ПРЕДЕЛЫ БЕСКОНЕЧНОСТИ

С.В. Хворостов
Т.И. Горбунова

Возможно, наши читатели обратили внимание, что материалы предыдущей статьи и с точки зрения теории, и с точки зрения практики пусть совсем немного, но всё же выходят за пределы того, мы презентовали как «Начальный этап изучения». Это не говорит о том, что мы несколько «увлеклись», и конечно не означает, так сказать, «открытие нового сезона». – Нет, просто само появление таких тем в наших «беседах» может требовать приложения «дополнительных усилий».

Впрочем, мы не видим здесь ничего «предосудительного», поскольку считаем допустимым при проведении практических занятий обрисовать некие перспективы, некие направления для работы, которые вам (очень может быть) придётся исследовать самостоятельно, тогда как на наших встречах мы, вероятно, «пойдём дальше».

«Бесконечность достижения»

В предыдущей статье мы начали «дополнительное» рассмотрение, как оказалось, такого одновременно и знакомого, и незнакомого понятия и явления как «Бесконечность». И у нас даже были кое-какие «достижения» в его понимании…

Тогда, с учётом наших «успехов», давайте поймём (насколько это будет возможно), что значит «достигнуть Бесконечности», и что это может означать для нас. Так, уже понятно, что «дожидаться её конца» или самим «дойти до него» – не вариант. Если это «вдруг» случилось, то вы, скорее всего, были «в другом месте»… В этой связи, как оказалось, понять что-то «о бесконечности» может помочь, например, не просто «большая длительность» какого-то процесса, а его …«дление»!

Настроиться на его ощущение мы предлагали в предыдущих работах (см. на сайте статьи о Состоянии). Оказалось, что настроиться и ощутить «дление» можно во время исполнения комплекса. И это не смотря на то, что он имеет «начало и конец». Выходит «бесконечность» можно ощутить в чём-то «конечном»? Может ли она «осуществиться» в чём-то «локальном»?! Давайте, всё же, «проверим», насколько это «предположение» может соответствовать действительности…

Хотя, почему бы и нет?! Может же, например, такое явление как «Иррациональность» появляться в неком «локусе» (см. статьи на сайте)! Так, «Всякая иррациональность осуществляется локальным континуумом…» [11]. Причём, этот «самотрансцендентный континуум бессмертия» [13] и «Непостижимый в вещах базис Реальности…» (Ф. Шеллинг) может осуществляться в локусах на «взаимно выгодных условиях». В самом деле, «Рациональное расширяет и усугубляет иррациональное, а иррациональное питает рациональное, как корни питают дерево» [11].

Причём оказывается иррациональность «размещается» в локусе на основании своей тотальности, благодаря чему локус при этом тоже получает «повышение» – становится тотальным. «Тотальность иррационального в том, что иррациональное входит в локальное и помещается в локальном, а локальное при этом становится тотальным» [11].

Вряд ли у нас есть необходимость (а может и «полномочия») рассматривать отдельно как тему «тотальность Иррационального» или «иррациональность Тотальности». Но почему бы не предположить, что Бесконечность на подобие Иррационального и входит, и помещается в чём-то локальном, тем более, что такое предположение может оказаться для нас очень «перспективным», а проверять его будем «на практике» и практикованием комплексов, в процессе чего будем учитывать возможность размещения в них и Иррациональности, и Бесконечности. Тем более, что «иррациональное» может обладать «своей бесконечностью», впрочем, как и бесконечность, вероятно, может иметь «свою иррациональность… Так, «Иррациональное в НТН [*] самотрансцендентный континуум бессмертия со своей бесконечностью, которая не стремится к Нулю и потому не обнуляется в конце Цикла, а перезапускает Бытие (выделено нами – авт.)» [13].

[*]Неклассическая тотальная наука (НТН) — самотрансценденция научного мировоззрения на основаниях методологии Тотальности, построенной на принципах Со-Творчества в Со-Бытии. День осуществления НТН — 1 Мая 2006 года.

Другими словами, бесконечность, которая стремится к Нулю, обнуляется в конце Цикла. Стремление к Нулю фактически может предполагать движение бесконечности на «0 Потенциале» и к «0 Потенциалу».

И, как следует из цитаты, чтобы она не стремилась к Нулю, в ней должна быть иррациональность. Что значит для нас появление иррациональности в восприятии комплексов? Оказывается, в этом случае, бесконечность может не обнуляться при завершении комплекса, а перезапускать бытие человека.

Каким «образом» может иррациональность существовать в бесконечности? «Форма существования иррационального… – сверхконтинуальное, динамическое вечное и тотальное существование Тайны в виде Пульсации Бытия» [11].

Другими словами, в бесконечности должна присутствовать Тайна, что, кстати, делает актуальным «познание Бесконечности», поскольку в познании Тайна оживает (В.П. Гоч). То, что поток, не достигая предела возвращается, может говорить о том, что при таком «движении» в познании сохраняется Тайна, которая возвращается к человеку обновлённой.

Кстати, в «Книге Силы» говорится о человеке как об «Источнике Беспредельности» – им надо как бы «стать для себя» и в то же время не ограничиваться собой [1]. Тогда как насчёт того, чтобы когда-то стать и «Источником Бесконечности»? Ну что, круто, наверное… Только в чём может быть проявлена «бесконечность» и как сделать, чтобы то, о чём мы говорим, не стало просто «лихо завёрнутым сюжетом», как бы «абстрактным рассуждением»? Насколько «вольно» мы можем себя здесь чувствовать?

Вопрос для нас будет далеко не праздный, поскольку любая «Вольность требует самоограничения, иначе вольность может обратиться в хаос – лишь в этом случае движение не искажает перспективы мира. Если увлечься вольностью, человек сразу отстаёт и теряет возможность овладения Великим. Вольность, ничем неограниченная, даже сама собой, превращается в произвол» [6]. Кстати, заметим «в скобках», что «само-ограничение вольности», с какой-то точки зрения, означает необходимость её ограничения человеком «по своей воле».

Ну что же, чтобы на своих занятиях избежать «произвола», пожалуй, будет правильным, если наши «рассуждения» станут подкрепляться практикой, без которой они могут считаться «абстрактными». Напомним, что «Абстрактные знания сопровождают внедрение и укрепление чуждого в человеке. Начинается этот процесс, если, обладая вольностью, человек теряет момент времени и возможность овладения Великим (выделено нами – авт.)» [9].

Как же может «выглядеть» для нас указанный «момент времени», раз его так не желательно «терять»? Например, он, весьма вероятно, может обернуться «моментом встречи» с чем-то очень важным для нас, что само по себе способно положительно повлиять на жизнь и бытие человека. Но, вероятно, речь может идти не только и не просто о «встрече». Давайте предположим, что в «момент встречи» со Стилем Духа мы не просто встречаемся с «Великим», а получаем возможность овладения Стилем Духа как «Великим». Напомним, что, не имея возможности овладеть «Великим», человек может остаться с «малым» (В.П. Гоч).

Ладно, пусть так! И что же, собственно, человек может ощутить, выходя (пусть даже «очень периодически»), на этот уровень, где может быть «предоставлен» такой «момент встречи» или, хотя бы, находясь «на пути к нему»? Знаете, вероятно, ответить на этот вопрос вам предстоит самостоятельно и пусть «ответ» со-хранится вами как Тайна. Думаем, это может быть важно, поскольку этим «ощущением» может быть проявлена для человека «материальность движения» и, кстати говоря, его основной атрибут – «Бесконечность» (см. статьи на сайте).

Значит, как-то она всё-таки может ощущаться. Причем, как оказалось, легче всего это будет сделать при наличии собственного движения (в том числе, «внешнего»). Поэтому мы считаем, что такие ощущения могут быть получены и наработаны в практике комплексов, что будет способствовать «встрече с бесконечностью» и в «других движениях», в том числе в «движении Жизни».

«Содержание для бесконечности»

Знаете, «в целом» Природа достаточно «универсальна» и, хотя действия на разных уровнях Мироздания в чём-то имеют свои особенности, они должны подчиняться «Общему Закону», который, проявляясь на каждом уровне, создаёт для них «особые условия» своего исполнения.

Так, «Первый вариант взаимодействия Пространства-Времени: Мера Вселенной – вы действуете в рамках Законов Вселенной, и действие распространяется на всю Вселенную (то есть, бесконечно? – авт.). Это закономерное действие. Вы в каждом своём намерении должны руководствоваться Законами Высшими, а не своими интересами. А интересы свои надо соотносить с Путём и вы получите Силу (выделено нами – авт.)» [2].

Итак, «закономерное действие» может распространяться на всю Вселенную – то есть, учитывая «бесконечность самой Вселенной», распространяться «бесконечно». Только вот свои интересы «настроить» надо бы… Другими словами, «интересы» человека нужны ему не только для того, чтобы ими «руководствоваться», следовать «за ними», а для того, чтобы «соотнестись с Путём». Пожалуй, это вопрос правильной настройки как бы «интереса своих интересов» и правильного понимания их «высших задач» (мы пока не говорим «подробно» об их «содержании»). Но, как это понять, если, например, у человека есть «вопросы к здоровью» или «интерес», скажем, гармонизировать ситуацию на работе или в семье?

Ну, что касается «здоровья» или «ситуации», то что-то может «решиться» полноценным осуществлением комплекса или регулярным его исполнением, или же могут быть созданы «условия» для грамотных действий самого человека в решении своего «вопроса». Почему же результат в «Реальности» может не совпадать с «ожидаемым», как бы «запланированным» самим человеком? Напомним, что человек владеет правом «выбора действия», но не «самим действием» (В.П. Гоч). То есть вы можете решить поставить воду в холодильник, но не стоит ждать, что там она закипит. Так вот, оказывается, чтобы не «ошибиться» и не «разочароваться», следует руководствоваться «Законами Высшими», а не только своими интересами, задача которых ещё и в том, чтобы «соотнести» человека с его Путём.

А что по поводу нашего «интереса» к Стилю Духа? – Он, по «большому счёту», должен быть максимально приближен к решению «высшей задачи» – исполнению своего Предназначения, в рамках чего будут решаться «частные задачи». Получается, что их решение будет необходимым для исполнения человеком своего Предназначения. Это «соотносит» интересы человека с его Путём и делает их своеобразными «сотрудниками» человека.

Плавность достижения

Интересно, что всё вышесказанное формирует определённое отношение к вопросу «длительности» выполнения комплекса с учётом его «плавности». В целом, при работе группы темп общего движения задаёт преподаватель, для чего ему есть смысл, по возможности, настроиться на состояние группы и стоящие перед ней задачи. А вот при самостоятельной работе? Действительно, как «долго» здесь может «длиться комплекс»?

Ну, поскольку работа самостоятельная, то вряд ли есть смысл настаивать на определённой длительности или вводить для неё некую «обязательную норму». Мы можем рекомендовать вам, разве что, ориентироваться на необходимость раскрытия возможностей, равно как своих, так и комплекса в их «полноте», – пожалуй, это будет лучшим «регламентом» для вас.

Как всё это соотносится с Бесконечностью? Здесь мы здесь исходим из того, что Бесконечность это не просто «долго, быстро или медленно», – это, прежде всего, «бесконечно»! Поэтому нами было предложено ориентироваться на «дление» определённого состояния во время исполнения комплекса, – такое «дление», с некоторой точки, зрения можно принять как «аналог Бесконечности». И, входя в это состояние во время выполнения комплекса, «пребывая в нём», вы сможете, если и не понять в «полноте», то хотя бы «прикоснуться к Бесконечности».

Получается что процесс «дления» – как первый шаг к «Бесконечности», как её первое и начальное ощущение. Отсюда и одна из задач «плавности»: «дление» комплекса не должно прерываться даже с его завершением, поскольку «Бесконечность», скорее всего, нельзя «остановить» или «достигнуть», если это как-то произошло, то вы «сломали» её для себя. Хотя… Если суметь как-то по-новому «взглянуть на Бесконечность», может получится понять, что значит «достигнуть Бесконечности»…

Давайте пока предположим, что достижение бесконечности происходит при её «постижении» в своих действиях и ощущении их иррациональной составляющей.

«Доступное достижение»

Итак, мы говорили, что ощущение «дления» комплекса во время его исполнения может быть неким «аналогом бесконечности» для человека. Значит, комплекс, с какой-то точки зрения, можно воспринимать как инициируемый в начале и началом движения процесс, состояние которого обладает свойством «дления», не ограниченного «физическим завершением комплекса». И во время выполнения комплекса это состояние желательно не терять. С завершением комплекса, «дление его состояния» может переходить из «внутреннего пространства комплекса» во внешнее развитие, в связи с чем не рекомендуем его удерживать «при себе», поскольку, возможно, его «ждут в другом месте».

В этой связи, на определённом уровне состоятельности выполнять комплекс следует не только «в зале», но и в своём бытии, в своей жизни, как бы «внося в них бесконечность». Насколько реально делать слушателям такие «предложения»? Воспринимайте их как некий «ориентир», как одно из «направлений» для приложения «творческих усилий» на определённом этапе вашего освоения Стиля Духа.

А пока всё сказанное позволяет нам ввести своё (рабочее) понимание «достижения бесконечности» как об аналоге достижения непрерывности восприятия  комплекса, – его «дления». И если вы сумели не только достичь этого состояния во время исполнения комплекса «от начала до конца», но и ощутить как бы его «фазовый переход» – его «дление» за пределами комплекса, то, наверное, можно сказать, что вы «дважды досчитали до Бесконечности».

«Быстрота плавности» или «Скорость бесконечности»

Что касается «озвученного» вопроса о «плавности» исполнения комплекса, то нам, пожалуй, дополнительно потребуется внести в рассуждения «своё» понимание «быстроты» и «скорости». Например, преодолеть за минуту 100 метров или за 10 минут – 1000 километров. Что будет «быстрее» и чем это определяется? То, что первая дистанция достигается «быстрее», не даёт право воспринимать второй вариант как «отстающий», и достижение тех же 100 метров во втором варианте будет намного быстрее. Мы это к тому, что необходимость осуществить «движение комплекса» может в чём-то и как-то «сказываться» на скорости ваших движений.

Это не означает, что «движение комплекса» отстаёт от ваших движений, «тянется» за ними, как бы «замедляя» и «затрудняя» их. – Нет, просто ему как бы в «те же сроки» надо (задача такая) пройти все «1000 километров» (а, может быть, и «бесконечность») вашего бытия. Впрочем, об «отставании комплекса» от ваших движений мы подробнее поговорим чуть позже. Пока же отметим, что скорость ваших движений может с необходимостью соотноситься с возможной быстротой их осуществления, – они должны «успеть» это сделать. Мы имеем в виду, что производя движения комплекса, человек должен как бы внести их «образ» в происходящее в вашем бытии, поскольку «Образ является в такой же мере потенциальным движением, в какой движение потенциальным образом» [4].

Естественно, что всё это должно уже «опираться» на хорошее знание структуры движений комплекса и их воспроизведение без необходимости «жёсткого контроля». В этом случае, уходя от «концентрации» на выполнении физических движениях, перенося внимание на «разворачивающееся» состояние, на определённом этапе можно ощутить «бесконечность Движения» и как бы своё «движение в Бесконечности». Оно не должно быть «растворением человека», как бы его «обнулением», но вхождением человека в пространство «бесконечных возможностей», одна из которых может быть реализована в жизни и бытии человека.

Ладно, но всё же, как охарактеризовать, какими должны быть ваши движения в комплексе? Знаете, в «Книге Силы» сам автор даёт нам своеобразную подсказку. Так, «Все плавные движения рук выполняются по дуговым траекториям, все резкие движения – по прямой. Любой поворот корпуса начинается движением плеча вместе с руками (выделено нами – авт.)» [1]. Поскольку ВСЕ движения подразделяются на «все плавные» и «все резкие», то, пожалуй, на такое «ранжирование» и будем ориентироваться в разговоре.

Тогда может быть так, что авторское определение «резкие движения» будет относиться только к «физическому плану»? Это мы к тому, что «Время рвётся резкими движениями. Не мыслью, не остановкой, а резкостью! Человек может не спешить, но одно шараханье и – разорвал время. «Склеивается» время плавными движениями, которые должны быть как волна в море, крыло в полёте, колебание ветки на дереве. У времени неторопливый, плавный ход, без перерывов. …Движения могут быть быстрыми, но не резкими. Могут быть разрывы между этапами Пути. Юнг такой разрыв назвал разрывом между верой и знанием, которым формируется расщепленное сознание (выделено нами – авт.)» [12].

Надо сразу сказать, что вряд ли в комплексах «Книги Силы» предусмотрены движения, в результате которых может «рваться Время»! Ну, что же, тогда в рабочем порядке дадим своё понимание «технического шараханья» при выполнении комплекса. Собственно, вряд ли здесь могут быть особые трудности, тем более, что ваше «понимание» этого момента подготовлено нашими предыдущими «встречами». И всё же, отметим некоторые моменты.

Итак, движения могут быть плавными и могут быть резкими (быстрыми?). Однако, в любом случае, поскольку речь у нас идёт о «бесконечности» и возможности её восприятия при исполнении комплекса, то вряд ли здесь будут закономерным «прерывание движений», «проглатывание» части траектории, незакономерное изменение «общей скорости» и т.д. Причём, мы сейчас говорим не о замедлении внешнего движения или даже его «приостановки» в некоторых моментах, когда движение происходит во «внутреннем пространстве», а затем, «обновившись» переходит вовне. Нет, мы имеем в виду прерывание самого Движения или «исчезновения» из комплекса его «эпизодов».

Вероятно, такое «прерывание» или «проглатывание» в практике комплексов можно будет считать исчезновением «потока бесконечности». Поэтому, похоже, что для понимания действий человека по осуществлению комплекса следует отдельно рассмотреть такое понятие как «плавность». Вероятно в связи с нашей темой интересно было бы предложить варианты понимания того, что может означать «бесконечная плавность» или «плавная Бесконечность», но это вышло бы за рамки задач сегодняшней «встречи». Поэтому, давайте пока посмотрим, делает ли в этом случае «плавность исполнения движений» их обязательно «медленными»?

Вообще-то, поскольку речь идёт о Бесконечности, то понятия «скорость», «долго», «быстро» и т.д. могут менять своё «привычное прочтение». В нашем случае это означает, что «плавность движений» не соотносится напрямую с некой «медленной скоростью». Более того, «большая скорость» как понятие, вероятно, не всегда тождественно понятию «быстрота». Например, «скорость» может относиться к физическому выполнению движения, а быстрота – к его осуществлению. Так что и «быстрота», и «плавность» одновременно вполне могут быть характеристиками вашего движения или действия.

Поэтому, давайте под плавностью выполняемого «физического движения» на «первых порах» будем понимать полноту его раскрытия, непрерывность и завершённость при своём осуществлении. Как «быстро» при этом можно работать (с какой «скоростью»)? И, вообще, как «быстрота Движения» может зависеть от «скорости человека»? Вопрос может быть «закономерным», поскольку все процессы «разворачиваются» во Времени и связаны с его движением.

Кроме того, поскольку движение происходит в Мироздании «по свойствам Времени», которое проявляется сразу, везде и в полном объёме, то как определять «для себя» скорость осуществления такого движения на физическом плане, где оно (Движение) происходит от одной точки до другой, отстоящей на определённом расстоянии? И что в этом случае может означать «Появиться можно только там, где вы есть» [1]? Может ли, например, рука при выполнении комплекса из точки «№1» «мгновенно» оказаться в точке «№2»? Что должен при этом ощущать человек в это «мгновение», и «успеет» ли он вообще хоть что-то ощутить, хотя бы «само мгновение»? Мы это к тому, что «Антиподом состояния будет небытие, отсутствие состояния; а антиподом длительности состояния – мгновение (выделено нами – авт.)» [5].

Допустимо ли в этом случае представить мгновение как длительность состояния, «исчезающего» с бесконечной скоростью? Опять проявляется «бесконечность» – «бесконечность исчезновения»?! Можно ли это как-то применить в отношении негативных состояний и чем такая «скорость» может обернуться для самого человека? Кроме того надо ли в этой связи рассматривать позитивные и негативные состояния по отдельности, – «делить» состояние? Ведь «Мгновение», похоже, для обоих будет выглядеть как появление «момента изменений» в «Будущем». То есть, в «бесконечном Будущем» изменения происходят «мгновенно», но в бытии человека и в Бытии вообще «мгновение» этого «изменения» должно ещё «осуществиться во времени» и желательно работой и творчеством самого человека. Ну, что же, Стиль Духа вам в помощь…

«Неуверенные вопросы»

Знаете, вообще-то мы не уверены, что есть необходимость рассматривать нашу тему в этом ракурсе и в таком «темпе», – как бы оно не перешло в разряд «общих рассуждений». Почему? Во-первых, у нас (увы!) нет «привычного критерия» проверки их «правильности». Во-вторых, возможно, что участникам встречи это вообще будет не интересно…

Тем более, что если уделить приведённой цитате «специальное внимание», то и так могут возникнуть (а может и – нет…) определённые вопросы. Например, означает ли сохранение нужного состояния обязательную «остановку мгновения»? То есть, следует ли для «сохранения» нужного состояния (например, «внутренней тишины») как бы «останавливать мгновение», и какова тогда может быть «длительность остановки»? Либо своеобразной «остановкой мгновения» может стать его «дление» и что мы тогда получим – «дление мгновения»? Ну, а не слишком ли это будет «парадоксально» для нашей встречи… Кстати, напомним, что состояние именно «в данный момент» (мгновение?) содержит «бесконечность» (см. статьи на сайте), но тогда что за бесконечность исчезает (появляется?) взамен «отсутствия» состояния?

Вряд ли у нас получится (в том числе и в рамках этой статьи) сразу ответить на «все вопросы». Скорее более перспективным будет создание определённых условий для проведения вами самостоятельной работы. Хотя… Не слишком ли часть мы стали предлагать читателю «самостоятельную работу»?! С другой стороны, видимо появляется уверенность в вашей готовности к таковой. Готовности к появлению «Наблюдателя»…

Мы имеем в виду отсутствие особого смысла у «предикативных актов Природы» [3].

Однако, смысл в них появляется при наличии «наблюдения», при появлении Наблюдателя (см. статьи на сайте). Получается «отсутствие состояния» может быть как-то связано именно с отсутствием Наблюдателя!? Тогда допустимо предположить, что с его появлением человек преодолевает «собственное отсутствие», чем снимается вопрос об «отсутствии состояния».

Определённые «перспективы» здесь может иметь предположение, что «состояние» в этом случае заменяется не «небытием» а «бесконечностью». Только что за бесконечность мы так получим – «бесконечность отсутствия»!? Но бесконечность можно вместить в «движущуюся бесконечность» (В.П. Гоч). Вероятно, такой «движущейся бесконечностью» может стать сам человек – «Человек Познающий»…

Антипод «в наличии»

Что же тогда можно сказать о появлении или наличии «антипода»? Где он нам может «встретиться»? Отметим, что «в целом» антипод – «это объект, противоположный, противостоящий данному…» (Википедия). То есть, все что «противостоит» друг другу и являет противоположные качества становится взаимно «антиподами». Так, «антиподы – парная альтернатива, пара противоположных, противолежащих объектов» (Википедия). Тогда следует признать, что они могут быть «широко представлены» в бытии человека и в Бытии. Даже само состояние может быть как негативным, так и позитивным, которые становятся друг для друга «антиподами».

Однако, обратите внимание, их «противостояние» как некая «борьба противоположностей» снимается обращением к «единому» для них основанию, которое представляет само явление «Состояние» как таковое, поскольку и то, и другое, по сути, его «варианты». Так может нам «поискать», то, что изменит (сделает не таким «категоричным») «противостояние» Состояния с небытием?. Ну, что же, давайте посмотрим…

А пока – вот что. Если говорить об антиподе «длительности состояния» – о мгновении, то, с нашей точки зрения, надо ввести в рассуждения такое понятие как «момент времени». Кстати, насколько могут быть «тождественны» эти понятия? Мгновение, вероятно, можно представить как «бесконечность сжатия во времени» (или сжатия «своего времени»?) некого состояния, в силу чего не обладающего обычной «фиксированной длительностью». Хотя, с другой стороны это «мгновение» тоже происходит в некий «момент времени»… Давайте рассмотрим эту взаимосвязь чуть «подробнее».

В целом, с понятием момент времени мы встречались, рассматривая цитату: «Состояние в данный момент времени можно представить себе как результат непрерывного сжатия, свёртывания, укорачивания, сокращения любой, бесконечной последовательности состояний (выделено нами – авт.)» [5].

Отметим, что «непрерывность» здесь относится не только к «сжатию» и, судя по всему, это не просто его «фиксация» на определённом уровне, а как бы «развивающийся до бесконечности процесс». Как же можно понять, что происходит, если воспринимать все указанные «предикативные акты» не по отдельности, а как единое действие? Возможно, в результате указанных «манипуляций» с «бесконечностью состояний» появляется некое состояние «в данный момент времени». А сокращение «бесконечной последовательности» – фактически, «сокращения бесконечности» – говорит о некой «изоляции» состояния в данный момент времени от разворачивания какой-либо «последовательности состояний».

Далее отметим, что и «момент времени» как «мгновение» для состояния проявляется в результате «непрерывного сжатия, свёртывания, укорачивания, сокращения любой, бесконечной последовательности состояний» [5]. Отсюда «мгновение» – это момент сжатия «содержания» некой «последовательности состояний» и его результат. И этот «результат» становится антагонистом для самого состояния. Исчезновение бесконечности «внутри состояния» приводит к его исчезновении. Другими словами, состояние остаётся таковым, пока содержит в себе потенциальную бесконечность. Собственно, это не удивительно, учитывая, что состояние – одна из Форм Тотальности!

Итак выяснили, что появлению антагониста предшествует определённое (запланированное или не запланированное) взаимодействие со своим состоянием в «данный момент». Результатом этого становится антагонист (для состояния – небытие).

Вот только как, когда и где в принципе может отсутствовать состояние как таковое? Напомним, что «Антиподом состояния будет небытие, отсутствие состояния…». В принципе, можно было бы начать рассматривать вариант, когда «Логикой Источников» (В.П. Гоч) «небытие» может быть заменено на «бытие» («Небытие бытия – бытие небытия – небытие бытия – бытия небытие – …»). Однако, даже если наших возможностей хватило, чтобы рассмотреть (хотя бы в «теории») указанное направление, вряд ли это способствовало бы решению задач нашей встречи. А вот рассмотреть (причём, даже с «практической» точки зрения) вариант антипода как «отсутствия состояния» может стать более «перспективным» и оказаться нам «по силам». Но сначала дадим «своё понимание» для «отсутствия состояния.

Итак, «отсутствие состояния» для человека может означать, во-первых, что он не находится в нужном состоянии (например, для выполнения комплекса), а, во-вторых, что он не в состоянии чего-то сделать или осуществить. Первый вариант означает, что человек либо «не входит» в нужное для работы состояние, либо «выходит» из него. А второй случай говорит о превышении человеком своих возможностей в познании, состоятельности или мастерстве. Действительно, всё это может привести к отсутствию запланированного состояния (в «начале комплекса или его при его «завершении»), но не отсутствии в этом случае у человека какого-либо «состояния вообще».

Вероятно, с какой-то точки зрения, такое «отсутствие» можно было бы интерпретировать как проявления «небытия», но, не смотря на сохранение в рассуждениях этого термина, давайте всё же будем подразумевать под ним «отсутствие состояния». И обратите внимание, что в этом случае многое зависит от самого человека, от правильности и аккуратности его движений, и актуализации процесса Познания в практике комплексов «Книги Силы». Поэтому важными задачами в изучении Стиля Духа будут наработка и вхождение в необходимое состояние, познание и раскрытие в практике новых уровней и возможностей взаимодействия человека и комплекса. Думаем, что «простое» практикование комплексов может существенно помочь человеку продвинуться в этом направлении.

Ну, что же, опять-таки Стиль Духа вам в помощь!

  «Отступление ненадолго»

А теперь давайте сделаем небольшое «отступление» и поговорим вот о чём. Вероятно, может возникнуть вопрос, насколько необходимо и «полезно» рассматривать подобные моменты для успешного практикования Стиля Духа и, если есть такая необходимость, то как с этим поступать. Это может быть важно, поскольку просто «абстрактный интерес» к таким вопросам может привести к появлению «абстрактных знаний», что само по себе, как уже отмечали, не «очень удачно» для развития человека.

Напомним, что «Абстрактные знания сопровождают внедрение и укрепление чуждого в человеке» [6].

И выходит, что от внедрения чуждого человека защищает усвоение на практике получаемых знаний, их со-участие в работе. Выходит, что знания, существующие как бы «сами по себе» и «сами для себя», внедряют в человека «чуждое», – вероятно, так они работают «сами», если в работу их не включает человек. При этом необходимость их «сохранять» может стать достаточно «беспокойной задачей» для самого человека, – лишить его покоя. Например, выполняя комплекс, человек будет «напряжённо» вспоминать, что он должен внести в это исполнение. Вряд ли это приведёт к действительному осуществлению комплекса – всё его «пространство» окажется «заполнено воспоминаниями», аналогом того же «внутреннего собеседника».

Кроме того, «Пустота» не раскроет свои свойства, поскольку «подойти к ней» можно только в случае обретения вами соответственной «Полноты». Но Полнота не похожа на пространство, сверху донизу забитое «вещами». В этом аспекте она, видимо, должна быть схожа в чём-то с «Пустотой».

В любом случае, при потере необходимого состояния, речь о наработке своей состоятельности уже может не идти – слишком велики будут «потери исполнения». Так, «Состояние определяется точкой покоя системы, а состоятельность тогда – тело состояний. Состоятельность проявляется в тех ситуациях, где вы можете спокойно действовать, исходя из покоя, уравновешенности. Там, где вы возбуждаетесь, боитесь, состоятельности нет (выделено нами – авт.)» (В.П. Гоч).

Но как же тогда наши «встречи»? – Вряд ли вы «моментально» вносите в практику все «предложения» нашего сайта!? Ничего «страшного». Напомним, что часть «предложенного» надо «иметь в виду», – оно способно задать определенное направление, на котором вам предстоит обрабатывать «свой участок». Кроме того, участие в таком «общении» может помочь в организации познавательного аспекта Стиля Духа.

Возвращение «в тему»

Итак, с одной стороны, мгновение – «антипод длительности состояния» – фактически его «отсутствие». С другой стороны, «Появиться можно только там, где вы есть (выделено нами – авт.)» [1]. И значит, скажем, при движении ваша рука или нога… «уже там»! Или это не может относиться к физическому плану и «физическому движению»? Тогда надо бы определиться, «мгновение» и «момент» – это тождественные понятия или, в зависимости от «контекста», может быть разница.

Например, можно ли предположить, что мгновение может стать «моментом появления состояния» после его «отсутствия» и исчезновением его «антипода»? Ну, может быть… То есть здесь нам, фактически, предлагается «отсутствие состояния (небытие)» заменить неким состоянием? Насколько такая «взаимозамена» характерна для «антиподов»? И возможна ли «автозамена» или это «момент для человека»? Пожалуй, без «человеческого фактора» здесь не обойтись… Тогда что можно было бы предложить слушателям? – Из доступного – успокоиться перед выполнением комплекса и войти в состояние «безмолвия», что, во-первых, приведёт к «отмене отсутствия», а, во-вторых, даст возможность проявлению необходимого на данный момент состояния для наработки «состоятельности (тела состояний) человека».

Ну что же, пока на поставленные вопросы можно ответить так: «будущие состояния» уже «прописаны» для вас, и стоит задача их достижения человеком. И момент (мгновение) «достижения состояния» и «мгновение» как «длительность стояния» становятся для человека хотя и не тождественными, но равно значимыми понятиями.

Тогда можно предположить, что мгновение (момент) «достижения состояния» будет соответствовать появлению его «образа» в «будущем человека», а мгновение (момент) «длительности появившегося состояния» для человека при исполнении комплексов закладывается их «физическим движением» и его «длением», а не только «мгновением самого мгновения» – «длительностью мгновения». То есть «мгновение» при наличии «дления» может играть более «интересную» роль…

Такие «скрытные переходы»

В своих предыдущих работах мы уже обращали ваше внимание на цитату: «Опираясь на категорию состояния, выражают не только статику объектов разной природы, но через значения переменных характеристик – процессы изменения и развития вещей и явлений, ведущие в итоге к изменению свойств и отношений (например, «скрытые состояния» и так называемые «переходные состояния») (выделено нами – авт.)» [5].

Давайте предположим, что такие «скрытые» состояния могут «скрываться» в «точках перехода» от одного движения к другому, попутно формируя «переходные состояния». В этом случае «состояние» вовсе не прекращается с завершением очередного движения (не появляется его «антипод»), а формирует некое «переходное состояние», «скрытое» в «точке перехода» и осуществляющее, в том числе, связь состояний комплекса, учитывающую их «…переходы и превращения от одного к другому и одного в другое…» [5].

Кстати, если мы говорим о возможности и необходимости выполнения комплекса в неком «единстве» и состоянии «внутренней тишины», то в чём смысл «дополнительного» появления в нём скрытых и переходных состояний? Не приведёт ли это к потере или «дроблению» «единого состояния»? Пожалуй, нет! Более того, возможно, их «смысл» как раз в обеспечении этого «единого» состояния в «динамике комплекса». А давайте, мы предложим вам самостоятельно рассмотреть и этот вопрос.  Может быть достаточно интересно…

Ладно, теперь вот о чём. Исходя из того, что состояние в данный момент содержит, по сути бесконечную «цепь состояний» [5], мы в своё время предположили, что категория «состояние» применимо к явлению «Бесконечности». Причём, вероятно оно применимо не только к определённой «статике» Бесконечности (к её, как бы, «стабильности параметров развёртывания»). Но и через значение «переменных характеристик», (по сути, «параметров развёртывания»), к процессу её «изменения и развития».

Так, например, неким «параметром» (предположим) может быть принята «1»: 1, 2 (1+1), 3 (2+1), …∞. Причём, говоря об изменении и развитии, надо иметь в виду, что она может иметь явно не одномерный характер. Но об этом чуть позже… Пока же отметим, что бесконечность не просто «застыла в комплексе», – она в нём движется, что придаёт комплексам дополнительную практическую и эвристическую ценность.

Тогда, можем ли мы предположить, что при всём вероятном многообразии проявлений, «скрытое» и «переходное» состояния подлежат самостоятельному изучению? Трудно сказать. Пока этот вопрос нами даже не рассматривался. Кстати, возможно у наших читателей есть соображения на этот счёт?… Поэтому пока обратим ваше внимание на то, что обладая ещё, возможно, «скрытыми» интересными возможностями, они являются «частным проявлением» феномена «Состояние» как формы Тотальности и, значит, имеют некую «существенную о-пределённость» для своего рассмотрения.

В целом же, мы предполагаем, что наличие «скрытых и переходных» состояний при осознанном включении их в работу, позволит расширить наше представление о закономерных воздействиях на человека, ведущих в итоге к «изменению свойств и отношений…» [5].

 «Скрытые переходы»

Теперь обратим внимание, что, говоря о состояниях, надо иметь в виду их «…переходы и превращения от одного к другому и одного в другое…» [5]. Чем это может «оборачиваться» для исполнителя?

Например, при выполнении первого комплекса («10 Пределов») его «Пределы» как определённые состояния не просто «переходят» от одного к другому, но как бы «превращаются» из одного в другое. То есть осуществление «первого Предела» позволяют перейти ко «второму», но этот «переход» видится как его дальнейшее участие и осуществление в действиях нового Предела. Возникает «лестница-Путь» (В.П. Гоч), где пройденная ступень «впитывается» в «новую ступеньку», вероятно, становясь, в том числе, и неким «скрытым состоянием». Помогают в этом процессе и «переходные состояния», переводя достигнутое в «Пределах» состояние в «новый формат».

Мы пока не будем рассматривать вопрос, обладают ли сами «скрытые» и «переходные» состояния таким свойством как «дление» (хотя, скорее всего – да), но, обратите внимание, что само «дление» в этом случае становится гораздо более «интересным» процессом и, имея некоторое отношение к «Бесконечности», делает «её состояние» более многомерным и, вероятно, «многоуровневым».

А поскольку разместить одну «бесконечность» в другой можно в случае её собственного движения (В.П. Гоч), то это означает, что нам предстоит «открыть» для себя новые возможности как самих комплексов, так и процесса «дления» состояний. Так, «Бесконечное можно вместить только в бесконечном, но в движущемся – таковым является 0+ (выделено нами – авт.)» [10].

Ну, что же, всё сказанное позволяет нам сделать «интересное предположение»: поскольку «вместить» новую бесконечность можно только в «движущуюся бесконечность», то в качестве таковой может стать бесконечность, повышающая собственную мерность.

Ну вот, пожалуй, пришла пора завершать наше небольшое исследование, для статейного варианта, думаем, достаточно. А если учесть и вашу самостоятельную работу… Во всяком случае развитие темы лучше перевести на практические занятия. Поэтому мы планируем на следующей встрече дать некоторые «практические замечания» и надеемся, что вам они «придутся кстати».

Желаем удачи!

 Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. В.П. Гоч, С.В. Белов. Работа в Причине. Вторая ступень. – Симферополь, 2004.
  3. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Жизнь и Причинность: методология взаимодействия и познания. – К., Сфера, 2004
  4. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Теория и Методология Со-Творчества. – Киев: «Сфера», 2007.
  5. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Книга Со-Бытия. – К., Сфера, 2007.
  6. В.П. Гоч, С.В. Ширяев. Тотальные факторы Игры. – Севастополь: издатель Карпин А.В., 2013.
  7. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  8. Гоч В.П., Дворцов В.Д. Книга о Пути Дао. – Санкт-Петербург: ООО «ИЦДОМ «Айзорель», 2015.
  9. Гоч В.П., Дворцов В.Д. Темы Дао. – Санкт-Петербург: ООО «ИЦДОМ «Айзорель», 2015.
  10. Гоч В.П., Дворцов В.Д. Практика Дао. – Санкт-Петербург: ООО «ИЦДОМ «Айзорель», 2016.
  11. В.П. Гоч, В.Д. Дворцов. Иррациональные факторы Тотальности. – СПб: ООО «ИЦДОМ» «АЙЗОРЕЛЬ», 2016.
  12. Гоч В.П., Акимов И.Е., Сабрукова М.Н. ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2017
  13. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 20019.
  14. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.