нас должны появиться как бы «новые ориентиры». Мы имеем в виду, что «Самоуглубление в телесность предполагает абстрагирование от ограниченности только биологическими потребностями организма, рассматривает их как функции Универсума, чем и достигается выход за границы противопоставления субъектно-объектного отношения» [4 129].

Выход за границы противопоставления субъектно-объектных отношений в данном случае означает, что в нашей практике отсутствует отдельно комплекс и отдельно человек, его исполняющий. Вместе они образуют систему, обладающую и развивающую область совместного знания – «со-знания» человека и комплекса. Что же касается рассмотрения их как «функции Универсума», то, как мы и говорили, это момент очень интересный, но как путь – дальний. Поэтому, как говорится, «не сегодня»…

Пока же обратим ваше внимание на то, что для обретения здоровья работа с телесностью подразумевает духовность, которая может нарабатываться через разные виды деятельности. Поэтому, учитывая всё сказанное выше, мы можем предположить определённое различие в формах деятельности, способе и уровне их проявления в действительности человека. В самом деле, «Необходимо констатировать, подытоживая сказанное выше, что относительно к формам деятельности (предметно-практической, теоретической и символической) можно выделить ряд способов полагания человеком действительности (выделено нами – авт.)» [4].

Поскольку в Стиле Духа указанные формы деятельности могут (на определённом уровне) находится в неразделённом состоянии, тем самым задавая новое состояние и состояние «нового» для полученной «надсистемы», то мы, пожалуй, может привести для примера один из способов «полагания действительности» в изучении комплексов. Так , если принять, что действием 10-го «предела» в комплексе «10 Пределов» реализуется «возможность Выбора», то в комплексе «Высшие Перемены» этот же 10-ый «предел» позволяет уже осуществить осознанный и свободный «Выбор Возможности», который является, в том числе, «способом полагания действительности». Таким образом, у нас как минимум появилось два способа «полагания»: Возможность выбора – выбор возможностей.

Ну хорошо. А как не ошибиться, какую «действительность» и в какой момент нужно «полагать», когда её «полагать дальше» и как это сделать? Это уже не говоря о возможном наличии других «способов», которые тоже могут быть реализованы. Пожалуй, сначала надо решить вопрос как бы «фазового пространства», как бы в «предельности», где это может быть «грамотно» осуществлено. В принципе, вы можете сами ответить на эти вопросы (мы думаем, что вы готовы это сделать), но на «всякий случай» повторим ещё раз.

Так, не торопитесь применять «набранные сведения» в своей практике сразу же после их получения, если только они не входят в неё «легко» и «естественно». Оказывается, надо быть готовым к применению полученных «знаний». Обретите «совершенство» на определённом этапе и «опирайтесь» на него для перехода на следующий уровень. При этом учтите, что на «новом этапе» «новое» для вас должно быть «увидено» и «узнано», – тогда оно «обновит» вашу состоятельность и будет относиться ко всему комплексу, а не просто «добавит в него» ещё одну «подробность». Ну и воспринимайте осуществление комплексов как универсальное «средство», участвующее в развитии процессов «полагания действительности».

«Цели для телесности»

Эту главу мы предлагаем начать со «знакомства» ещё с одной цитатой. Так, «Следует подчеркнуть, что акты духовности в символотворческой деятельности «активизируются» только в момент действия (третий элемент) [4]. По поводу «актов духовности». Надо сказать, что на своих занятиях мы исходим не просто из необходимости подготовки физического тела к новому уровню взаимодействий, не просто из необходимости организации деятельности «физического плана» согласно требованиям духовного плана. Речь, по сути, идёт уже о направленном воздействии посредством физических действий (конечно, при условии их познания и наличия Пути) на духовную составляющую человека.

Но! Есть одна «тонкость»: «Но это такое действие, содержанием осознания которого есть не цель, а сама телесность человека, которая приобрела масштабы Универсума (выделено нами – авт.)» [4].

Ну, прежде всего отметим, что в этом случае понятие «телесности», если иметь в виду «масштабы Универсума», практически совпадает с понятием «микрокосм», применяемого в соответствующей литературе для обозначения человека вообще. А дальше… дальше, мы должны «осознать содержание» или привести какое-нибудь понимание того, что это за действие, «содержанием осознания которого есть не цель, а сама телесность человека».

Причём, это должно относиться не только к действиям человека на «физическом плане» как к действиям физическим, внешним, но к его Действию вообще как некому понятию, началу или «образу», организующему его действия. Вряд ли мы сможем здесь уловить какую-то принципиальную разницу между понятиями Действия и Движения человека. Да и необходимости такой, в общем-то, нет, поскольку действия человека мы можем считать его движениями и наоборот. И тогда такое понимание действия-движения человека, взятого аспектно, может символически выражаться действиями на физическом плане и просто физическим движением.

По поводу «действия без цели» есть интересное высказывание в «Упанишадах»: «Закону кармы не подвержен тот, чьи действия лишены заинтересованности, кто действует, имея в виду лишь высшую Реальность».

То есть что?, – надо действительно освобождаться от всякой цели и, как и Природа, «бесцельно» совершать «предикативные акты» [4]? Правда, вряд ли это значит «иметь в виду лишь высшую Реальность»… Кроме того, здесь есть довольно тонкий момент. Обратите внимание, в некотором роде «цель» здесь всё же имеется – это сама «телесность», но это только при как бы отсутствии собственных целей у самой «телесности». «Как бы» – поскольку целью может стать даже «уничтожение» целей, что уже выводит «телесность» за пределы предложенного уровня вибраций. Но такой вариант действительно возможен при условии приобретения для «телесности» «масштабов Универсума», когда цели просто перестают быть собственными. В целом можно было бы говорить о движении и действии человека в Дао.

Итак, мы должны прийти к такому осознанному действию и к такому осознанию действия, когда у него нет цели как содержания (внутреннего осознания), а только сама телесность. Однако если при этом воспринимать телесность как собственно тело, то мы и получим вариант предыдущего этапа развития системы «физическое воспитание», когда целью становилось физическое тело, отдельные характеристики его восприятия и аспекты проявления, как например, скорость, выносливость, величина мышечного усилия (сила) и т.д. Собственно, именно это (если не рассматривать биологические, биомеханические и медицинские аспекты) и становилось способом «познания тела» как параметров и пределов его действий и определяло методологию исследования.

Поэтому «Мы предлагаем другую методологию исследования телесности. Для нас очевидно, что феноменальное содержание телесности можно выводить лишь тогда, когда основанием, началом для неё становится её противоположность, проследить как она существует вообще, как феномен (а не феномены) сознания; то есть феномен сознания становится координатой для феномена телесности (выделено нами – авт.)» [4]. Что же это может значить для нас как бы «на практике», в чём можно увидеть «феноменальнее практическое содержание» приводимой цитаты?

Итак, «феноменальное содержание телесности» можно выводить, когда основанием для него становится определённая противоположность: феномен сознания «противополагается» неким «феноменам сознания» (оказывается, это разные вещи).  Чем это «грозит» нашим занятиям и познанию комплексов «Книги Силы»? Как же следует изучать, преподавать Стиль Духа? Похоже, привычная нам система «Физического воспитания» как воспитание физического тела (его «феноменов») должна «вырасти» в систему «Физического развития телесности». И поскольку нам надо «проследить», как она (телесность) «существует вообще», то, пожалуй, основная роль в этом должна принадлежать сознанию человека и его развитию. Это постольку, поскольку существование «вообще» подразумевает её возможность и способ существования телесности в «едином» и единстве с другими «феноменами» Человека.

Тем самым «феномен телесности» получает новую координату – «феномен сознания». Не отдельные, пусть «яркие феномены», а именно феномен самого сознания и его феноменальные возможности становятся основой для рассмотрения телесности. Ну, что же, мы можем предположить, чтодальнейшее развитие телесности как феномена, её осознанное использование человеком в свой деятельности будет происходить по мере расширения его сознания. А в «полноте» раскроется вместе с раскрытием сознания как Со-Знания.

«В этом случае Универсум выступает не как что-то более высокое и противоположное материальной единственности телесности, развёрнутой в бесконечности пространства и времени» [4]. Другими словами, уходит противопоставление внешнего (объективно существующего) и внутреннего как «части внешнего» и, таким образом, ограниченного.

Работа с физическим телом.

Итак, мы выяснили, что Бытие человеческого тела, во-первых, вписано в человека «по-Образным явлением его в мир». И, во-вторых, человеческое тело «есть поток его состояний в Пути Духа». При этом, «одухотворённое движение тела» даёт возможность перейти к понятию «телесность», работа с которой, по-видимому, заключается в формировании потока состояний тела в образном соответствии с Движением в Духе, Мире и ПВК Бытия человека.

В таком случае, «настройка» физического тела в первую очередь видится как работа с потоком состояний в ПВК Бытия человека. Но только ли здесь могут происходить изменения? Думаем, эта работа может стать местом проявления и других форм Движения. Во-первых, потому что между ними есть связь (если говорить о системном взгляде) и, во-вторых, есть «включенность» каждого в движение на физическом плане (см. статьи на сайте).

Ну, хорошо. Тогда в каком же состоянии должно находиться само физическое тело для осуществления такого необходимого движения (предположим, что человек «физически здоров»)? Какое же состояние при этом надо сообщить физическому телу? Мы уже говорили о состоянии покоя, расслабления (в том числе и психического), об ощущении «внутренней пустоты». Там, в этой «пустоте» можно осуществить Движение. Чего? Ну, скажем, энергии (например, «пустотные каналы»), – на первых порах это можно представить так.

Только если эта Пустота потенциальная, то её можно понять как Великую Полноту, которой тоже можно «задать Движение» – как бы осуществить движение полноты в жизни и бытии человека. Тогда многие вопросы смогут решаться исходя из Движения Полноты (самосущности человека). Примеры можете привести и сами. Только как её ощутить?

Можно ли, например, допустить, что «Движение Полноты» может быть представлено её взаимодействием с самой собой? Ну, в целом – почему бы и нет!? Тогда, если предположить возможность придавать этому движению определённую «направленность», то «увеличение полноты» может относиться к сообщению состояния «полноты» самому человеку, росту его совершенства и состоятельности. Мы имеем в виду, что

«Результатом взаимодействия полноты с полнотой будет увеличение полноты; совершенства с совершенством – рост совершенства а несовершенства с несовершенством – его уменьшение:

«Ибо кто имеет, тому дано будет

И преумножится, а кто не имеет,

У того отнимется и то, что имеет (Матф. 13, 12)» (В.П. Гоч).

Итак, для того, чтобы несовершенство уменьшалось, оно должно провзаимодействовать с несовершенством (оно само найдёт его или провзаимодействует с собой). Для примера: несовершенство знаний «провзаимодействует» с несовершенством исполнения или с убеждением человека, что он уже «всё знает». Можно предположить, что во втором случае ситуация покажет «соразмерность» таких притязаний. А дальше – что выберет сам человек. При правильном отношении и движении по набору состоятельности, несовершенство действительно будет уменьшаться. Поэтому не стоит «раньше времени» отказываться от «своего» несовершенства, оказывается, оно может «послужить для дела»… Но для того, чтобы это произошла, ваше «совершенство» должно быть «занято», – занято взаимодействием с «другим совершенством». Например, с совершенством построенного отношения и подхода к занятиям Стилем Духа.

Так, «Раджнеш нашёл очень правильную позицию: на тот момент, в который вы пришли к осознанию своего Я к необходимости развития духовного, на тот момент вы имеете максимальное совершенство, в этот момент вы совершенны. Исправлять ничего не нужно, раз вы пришли к моменту осознания своего выбора» (В.П. Гоч).

Поэтому не стоит торопиться с изучением очередного комплекса. Есть смысл наработать пусть небольшое совершенство и на этом уровне провзаимодействовать с «совершенством комплекса».

Физическое тело и «все, все, все…»

Мы говорили, что для работы с телесностью необходима совместная работа всех тел человека (предположим пока, что вплоть до Причинного). Но это ещё не всё. Как эта работа может проявляться по отношению к самому физическому телу. Что там ещё есть, в физическом теле? То есть встаёт вопрос: «Что мы о нём знаем?».

О! А ведь, пожалуй, очень много «разного»! Так, есть знания обычного человека, есть знания спортсмена, тренера, а ещё – биолога, врача, парапсихолога, мастера Цигун или йога… Значит, надо как-то собрать и просмотреть все эти «знания»? Так? Что получим, – «знание физического тела» или знание о «частных знаниях физического тела»? Думаем, здесь может быть много точек зрения, много позиций для рассмотрения его и получения соответствующего знания, поскольку каждая исходная позиция выдаст различный «набор знаний». Каждую из них можно систематизировать, но каждая система таких знаний будет выражать ту или иную позицию исследователя и «обслуживать» её.

В своё время Джон фон Нейман выдвинул принцип, в соответствии с которым описание простых систем следует производить на основе того, что они могут делать (то есть, их функций), а сложных систем на основе того как он устроены (то есть, их реальной структуры). Давайте подробнее о простых, сложных и всяких других системах поговорим отдельно, тем более, что эта тема рассматривается при изучении «возможностей» Стиля Духа. Пока же давайте определимся: тело человека – простая или сложная система.

Например, если взять всю последовательность его строения вплоть до молекулярного уровня, то вроде система сложная. Но при изучении комплексов, особенно на первом этапе разучивания, мы смотрим, условно говоря, «что оно может делать» и какие функции при этом выполняет его движение. Тогда тело позволительно рассматривать вроде как «простую систему». Похоже, это может зависеть от точки зрения самого человека и тех задач, которые ему предстоит решать в конкретный момент. Как же действительно устроено тело, его «реальная» многомерная структура, и что оно может собой представлять собой с «точки зрения Реальности»?

Здесь давайте напомним, что в «Книге Силы» говорится о необходимости изучения Стиля Духа с позиций выполнения своего Предназначения [1]. Тогда интересно, может ли нам дать какое-то знание о физическом теле представление того, для чего оно предназначено, о его потенциальных возможностях. То есть, не забывая о функциях и структуре, поговорим о его как бы «предназначении». Другими словами, нужен более высокий (духовный) взгляд на «привычное» физическое тело.

Ну, что же, в НТН говорится, что «Физическое тело человека – континуум проявления метаморфоз  осуществления самотрансценденции» [9]. Напомним, что «Метаморфоза – Высшая Творческая Форма Возрождения и Преображения» [7]. А ещё физическое тело человека является почвой для Зерна Духа, и когда дух раскрывается, тело начинает меняться, трансформируется и очищается – происходит преображение человека в сторону совершенства (В.П. Гоч).

Какие же метаморфозы могут «проявиться» в физическом теле? Давайте пока свой выбор остановим на метаморфозах Тайны. Для нас это может быть «интересно», поскольку «Тело человека при осуществлении в нём метаморфоз Тайны является Чашей Грааля, а сам человек – Граалем. Храмом, где обитает Дух Божий» [9].

Итак, метаморфозы Тайны… На что нам следует обратить внимание? Пожалуй, на то, что «Метаморфозы Тайны – Исток и осуществление Тотальности. Метаморфозы Тайны и есть движение. Любой переход осуществляется при осуществлении метаморфоз Тайны. Тайна метаморфоз – актуализация творческого Потенциала (выделено нами – авт.)» [7]. Что же получается, движения комплекса и его Движение должны стать «источником Тайны» для человека, которая его движениями (в том числе и тела) должна получить Форму своего Возрождения и Преображения (проявиться и «подняться выше»)?! Не слишком ли высоко для «просто» выполнения комплексов? Может быть, и «да», но вот в чём дело, мы уже и так «вынуждено» принимаем участие в подобных метаморфозах. Это постольку, поскольку «Любой процесс в бытии и жизни человека – рождение, рост, молодость, зрелость, старость, умирание, смерть… успех, талант, сила – есть форма метаморфоз Тайны, осуществлённая талантом человека (выделено нами – авт.)» (В.П. Гоч).

Ну, что же, с какой-то точки зрения «Книга Силы» представлена, в том числе, и формальными движениями – формой движений «тела человека», а должна, видимо, стать формой метаморфоз Тайны. То есть тело человека в результате и в процессе осуществления им комплекса должно становиться «континуумом проявления метаморфоз Тайны».

Ну, а что наше физическое тело? Что мы должны сделать «для него», как подготовить его для такой «миссии»? Наверное, можно много говорить на эту тему, но, с нашей точки зрения, в первую очередь ему надо ВЕРНУТЬ ТАЙНУ! И тогда все знания о теле принадлежат самому телу.

Как это сделать? Может быть, осознанием своего отношения к нему

И пусть при этом телесность будет вам в помощь!

«Мысли» во время практики

Мы уже отмечали, что понимание некоторых практических, да и теоретических» моментов в основном происходило во время практических занятий с группой или самостоятельно. Сюда же следует отнести выбор и очерёдность тем для рассмотрения как элемент познания Стиля Духа. Кроме этого, наше внимание иногда привлекали некоторые «частные вопросы», также требующие своего разъяснения. Возможно, они тоже будут представлять для вас определённый интерес. Поэтому мы решили ввести что-то типа «раздела» и обозначить его как «Практические мысли» или «Мысли» во время практики». Предлагаем вашему вниманию один из таких «эпизодов». Он, конечно, адаптирован к формату статьи, но сохраняет свою «последовательность» и «оригинальность». Ну, а дальше – «видно будет», как оно «зайдёт».

Итак, мы говорили, что «Работа с телесностью представляет собой формирование потока состояний тела…» (см. статьи на сайте). Таким образом, в случае дискретного выполнения комплекса или его восприятия, при переключении внимания и т.д. мы не получим «потока стояний» как непрерывного потока. То есть комплексы и действия человека будут восприниматься дискретно, прерывисто как своеобразные «начало и конец», как две противоположные точки, в которых, однако, происходит перенос информации из «начала в конец».

Очевидно, в норме «вторая точка» должна стать «новым началом», но этого не происходит, поскольку «переносится» та же информация» и «новая точка» становится её «концом», а не «новым началом». То есть «что было, то и будет…» (Библия). При этом она, конечно, может несколько измениться, обрасти «подробностями», поменять «внешний вид», что-то приобрести или потерять, однако при этом останется «тем же самым» – «знанием» того же уровня.

 «Практика ощущений»

Специально темы ощущений в наших статьях мы пока не касались. Хотя, возможно, нам «придётся» это сделать в каком-то, пусть небольшом, объёме. Поэтому сейчас мы предлагаем кратко рассмотреть один момент, касающийся участия «ощущений» в нашей практике.

Напомним, что любое состояние как-то ощущается. И мы предлагали в качестве «рабочего состояния» при выполнении комплексов находиться в состоянии «внутренней тишины». Кстати, оно, с нашей точки зрения, будет способствовать ощущению производимых действий при осуществлении вами комплекса. Можно предположить, что при выходе или «потере» состоянии «внутренней тишины» ощущение движений комплекса может измениться, причём, сам человек не всегда это сможет заметить. Насколько это может «исказить» действие комплекса – вопрос «особый». Впрочем, что-то «особенно неприятное» вряд ли произойдёт, особенно на начальном этапе. Хотя максимально использовать возможности комплекса, вероятно, уже не получится.

Кроме того, мы говорили о запланированных в работе с комплексами ощущениях. Вопрос: надо ли их «организовывать и удерживать» или они должны возникать сами? В целом, нами на занятиях предлагалась определённая «последовательность», когда определённое действие соединялось с соответствующим его ощущением, которое в дальнейшем появлялось само вместе с действием. Причем, на более продвинутом этапе как-то «регистрировать» его появление необходимости не было. Оно просто становилось как бы частью самого действия.  Поэтому не стоит преждевременно «нагружать» своё взаимодействие с комплексом несоответствующим уровню «требованием» к себе и комплексу.

Кроме того такой «самостоятельный выбор» какого-то одного ощущения, например, ощущение «внутренних перемен», может привести к необходимости «ощутимых усилий» по его «удержанию» для самого человека. Тогда, возможно, само усилие как «ощущение» может превалировать над любым «придуманным» вами. Если же получится перенести внимание на нужное ощущение, то не за счёт его «раскрытия», а «урезания» остальных «сопутствующих».

Как ощущение, необходимый аспект станет неявным, урезанным и, скорее всего, будет нести искажения. Это не перенос внимания на нужное ощущение, а сохранение возможности «ощущать ощущение». Вероятно, этим же действием человек ограничивает и самого себя, как бы выводя из Тотальности, переставая ощущать её или даже «помнить о ней».

Как же тогда отнестись к желанию или предложению «ощутить внутреннее пространство»? Пожалуй, надо бы отнестись «положительно», с «пониманием». Но что это за пространство? Что там «находится» – наши желания, наши мысли, какие-то ориентиры или «переживания»? Чтобы работать с этим «пространством» «осознанно», его надо бы как-то «ощутить» или хотя бы представить.

Что же ощущать, если, как оказалось, человек в большинстве случаев даже не «подозревает», что у него «внутри». Но при этом человек имеет право проявить вовне то, что перед этим сделал там – «внутри». Кроме того, как мы выяснили, «духовное движение» – это внутреннее движение, которое накладывается на материалы телесности. Так, «Духовное движение – внутреннее движение человека к Богу, внешнее преображение обстоятельств в быте Жизни социума» (В.П. Гоч).

Только если некоторым трудно осознать «внутреннее пространство» и ощутить его как пространство, то что говорить о «внутреннем движении» – движении в этом «пространстве»?! Получается, что на первых порах надо бы уловить «тонкую», а не «обыденную» (привычную) разницу между внутренним и внешним пространством, а со временем и между внутренним и внешним Миром. Как бы установить «разницу», позволяющую, понять, объединить их, не смешивая, чтобы затем перейти к их новому и непосредственному их восприятию. В целом, получается, что такое «понимание» станет «первым шагом» к пониманию «внутреннего пространства» и «внутреннего движения» – первый шаг, когда состояние «знать» переходит в «состояние быть»…

«Когда человек приходит к пониманию и восприятию того, что Мир внешний, Творение и мир внутренний – разные континуальности, у него устанавливается новое отношение к своему внутреннему пространству и высшим силам» (В.П. Гоч)

Ну, что же, значит нам предстоит внешними действиями способствовать пониманию своего внутреннего мира, его восприятию и ощущению, а затем, исходя из «внутреннего», гармонизировать «внешнее», наполнив его наработанным состоянием «внутреннего».

Ну, что же, практикуйте комплексы!

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Киев: Ника-Центр, 1999.
  4. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Жизнь и Причинность. Методология взаимодействия и познания. – К., Сфера, 2004.
  5. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Теория и Методология Со-Творчества. – Киев: «Сфера», 2007.
  6. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Книга Со-Бытия. – К., Сфера, 2007.
  7. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  8. Гоч В.П., Дворцов В.Д.. Иррациональные факторы Тотальности. – СПб: ООО «ИЦДОМ» «АЙЗОРЕЛЬ», 2016.
  9. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 2019.
  10. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.