ДЫХАНИЕ СКАЗКИ

С.В. ХВОРОСТОВ
Т.И. ГОРБУНОВА

Если вы обратили внимание, в основном мы говорим о вполне привычных и как бы «в целом» понятных вещах, таких как форма, комплексы упражнений, движение, дыхание… Однако в процессе нашего разговора они могут обретать некое «сказочное содержание», раскрываясь в «точке понимания» как бы новым пространством, «неочевидностью», которая делает наши занятия тоже не «обычной физкультурой». Так у нас появляется не просто «история» про Стиль Духа, но его «Сказка», причём Потенциал, заложенный в Стиль Духа, позволяет сделать «сказочной» саму Сказку…

Дышать «одним Воздухом»?

Напомним нашим читателям, что в предыдущих работах мы рассматривали «способ участия» Стихии «Воздух» в комплексе «5 Стихий», в связи с чем «открылась» тема Дыхания. Оказалось, что оно особым образом может участвовать в осуществлении комплексов (и не только!) «Книги Силы». Хорошо, а как нам это может помочь «интересней» организовать наши занятия Стилем Духа?

Например, в предыдущей статье мы задались вроде бы «очевидным вопросом»: чем дышит человек? Как это – чем? Это же, в самом деле, очевидно – воздухом, конечно! Там кислород, он, в том числе, необходим человеку для его «биологического существования»… Ну, а если, не отменяя «биологические потребности», всё же посмотреть, что «неочевидного» может быть за этим «биологическим пределом»? Думаем, что озадачиться подобным вопросом для нас будет «полезно», поскольку, «Самоуглубление в телесность предполагает абстрагирование от ограниченности только биологическими потребностями организма, рассматривает их как функции Универсума, чем и достигается выход за границы противопостановления субъекто-объектного отношения» [5].

Как видите, авторы предлагают нам «абстрагироваться» от рассмотрения процесса дыхания только как «биологической потребности организма» и постараться рассмотреть его ещё и как «функцию Универсума». Вероятно, в этом случае человек обретает определённое «единство с Миром», уровень которого зависит от состоятельности самого человека. При этом у него может возникать особое состояние, при котором «ощущения комплекса» волшебным образом становятся как бы «ощущениями самого человека».

В целом, нам привычно понимать, что человек дышит воздухом, с чем, конечно, «не поспоришь». Вот только воспринимать «воздух» можно не только как «материальное образование», но и как некий символ. Это может существенно «расширить» взгляд на сам «воздух», и на то, что может означать привычное «подышать воздухом» в различных «восточных системах». Так, «Приведенные абстрактные положения могут быть основанием для изучения природы духовных практик как определённых форм работы с символом (выделено нами – авт.)» [7].

Давайте отметим, что в восточной традиции процесс дыхания «системно» объёдиняется с получением «жизненной энергии» – «праны». Кроме того, надо иметь в виду, что «Например, понятие «прана» в индийской традиции, понимаемое как энергия, которое пропитывает Вселенную на всех уровнях. Это физическая, ментальная, интеллектуальная, сексуальная и космическая энергия. …Прану обычно переводят как дыхание, но это только лишь один из многих её проявлений в теле человека (выделено нами – авт.)» [7]. Ну что же, давайте «для себя» понятием «прана» объединим все «необычности» дыхания, а не только его «энергетическую составляющую». В этой связи «дыхание праной» или прана «в виде дыхания» способны оказывать достаточно «интересное» и полезное (в абсолютном большинстве случаев) воздействие на «тело человека».

Кроме того, судя по всему, понятие «прана» может служить неким «объединяющим началом», поскольку «Все вибрирующие энергии есть прана. Все физические энергии, такие как тепло, свет, магнетизм, электрические явления, также есть прана…» [7]. Таким образом, «дыхание праной» позволяет проявить все «энергетические аспекты», когда все материальные «вибрирующие начала» человека, очевидно, могут быть «проявлены» и «подпитываться» дыханием.

А теперь обратим внимание на два момента. Во-первых, исходя из сказанного, у нас есть основание говорить о поддержке праной «жизнедеятельности» человека, о содержании «в норме» его «физического тела», но всё же не о повышении его «исходных вибраций». Вернее, их повышение возможно, но всё же в рамках определённого уровня (возможно, прежнего «0»?). А это само по себе ещё не обеспечивает Преображение человека. И во-вторых, значит, что несмотря на создание благоприятных условий исполнение своего Предназначения [1] – это особая задача самого человека.

Хорошо, так на что нам надо ориентироваться во время исполнения комплекса, чем «дышать», – «воздухом» или «праной»? При чём здесь Стихия «Воздух» и как всё это может сказываться на исполнении комплекса «5 Стихий»? Давайте смотреть дальше…

«Смотрим дальше»…

Надо отметить, что на определённом этапе занятий дыхание становится полноправной частью выполнения комплексов. И к этому «этапу» занимающиеся должны овладеть заявленным автором способом дыхания, а не просто «имитировать» этот способ. Так, «зародышевое дыхание» должно стать естественным для человека или хотя бы не заставлять его как-то напрягаться и отвлекаться на его осуществление во время выполнения комплексов. Конечно, это подразумевает его наработку на занятиях. И поэтому отдельные дыхательные упражнения мы вводим в практику уже на начальных занятиях. Фактически занимающиеся готовят для себя ещё одного «со-трудника» и «попутчика» в освоении Стиля Духа, – то есть «затраты» на овладение нужным вариантом дыхания «окупаются» для них «с лихвой». Кроме того, «Овладение процессом дыхания приводит к тому, что «живой дух, разум-самость владеет этим телом и принуждает его к совершенствованию» [7].

Разве в этом не проявляется «Сказка Дыхания», благодаря которой становятся «понятными» наши предложения читателю «слушать Тишину», «дышать Покоем» и «слышать» это Дыхание? По сути, речь идёт об очень «интересном» состоянии человека, в котором может осуществляться движение Времени и Покоя, когда ваши действия современными и своевременными. Всё это вместе определяет «новое ощущение» формальных движений комплекса, его Движения и Действия…

Воздух или Прана?

Так чем же в итоге нам надо «дышать в комплексе» – Воздухом или Праной? Или это фактически «одно и то же»? Или, может быть, для дыхания, условно говоря, нужно и то, и другое? А может, вообще наличие одного подразумевает присутствие другого? И насколько «системно» можно говорить о Пране и о Стихии «Воздух», представленной в комплексе «5 Стихий» дыханием? Перечень вопросов можно продолжить, только давайте хотя бы часть, условно говоря, «переадресуем» специалистам и как бы «крутым знатокам», а сами посмотрим, чем нам может «отозваться» само появление таких вопросов. – Оказывается, их наличие может «инициировать» появление других вопросов, только уже касающихся нашей практики «более непосредственно».

Думаем, по мере необходимость, у нас ещё будет возможность рассмотреть их «отдельно», а пока позволим себе небольшую «вольность» и сделаем «рабочее допущение». Так как и «дыхание», и «воздух» в любом случае «не отменяются», то для «удобства» предположим пока, что воздух для человека является, в том числе, и «носителем праны». Если согласиться с эти «представлением», то тогда надо понять, «равномерно» ли распределена прана в Пространстве?, есть ли места её особой «концентрации»?, и главное: можно ли со-здавать для себя подобные «места», при чем здесь комплексы и тот или иной способ их практикования?

Чтобы не «плодить сущности», постараемся ответить на вопросы «комплексно», предварительно восприняв их как некую «систему». В этом случае, думаем, ответом на последний вопрос «причём здесь комплексы?» мы создадим основу для решения «остальных задач». Дело в том, что по нашему мнению, в целом комплексы могут представлять собой подобное Пространство, а правильно понимаемое и сформированное дыхание позволит решить «вопросы с Праной». И предлагаемые слушателям дыхательные упражнения опосредовано готовят слушателей к такой работе.

Так, например, американские учёные на основании проведённых исследований пришли к выводу, что человек, в принципе, дышит всем телом. На этом были основаны некоторые дыхательные практики, которые мы (по необходимости) вводили в наши занятия. Их суть и задачу поможет понять следующее упражнение для «дыхания всем телом».

Вы находитесь в ИП – исходном положении [1]. Сделайте вдох и затем резким сокращением мышц сделайте «полный выдох». В этот момент можно представить, что выдох осуществляется не только лёгкими, но и всей поверхностью тела. При этом раскрываются, очищаются мельчайшие отверстия или каналы, по которым воздух может проникать непосредственно в тело. Расслабьтесь,  дыхание диафрагмальное,  спокойное. Состояние – медитативное, обретение «внутренней тишины». Почувствуйте, как вдохом воздух (прана?) проходит внутрь по всей поверхности тела, а не только в лёгкие. Сделайте несколько «правильных» вдохов и выдохов, после чего можете переходить к следующей работе. Впрочем, подобные упражнения можно проводить и как самостоятельные, – это уже на ваше усмотрение.

Обязательно ли это упражнение к выполнению и обязательно ли его выполнять именно так? Мы думаем, что вы можете здесь проявить собственное творчество. Главное – оставаться в «пространстве Стиля Духа», если вы решили заниматься именно им.

Поэтому позволим себе предложить ещё один вариант работы. Так, когда воздух набран и движение диафрагмы совершилось, само дыхание, исходя из сказанного, может продолжиться «набором праны» через поверхность физического тела и в «пространстве» действия «тонких тел». При этом мы считаем допустимым наличие небольших «пауз» между вдохами и выдохами, во время которых происходит «насыщение» или «очищение» физического и тонких тел.

Итак, из ИП на вдохе руки по сторонам поднимаются над головой. В позиции «ноги вместе, руки вытянуты над головой, ладони и пальце соединены» следует потянуться вверх, как бы ощутив поток, «вытягивающий тело» и, в частности позвоночник, вверх.

Задержитесь в этой позиции. Дыхание диафрагмальное. Ранее в предыдущей работе (см. на сайте) мы говорили о том, что по легенде Мир образуется выдохом Брамы и исчезает с его вдохом, но в Новом Мире его исчезновение не обязательно, а своеобразный «вдох» осуществился Со-Творчеством человека.

В связи с этим можно, например, представить собственный вдох как выход в более высокие планы, а выдох – как их творческое освоение. Сколько дышать таким образом? Мы обычно предлагаем начинать с вдоха как освоения исходного плана и затем делать три выдоха-вдоха. После чего руки расходятся в стороны, и принимается исходная позиция, в которой можно завершить упражнение или продолжить другим дыхательным упражнением.

«Дыхание Состоянием»

Мы исходим из «наличия скрытых» и «переходных» состояний не только между комплексами, Пределами, но и отдельными движениями. Не следует их искать специально, но если они проявляются, то можно с ними «творчески взаимодействовать». Вероятно, до этого «связи» человека с этими состояниями осуществляется по типу «функциональных».

Что касается «переходных состояний», то, как мы предположили, они могут возникать не только при переходе от одного комплекса к другому, но и, например, от одного Предела к другому. Как это может происходить и что это может означать на практике? Наверное, взгляды на происходящее могут быть разные, причём, наверняка «в чём-то правильные», но вряд ли в данном случае есть необходимость «жёстко привязываться» к одному из них, – скорее всего взаимодействие с ними может строиться достаточно «ситуационно». А вот их своеобразное «объединение» может происходить относительно просто и в то же время парадоксально – обретением состояния Внутренней Тишины и Покоя. В принципе, мы уже говорили, что каждое движение должно заканчиваться состоянием покоя (В.П. Гоч).

Таким образом, оказывается между выполнением Пределов должно возникать состояние покоя… Тогда является ли он «местом и временем» «остановки комплекса»? То есть должно ли это состояние на «физическом плане» выражаться остановками движений в определённых точках (позициях)? Ну, что же, возможно, состояние покоя кем-то может ощущаться как некая «остановка» или, точнее, «замедление движений», в том числе и как «задержка» самого дыхания. Напомним, что «Зародышевое дыхание осуществляется движением диафрагмы, а не движением мышц грудной клетки. В результате воздух втекает и вытекает очень плавно и почти незаметно, словно дыхание совсем остановилось» [1]. Однако такая «приостановка» «физических движений» не означает прерывания Движения комплекса, – так если что-то остановилось на поверхности реки, это ещё не означает, что остановилась сама река. С этой точки зрения «остановка» и «Покой» всё же не тождественные понятия.

Кроме того, сам Покой в «точках перехода» ощущается не как отсутствие чего-либо, а как покой осуществления предыдущего движения, которым он оказывается «наполнен». Кстати, есть ли подобные переходные состояния между движениями «внутри» одного Предела, мы здесь рассматривать не будем. А может, вообще оставим для самостоятельного рассмотрения…

Пока же напомним, что каждый Предел является не просто набором «удачных движений», но и предъявляет определённые требования» к состоянию человека – каждый в своём аспекте. Так, «Каждый комплекс упражнений является Мастером своей Темы. Мастер входит в союз с высшим Я человека, показывает ему гармонию сил своей Темы и учит поддерживать её (выделено нами – авт.)» [1].

Таким образом, во время исполнение комплекса физические движения инициируют Движение в Высших Планах. Однако надо сказать, что на Начальном этапе изучения комплексов для человека довольно трудно отследить такое «взаимодействие», часто оно происходит неосознанно, и о его наличии можно говорить только опосредовано, по постепенному изменению состояния самого человека.

Давайте в «рабочем порядке» примем, что «совокупное Движение» по отношению к его «физической форме» происходит как бы «парадоксально», – как бы «перпендикулярно»… Например, можно представить две перпендикулярные линии – вертикальную и горизонтальную, пересекающихся в некой точке. Если рассматривать движение по ним по отдельности, то с «точки зрения» вертикальной линии, движение точки пересечения по горизонтальной никак её не затрагивает, так как «вверх» точка по ней не перемещается, хотя и сохраняет некий потенциал и возможность участия в общем движении.

В целом, если говорить об организации движения, то, с какой-то точки зрения, его мерность при всей видимой «успешности действий» может стать своеобразным «ограничением» для развития Движения и Действия как комплекса, так и самого человека. Примем это как одну из задач наших занятий, требующей своего «решения». Конечно, вряд ли это получится «с первого раза». Но тут уж, как говорится, «скоро Сказка сказывается…».

Теперь вот о чём ещё в конце этой главы… Если вы обратили внимание, то с позиций всего нами рассмотренного и сказанного о «Сказке Стиля Духа», символическое описание автором движений, например в комплексе «10 Пределов», тоже начинает восприниматься «сказочно», – как «Сказка Пределов», в которой участвует и действует сам человек. И благодаря этому «физические движения» комплекса не ограничиваются только «демонстрацией внешней формы», а «сказочным образом» участвуют в организации «Высших Планов». То есть «сети паука», «дракон невежества», появление разных «источников» и т.д. – всё становится элементами Сказки, которую не только читает, но и «пишет» (со-здаёт) сам человек…

«Взгляд» на комплекс

Есть ещё один момент в изучении и практиковании комплексов, в котором дыхание может оказать существенную помощь. Мы имеем в виду, что в «Книге Силы» автором даётся рекомендация – «внутренний взгляд вверх» [1]. В целом это можно представить как направленность сознания на познание «происходящего» на высших планах. Куда же направлять «внешний взгляд» при выполнении комплексов на начальном этапе? Трудно сказать, насколько значимым может быть этот момент, но мы не оставляем его «без внимания». Обычно эти вопросы решаются уже при изучении и совершенствовании первого комплекса – «10 Пределов». На этапе разучивания движений комплекса этот момент особо никак не «регламентируется». В дальнейшем мы предлагаем ориентировать взгляд вперед, как бы по направлению «в Будущее». В тех Пределах, где взгляд по позиции направлен вниз, можно ориентироваться на «внутреннее ощущение направления», – то есть даже в этом случае ваш взгляд как бы «обеспечивает движение вперёд». Таким образом, ваш взгляд как бы со-путствует основному направлению Движения, – помогает Движению, которое, в основном, и ощущается в этот момент.

Можно предположить, что таким образом осуществляется «забота о Будущем», которая состоит в повышении нынешней состоятельности. В свою очередь, благодаря «настрою человека» (его «взгляду») Будущее помогает в обретении состоятельности человеком. Если учесть, что Будущим становится Поток Жизни (В.П. Гоч), то можно предположить, что «взгляд в Будущее» может способствовать «движению жизни» человека.

Всё ли именно так и насколько этот момент может быть существенным для ваших занятий – «вопрос отдельный». Но вам представляется возможность самим проверить «действенность» такой работы, тем более что она не противоречит основным положениям и не представляет особой трудности для исполнения.

Другой «периодически» задаваемый вопрос – как и куда направлять взгляд в «боевых комплексах»? Мы пока не рассматривали специально эту «тему» (возможно в этом нет необходимости), но некоторые рассуждения на эту тему можно привести. Конечно, если вы занимаетесь какими-либо единоборствами, то направление взгляда для вас будет определять «реальность» спарринга или поставленной тренером задачи (хотя и здесь не всё так просто, но это уже «другая история»). В случае практики комплексов ситуация может выглядеть немного по-другому. Прежде чем продолжить тему, давайте приведём цитату из «Книги Силы».

«Мастер при этом может быть занят любым самым обычным делом и победить, не вступая в борьбу» [1].

Что может быть «обычным делом», с точки зрения наших занятий? Ну, например, выполнение движений комплекса, какой-то вариант спарринга, работа «в парах», выполнение или разучивание сопутствующих упражнений…

Кстати, при переходе от оздоровительных комплексов к боевым состав «обычных дел» может быть существенно «расширен», поскольку «…если оздоровительные комплексы были направлены только на самого себя, то боевой комплекс можно приложить к противнику» [1]. Выходит, в этом случае нам надо, не вступая в борьбу, «победить противника», чтобы стать Мастером! А как же на соревнованиях по дзюдо, каратэ или собственно борьбе – то, что там происходит, это же «борьба»! Как же тогда победить, если не участвовать в ней? Ну а если всё же участвовать, то значит ли это, что человек не будет считаться Мастером?

Ну, во-первых, участвовать можно как бы «не участвуя», пользоваться правилами и ситуацией, но внося другое содержание в свои действия. «И вот новый смысл борьбы: активная отработка тёмного в себе и в партнёре, очищение Силы (выделено нами – авт.)» [1]. Другими словами, при таком подходе «противник» переходит в ранг «партнёра», при котором Победа как отработка тёмного и очищение Силы может становиться для участников совместной.

Во-вторых, «противником», вероятно, может быть не только человек, который идёт «против вас». Возможно, им может стать и результат «коллективного творчества» и, вероятно, что-то неявное, как бы «скрытое» от вас до поры до времени… То есть, по сути, всё то, что вы «назначите противником» и на что направите (приложите) своё внимание и энергию. В любом случае результат для вас может быть «нежелательный». Так, «Если при тренировке создавать мысленный фантом противника и направить энергию на него, то вы поразите самого себя, ибо противник создан вами из вашей же энергии и вы, не сражаясь, уже терпите поражение (выделено нами – авт.)» (В.П. Гоч).

Ну, хорошо. Только вот как же быть с «инстинктом борьбы» [1]. Да и на тренировочных занятиях человека готовят к «победе», – разве не в этом смысл?! А Победа – она разве не в «бою куётся». Значит, бой тоже как бы «исключать» нельзя… А раз человек вступает в «бой», разве он не становится «бойцом»? Ну, с какой-то точки зрения, да… Только вот «Бойцы в этом мире  как пешки  задействованы в чьей-то игре» (В.П. Гоч). То есть при всей «успешности действий» их уровень далеко не самый высокий… Кроме того, заметим, что речь идёт не только о спорте и даже «далеко не о спорте».

Ну что же, поскольку человека «бойцом», в общем-то, делает «бой», а «отменить» его как-то не получается, то в нём и «поищем» решение вопроса. Например, поменяем взгляд на него, – вероятно, от этого будет зависеть, в каком качестве будет вступать сам человек. Мы имеем в виду, что «бой» как действие может быть направлен на достижение разных целей, что в итоге и определяет «позицию в игре» самого человека.

В самом деле, «Бой при этом будет происходить – бой с нечистым, бой не на смерть, а за Жизнь. При этом бой и победа меняют своё содержание. Победой становится не уничтожение противника и утверждение себя, а уничтожение тёмной силы и в противнике, и в себе одновременно. Тогда вы никогда не проиграете, даже проигрывая, в этом случае поразится нечистое в вас» [1]. Вероятно, в этом случае действия «бойца» приобретают новое качество, а сам человек – новое состояние, при котором «боец» становится «путником». Ну, что же, вероятно, и здесь надо «перевести взгляд вверх»…

Ладно… Итак, «перевести внутренний взгляд вверх». Насколько высоко? – Вероятно, насколько позволит ваше состояние, причём, без особого «напряжения». Представьте некую «точку», из которой возможно «посмотреть» на жизнь человека, на то, что и почему в ней происходит и на «пространство», где всё это «осуществляется». Тогда чем выше «точка наблюдения», тем большее пространство может быть охвачено возможностью воздействия на «внутреннее содержание». Надо ли «видеть» что-то конкретное? Мы думаем, что это возможно, но не обязательно, так как «высота точки» и состояние человека позволяют воспринимать конкретную проблему опосредованно происходящего в жизни человека.

Что касается ваших занятий, то такой «взгляд» позволит вам, в случае необходимости, обратить внимание на какой-то аспект, но не выделять его из единого восприятия практики Стиля Духа.

Ну, что же, пожелаем вам обретения «правильного взгляда»…

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Жизнь и Причинность: методология взаимодействия и познания. – К., Сфера, 2004.
  4. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Теория и методология Со-Творчества. – К., Сфера, 2007.
  5. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Книга Со-Бытия. – К., Сфера, 201007.
  6. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. НАЧАЛА. – Севастополь: издатель Карпин А.В., 2013.
  7. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  8. Гоч В.П., Ширяев С.В. Философия Тотальности в русских сказках. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2019.
  9. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 2019.
  10. Гоч В. П. Материалы семинаров.
  11. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.