С.В. ХВОРОСТОВ
Т.И. ГОРБУНОВА
В предыдущих работах мы с вами говорили о Стихиях, представленных в одноимённом комплексе «5 Стихий». Это: Вода, Дерево, Огонь, Земля и Металл. Причём, в «Книге Силы» особо отмечалось, что комплекс составлен по схеме, применяемой в китайской иглорефлексотерапии, и что, кроме этого, в Цигуне так же существует комплекс «5 Стихий» как специфический метод работы над «внутренней энергией [1]. Это, в какой-то мере, «адресует» нас к «восточной традиции», к которой нам, возможно, придётся обращаться, но только «в меру необходимости».
Давайте пока не будем выяснять различие между понятиями «Стихия» и «Первоэлемент» (часто задаваемый вопрос), так же как и обращать внимание на определённое совпадение в названиях, их определяющих. Просто напомним, что в динамической системе координат (ДСК) Пределы матриц образованы четырьмя Стихиями – Воздух, Огонь, Вода и Земля. «Стихии являются фазовыми состояниями динамической системы координат – пределами организации внутреннего пространства живой системы, нарушение которых вызывает протекание (перколяцию) соответствующей стихии, что в бытии проявляется катастрофами и катаклизмами» [6].
Кроме того, в своё время мы предположили, что «Дерево» в данной системе может быть представлено работой по организации нормального матричного пространства и вписыванием в него неким «образом» матричной нормы. При этом мы не стали определять «нахождение Металла» в данной системе и его «работу». Есть ли смысл «в принципе» интересоваться подобным вопросом или нет, – в любом случае, сейчас это не тема нашей работы. Кроме того, может быть, вы самостоятельно захотите рассмотреть этот момент… Пока же мы, по аналогии с «матричным определением» для стихии «Дерево», постараемся определиться с «местом» стихии «Воздух» в интересующем нас комплексе.
Вообще, разговор о Стихии «Воздух» как бы сам по себе «выдвигает» на передний план вопрос о дыхании, причём, не только в его «физиологическом», но и «метафизическом» (или «сказочном») значении. Мы имеем в виду, что в своём «максимальном» определении «Воздух – трансценденция Тотальности в дух» [10]. Допустимо ли в этой связи предположить, что способ и ритм дыхания в какой-то мере могут способствовать (со-путствовать) действию Божественной Воли и проявлению её гармонизирующего «присутствия» на материальном плане? Ну, возможно, что – да… Правда, сейчас разговор идёт немного о другом. Однако в любом случае логичным будет принять «рабочую версию» о том, что Стихия «Воздух» в этом и других комплексах может быть представлена особой формой дыхания. Ну что же, давайте рассмотрим этот момент более «детально».
Дыхание дыханию – «рознь»…
Итак, говоря о комплексе «5 Стихий» и его практиковании, вероятно, необходимо обратить внимание на одну его особенность, – здесь автор, описывая структуру движений, впервые обращает наше внимание на их сочетаемость с дыханием.
Надо сказать, что в предыдущих работах мы уже обращались к теме «дыхание» в Стиле Духа» [12]. И предполагаем, в будущем эта тема получит своё дальнейшее развитие, тем более, что рассматривать «Дыхание» как явление можно с разных позиций. Для нас важно, что в описании движений комплекса автор даёт «рекомендации» на каком движении делать вдох, а на каком – выдох. Кроме того напомним, что во всех комплексах автором «Книги Силы» рекомендовано использовать «зародышевое дыхание» [1].
Хорошо, ну а как соотносится (видится) выполнение таких рекомендаций с тем, о чём говорится в описании к комплексу, – о Стихиях и Энергии, о Движении и Гармонии… Например, как мы можем сделать более «гармоничными» наши движения при выполнении комплексов? – Ведь это может стать первым шагом к обретению Гармонии Движения. Как это может быть реализовано в практике комплексов «Книги Силы», и что надо «дополнительно вложить» в свои «физические движения», чтобы создать более «благоприятные условия» для их «осуществления Действием»?
Автор сам даёт нам своеобразную «подсказку» – это дыхание! Однако речь в этом случае должна идти уже не просто о том, чтобы не «сбивать» его при выполнении движений или не производить их на фоне «задержки дыхания». Речь не идёт даже о необходимости «диафрагмального дыхания», – оно должно быть уже освоено или, как минимум, «понято» вами. Речь, по сути, должна идти о новом восприятии значения самого Дыхания как явления и процесса.
В этой связи давайте предположим, что дыхание может не просто «снабжать тело воздухом» для выполнения «физической работы», но «особым образом» участвовать в необходимых движениях и действиях человека. В том числе и в тех, что указаны автором в разделе «значение упражнений» [1], – это и «выход к Источнику Истины», и «обновление Воды», «отсечение инвольтации мёртвых», «сжигание чужого» и др. Кстати, подпитка и обновление Стихий, как и подключение их к своему «Первоисточнику», а также как движение и действие тоже включают «Дыхание».
Получается, что это не просто последовательность вдохов и выдохов, а особая связь, которая существует между человеком и Миром, человеком и Духом, и которую необходимо гармонизировать. Тогда мы можем воспринимать дыхание как своеобразный «канал», по которому информация идёт к человеку и от человека. Возможно, что так человек и Мир могут «обмениваться сведениями» о проблемах, состояниях и задачах (см. статьи на сайте). Причём, на более высоких уровнях это постоянное и «двуединое» действие, не соотносимое напрямую с «вдохом и выдохом». Это их, конечно же, никто не «отменяет», но делает частью более «высокой системы». Вероятно, мы вправе говорить о появлении определённого состояния и его относительной «независимости» от «наличной структуры» [4].
С этой точки зрения, «вдохи и выдохи», кроме «доставки воздуха», могут, например, нести функцию обновления информации и очищения человека от «старой». То есть поступление «нового» – «новой информации» происходит постоянно и непрерывно в условиях постоянно меняющегося Мира, но часто воспринимается «по-старому» и поэтому «не видится» или видится «тем же самым». Тогда вдох символически может обеспечивать возможность восприятия «новой информации», а выдох – освобождения от «старой и отработанной».
В целом, «сомневаться» в специальном значении дыхания не приходится. В йоге, карате, ушу, цигуне и современных системах его изучению и практикованию уделяется достаточно много внимания. Таким образом, «общим местом» для всех «известных систем», с какой-то точки зрения, является само Дыхание и какой-либо способ его организации, – так, отличаясь «способом», оно входит во все системы.
В этой связи следует проявить известную аккуратность, – практикуя тот или другой «прежний» способ дыхания, можно возбудить «старое». Поэтому на наших занятиях мы не практикуем другие способы дыхания или дыхательные упражнения, в которых присутствуют разного рода задержки дыхания на вдохе или выдохе, в том числе и «парадоксальные» способы дыхания, – например, когда при вдохе производит движения и действия, характерные для выдоха и наоборот. А «разнообразие» предлагаемых на занятиях упражнений, во-первых, опирается на диафрагмальное дыхание, предложенное автором и, во-вторых, вводится по «мере необходимости» для раскрытия и осуществления возможностей комплекса и самого человека.
Вообще, по образному определению некоторых специалистов, «Дыхание» – то, что как бы «не имеет собственной формы». Если это так, то некую «форму» придаёт ему сам человек. Как тогда сделать так, чтобы выбранная форма «не ограничивала»? Сделать её «сразу совершенной»? Или постоянно совершенствовать (см. статьи на сайте)? А может, одно подразумевает другое и на практике выглядит как «два в одном»? Ну, «техническая сторона» для «формы» определена автором – это «зародышевое дыхание». Но допустимы ли будут (будут ли в «со-вершении») некоторые его «варианты»?
Давайте предположим, что если мы принимаем «необходимость» следовать авторской рекомендации, то всё, что «в принципе» не противоречит «основному постулату», может быть приемлемым и использовано в практике проведения занятий. То есть та или иная выбранная форма воспроизведения дыхания – «форма дыхания» – требует определения своей сути. Все эти моменты могут рассматриваться на практических занятиях, во время проведения которых слушателям предлагаются (по мере усвоения) комплексы дыхательных упражнений, имеющих в основе «диафрагмальное дыхание».
Например, на определённом уровне готовности слушателей в практику вводилось представление о том, что «внешнее дыхание» (вдохи и выдохи) осуществляются и «сопровождаются» неким «внутренним движением», которое может быть представлено, например, в виде потока информации, идущего к человеку во время дыхательного акта. Тогда частота (ритм) дыхания может как бы «влиять на скорость поступления информации и её объём. В итоге это может определять «успех» её усвоения человеком.
Как известно, человек состоит из множества клеток, каждая из которых имеет определённое количество биологических ритмов. Кроме того, все клетки взаимосвязаны, и одна клетка может влиять на весь организм так же, как организм влияет на клетку. Таким образом, ритм и способ дыхания предположительно могут иметь регуляторное влияние (опосредовано) на все структурные уровни человека. Это так, поскольку мы даже «Мировое движение будем рассматривать как движение ритма из ритма. В основе этого лежит Путь как движение» (В.П. Гоч).
Можно предположить, что интенсивное дыхание будет больше связано с энергетической составляющей процесса дыхания, а «медитативное» – с «информационной». Кроме того, на продвинутом этапе наряду с ощущением работы «вдохов-выдохов», как движения «к человеку и от него», слушателям можно предложить ощутить их как две стороны единого процесса, осуществляемые одновременно.
Этим может сниматься некая «противоположность» вдоха и выдоха, в том числе и в части их «активности-пассивности». Тем самым у нас могут появиться дополнительные возможности при выборе и формировании способа осуществления дыхания. «Путь характеризуется активными и пассивными действиями человека, которые и формируют сам Путь» (В.П. Гоч).
Что же, если это верно, то «дыхание человека» действительно может «участвовать» в нормализации физических, психических и других процессов, свойственных человеческому существованию. Так, например, считается, что «В организме человека можно выделить три ритма: физический, интеллектуальный и эмоциональный» (Г.Н. Ужегов). Значит, гармонизацию как минимум «трёх ритмов» можно записать в «актив дыханию». Кроме того, очевидно, есть возможность с помощью «дыхания» приводить тонкие составляющие человека в определённый резонанс с более высокими планами. Это всё поднимает значение такого «привычного действия» на очень Высокий Уровень. …А что, ТАМ тоже есть что-то вроде «Дыхания»!?
«Высокое» Дыхание
То, насколько «высоко» в нашей практике может быть «проявлено» Дыхание как явление, зависит от возможности сознания человека, его способности воспринимать более высокую мерность Мира, «Волшебство Вещи», – видеть «Сказку Дыхания» и волшебные свойства его «Вдохов и Выдохов». Вероятно, для неофита это может «случиться не сразу»… Но ведь были и есть те, кто с «высоты уровня» сумел поведать нам о «глубине Высокого», иначе как бы мы узнавали о Нём?! Тогда, что если нам взять и посмотреть, что «ТАМ» как бы «по максимуму», – может, «увидим» что-то интересное для наших занятий… А начать можно с того, что «Явленный мир существует при выдохе Брамы, а со вздохом поглощается» (В.П. Гоч).
Итак, Мир появлялся и исчезал Выдохом и Вдохом Брамы. Такова была «реальность Реальности». Таков был Цикл, таково было «Высшее Дыхание», дающее «Начало и Конец» Бытия. «В конце Универсального Природного Цикла Бытие и инобытие сливаются с бытием и инобытием Предыстории соответственно, формируя новую целостность, называемую Началом. …Такая Пульсация Вселенной вызвана Дыханием Единого (выделено нами – авт.)» (В.П. Гоч).
При этом необходимое обновление шло фактически через уничтожение «прежнего», других вариантов, пожалуй, не было. И был сотворён Человек – Образ и Подобие Божие. Подобие человека в Творчестве. И Со-Творчеством Человека был восстановлен Образ. Что же появление Со-Творца могло изменить в Мироздании? Вероятно, стало необязательным «разрушение» Мира для его обновления. Может быть… Но всё же для осуществления Цикла должен был быть Вдох, которым и стало бы «свёртывание Мира»!
Как же могла измениться Реальность? Давайте предположим, что вместо прежнего развития Цикла, в «Новой Реальности» своеобразный «Вдох» был сделан в Со-Творчестве самим Человеком, что явило в Мироздании Новый и более Высокий Уровень развития Цикла.
Итак, своеобразный «Вдох» был совершён Человеком Со-Творцом, – Он «вдохнул» явленный Мир, но не для уничтожения, а Творческого Преобразования, чем сделал Мир Со-Творённым! При этом «Выдох Брамы», которым Мир был явлен, обретает своё «обновление» без необходимости «Вдоха-поглощения», у него появляется качество «дления», а не просто длительности. Что касается Цикла, то он получил возможность осуществиться в полноте «Со-Творчеством Образа и его Прообраза».
Хорошо, теперь давайте добавим небольшой «штрих к Картине». Так, можно было бы предположить по «подобию» наличие определённой «паузы» между Выдохом и Вдохом. Тогда получается, что изначальный Цикл «проявления и свёртывания Мира» как бы «остановился на паузе»? Вероятно, появление такой «паузы» в привычном развитии Цикла может быть следствием «кардинальной смены» основного направления развития процесса. В отличие от предыдущего «горизонтального» развития, Циклу было придано новое направление – как бы «перпендикулярное» прежнему (парадоксальное), основанием которому стало Со-Творчество Человека. Благодаря такому «Вдоху Со-Творчества» Творение «Вздохнуло по Новому»!
Ладно, предположим, что это так…А не возникает у вас ощущение, что мы «забрались» как-то очень высоко для наших «просто занятий», да и для этой работы тоже?! Как бы нам не «сбиться с дыхания»… Что же, давайте «наведём мосты» с нашими занятиями и посмотрим, как всё сказанное может «отображаться» в практике Стиля Духа.
Например, выполнение комплексов и упражнений, как вариант, может происходить на ощущении «постоянного вдоха» как «творческого участия». При этом восприятие «вдохов и выдохов» в обычном понимании относится к физическому плану, на котором они необходимы и, кроме того, являются (в том числе) как бы «опытом» (следствием) ТОГО существования человека и Мира. Поэтому ему следует уделять соответствующее внимание, – опыт должен быть «впитан» [1].
Что касается непосредственно комплекса «5 Стихий», то завершающее «дыхательное движение» – руки в стороны ладонями вниз – может происходить как организация «постоянной связи»: грудная клетка без напряжения, лёгкие «раскрыты», как в фазе максимального вдоха, и на этом фоне происходят незаметные движения вдохов-выдохов диафрагмой. Добавим, что «обновив и усвоив» дыхание, вы сможете сами регулировать этот процесс применительно к движениям остальных комплексов.
Дышите «глубже»
На приёме у врача: «Дышите… не дышите…»
Так что, «физически» надо действительно дышать «глубоко»? Кстати, обычно считается, что «глубоко» в данном случае это ещё и «объёмно»… Ну, в йоге часто предлагается именно так. А вот другие системы наоборот, рекомендуют дышать как бы «поверхностно», да и «зародышевое дыхание» особо глубоким или объёмным не назовёшь… Получается, зря желали «глубокого вдоха»? А если не ориентироваться на очевидное, то «глубже» – это как? Похоже, нам надо определиться, что мы будем понимать в данном случае под этой «возможностью»…
Например, если мы под «глубже» будем понимать участие в процессе более тонких «составляющих человека», возможность достижения в процессе дыхания более «высоких» моментов его проявления, то, пожалуй, говоря о дыхании, можем ввести понятие «дыхание телесности». Под телесностью «договоримся» понимать совокупность физического и тонких тел человека, находящихся в определённом резонансе. Усложняет внесение этого «раздела» нам практику Стиля Духа? Ну, с какой-то точки зрения – да!, поскольку вносит некие «дополнительные условия». Только вот чем они обернутся для самого человека, во многом зависит и от него самого. Потому и «Самая большая несвобода для человека – его телесность, но она же является местом преображения (выделено нами – авт.)» [6].
Получается, что именно благодаря участию в вашей работе «телесности» ваше сугубо «рациональное», несмотря на фантазии и «налёт мистики», восприятие комплексов сможет осуществиться «иррациональной связью» с Высшим. «Иррациональность – осуществление связи с Миром Божественным логикой познания и перестройкой телесности (выделено нами – авт.)». [6].
Что может «практически» привнести в наши занятия освоение «дыхания телесности»? За счёт повышения «мерности» действия человека и комплекса, с одной стороны оставались внешне «явными», с другой – становились «не просчитываемыми» для «обыденного взгляда». Выходит, «Дыхание» должно не «ограничиваться» телом человека, а как бы «определяться» им.
Другой момент относится к особенностям выполнения дыхания. Так, в прежних работах мы уже описывали дыхательные движения «для телесности», когда предлагали ощутить, как дышат не только «отдельно» лёгкие или «всё физическое тело», но и все тонкие тела (они как бы «располагались» вокруг физического тела). Внешне вдохи и выдохи шли от физического тела, – от наполнения лёгких движениями диафрагмы, однако вдох не завершался после естественной «остановки диафрагмы», а на фоне «раскрытых лёгких» переходил к своему осуществлению в «пространство тонких тел» – в них появлялось ощущение «движения воздуха» (воздуха ли?). Впрочем, допустимо выполнение упражнения и как бы «от обратного» – сначала движение происходило в тонких телах, а затем проходило (проецировалось) на физический план.
Прежде, чем завершить главу, позволим себе дать небольшую рекомендацию к использованию «дыхания телесности». Поскольку «Мировое движение будем рассматривать как движение ритма из ритма» (В.П. Гоч), то Дыхание может помочь войти человеку в Со-Ритмие с движущимся Миром. Постарайтесь по возможности «отпустить дыхание» (можно перенести внимание на ощущение самого процесса), не «навязывайте» ему свой контроль и своё представление о том, каким должно быть его «ритм». Освободите его от ваших фантазий и «заморочек», на которые он поневоле будет «настраиваться» и входить в «резонанс». Войдите в состояние «внутренней тишины». Тогда то, с чем «ваш ритм» войдёт в резонанс может быть неким ритмом, действующим в Мире.
Сразу скажем, что «свой ритм» (частота дыхания) у слушателей может быть разным (индивидуальным), но при этом всё же «резонирующим с Мировым». Таким он и будет оставаться несмотря на то, что на разных этапах занятия его «интенсивность» может меняться – учащаться или замедляться. Однако при соблюдении условий, в каждом случае он будет, во-первых, соответствовать «учебной ситуации» и, во-вторых, не терять резонанс. По нашим наблюдениям, наличие такого «резонанса» позволяет со-хранить ощущение «ритма» и, в случае необходимости, легко «восстановить дыхание».
Добавим, что поскольку говорится о «движении из ритма в ритм», то переходя с одного ритма дыхания к другому, можно в какой-то мере влиять на состояние человека, его «физику и физиологию» – «нормализовать» процессы, привести человека в состояние покоя или некое состояние «готовности».
Ну, что же, в следующей статье мы, пожалуй, продолжим тему. А пока – «дышите глубже»!
Литература:
- Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
- Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Теория и методология Со-Творчества. – К., Сфера, 2007.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Книга Со-Бытия. – К., Сфера, 201007.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. НАЧАЛА. – Севастополь: издатель Карпин А.В., 2013.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
- Гоч В.П. Созвездие Новых Рун. – Санкт-Петербург: ООО ИЦДОМ «Айзорэль», 2018.
- Гоч В.П. Метод Гоча работы в Причине. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2018
- Гоч В.П., Ширяев С.В. Философия Тотальности в русских сказках. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2019.
- Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 2019.
- Гоч В. П. Материалы семинаров.
- Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.