ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ РУННОГО ЯЗЫКА

Т.И. ГОРБУНОВА
С.В. ХВОРОСТОВ

Язык является «опытом мира», в котором «преднаходит себя человек познающий».
(по П.С. Гуревичу)

Новый этап в развитии Мира обусловил выход человечества на высокий уровень духовного развития. Это привело к возникновению определенных внешних условий, способствующих преображению человека, и появлению ученых и исследователей, которые способны понимать особенности Со-Временности и условия становления Нового Человека. Известны труды, в которых авторы описывают создание методологии и методик, помогающих человеку в реализации своего Творческого Потенциала.

Одним из таких избранных стал В.П. Гоч. Им было раскрыто значение на современном этапе возможности языка как средства познания, общения и воздействия на окружающую действительность. А Новый Рунный Язык стал результатом осознания сути и значения сакральности языка как явления для развития Творения и Человека. Отметим, что вопросы, возникающие при изучении Рунальжи, выходят далеко «за горизонт» банальных трудностей, связанных с изучением любой лингвистической системы. Именно его появление, определённое движением Нового Времени, сделало возможным в полноте отобразить и раскрыть в Реальности возможности развития системы «Человек – Язык – Мир». Так, оказалось, что благодаря его появлению и со-участию в отображении процессов Мироздания, появилась возможности на новом уровне раскрыть Потенциал уже «знакомой системы».

Сегодня все свойства процесса изучения Нового Языка и обучения ему, а также его влияние на человека, на его жизнь и творчество могут обретать особые черты. Нами уже был пройден определенный путь в изучении базовых основ языка и его практического применении, в результате появляется возможность исследовать полученный опыт и увидеть новые аспекты его осуществления. Однако ныне мы работаем в новых не только в общечеловеческом смысле условиях, но и в другой, с точки зрения развития Школы и Теории Причинности, ситуации. Мы сами ищем ответы на возникающие вопросы, рассматривая различные аспекты проблемы с целью найти правильный ответ. Вероятно, пришло время каждому в полной мере принимать ответственность за свою работу, своё развитие и следование Пути.

Возможно, поэтому сейчас более ясно проявляется необходимость вновь обратиться к вопросам условий развития Нового Языка и рассмотреть процесс его изучения с целью его оптимизации. Во всяком случае, наши статьи, поднимаемые в них вопросы и рассматриваемые темы мы ориентируем на решение этой задачи. Хотя, понятно, что «торопиться» с выводами и рекомендациями будет преждевременным.

В принципе, изучение неродного языка не является чем-то экстраординарным для современного человека, так как он обретает такой опыт еще при учебе в школе. И в историческом аспекте человечество имеет большой опыт изучения иностранных языков. Ведь их знание необходимо для взаимодействия народов в различных областях. Кроме того, ученые считают, что изучение другого языка способствует развитию самого человека. А решение начать его изучение проявляет определенные волевые свойства личности.

Это важный момент, обусловливающий начало некоторого процесса, в котором «записано» направление интеллектуального и духовного движения. Ведь познание всякого нового языка знакомит нас с другими проявлениями культуры и социального устройства, помогает лучше понять психологию и менталитет других народов. Это может привести к расширению сознания человека, раскрытию дополнительных возможностей в понимании ещё незнакомых ему явлений Мира. Даже просто получив минимальную информацию о новом для себя языке, человек внутренне решает, зачем ему нужна эта информация, а также в какой форме и в каком объеме он хочет получить знание о системе языка и правилах его грамматики. Этот импульс во многом определяет все его последующие действия и их успешность.

Как уже было отмечено, решение человека изучать Рунный Язык может определять его будущее, поскольку как явление Духовного плана он способен повлиять на восприятие самой Реальности, а значит, и организацию жизни человека. В результате вхождения в «пространство Нового Языка» им по-новому осознается собственное бытие и Жизнь как явление обретает «новые краски». «Внешне» это движение познания может быть как бы «ограничено» определенными временными параметрами, а, по сути, продолжается всю жизнь.

Важнейшей стороной процесса «вхождения в это пространство» являются форма и способ организации учебного процесса, который, по сути, является способом духовного развития. Например, даже обычное знакомство с основами грамматической системы Рунальжи требует внимания, сосредоточенности и внутренней работы. Такой подход расширяет понимание значения языка в отображении законов жизни, а также восприятие с необычного ракурса системы родного языка в процессе неизбежного их сравнения.

Конечно, и это ценно, однако мы придерживаемся мнения, что, в первую очередь, язык необходимо познавать как средство общения. Эта позиция реализуется на основе коммуникативного подхода в методике преподавания иностранных языков, в рамках которой разрабатываются различные языковые курсы. И при разработке одной из учебных программ и комплекса учебников по Рунному Языку мы также использовали этот подход.

Итак, Рунный Язык, с определённой точки зрения, представляет собой особое лингвистическое явление, и решение изучать его обычно опирается не просто на волевое усилие (заставить себя), но обусловлено желанием человека раскрывать возможности своего духовного движения. В этой связи отметим, что разработанные автором Теория Причинности, Метод работы в ПСС и изучаемая лингвистическая система с определенной точки зрения представляют собой единство, являя аспекты его познания. Они были призваны открыть для человека глубинный смысл новых знаний, которые открываются на современном этапе развития Творения.

В своих статьях об изучении Рунного Языка большее внимание мы уделяем Базовому и Начальному этапам, во-первых, потому что это время начала взаимодействия с новой для человека реальностью, которая определяет дальнейший путь ее постижения. При этом свойства Нового Языка с «самого начала» создают особую атмосферу взаимодействия с ним. А во-вторых, этот материал доступен большинству слушателей, часто они «довольствуются» именно этим объемом знаний. То есть далеко не все продолжают изучение Рунного Языка на «продвинутом этапе», поскольку, кроме волевого усилия, дальнейшее развитие подразумевает наличие определённого внутреннего состояния, стимула, «бытовой возможности» и соблюдения некоторых условий деятельности. Весьма вероятно, что эти «параметры» сами по себе могут становиться объектом специального исследования.

Однако и на начальном этапе у человека могут возникать перегрузки и сложности, что может объясняться современным состоянием его физического и тонких тел. И получается, что в процессе обучения встает задача не только (а, может, и не столько) познания Рунальжи, сколько развития возможностей и способностей современного человека, – способностей, которые не только влияют на познание языка, но и могут проявляться в других сферах бытия человека.

Таким образом, уже на этапе начала занятий по возможности должны учитываться «стартовое состояние» и возможности людей, составляющих группу. Следует также создавать для слушателей условия, когда можно использовать их собственный опыт. Вероятно, поэтому по рекомендации автора Рунного Языка в течение определенного времени процесс организуется по подобию изучения обычного иностранного языка, что во многом снимает возможные ментальные преграды при взаимодействии с этим сакральным явлением, что свойственно современному человеку, его «рацио».

Например, рассчитывается объем вводимого на каждом занятии материала, используется знакомая структура урока. Кроме того, на процесс адаптации человека ориентирована специально отобранная лексика, которая относительно легко воспринимается и запоминается. Как вы уже знаете, в этот период предъявляемые речевые образцы невелики по объему и перекликаются с подобными выражениями в родном языке. Они соответствуют синтаксическим конструкциям, которые необходимы для элементарного общения на начальном этапе изучения языка. Этому же соответствуют вводимые грамматические темы.

Ну а микротексты и тексты, в которых закрепляется изученный лексический и грамматический материал, имеют ограниченный объем и построены с использованием элементарных синтаксических конструкций. Используются и другие приемы «мягкого» для человека ведения в новую для него языковую среду. При этом учитываются свойства памяти как «формы психического отражения действительности», которая «заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта» [13].

Итак, уже на базовом этапе, этапе знакомства с алфавитом и правилами чтения сочетаний рун, проходит особая работа, формируется опыт взаимодействия с рунами, Рунным Языком. Напомним, что Руны – это основа изучаемой языковой системы, а осознание силы руны требует глубокого погружения в описание особенностей ее проявления в Мире. Такая внутренняя работа часто не знакома современному человеку и требует перестройки его отношения к знакам, символам и их восприятию, а осознание силы руны требует глубокого погружения в описание особенностей ее проявления в мире.

Следует отметить, что, как правило, каждый разработанный учебный курс имеет свои особенности. Это зависит как от преподавателя и личности автора представляемого курса, так и от этапа обучения и выбранной тактики. Например, при ведении интенсивного курса Рунного Языка особое значение обретает не столько высокое тематическое наполнение текстов и их объем, не содержание и сложность синтаксических оборотов и конструкций, а плотность звучащей рунной речи и активность слушателей в формировании общего речевого потока. На этих занятиях происходит образование временных или устойчивых нервных связей, отвечающих за восприятие и воспроизводство лексических единиц разного уровня. Такие «нейронные цепочки» способны восстанавливаться и актуализироваться под воздействием волевых усилий и раздражителей, которые играют роль «ключей». Эти и другие механизмы используются при активизации памяти на последующих уроках.

В целом, в Школе накоплен большой опыт изучения Рунного Языка в разных вариантах – самостоятельно и в группах, по разным методикам и учебникам, с ориентиром на тот или иной темп изучения и т.д. Иногда для человека происходят изменения в этом процессе – смена преподавателей, учебников, интенсивности занятий, иногда следует перерыв занятиях по объективным или субъективным причинам. Для слушателя они составляют определенные трудности, особенно на базовом и начальном этапах постижения языка. Здесь большое значение имеет состояние памяти человека, которая традиционно понимается как «способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта» [12].

Обычно запоминание рун, их ключевых слов, описания силы у разных слушателей происходят не одинаково. Вероятно, на этот процесс влияют, с одной стороны, его память, общее состояние и уровень мотивации, с другой стороны, особенность сил, проявляемых конкретной руной, и восприятие ее индивидуумом. По нашему мнению, эти процессы требуют отдельных исследований с позиций классической психологии, а также и с участием специалистов «причинной психологии».

Например, возьмем руну U – ЭЙСА – ключевые слова – Небо, Совершенство, Учитель. По некоторым наблюдениям, человек, имеющий «пробел» в понимании критерия «совершенство» или не усвоивший задачи своего «ученичества», вероятно, затратит больше времени на запоминание руны, ее ключевых слов и слов, которые «включают» эту руну. В этом случае запоминание, возможно, будет в зоне среднестатистической возможности, но само взаимодействие с ключевыми словами и с символом произойдёт на более низком уровне, либо в памяти «сохранится» что-то одно. Например, может запомниться символ руны без какой-либо «привязки» к его ключевым словам. Вероятно, можно говорить о восприятии по «форме» без «отсылки» к сути. Можно предположить, что в дальнейшем ему и рунные тексты будут не доступны как многомерное образование и гипертекст. Трудности могут выражаться в поверхностном понимании теста, описывающего силу руны. При этом задачей преподавателя становится объяснение причин складывающейся ситуации и ориентация правильной работы с изучаемым материалом.

Похожие проблемы могут возникать и при заучивании слов. Например, на базовом этапе вводится слово X;Î – айжэль – Время. Если не получается легко запомнить его, то можно предположить, что глубина восприятия этого явления недостаточна, что мешает запоминанию. Помощь преподавателя и коллективная работа в группе способны повлиять на процесс осознания трудностей и из причин. Однако основная работа проходит индивидуально, это внутренняя работа каждого. Интересно, что сформированные до этого навыки усвоения и запоминания часто не работают в ожидаемом режиме. Поэтому помочь при появлении схожих «проблем» может установление правильного отношения к происходящему. Так, возникшие трудности с запоминанием некой руны, возможно, готовят вас к восприятию её более тонкого проявления, необходимого для участия в формировании со-знания.

Таким образом, успешность изучения Нового Языка зависит не только от воли слушателя и преподавателя. Здесь работает множество факторов, которые, в целом изучаются в педагогике. Учеными установлено, что для эффективности обучения должны учитываться такие возможности человека как достижение состояние покоя, внутренней тишины, а также подвижность внимания, умение сосредоточиться. С учетом этого в течение занятия происходит постоянная смена форм деятельности, планируются периоды отдыха, чтобы затем вернуться к этапу интенсивной работы. И на этапах «перехода» проявляется возможность проверки усвоения материала и закрепления сформированных речевых навыков и умений.
Например, в общем виде самый частый вид занятия по изучению языка – знакомство с новым материалом – обычно имеет следующую структуру

– введение – организационный момент,
– проверка домашнего задания,
– основная часть:
– введение нового материала,
– работа с текстом,
– заключение.

При введении новой грамматики и текста включаются элементы произвольного запоминания. То есть преподаватель должен знать закономерности восприятия нового материала, способов его закрепления и учитывать их. Переходя при проведении занятий от одного этапа к другому, он активизирует механизмы непроизвольного запоминания, организуя систему повторов материала и включая разнообразие форм его активизации.
Таким образом, и на занятии, и в течение учебного курса, и при организации всего обучения наблюдаются определенные циклы. Это касается и индивидуальной учебы, этапы которой бывают разными для разных слушателей, что может быть связано с их социальным бытием и, как можно предположить, соответствует их психическим особенностям.

Вообще для правильной методической организации деятельности желательны смена объекта изучения, темы, темпа работы, характера действия, что способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне. Можно сказать, в целом вся организованная учебная деятельность проявляет цикличность, волнообразный характер. Эта особенность протекания процессов проявляется в жизни и в любой деятельности, обеспечивая оптимальный уровень как здоровья, так и приложения творческого потенциала. Напомним, что «Цикл – актуализация времени» [1]. Таким образом, в Цикле Время актуализируется, делая актуальным для человека сам процесс, – «актуальной» становится деятельность человека.

Если учебные циклы соответствуют физическому и психическому состоянию человека, он двигается в изучении языка спокойно и уверенно. Но так бывает не всегда. Если темп обучения высок для человека, он выпадает из общей работы на занятии. Впрочем, это не представляется «критичным». Как показала практика, потом он может компенсировать свое отставание. Бывает и по-другому. На определенном этапе человек может выходить к предельному для него возможному погружению в мир Нового Языка. Тогда для него есть смысл пересмотреть «режим» изучения языка и темп поступления новой информации – всё это позволит человека сохранить поступательное движение.

Все вышеприведенные тезисы, а также факты, изложенные в других статьях, были сформулированы на основе анализа практических занятий, проводимых в разных группах в различных странах в течение более десяти лет. Это дает основание утверждать, что каждый коллектив и каждый семинар имеет свои особенности. Но, пожалуй, самый интересный опыт был получен во время занятий при подготовке преподавателей Рунного Языка в учебно-методическом центре в Твери (руководитель Т.В. Немцева). Эти семинары проводились при организационной поддержке А.М. Михайловой и ее сотрудников. Подобные курсы проводились еще в одном городе – в Тюмени в центре «Истина» (руководитель центра Н.А. Соловьева), которые также были организованы на высоком уровне. Отличие тверских семинаров в том, что слушатели имени возможность компактного проживания, организованного быта и питания. То есть складывались, в целом, практически идеальные условия для погружения в учебный процесс и работы с представляемым материалом.

Мы уже писали об этом. Семинары проходили 3-4 раза в год по 10 дней. Обучение включало 8 сессий и дополнительно – цикл подготовительных занятий к выпускному экзамену, который принимал Василий Павлович. Во время семинаров каждый день проводилось занятия по Рунному Языку (4 академ. часа) и занятия теоретического характера (4 академ. часа). Были также созданы условия для самостоятельной подготовки и участия в занятиях других учебных семинаров, если они проводились параллельно. При необходимости в середине семинара планировался свободный, творческий день.

Обучение проходило на основе специально разработанного интенсивного курса с использованием комплекса учебников и учебных материалов, которые известны под названием «Рунный Язык на Рунном Языке» (авторы В.П. Гоч, Т.И. Горбунова). Именно эта работа предоставила большой материал для анализа и корректировки разработанных грамматических материалов и закрепляющих их текстов. Кроме того, проявилась возможность корректировать планы занятий, учитывая общие для слушателей трудности.

Мы видели результаты совместной работы группы и условия повышения эффективности индивидуальной и коллективной работы, когда изменение последовательности введения тем, упражнений на закрепление изученной грамматики и текстов помогают пониманию их особенностей и правил применения. Варьирование условий восприятия информации включает также комбинирование разных видов речевой деятельности. Например, это аудирование и письмо при выполнении диктантов, чтение, аудирование и говорение на базе одного текста и т.п. При этом работает произвольная и непроизвольная память, на этапе даже пассивного участия в учебном процессе. А сама организация занятий предполагает использование различных видов памяти – зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной. Мы замечали, что на семинарах мотивация усиливалась «соревновательным моментом» и повышением самооценки. А это имело важнейшее значение для реализации творческого и профессионального потенциала.

Как уже было сказано, между семинарами был перерыв 3-4 месяца. Некоторые слушатели в это время занимались самостоятельно, кто-то преподавал, то есть не только использовал полученный учебный материал, но и проверял действенность изученных методических положений. В целом, это было оговорено как выполнение своеобразного «домашнего задания». Мы исходили из того, что каждый психологический акт опирается на предыдущий опыт и обязательно предполагает удержание данного элемента для «сцепления» с последующим. Таким образом строится единое познавательное движение. А у слушателей формируется опыт взаимодействия с рунами, рунной грамматикой, опыт формирования в сознании целостной системы изученной грамматики, которая в это время, конечно, может не совпадать с полной авторской или, можно сказать, академической версией, но для человека обеспечивает гармоничный переход к следующему этапу познания языка.
Впрочем, отдельные слушатели (по их словам) между семинарами просто отдыхали в силу объективных или субъективных причин. Как, чем для них раскрывался опыт предыдущего курса? Можно предположить, что это стало опытом взаимодействия с рунами и Рунным Языком, опытом нахождения в поле языка и общения с сокурсниками. Его можно назвать эмоциональным впечатлением, которое, несомненно, обогащает индивидуальный опыт человека.

Однако давайте «вернёмся» к теме, актуальной для многих. В силу некоторых причин изучение Рунальжи может прерываться на довольно большой срок. И в этом случае возвращение к учебе обычно проходит не просто. Неожиданно для себя человек обнаруживает, что многое забыл, иногда, почти все, что вызывает огорчение и разочарование. С его точки зрения, «пропала» огромная работа, стерлись знания, которые уже были хорошо освоены. Ну, знания, скажем, не совсем «пропали». Они остались, но работают по-другому, на другом уровне сознания, меняя внутреннее состояние и отношение к Жизни. Ведь память – это не просто механическое запоминание и автоматическое воспроизводство некогда услышанного и прочитанного. Ее роль не может быть сведена к фотографическому запечатлению того, что «было в прошлом». Так, «Работа памяти связана с мышлением и производными от него формами деятельности, как «продукт с процессом» [14].

В сознании идут постоянные процессы обработки получаемой и хранящейся информации, которые, в свою очередь, входят в сложнейшую систему организации эмоциональной и интеллектуальной деятельности человека. Тогда «выпадение» того или иного материала из памяти может означать выпадение его из деятельности человека. А сохранение может быть понято как следствие участия изучаемого материала в деятельности индивида.

То есть запоминание всегда избирательно. И в памяти, чаще всего, сохраняется далеко не все, а лишь то, что участвует в деятельности, то, что связано с особенностью мотивов, целями и способами их достижения. Кроме того, мы ранее писали, что нахождение в пространстве Рунальжи, в поле его звучания, влияет на физическое тело и его тонкие составляющие, могут меняться мотивы человека, целевые установки и выбор пути достижения цели. По сути, со временем у человека формируются новые нейронные связи, которые не просто вписывают звуковой и графический образ в сознание, а, вероятно, влияют на мозг и механизмы запоминания, что ведет к осознанию всех называемых явлений по-новому. Как показали проводимые исследования, в результате у человека могут меняться кровь, лимфа, ткани и органы, запуская процессы общего обновления.

Таким образом, можно сказать, что, фактически, память – это способность индивида сохранять результаты его взаимодействия с миром, в нашем случае, с Миром Рунного Языка, что меняет общий характер взаимодействия человека с физическим миром и тонкими планами Бытия. В последующем человек может перерабатывать эту информацию и объединять в сложные системы. Так формируется индивидуальный опыт человека. И такой опыт дает возможность воспроизводить и использовать эти результаты в будущей деятельности.

То есть если человек прерывает свои занятия Рунным Языком, он все равно несет в себе «начало себя нового». Да, какие-то части, элементы усвоенного могут «теряться», удаляться из активной зоны памяти, и освобожденное место заполняется другими знаниями, новой информацией. Но все услышанное в периоды активного взаимодействия с Божественным явлением и осознанное человеком ложится в основу его опыта, формируя, по сути, новую личность.

Кроме того, следует учитывать, что забывание наряду с запоминанием, сохранением и воспроизведением относится к основным процессам памяти. Без этого невозможен целостный процесс, ибо в мозге, сознании идет постоянная работа по отбору, оценке каждой информации с точки зрения важности для внутренней или социальной жизни человека. Если информация оценивается как неважная или ненужная, не поддается быстрому структурированию, ее след может оставаться на периферии осознания в области кратковременной памяти и со временем исчезать, освобождая место для новой информации. Вся эта внутренняя работа складывается под воздействием индивидуальных отношений индивида и среды. Причем, эта оценка, как правило, идет в автоматическом режиме, в результате информация встраивается в какие-то сложившиеся системы знаний.

Каждый психологический, даже самый элементарный акт обязательно предполагает удержание данного элемента для «сцепления» с последующим. В свою очередь, это становится основой для следующего познавательного движения. Таким образом обеспечивается единство и целостность человеческой личности. Можно предположить, что если у слушателя забываются сведения о Рунном Языке, его элементы и слова, то причина не только в свойствах памяти, но и в выстроенной системе ценностей личного бытия, которая, часто не совсем осознанно, имеет свои ориентиры, приоритеты в формирующемся потоке жизни. Эта ситуация может изменяться, если меняются внутреннее состояние человека и система его ценностей и мотивов.

Причем, такая активизация памяти, внимания, способностей проявляется не только при изучении Рунного Языка. В целом методика преподавания любой дисциплины, опираясь на понимание закономерностей психологических процессов общения, взаимодействия, способна оказывать влияние на внутреннее состояние человека, что проявляется в результатах учебной деятельности. Кроме того, изменения могут происходить под влиянием личности преподавателя, атмосферы, сложившейся в коллективе, или информационного и эмоционального наполнения текстов, заданий.

Итак, качество обучения зависит от целого ряда факторов, а на процесс запоминания влияют и особенности изучаемого материала – его объем, логичность, «интересность» для человека и т.д. Важное значение имеют также задаваемый характер работы с этим материалом – варианты его смысловой обработки, а также уже сформированные у человека навыки и умения деятельности.

Преподавателем при этом используются различные приемы активизации сознания, используются приемы включения произвольной и непроизвольной памяти и ее различных видов. Это влияние может корректироваться и совершенствоваться при индивидуальной и групповой работе, что проявляется в изменении ценностных ориентиров и повышении эффективности учебного процесса. Так, «Содержание элементарной неречевой памяти составляет психические модели действительности, складывающиеся при индивидуальных отношениях индивида и среды. Их образование зависит от смежности воздействий объектов во времени и от потребности, определяющей характер взаимодействия» [14].

Но существует и высшая, речевая память, которая надстраивается над элементарной. В ней «закрепляются модели объективных отношений вещей. Благодаря речи человек способен воспроизводить образования этой формы памяти без непосредственного воздействия моделируемых объектов, под влиянием осознанной цели, что и приводит, в конечном счете, к подчинению памяти объективной логике вещей – смысловому запоминанию и воспроизведению» [14].

Интересный вопрос, как, в каком виде, в какой системе в памяти накапливается информация. Возможно, в литературе вы встречали упоминание о «хранилищах» памяти, то есть существуют некие «отделы памяти», локусы, в которых информация распределяется по каким-то критериям. Давайте предположим принципы «сортировки». Например, неречевая и речевая память, далее по дисциплинам и темам, по важности кратковременная и долговременная, общая информация и профессионально значимая и т.д. Вероятно, их перечень можно и продолжить и построить некоторую систему, но это не наша задача. Однако отметим, что для человека малозначимой может быть не только отдельная информация, но и целые «направления знаний». Как уже было сказано, процесс «забывания» является составной частью процесса познания. При этом он не приводит к полной потере полученных знаний и опосредованно помогает переносить внимание человека на более важные моменты в конкретный период обучения.

При изучении же Рунного Языка все процессы восприятия и запоминания могут меняться, усиливаться, становиться «особенными», так как здесь активно включается духовная компонента самого языка. И здесь, пожалуй, мы можем говорить о «высшей рунной речевой памяти», которая выводит человека на новые уровни восприятия Бытия и взаимодействия с ним.

Таким образом, фактически, запоминание – это процесс встраивания новых знаний в систему уже хранящейся информации. Вероятно, поэтому человек, который знаком с Теорией Причинности, имеет возможность быстрее войти в учебный процесс, адаптироваться к новым условиям познания. Он имеет представление о процессах на тонких планах Бытия и определенный объем знаний духовного уровня. Это то, что, по сути, делает получаемые знания – новыми! Новая информация в этом случае может существенно расширять возможность актуализации этих знаний в жизни человека.

Как мы говорили, иногда человек надолго прерывает изучение языка или его использование для собственного интеллектуального или профессионального развития. В целом, мы уже рассматривали такую ситуацию. Тогда может возникнуть вопрос, как, в какой последовательности изученный материал «стирается» из памяти? Можно было бы предположить, что при забывании процесс познания элементов языка меняет свое направление. Например, как вариант, сначала уходит возможность понимания рунных фраз, затем слов и других элементов. Ну а потом забываются руны. Однако не все так примитивно.
Как в литературе определяется, что есть забывание? «Забывание – процесс, полностью противоположный запоминанию; потеря человеком возможности воспроизведения и опознания ранее известной ему информации. Забывание бывает полным либо частичным, длительным или временным» (Википедия).

Оказывается, существует понятие «темп забывания», и он зависит от ряда факторов, которые иногда совпадают с перечнем условий успешного запоминания. Темп забывания зависит:
— от объема запоминаемого материала,
— от его содержания и степени его осознанности,
— от сходства запоминаемого и материала, который может влиять на процесс запоминания по принципу интерференции,
— от степени значимости запоминаемого материала и включённости его в деятельность субъекта и т. д.
Однако отметим, что невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт. Существует мнение, что человеческая память хранит все, раз попавшее в сферу его внимания. Известны методики, в том числе с использованием гипноза, которые способствуют извлечению информации из самых дальних хранилищ мозга. Конечно, это не наш случай.

Что касается изучения Рунного Языка, то даже при, казалось бы, «полном забывании» (вряд ли такое действительно возможно) у человека остается воспоминание о процессе и ощущение работы и света, радости. Возможно, следует рассмотреть эти следы как воспоминания об опыте пережитых состояний. Правда, сейчас мы не склонны рассматривать этот вариант как существенный для данной работы, – всё же большинство слушателей находятся в «других условиях», имеют другие цели. Однако в любом случае еще на этапе первичного ее предъявления информации включаются своеобразные механизмы «сепарации», отбора. Этот процесс происходит автоматически. То есть при восприятии информации происходят оценка и сортировка, что зависит от ее важности для раскрытия темы в учебной ситуации или от ее общей значимости для человека в зависимости от прежнего опыта. Более того, это известный факт, особенность сознания. Так, при составлении учебного текста методисты обязательно включают в него главную, «центральную» информацию и дополнительную, фоновую, детализирующую или своеобразные повторы, которые легко вычленяются и отбрасываются при чтении или аудировании. Иногда по функции ее называют «излишней». И такая организация материала методически оправдана и обусловлена…

Таким образом, забывание – активный процесс, который заключается в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что ранее было усвоено. Это может проявляться и в неправильном искаженном воспроизведении какого-либо материала, информации, причина которого, по-видимому, лежит в области личных особенностей и характера. В область забывания выдавливаются также факты, образы или события, если воспоминание о них имеет эмоционально негативный оттенок и может нарушать работу организма при «всплывании» в памяти, представляет опасность для его нормального функционирования, на что обращал внимание З.Фрейд.

Значит, еще одной актуальной темой исследования может стать процесс восстановления забытого в период «возвращения» к занятиям. Возможно, у наших читателей есть собственный опыт или наблюдения за такими ситуациями, и они помогут сформулировать ответ на некоторые вопросы.

С чего легче начинать процесс?
Как, в какой последовательности надо выполнять повторительные задания и упражнения?
Надо ли использовать уже «изученный» учебник или лучше использовать другой? Какой тип заданий лучше помогает восстановить «забытое»? и т.д.

Мы думаем, что эта информация поможет правильно организовать учебный процесс для таких групп.

Заключение

Итак, постоянное плотное интенсивное взаимодействие с новым языком может ощущаться как большая нагрузка. Иногда человек стесняется своих ошибок, разочаровывается в своих способностях или понимает, что по-другому воспринимал и явление, и процесс его познания. По этим или другим причинам люди могут приостанавливать свои занятия, планируя потом «вернуться». Получается не всегда, ведь само «новое начало» невозможно без некоторого «усилия». Этот процесс объективно имеет свои особенности, которые, по нашему мнению, требуют отдельного исследования. Это касается и вариантов повторного включения в процесс познания Рунальжи. Вероятно, ответы на многие вопросы могут быть получены при сборе и анализе соответствующего материала, организации специального эксперимента или комплекса таких работ. А сформулированные закономерности помогут в успешной организации будущего учебного процесса для новых слушателей.

В качестве эпиграфа к этой статье мы использовали фразу, составленную на основе высказывания П.С. Гуревича. «Язык является «опытом мира», в котором «преднаходит себя человек познающий». Если продолжить эту мысль с учетом того, что говорил В.П. Гоч о Рунном Языке, то Рунальжи является опытом Вселенной, в котором «пред-находит» себя человек, преображающийся по Образу и Подобию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 20019.
2. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Интенсивный курс в двух ступенях. – Авт. свид. Украины № 13727 от 21.07.2005.
3. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Книга 1. – Тюмень: Истина, 2005.
4. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Книга 2. – Тюмень: Истина, 2006.
5. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Книга 3. – Тюмень: Истина, 2007.
6. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Книга 4. – Баку: СBS, 2010.
7. Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Книга 5. – сайт: stiduha.ru.
8. Гуревич П.С. Философия. – М.: Издательство «Проект», 2003.
9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
10. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавания русского языка иностранцам. – М.: Русский язык, 1988.
11. Общая психология. – М.: Просвещение, 1976.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952.
13. Стариков И.М. Психология взаимопонимания в конкретных ситуациях. – М., 2010.
14. Философский словарь. – М.: Политиздат, 1980.