РАЗРЕШЕНИЕ «НА СКАЗКУ»

С.В. Хворостов
Т.И. Горбунова

В предыдущей статье о «Сказке» мы с вами обратили внимание на некоторые «составляющие» заявленной темы. В частности, у нас появилась «вопросы к самоорганизации». Тема, конечно, большая и интересная сама по себе, но мы обращаемся к ней лишь в той мере, в которой она может нам помочь в понимании методики организации занятий Стилем Духа. И вот, как оказалось, «…для возникновения процесса самоорганизации необходимы инструктивные свойства системы на микроуровне (выделено нами – авт.)» [1]. Так что нам есть смысл рассмотреть и как-то понять, что это за «инструктивные свойства» и как ими придётся пользоваться. Значит, давайте продолжим разговор «об инструкциях»…

«Предъявите инструкцию»…

Есть какие-то предположения, что может представлять собой такая «инструкция»? Наверно, можно было бы привести сразу вариантов … несколько! А вот если хочется узнать о ней что-то более «конкретное»? Похоже, нам необходимо получить, так сказать, «информацию на инструкцию». Собственно, информация и есть содержание инструкции, благодаря которой она осуществляет свой «инструктаж», и которую использует с целью «доведения до сведения» определенным «подсистемам» инструкций «единой системы», указывая «что делать», как использовать свои возможности и ресурсы.

«Инструкция же нуждается в информации, кодирующей определённые функции (выделено нами – авт.)» [1].

Ну, а поскольку инструкция через информацию кодирует «определённые функции», то, пожалуй, есть возможность самим определиться (и «проинструктировать»), какие из них нам могут потребоваться. Кстати, с какой-то точки зрения такой «кодировкой функций» могут стать те или иные задания, предлагаемые преподавателем при выполнении комплексов. Но это «в частности», а если говорить в целом, то мало ли что может «понадобиться в пути»… Это что же, нам всё-всё самим определять придётся?! Так может, есть какая-то «общая инструкция», которая позволит нам объединить во что-то «общее» хотя бы основную часть из «необходимого»?

Может, нам «для начала» определиться, чего, собственно, хочет сама система, – какая функция для неё может быть важной или даже необходимой. Знаете, если не стараться «максимально конкретизировать», то сутью такой функции можно считать сохранение самой системы. В самом деле, вот например: «В ряду функций акцент делается на той, которая представляет интерес с точки зрения воспроизведения или сохранения собственного информационного содержания системы (выделено нами – авт.)» [1]. Другими словами, можно сказать, что информационное содержание системы, с какой-то точки зрения, направлено на обеспечение целостности и обеспечивает собой её необходимое состояние в меняющемся мире. Ну, а раз Мир не просто меняется, а становится «новым», то и соответствие такому Миру требует и от системы её обновления!

Итак, инструкция – на обновление?! И выбор информации для инструктирования системы в Новом Мире, – по сути, он определяется необходимостью сохранения системы, а может быть, Со-Хранения как её, так и Мира (это по «большому счёту»). Такое сохранение осуществляется не просто «защитными мероприятиями», а наличием собственного движения, определённого соответствием «эволюционному закону».

А не слишком ли всё «сложно» получается? Нам же ещё это всё применять придётся в практике комплексов… Вот например, в «Книге Силы» говорится, что нужно сделать «новый шаг», – а получится ли у нас при такой «сложности»?! И вообще, значит ли это, что каждый «шаг» как самого комплекса, так и каждый шаг в «его познании» тоже должны быть «новыми»? Ну, получается, как бы – да! А значит ли это, что эти «шаги» будут для нас «сложнее», чем в других известных системах, и что сам Стиль Духа «сложнее» этих систем? Ну, «формально» рассуждая, может быть, тоже – да… Вот только, опять же «формально рассуждая», комплексы «Книги Силы» для подготовленного человека «технически» не представляют больших трудностей, да и сама Книга далеко не «самая толстая». Как же можно говорить о «сложности» её содержания!?

А давайте-ка посмотрим на это как бы с «другой точки зрения»: если всё же в небольшом объёме книги заключена столь «сложная», высокая, (возможно, сакральная) информация, то сколь ответственными и «масштабными» должны быть указанные «шаги» в изучении комплексов и познании Стиля Духа!? И потом, сколько же это может длиться – долго?, очень долго?, может, «бесконечно» (мы, кстати, были бы не против!)? Ну, во всяком случае, при организации своего движения «правильными шагами», «познавательными задачами» для себя вы обеспечены «на всю жизнь»! Кстати, такие «шаги» (действия, движения) могут не просто сами «долго длиться», но и существенно «продлить» и вашу жизнь, способствуя «её сказке»!

«Каждое правильное движение человека заканчивается благодатью. Каждая достигнутая точка благодати не пропадает, а входит в сокровищницу человека, которую он должен хранить и приумножать. Как? – Видеть связи между точками благодати, которые выстраивают сказку жизни (выделено нами – авт.)» [10]. Таким образом, «Сказка Стиля Духа» может начать «самоорганизовываться» при восприятии и изучении комплексов в их единстве, при объединении и структурировании «познаваемого и выполняемого».

Вообще-то, если говорить об эволюционном развитии систем на современном этапе, то здесь идеи самоорганизации и сложности как бы «дополняют» друг друга и часто упоминаются в «одной связке». Момент может быть для нас достаточно интересным, учитывая «…что прогрессивная эволюция, демонстрирующая сдвиг (по мере роста сложности и кооперированности систем) от закона конкуренции и механизма отбора к закону Со-Творчества и механизму подобия, подчиняется вследствие действия этой закономерности, закону «оразумления» по мере появления всё более сложных систем (выделено нами – авт.)» [6].

Ну, что же, оказывается, «прогрессивная эволюция» подчиняется «закону оразумления», причём очевидно, что «по мере появления всё более сложных систем» будет меняться и уровень «необходимого оразумления», то есть само «оразумление» находится в процессе развития, выражением которого будет появление всё более сложных систем и их «кооперированность». Что это может означать для наших занятий?

Так, в силу указанной «закономерности», наши занятия и их «прогрессивная эволюция», видимо, тоже должны подчиняться «закону оразумления», что означает появление в процессе познания Стиля Духа более «сложных» (более «высоких» и «интересных») вариантов практикования комплексов «Книги Силы». Их влияние на жизнь человека будет характеризоваться более «широким охватом» и, кроме того, с необходимостью включать рассмотрение более широкого спектра различных дисциплин – их «кооперированность». Кстати, поэтому «Способностью к самоорганизации обладают только открытые системы, т.е. такие системы, которые не изолированы от воздействия внешней среды (выделено нами – авт.)» [1]. Это означает, что заниматься Стилем Духа для решения «своих задач» (причём, как личных, так и общечеловеческих) «изолировано от Мира» вряд ли будет продуктивно. И познанием Стиля Духа в этом случае может быть представлено Познание ВООБЩЕ, что в итоге «сводится» к познанию Жизни.

В целом же и процесс «оразумления», и появление более сложных систем, в свою очередь, есть, во-первых, следствие «прогресса эволюции», и, во-вторых, как бы сам прогресс эволюции. Очевидно, что в рамках такого двуединого или взаимообусловленного процесса, развитие систем – их усложнение – должно сопровождаться (а может и происходить под влиянием) способности человека осознавать эту «сложность» как некую структуру. Иначе усложнение системы без возможности её осознания на новом уровне может привести к хаосу. Вероятно, поэтому именно процесс «оразумления» является и условием, и законом «прогресса эволюции».

Ну, что же, значит, мы можем сделать «промежуточный вывод» о том, что изучение движений, творческая и познавательная деятельность при изучении Стиля Духа должны обеспечивать возможность «оразумления» своих «практических действий». Это в целом приведёт к активизации интересующей нас системы «человек-комплекс», к осознанию своих возможностей, связей и взаимодействий в Мире. «В сочетании этой двухаспектной активности (внутренней и внешней) система приобретает большую активность и в аспекте центрального взаимодействия – отношения целого к самому себе. Объект как целое начинает более интенсивно, активно «осмысливать» самого себя (выделено нами – авт.)» [1].

Организация Сказки

Итак, «…для возникновения процесса самоорганизации необходимы инструктивные свойства системы на микроуровне» [1]. То есть, чтобы Сказка смогла «самоорганизоваться» на ваших занятиях и в вашей жизни, необходима определённая «инструкция» на неком «микроуровне».

Что же может поучаствовать в решении такой задачи? Вероятно, в первую очередь это сами движения комплексов, определённым способом «инструктирующие» человека. Надо сказать, что наличие такого «микроуровня» можно считать «обязательным», но может ли он быть «окончательным» при правильной организации познания Стиля Духа?! Признать такую возможность значило бы, признать конечный характер самого Стиля Духа, что означало бы возможность его «завершения», потерю им «Тайны», а не его «осуществления»…

Обратите внимание на такую «отслежку», и если что-то подобное будет появляться в ваших занятиях и изучении Стиля Духа, то не рекомендуем соглашаться с этим даже «внутренне». Иначе придётся признать «завершение» своих возможностей в познании Стиля Духа, а может, и в Познании «вообще». «В любом случае, как известно, имеет место несоответствие бесконечности замысла конечному характеру его реализации в исследовании и творчестве, а потому невольно приходится быть в иронической позиции к «завершённости» чего-то (выделено нами – авт.)» [1].

Но как же так, ведь вполне возможно, что кто-то сможет разучить только оздоровительные комплексы и не переходить к «боевым»!? Разве этот человек обязательно остановится в своём развитии, в движении по Пути и расширении своего сознания? Вроде как, нет! С другой стороны, раз нет «завершения» – значит, нет и никакого результата, – разве не так!? Ведь результат – это обязательно что-то конкретное, «сделанное» и потому «завершённое»?

По нашему мнению, это не всегда и не совсем так… Конечно, ваши успехи в изучении Стиля Духа могут проявляться в зале и в жизни вполне конкретными результатами, однако их появление надо воспринимать как помощь на своём Пути и поддержку человеку в Движении по нему. И тогда не обязательно «разделять» в своей практике достижение вами «конкретного результата» и то Движение, которое позволило ему проявиться.

Правда, человек сам способен остановиться в Движении, как бы завершить его, понадеявшись на «сделанный запас». Однако при наличии Пути работа только с оздоровительными комплексами «Книги Силы» или даже выполнение только одного комплекса – «10 Пределов» будет говорить об их «осуществлении» в вашей жизни, а не о «остановке в развитии». Это будет результат со-вершения, а не за-вершения

«Может быть, в этом и заключается основная прелесть поиска истины как нечто конкретного и в то же время реализуемого процесса (выделено нами – авт.)» [1].

Сказки о «новом»

Вначале отметим, что тема «Сказка» занимает не очень большой объём в предлагаемой методике изучения Стиля Духа, но имеет большое значение, поскольку соответствующим образом может «окрашивать» практические занятия, помогая их осуществлению. Надо сказать, что кроме «явной» задачи как-то объединить и структурировать «текст комплекса», способствовать запоминанию движений и их последовательности, кроме задачи создать дополнительную мотивацию и координату «необычного восприятия» комплекса, такая «сказка» помогает воссоздать полноту осуществления действия комплекса и его со-участия в жизни человека.

«Сказки дают ключи решения проблем жизни, но эти ключи даются лишь Победителю, преодолевшему свою недоразвитость (выделено нами – авт.)» [11].

На тему того, кто такой «Победитель» в Стиле Духа, мы с вами ещё успеем «пообщаться». А сейчас обратим внимание вот на что. В «Книге Силы» приводится тезис о познании (восприятии) всего «предыдущего опыта». Сказано, что опыт полностью воспринят автором и нам предлагается «задача» сделать «новый шаг». А как же это? Как автор может передать нам постигнутый опыт? Ну, во-первых, через познание «культуры движений» и её «записи» в человеке и, во-вторых, существенную помощь, по нашему мнению, в этом сможет оказать познание «Сказки Стиля Духа»

И что, нам тоже надо будет воспринять этот опыт весь и сразу? Сможем ли мы, или не получится? И что будет, если не справимся? Знаете, мы думаем, что и «да», и «нет»… Давайте договоримся, – «принять весь опыт» в нашем случае будет означать, что мы «примем» сам посыл автора к «истоку» появления Стиля Духа, сделаем для его себя «новым шагом» в изучении комплексов. А то, что мы изучаем эти комплексы и упражнения последовательно, а не «сразу все», говорит, о необходимости наладить процесс их познания и, значит, ваша «Сказка Стиля Духа» является «динамическим состоянием», поскольку уровень постижения опыта может меняться соответственно вашим успехам в познании. «Мы исследуем сказки, исходя из методологии Тотальности Неклассической тотальной науки (НТН), как форму передачи постигнутого опыта Единого» [11].

Просто ли получить такую сказку и «поучаствовать» в ней, – ведь её, видимо, надо будет как бы воссоздавать каждый раз заново и каждый раз «новой»? Да, похоже, это сделать не так «просто», и нам придётся «потрудится» (мы имеем в виду не просто подбор «сказочного варианта текста» к исполнению комплексов). Отметим, что организовать такую сказку и принять участие – «сыграть её» – при исполнении комплексов необходимо из правильного подбора критериев. При этом «играющему в неё» человеку Сказка создаёт как бы некую «предельность бытия», на которой возможно преображение жизни человека в «сказку жизни». Причём, для каждого – в свою! А от применяемых критериев может зависеть, станет ли она «ложью, без намёка…».

«В предельности Бытия, Игру можно представить волшебной дверью с одним замком, к которому подходят все ключи. Но сказка, которая открывается за дверью, у каждого своя – она определяется выбором ключа (критерия). И каждый в своей Игре получает лишь то, во что играет…» [11].

Вот, значит, как! Нам ещё и «критерии» понадобятся?! Значит, вопрос не только в том, что изучать, но и как изучать! А что значит для наших занятий необходимость «каких-то критериев»? Давайте отметим пока только один момент, но он сможет кому-то поднять свою «самооценку». Так, не всё может определять наличие у новичка спортивной или профессиональной подготовки, – они, конечно, желательны, но не стоит придавать им излишне большое значение. Это постольку, поскольку успехи в освоении Стиля Духа могут определяться и наличием дополнительных критериев, кроме «профессиональных навыков.

«Человек, применяя критерий Профессионализм, надеется на своё профессиональное мастерство, и в этом слабость данного критерия: не хватает опоры на другие критерии. Исходя из троичности Мироздания должно быть минимум три критерия! То есть надо учитывать и знать Игру других участников данной ситуации и развивать духовность!» [11].

Что в нашем случае может быть «другим участником» и что значит знать их «Игру»? Давайте предположим, что участником Игры могут быть и комплексы «Книги Силы», и сам Стиль Духа. Хотя, в принципе, участником может стать и весь Мир, но это как «вероятность», так что не советуем «заигрываться»!

…Усвоение прошлого опыта, «Сказки Стиля Духа», какие-то «сказочные Игры», которые заставляют нас по новому взглянуть и на значение Сказки, и Игры в своей жизни… Не слишком ли «много всего»!? Что ещё может понадобиться нам в наших занятиях!? Да и с самим опытом, с его постижением и использованием, надо сказать, не всё так «просто». Похоже, и здесь произошли существенные перемены. Но об этой давайте поговорим чуть позже. А пока… вы не в курсе, откуда могут браться силы самоорганизации «нашей Сказки»? Надо бы уточнить…

Сила для самоорганизации

Ранее мы говорили о том, что «Способностью к самоорганизации обладают только открытые системы, т.е. такие системы, которые не изолированы от воздействия внешней среды» [1].

Надо сказать, что учёные весьма скептически относятся к возможности появления полностью «закрытых систем», что исключало бы процессы самоорганизации. Вероятно, можно говорить о степени и полноте, уровне и мере взаимодействия с Миром различных систем. В связи с чем, можно предположить, что направление движения системы на повешение собственных вибраций само по себе во многом позволяет «организоваться Материи» на предыдущих планах самостоятельно – самоорганизоваться. И тогда всё сказанное поможет нам найти ответ на вопрос, откуда берутся силы на осуществление самоорганизации?

Вот, например: «Термин «самоорганизующаяся система» становится бессмысленным, если система не находится в контакте с окружением, которое обладает доступным для неё энергией и порядком и с которым наша система находится в состоянии постоянного взаимодействия, так что она как-то умудряется «жить» за счёт этого окружения (выделено нами – авт.)» [14]. Согласитесь, было бы интересно более подробно рассмотреть подобное высказывание… Но это в будущем, а сейчас вот о чём. Интересующая нас система «человек – комплекс» должна находиться в «контакте с окружением, которое обладает доступным для неё энергией и порядком». Есть предположение, что мы можем воспринимать в качестве такого «окружения» и как видится «контакт» с ним? Например, организация занятий, методическое обеспечение и выбранное (инструктирующее) направление. Могут ли они стать соответствующей «средой окружения» для вашей системы?

Ну, вероятно – да! Только как находиться в «состоянии постоянного взаимодействия» с комплексами, если вы так или иначе завершаете ваши утренние или вечерние занятия. Наверное, самоорганизация как-то продолжается («её результат» поддерживается), и у неё включаются какие-то дополнительные – «свои» источники. Что это может быть? А вот: «Источниками самоорганизации служат как борьба внутренне противоположных тенденций и их единство, так и активная реакция системы на воздействия, наложения внешней среды» [1].

Исходя из приведённой цитаты, нам «дополнительно» было как бы «предложено» три источника самоорганизации. Вероятно, можно дополнительно «вывести из тени» ещё какие-то «источники», вытекающие из «сложности» самого явления самоорганизации, но это «к слову»….

Ну, хорошо, про борьбу и «наложения внешней среды» мы ещё «поговорим». А вот как сделать источником самоорганизации «активную реакцию системы на воздействие». Что может быть сюда включено? О чём вообще может идти речь? Вот, скажем, человек изучает и практикует (так или иначе) комплексы «Книги Силы». Что это будет за «активная реакция», какой-такой «системы», и на какое-такое «воздействие»? Причём, надо учитывать, что она может стать источником самоорганизации и «за рамками» ваших занятий!

Ну, что же, давайте примем, что источником самоорганизации для человека может быть его активная реакция на воздействие надсистемы «человек – комплекс», причём, «активность» здесь обеспечивается как выполнением движений комплекса, так и познанием их тайного смысла – кстати, по сути, и то, и другое будут для самоорганизации «инструктирующим моментом». Надо сказать, что процессы самоорганизации могут оказывать воздействие на разные уровни самого человека – от состояния физического тела, до состояния жизни и его движения по Пути. При этом комплекс и его познание могут становиться своеобразным «воздействием» и «наложением среды», инициирующими ответную «активную реакцию системы» – физические движения и познавательную активность.

Другими словами, выполнение комплексов способно инициировать организацию познавательной активности человека и «активацию» позитивных перемен в его жизни, что, в свою очередь, будет способствовать развитию ваших занятий комплексами, – они «войдут в жизнь». Как говорится, «чем не самоорганизация»?! Есть смысл потрудиться!

Теперь по поводу борьбы и единства «противоположных тенденций». «Единство» не может располагаться на том же уровне, что и «противоположности», – оно будет зависеть от возможности человека увидеть их «в единстве», привести к нему свою жизнь и деятельность. То есть указанные «противоположности» к единству ещё надо привести, а это возможно путём расширения своего сознания. Полученное «единство» и будет говорить о его расширении и о переходе восприятия на новый уровень – уровень восприятия «в единстве». С какой-то точки зрения, восприятие «противоположных тенденций» в их единстве и есть расширение сознания, «рекомендованное» автором в «Книге Силы» [3].

Надо отметить, что именно взаимодействие «противоположностей» может инициировать и поддерживать «борьбу», которая, вероятно, способна привести к «своей самоорганизации». Так, «За любой борьбой стоит сила, которая через борьбу должна быть сотворена, проявлена на физическом плане Бытия. … Любая сила во Вселенной есть проявление Единой Силы, и во времена Падения Сила нарабатывалась борьбой, то есть борьба была пищей Силы, которая всегда приходила к более искусному в бою – к победителю (выделено нами – авт.)» [3].

Это значит, что и борьба (питание силы) будет организована, в том числе, на физическом плане Бытия. Может, тогда предложить силе «другое питание»? Только какое? Может, что-то «вегетарианское или диетическое» (шутка!)? И кстати, что это значит, – без борьбы у нас не будет Победителя? Это мы к тому, что Сила сама выбирала победителей среди людей. «Силе не нужен был конкретный человек – ей нужен был ПОБЕДИТЕЛЬ. И Сила никогда не проигрывала в бою, проигрывали люди, и они после этого безжалостно отбрасывались Силой (выделено нами – авт.)» [3]. Но разве что-то поменялось в «расстановке сил»? Давайте посмотрим…

Итак, в старом Времени «конкретный человек» был не нужен, однако в Новом Времени Силе нужен КОНКРЕТНО ЧЕЛОВЕК, поскольку она должна быть трансформирована, и именно ему предстоит это сделать, – ему предстоит быть Победителем. «Пришло Новое Время и Силе нужны не просто победители, но победители себя (мелкого себя, своего невежества). Силе нужны точки собственной трансформации. Этой точкой может быть только человек (выделено нами – авт.)» [3].

Обратите внимание, как не всегда незаметно для «обыденного взгляда», но в тоже время в чём-то кардинально могут меняться «наложения среды» и «активная реакция системы»! «И вот новый смысл борьбы: активная отработка тёмного в себе и в партнёре, очищение Силы. Тогда вы никогда не проиграете, даже проигрывая – в этом случае поразится нечистое в вас…» [3].

Речь идёт не просто о том, чтобы не проиграть в каком-то «соревновании» или «соперничестве», – речь идёт о том, чтобы стать Победителем не «в борьбе» а «самой Борьбы» и, по большому счёту, чтобы Жизнь «победила» через вас и сделала вас ПОБЕДИТЕЛЕМ!

Ну, что же, получается, «взгляд» на самоорганизацию тоже может «эволюционировать» совместно с развитием и усложнением вовлечённых в неё систем!  Давайте посмотрим, что может быть здесь для нас «интересного»…

«Сложности» самоорганизации

Как мы отметили ранее, идеи «самоорганизации» и «сложности» систем дополняют друг друга. Отметим однако, что самоорганизация природных систем происходит на определённом уровне. А появление и самоорганизация сложных систем более высокого уровня могут быть связаны именно с человеческой деятельностью. Человек каким-то образом всё же выполняет возложенную задачу – давать направление развитию Мироздания. Но как он это делает? Давайте ещё немного поговорим о самоорганизации, действующей, очевидно, и в Природе, и в вашей жизни.

Так, в жизни постоянно что-то «возникает», что не всегда ожидаемо самим человеком, не всегда осознаётся или даже не отмечается им. В этом случае развитие ситуации может происходить через её самоорганизацию. Собственно, процесс самоорганизации, очевидно, происходит на любом уровне материи и с этой точки зрения относится к «материальным процессам». Тогда духовный аспект явления «самоорганизации», наверное, может быть представлен самим человеком, его осознанием происходящих процессов и со-участие в развитии «исходного материала».

И понятно, что «происходящее» надо как-то понимать и систематизировать, как-то организовывать. Однако при этом следует учитывать возможность самоорганизации какой-то части материала в заданном вами направлении. На ваших занятиях это даёт некоторый момент «свободы» от жёсткой регламентации для творческого взаимодействия с материалом отдельного занятия и Стилем Духа «в целом». А что касается самого человека, то ситуация и необходимая работа покажут место и направление для исследования и творческой активности. Но подойти к этому моменту желательно как к Тайне, познание и осуществление которой расширит «горизонт ваших возможностей».

Надо сказать, что самоорганизация, скорее всего, не всегда может являться для системы априорно положительным процессом, который можно считать её развитием и усложнением. По-видимому, это один из «механизмов», действующих в Творении, который может быть применён к достаточно широкому диапазону процессов, поскольку «Диалектически противоречивый характер самоорганизации проявляется во взаимодействии и взаимопроникновении таких противоположных тенденций, как нестабильность и стабильность, неустойчивость и устойчивость, хаос и порядок, постепенность (плавность) и внезапность (скачкообразность), микроскопичность и макроскопичность (выделено нами – авт.)» [1].

Таким образом, возможностью самоорганизации могут обладать и заведомо негативные структуры, явления и процессы. Поэтому ее результат не всегда может однозначно восприниматься как процесс развития системы, поскольку её «организация» при определённых обстоятельствах может произойти и на более низком уровне её существования. Заметьте, что речь может идти и о системе проведения занятий комплексами и познания Стиля Духа…

Чем всё сказанное может обернуться в жизни обычного человека? Дело в том, что существование и развитие системы (какого-то процесса) в рамках одного уровня способно привести к такой степени её усложнения, что она не будет восприниматься структурно, осознаваться целостно. В итоге это может привести к появлению хаоса или к вынужденному упрощению (дроблению) системы и потере её изначального «единства» (на физическом уровне или в восприятии человеком). Дальнейшее развитие системы должно происходить в другом квантовом измерении и, соответственно, там и восприниматься. И если не организовать возможность для системы находиться и «самоорганизовываться» на высоком уровне, то, вероятно, это произойдёт на более низком. В чём-то это позволяет не уничтожаться некой системе, а иметь новую попытку развития.

Что же будет, если привести систему просто к «рекомендованному состоянию покоя», как бы к «внутренней тишине», и не задать направление движения к новому состоянию? Самоорганизация, конечно, «случится», но, скорее всего, не всегда будет  происходить на «необходимом для человека уровне». Как видим, при проведении занятий вряд ли надо всё «спихивать» на процессы самоорганизации, – как бы «пускать на самотёк». А соответствующий «инструктаж» лучше проводить с участием самого человека… Чему же тогда, по «большому счёту», должна бы способствовать самоорганизация? На что должны быть направлены наши усилия и «инструкции»? Вероятно, наша задача – направить её по пути «сома-организации» как организации «жизненной энергии» (организации сомы).

И мы «почему-то» думаем, что ваши занятия Стилем Духа будут совсем не лишними в решении такой «тотальной задачи»…

Передовой опыт или «Сказочный 0»

В «Книге Силы» сказано о том, что весь передовой для своего времени опыт был принят и что следует сделать «новый шаг». Вряд ли мы можем считать такой «шаг» просто банальной «репрезентацией» прежнего опыта в «современном дискурсе». И логично предположить, что, делая действительно «новый шаг», человек должен обладать определённой «независимостью» от «прежнего», чтобы не подменить им «новое», воспроизводя его каждым движением. С какой-то точки зрения, это может означать необходимость «обнуления» предыдущего опыта, его предварительного сворачивания в 0-точку. «Всё предыдущее бытие сворачивается в Нуль (обнуляется), сохраняя внутри себя весь опыт (флуктуация Нуля)» [13].

Причём, такое «сворачивание» означает не его «исчезновение», а возможность более высокой мерности восприятия, поскольку в «…Методологии Тотальности Точка может быть представлена как многомерное пространство, которое, в свою очередь, может свернуться в точку» [13]. Нахождение опыта в более многомерном пространстве и возможность его восприятия, очевидно, связаны с расширением сознания человека и повышением его вибраций. «В 0-точке скрыты размерности, которые необходимо раскрыть в сознании, чтобы её пройти (выделено нами – авт.)» [13].

При определённых условиях это даст возможность дальнейшего движения в «Новых Пределах» – Пределах «Нового Нуля». Очевидно, это так, поскольку такое «Обнуление прохождение континуальности Нуля сворачивание Мироздания в точку и последующее разворачивание в новых предельных границах» [13].

Ну хорошо, а не означает ли такая «сложность», что реальная польза от практики комплексов будет отсрочена на определённый период, пока ваши действия не обретут известное совершенство и сложность? Вряд ли вы сможете учесть в своём исполнении упражнений «все рекомендации» – на первых порах это будет просто выполнение физической формы движений. При чём здесь может быть «самоорганизация»? Изучение движений комплекса, их последовательности и совершенствование формы движений мы с вами условились считать своеобразной «инструкцией», несущей информацию «на микроуровне». Поскольку речь идёт о сложной «макросистеме человек-комплекс», то указанный уровень изучения и совершенствования комплексов сможет «инструктировать» процессы самоорганизации на более высоких уровнях.

Другими словами, нормализация процессов и ситуаций в жизни человека в какой-то мере может происходить уже на уровне практикования «физической формы» комплексов «Книги Силы» за счёт явления самоорганизации на макроуровне, инструктирующими свойствами для которой будут служить сами «технически правильно» выполняемые действия и движения человека. Дальнейшее увеличение воздействие комплексов и их участие в гармонизации жизни человека будут соотноситься с познанием возможностей комплексов и реализации этих возможностей в своей практике.

Всё это интересно само по себе, только как могут решаться на практике вопросы «обнуления» и познания возможностей комплексов, в чём будут польза и новизна их совместного рассмотрения?

Ну, начать можно с того, что если комплекс – это как бы обобщение «всего опыта» [3], то он представляет некий аналог Нуля и даёт возможность обнуления для всего предыдущего опыта бытия. Представьте, что ваша жизнь и до работы комплекса «протекала» в каких-то пределах. Возможно, они были и не очень удачными. Тогда выполнением работы системы «человек-комплекс» могут установиться Новые Пределы, в связи с чем мы можем говорить об «обнулении» – сворачивании в «точку» всего предыдущего бытия человека. Такое обнуление не означает его «полную потерю», поскольку сохраняется весь предыдущий опыт. Говорится же в «Книге Силы» о том, что принят весь опыт «великих Мастеров», но пришло время сделать «шаг дальше».

Шаг «дальше»… Отметим, что в этом случае обнуляются – «приводятся к 0» – все предыдущие «достижения» (даже самые большие). «При подходе к Нулю обнуляются все величины и их размерности» [13]. Это, в принципе, создаёт возможность развернуть движение в пространстве более высокого измерения. Кроме того, такое действие и движение является требованием самого Времени.  «Механизм фазовых переходов заложен как само свойство Мирового Времени и своего времени человека и как свойство квантовых уровней» [13].

Выходит, при выполнении комплекса «предыдущее бытие» сворачивается в Нуль, но сохраняется весь предыдущий опыт, – он как бы принят нами и в новом «качестве» участвует в движении человека. Каким образом? Возможно, преобразуется в «опыт Пути»?! Ну, возможно… Надо сказать, что практически все или, во всяком случае, многие из тех, с кем нам довелось работать, «входили в комплекс» именно полученным «опытом движений». Он мог существенно разниться у слушателей, но при этом в той или иной мере оставался выражением «прежнего опыта».

Например, мы обычно говорили о «оздоровительных комплексах», однако у «Книге Силы» приводятся и «боевые комплексы», содержащие «ударные техники». Они воспроизводились слушателями (да и демонстрировались нами), исходя из «опыта существующих систем». Выходит, он должен быть принят нами и «обнулён», что означает его раскрытие в более высокой мерности «Нового Бытия». «0-точка раскрывает новые континуальности в бытии человека и в Бытии и становится Источником Нового Бытия (выделено нами – авт.)» [13].

Чем всё сказанное может помочь в восприятии Стиля Духа и комплексов «Книги Силы»? Похоже, при выполнении действия комплекс должен стать чем-то вроде «0» для всего вашего предыдущего бытия и полученного опыта. Причём, он не уничтожается, а предстаёт в новом (усвоенном) качестве, позволяя сделать «новый шаг». И как мы, такие «опытные», шагать будем?! Выходит, ещё «куда-то посмотреть» надо…

Движение «опытным путём»

Вот, в книге «Путь за Тантру» говорится, что познание Пустоты по Лао-Цзы требует «овладения Бытием», то есть познания его Принципов, наряду с познанием сущности Времени и Пространства [4]. «Держась древнего Дао и овладевая теперешним Бытием, можно познать древнее начало. Это называется нитью Дао» (Дао Дэ Дзин, 14). Наверное, с какой-то точки зрения, о познании «древнего начала» тоже можно говорить как о постижении (овладении) «всего предыдущего опыта». Ну, а разве что-то поменялось в тех же «опытных шагах»?! Разве только то, что «шаг» нам предстоит сделать именно НОВЫЙ, а не просто «заново»! Это должно быть «новое движение»!

Что же нужно, чтобы движение стало новым? Когда это, вообще, может произойти? Знаете, видимо, мы не зря «коснулись» темы Дао. Вот, например, что говорится в книге Лао-Цзы: «Дао пусто, но, действуя, оно кажется неисчерпаемым. О, глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей» (ДДД, 4).

Не будем сейчас обсуждать, почему Дао только «кажется праотцом». А вот «информация» о том, что Дао «кажется неисчерпаемым» именно в момент действия может иметь для нас большое значение. Становится понятно, что все возможности Стиля Духа и комплекса в частности могут быть проявлены Действием в момент Движения. В том числе и «физическим движением» как местом и способом инициации Действия комплекса.

«В этой цитате показано значение движения: только действием проявляется неисчерпаемость Мира. Под лежачий камень вода не течёт. Само действие проявляет соответствующее качество, но действие это должно быть действием в Пустоте, в Дао, а не в Материи» [4].

Итак, ваше Движение должно не только стать (обладать) Действием, но должно быть действием в Пустоте. Давайте условимся далее говорить именно о таком Действии. Как его организовать? Обращаем ваше внимание, что речь идёт не просто о размерах, «пустоте» спортивного зала и т.д. Речь идёт об особом состоянии самого человека, способного перенести свои действия в «Пустоту».

Так вот, «Существует всего два условия, когда человек проявляет действие:

  1. Проявление движения всего Бытия вне Бытия.
  2. Проявление нового движения в Бытии» [4].

Ранее мы уже не раз отмечали необходимость своим движением производить Действие. Оказывается, такое движение по определению должно быть «новым». Что такое «новое» и как это сочетается с тем опытом, который надо бы нам «усвоить»?! Да и наш взгляд на опыт, вероятно, тоже может как-то поменяться – обновиться! В самом деле, «Во всей истории человечества опытом Единого было постижение глубин бытия, се – опыт Со-Творчества» [9]. Выходит, «единым опытом» для наших занятий и познания Стиля Духа на начальной ступени должен стать опыт «совместного творчества» человека и изучаемого комплекса. Без него, даже имея «опыт профессиональной подготовки», мы не сможем воспринять полноту явления, поскольку такую полноту может обеспечить восприятие «единого» в его единстве.

Сказка о Тайне взаимодействия

Теперь вот о чём. Говоря о «действии», человеку желательно знать, что мы не просто двигаемся или «как-то действуем», а именно ВЗАИМОДЕЙСТВУЕМ. То есть любое действие является, по сути, «взаимодействием». И тогда возникает вопрос, с чем «в целом» и конкретно мы взаимодействуем. С нашей точки зрения, любое взаимодействие с «чем-либо» будет означать, в том числе, «взаимодействие с самим собой».

С чем же и как мы взаимодействуем, например, когда выполняем комплексы? Наверное, перечислять можно было бы долго, но если взять «по большому счёту», то со всем Миром. Значит ли это, что «целый Мир» при выполнении комплексов Стиля Духа может взаимодействовать с нами? Ну, очевидно, что да! Причём часть этих взаимодействий происходит «незаметно» для человека, – он может о них даже не подозревать.

Значит, нам надо учитывать, что часть взаимодействий происходит «иррационально» и нам надо их учитывать в череде их «рациональной альтернативы». И в чём же может заключаться такая иррациональность и что мы должны сделать для её появления в наших взаимодействиях?

«Иррациональность взаимодействий в том, что всякое движение заканчивать покоем, что отслеживается возникновением удовлетворения, благодати, благости. Точка покоя – иррациональное Зеркало, которое было и есть изначально «И увидел Бог, что оно хорошо» (Быт. 1:10). Если остались неудовольствие, неудовлетворение, тревога, злость… – покоя нет, во взаимодействии нет иррациональности как связи с Божественным. Без этой связи система (например, «человек-комплекс» – авт.) теряет своё единство, неспособна воспринимать новое и быть Источником Жизни (выделено нами – авт.)» [9].

Итак, при выполнении комплексов нам надо не только находиться «в покое», но ещё и каждое движение комплекса заканчивать «покоем». Как это можно понять? На что вы можете обратить внимание уже на «начальном этапе» изучения Стиля Духа?

Например, обратите внимание на то, чтобы поднятые или разведённые в стороны руки не «сбрасывались» в Исходную Позицию, – в этот момент вы можете потерять взаимодействие с комплексом, его «иррациональностью» и, по сути, заменить состояние покоя на «его ожидание», на его «внешнюю форму». Может, вам приходилось наблюдать как отдельные слушатели, опередив группу, вынуждены стоять, замерев (или нетерпеливо переминаться), пока остальные плавно завершают начатое движение.

То же относится и к смене положения ног при движении вперёд, назад или в сторону. В этом случае теряется плавность и непрерывность вашего движения, что может стать «первым шагом» к потере состояния покоя. Исчезает «точка покоя» – иррациональное Зеркало, в котором можно увидеть (обрести) «благость» движения и действия системы «человек-комплекс». Система теряет своё «единство» и не способна сделать «новый шаг», так как неспособна воспринимать «новое». Всё это может существенно снизить эффективность ваших занятий и интерес к ним. Кроме того напомним, что нас интересовал именно «новый шаг».

Итак, ваше «движение-действие» должно быть новым, стать «новым шагом», поскольку именно действие проявляет полноту. В том числе и полноту Жизни.

«Эволюционный опыт должен быть только Новым, и только Новым меняется Базис. …Импульс Нового становится жизнью и есть Жизнь» [10].

Рекомендация к практике

На определённом этапе ваших занятий мы предлагаем вам по-новому, не только «рационально» взглянуть на подготовительную работу. Мы говорили, что она помогает привести человека к необходимому состоянию, на фоне которого может разворачиваться ваше занятие. На что же ориентироваться в работе, чем такое состояние может определяться? Интересно, что нужное состояние можно обрести в «точке покоя» и оно, по сути, и есть «точка покоя».

«Состояние определяется точкой покоя, а движение покоя есть процесс, когда время и покой движутся вместе. В этом случае всё идёт естественно. Это как движение по течению реки. Чем выше поднимается человек, тем выше его потенциальные возможности. Это и есть движение покоя» [9].

Другими словами, соответствующее состояние обретается (определяется) тем, на каком уровне вы организовали «точку покоя». Как показала практика, некий «покой» может быть «зафиксирован» за счёт большого приложения усилий на его поддержание и сохранение. Такой «покой» нельзя «отпустить», человек вынужден его «охранять» и постоянно быть «на страже». Вряд ли такое состояние можно признать таким же «естественным», как «движение по течению реки».

Таким образом, выясняется что точка покоя может иметь «разные характеристики» и «чем тоньше человек в вибрациях, тем больше возможностей у него открывается» [9]. Обратите внимание, что появляется целое направление для работы «над собой» и дополнительная задача для занятий Стилем Духа. Это не просто вхождение в необходимое состояние, но повышение его «потенциального состояния» – его особая наработка при движении человека «вверх».

«Чем выше поднимается человек, тем выше его потенциальные возможности. Это и есть движение покоя (выделено нами – авт.)» [9].

С этой точки зрения, медленные движения в состоянии «внутренней тишины» нужны, чтобы задать ритм, когда все суетные движения благодаря другому ритму не удерживаются, выпадают из вашего восприятия, делая их плавными и естественными – делая их со-временными, «когда время и покой движутся вместе». Это сказывается на состоянии самого человека и восприятии комплекса. Возникает ощущение Покоя Движения и Движения в Покое, связанности всего происходящего. Движение становится непрерывным, а непрерывность, заметим, является основным условием движения по Пути и может помочь настроиться на него. Это обстоятельство представляется немаловажным, если мы собираемся увидеть в комплексах «Книги Силы» нечто большее, чем просто физические упражнение.

Итак, состояние внутренней тишины, покоя, и медленные осознанные движения на начальном этапе способствуют наработке ощущения «движения в покое» и «покоя в движении», помогают убрать суетные движения и непрерывный поток мыслей, настроиться на более высокие вибрации, проложить туда свой путь и двинуться по нему.

Добавим, что обычно мы включаем эти упражнения в подготовительную часть в начале занятия и в разминку, что делает их не совсем «обычными».

 Литература:

  1. Аббасов А.Ф. Философия сложности. – Баку, «МВМ», 2007.
  2. Айламазян А.К., Стась Е.В. Информация и теория развития. – М., 1989.
  3. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  4. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  5. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Киев: Ника-Центр, 1999.
  6. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Книга Со-Бытия. – К., Сфера, 2010.
  7. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. НАЧАЛА. – Севастополь: издатель Карпин А.В., 2013.
  8. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  9. Гоч В.П., Акимов И.Е., Сабрукова М.Н. ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2017.
  10. Гоч В.П. Метод Гоча работы в Причине. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2018
  11. Гоч В.П., Ширяев С.В. Философия Тотальности в русских сказках. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2019.
  12. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 20019.
  13. Гоч В. П. Материалы семинаров.
  14. Ферстер Г.О. О самоорганизующихся системах и их окружении // Самоорганизующиеся системы. – М., 1964.
  15. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.