Наблюдатель. Часть 1

С.В. Хворостов
Т.И. Горбунова

– «Увижу – поверю!», – говорит человек.
– «Поверишь – увидишь!», – говорит Вселенная.

 «Общество потребителей»…

В предыдущих работах мы говорили о явлении «Информация» и её значении в практике Стиля Духа. Было отмечено, что в процессе взаимодействия человека с комплексами «Книги Силы» к нему может поступать информация, обеспечивающая появление «нового» в системе познания человеком «тайного смысла упражнений».

Кроме того, как оказалось, для появления информации этой системе необходим свой «потребитель». В самом деле, «…понятие информации применяется только в том случае, когда есть процесс взаимодействия, когда передаются определённые сведения, известия о форме и структуре и есть их потребитель (выделено нами – авт.)» [4]. Выходит, без него – никак!?

Ну, что же, тогда обратите внимание, что человек вступает с чем-то во взаимодействие, если только передаются определённые сведения, «известия о форме и структуре». С другой стороны, именно при наличии взаимодействия может идти некая передача «известия о форме и структуре».

Где же всё это можно «увидеть» в исполнении комплексов человеком? Ведь получается, что процесс взаимодействия с комплексом это не просто выполнение «внешней формы», – его осуществление происходит, когда выполнением движений передаются определённые сведения и известия (о форме и структуре). А само понятие «простоты исполнения» подразумевает нечто другое, чем обособление и выделение одной из составляющих процесса, – оно подразумевает его осуществление в «полноте».

Давайте предположим, что при наличии взаимодействия человек что-то «сообщает комплексу», а комплекс может вносить определённые своей формой и структурой «изменения» в человека – идёт их взаимо-действие. И познавая тайный смысл упражнений, мы получаем новую информацию, которая, входя в «состав» комплекса, в процессе взаимодействия, в свою очередь, вносит определённые «новые сведения» в человека, в его «форму и структуру».

Выходит, позиция потребителя-наблюдателя напрямую связана с получением информации. Как же мы можем понять или представить себе саму информацию? Это что, определённые напечатанные тексты или «голосовое сообщение», исписанные «тетрадные листки» или «ленты телеграфа»? А её появление – это обязательно результат какого-то «внешнего действия», – как говорится «из рук в руки»? Видимо, такой взгляд будет известным ограничением в понимании возможностей информации и самого человека…

Тогда как, например, комплекс может передать вам информацию во время взаимодействия с ним, – это ведь для нас важно, так? Конечно, что-то может передаваться и за счёт самой формы движений, поскольку она «подобрана» автором особым способом: «…упражнения по управлению энергией Ци создавались на основе знания направления силовых векторов, поднимающих человека верх в духовном развитии (выделено нами – авт.)» [1].

Только правильно ли будет при этом «ограничиваться» формальным действием и отношением? Давайте «освежим» некоторые положения, рассмотренные в предыдущих статьях.

Как мы уже говорили, «Существование систем и их формо-взаимодействий – главное условие отображения и информации (выделено нами – авт.)» [4].

Ну, что же, применительно к данному моменту отметим, что человек, во-первых, должен «знать» о «существовании системы», («видеть» ее), что даёт возможность осознанного выбора и решения на вступление во взаимодействие. А во-вторых, он должен, собственно говоря, вступить с нею во взаимодействие, поскольку именно это связано со взаимной передачей «известия» (определённых сведений о форме и структуре). То есть человек должен не только знать о «Книге Силы», но и (как минимум) практиковать «форму» указанных комплексов.

Однако «Системообразующим фактором является новая информация, воздействующая на структуры (выделено нами – авт.)» [7].

Значит, чтобы ваши взаимодействия с комплексами носили не только регулярный, но и действительно системный характер, – чтобы образовалась, скажем, методическая система вашего взаимодействия со Стилем Духа, – должна поступать «новая информация»!

Тогда, например, изучение нового комплекса – новые движения – может считаться «новой информацией»? Ну, с какой-то точки зрения, это действительно может быть и так. Только вот согласно авторским рекомендациям, переход к изучению следующего комплекса возможен только после усвоения предыдущего и появления лёгкости в исполнении, – значит, должно появиться ещё что-то кроме «заученной» формы движений. И потом, насколько и как долго внешняя форма «выученных» комплексов, с этой точки зрения, будет для вас новой!? В самом деле, внешне она ведь остаётся «одной и той же»…

Получается, сделать для себя эту форму «новой» человек должен сам! Вероятно, для этого форма непременно должна как-то по-новому «отобразиться в человеке» для нового уровня взаимодействия и «воз-действия на структуры». Напомним, что такое «формо-взаимодействие» есть главное условие для появления отображения и возможность для появления информации. В самом деле, ведь именно «В процессе взаимодействия объектов возникает отображение, а вместе с ним и конкретный акт его проявления – информация (выделено нами – авт.). …Информация находится там, где есть отображение» [4].

Но, как оказалось, в процессе такого взаимодействия человек «прежнюю форму» должен сделать для себя новой! Причём, такое «обновление», очевидно, должно относиться и к самому отображению, поскольку тогда появляется возможность воссоздать для себя новый «образ комплекса». Напомним, что «Образ причины ограничен формой, но безграничен в сути и постигается от сути в сути» [8].

Ну ладно, так как же нам поступить «практически», – надо ли что-то проговаривать во время выполнения комплексов, что-то предварительно прочитать, или услышать (например, речевое сопровождение преподавателя) в этот момент, а может надо что-то «увидеть»? Ну, поскольку речь идёт об «отображении», то значение «видения» и его возможностей, как говорится, никто не оспаривает, но сейчас не об этом. Как же нам ощутить, что действительно идёт взаимодействие человека с комплексом и появляется «та самая» информация? Вероятно, кроме «стандартных ощущений» надо как-то сориентироваться на появление «новых ощущений» – на ощущение «нового» в вашем выполнении комплекса и в его восприятии, на ощущение Тайны, что, по нашему мнению, свойственно открытым системам и, возможно, делает их такими.

А дальше? А вот сложится ли это дальше для вас в какое-то «новое понимание» своей деятельности, проявится ли новым дискурсом или на первых порах останется как очень приятное ощущение лёгкого и спокойного состояния, своеобразного покоя, – это уже другой вопрос. Возможно, это как-то связано с вашими потенциальными и творческими возможностями «придать форму новому» или определяется ситуацией.

Кстати, напомним, что такое интересное явление как «Примитивная информация» является тем Таинственным Творцом, который существует только в движении только в движении и при его завершении «исчезает», оставляя нам «…формы и структуры вещественных тел, которые «таинственно возникли» [4].

Поэтому лёгкость, внутренний покой и «новое состояние» – уже достаточно высокий результат вашего взаимодействия с комплексами и, с какой-то точки зрения, является «новой информацией» и системообразующим фактором для вас.

В любом случае, ваша задача будет состоять не в том, чтобы «вытребовать» для себя какую-то информацию как некое «откровение», а в том, чтобы подготовить себя к такому взаимодействию.

«В первую очередь это касается опыта духовных практик, когда человек настойчиво и целеустремлённо изменяет самого себя, продвигаясь к задуманной цели. На какой-то ступени продвижения он обнаруживает, что в его опыт вошла информация, источник которой внутри себя не обнаруживается (выделено нами – авт.)» [7].

Опасность может быть в том, что вы начнёте придумывать для себя «новое», закрывая этим систему, как бы замыкая её «на себя». Методически помочь человеку правильно сориентироваться в этом вопросе можно, и часть упражнений и рекомендаций, собственно, призвана помочь слушателям настроиться на ощущение «нового» при исполнении комплексов. Однако отметим, что основную работу придётся выполнять всё же вам самим.

Вероятно, чтобы у читателей не сложилось мнение, что это только «теоретический момент», нам, перед тем как продолжить тему «Наблюдатель», следует привести какой-то пример практического осуществления уже представленной в статье «информации». И если описывать в этой связи работу с комплексами пришлось бы в отдельной статье, то пример дыхательных упражнений может выглядеть здесь достаточно уместным.

Дело в том, что в процессе дыхания (дыхательных движений) человек, по сути, тоже вступает во взаимодействие и, значит, дыхание как действие тоже можно рассматривать в качестве «информационного». У нас ещё будет возможность поговорить о таком  интересном аспекте «общего Движения», но в целом вопросы дыхания в практике комплексов мы уже рассматривали в предыдущих работах, например, в [11].

Здесь мы приведём самый простой вариант рекомендуемого упражнения, для которого будет достаточно, если вы уже «практически» знакомы с диафрагмальным дыханием, о котором говорится в «Книге Силы» [1].

Итак, примите Исходное Положение (ИП) [1]. Постарайтесь убрать посторенние мысли и успокоить дыхание. Для этого на какое-то время можно перевести внимание на «движение воздуха внутри» во время вдохов и выдохов. Руки в начале можете расположить одну на груди, а другую в области поля Дан-Тянь, – если у вас ещё недостаточно сформирован навык, так будет проще проконтролировать нужный способ дыхания, при котором не прослеживаются движения грудной клетки и живота.

Если всё же что-то не получается, то просто организуйте себе лёгкое и неглубокое дыхание. Будучи «незаметным», оно перестанет быть «превалирующим ощущением» и позволит человеку обратить внимание на более тонкие вещи.

Когда дыхание настроено, руки можете вернуть в позицию ИП. Как-то представьте или определите для себя, что каждый вдох несёт вам обновление и новую информацию, которая распределяется по всему «внутреннему пространству, а выдох не только позволяет освободиться от «прежней информации» и усвоить «новую», но и несёт некую «информацию о вас», о ваших возможностях и потребностях окружающему пространству.

Не торопитесь сделать очередной вдох, дайте возможность «информации» завершить свой цикл и свою работу. И не следует стараться сделать вдох очень глубоким – как бы набрать «побольше информации». Вряд ли у вас это действительно получится, поскольку «объём информации» в данном случае будет зависеть от количества воздуха, да и определяется он, если что, не всегда «количеством фактов», а тонкостью и глубиной осознания.

Поэтому постарайтесь после остановки движения диафрагмы на вдохе как бы продолжить движение «воздуха» внутри; почувствуйте, как полученная эманация продолжает движение и  распространяется во внутреннем пространстве всего тела, – не только в области груди и живота, но и рук, ног и головы. Её движение мягкое, лёгкое и какое-то «всепроникающее», как движение свежего воздуха в спёртом воздухе закрытого помещения, когда открывается связь с «внешним миром». Распространяющаяся «свежесть» («свежая информация») делает легким пространство вашего тела, а сознание и душу – спокойными и более «чистыми». А само дыхание – оно входит в какой-то плавный ритм, который вы ему не «навязываете» и даже не стараетесь поддерживать, – он как бы определяется и поддерживается возникшей связью между вами и окружающим пространством, возникает «со-ритмие» с Миром. Такое «резонансное состояние» с Новым Миром и его Движением может быть очень благоприятно для вашего самочувствия, полезно как один из «системообразующих факторов» и несёт состояние покоя, похожего на «возвращение домой».

Кстати, небольшая пауза нужна не только для «распространения новой информации», но и для формирования «работы выдоха». Представьте, что вместе с выдохом вы не просто освобождаетесь от «отработанной информации», но и сообщаете Миру некую информацию о себе: о своём состоянии, о возможных проблемах, потребности в помощи и степени готовности к новому уровню взаимодействия. Поэтому указанный «ритм» сохраняется и при выдохе, делая организованную «связь» непрерывной.

А теперь постараемся ответить на два возможных вопроса от читателей.

Во-первых, о так сказать «свежей информации» при дыхании: не слишком ли много всего надо выполнить во время, вроде бы, несложного дыхания? Но если вы знакомы с предыдущими статьями, то нетрудно понять, что при определённом навыке вам нет необходимости выполнять перечисленные рекомендации в какой-то последовательности или как-то «суммировать» – они, как бы «уходя в источник», осуществляются просто вашим дыханием как его внутреннее свойство.

Во-вторых, по поводу «примитивной информации». Какая-то она для нас получается таинственная и неуловимая, а после завершения движения – вообще, исчезает, и «…мы после её «исчезновения» никогда не сможем узнать о ней» [4]. Как же понять «эту информацию» и действительно ли она имеет отношение к практике комплексов «Книги Силы»? Ну, что же, давайте «разбираться»!

Для начала напомним, что «уходя» эта информация как «таинственный Творец» оставляет нам «…формы и структуры вещественных тел, которые «таинственно возникли» (выделено нами – авт.)» [4]. Но ведь это означает, человек включён в процесс взаимодействия, где ему, очевидно, предназначена роль «потребителя». Причём, сам процесс для нас, вероятно, проходит в Тайне, поэтому говорить о нём до поры до времени можно опосредованно – только как о «форме и структуре вещественных тел». Давайте посмотрим с этой точки зрения на комплексы «Стиля Духа».

Пожалуй, мы можем предположить и увидеть в движениях комплексов указанные «форму и структуру», оставленную таким «таинственным Творцом», что говорит о наличии «таинственного процесса». Прежде всего, это означает важность познания «тайного смысла упражнений», от которого будет зависеть в таком случае уровень формо-взаимодействия человека с комплексом и возможность его отображения. Кроме того, еще раз отметим необходимость практического выполнения комплексов, поскольку «простая информация существует только в движении и «исчезает» после остановки движения или смены направленности этого движения (выделено нами – авт.)» [4].

Ну, хорошо, а можем ли мы ещё как-то «увидеть» и практически использовать «Простую информацию» в практике комплексов? Вероятно, это можно будет понять, исходя из её определения: «Третий вид информации – направленность движения. …направленность движения есть информация особого вида, которая в общей теории информации называется простой или примитивной, информацией (выделено нами – авт.)» [4].

Итак, чтобы как-то ещё задействовать этот вид информации надо придать… направление! Тогда вопрос – кому?, и чему? Так… Поскольку мы говорили о взаимодействии человека с комплексами «Книги Силы», то очевидно здесь задействована сила, поскольку «Сила обладает способностью взаимодействовать; взаимодействие – атрибут силы» [10].

Хорошо, а что мы можем сказать о силе, применительно к моменту? Например, что сила – это работа, совершаемая на пути и, значит, «Если есть сила, будет и работа. …Работу можно представить как пищу силы, которая её питает; она обеспечивает силе путь развития» [10]. Ну ладно, работать-то (как бы «питать» силу для её развития) действительно придётся, но всё ли будет так «просто», – ведь только наличие работы и «развитие силы» ещё не свидетельство действительного развития самого человека! В самом деле: «Атрибут силы – работа, сила заставляет человека искать работу и может довести физическое тело до изнеможения (выделено нами – авт.). …через человека она пытается найти работу» [10].

Значит, надо что-то понять о силе… Так, в «Книге Силы» [1] говорится, что сейчас ей нужна не просто «точка проявления», а точка своей «трансформации», то речь, так или иначе, может идти об организации, о правильном использовании силы человеком, ведь альтернатива организации и порядку – хаос.

И поскольку «Сила требует работы, не дадите – найдёт сама» [4], надо эту силу правильно направить, то есть дать ей НАПРАВЛЕНИЕ.

«Силе нужно дать работу – раскрыть путь, где эта работа будет производиться. …Открылся путь – и сила будет находить работу, исходя из Пути, в который всё уже вписано (выделено нами – авт.)» [10].

Что же, здесь можно упомянуть о рекомендации автора выполнять движения комплексов с ощущением самосопротивления [1]. Представьте себе, что, совершая при этом усилие, вы как бы «вводите» силу в осуществляемое движение – направляете и организуете её соответствующим образом, и придаёте силу совершаемому действию. Сказано же было, чтобы получить Силу надо проложить усилие [1].

Тогда, вступая во взаимодействие с комплексом, как бы «активизируя его информацию», вы не только делаете движение по наработке и приобретению Силы, но и даёте ей путь развития, исходя из которого, она и будет работать. И раз есть форма и структура» комплекса, формо-взаимодействие с ним, и вы ощутили Движение, то значит, есть присутствие и работа «таинственного Творца», которая оставит вам «после себя» «…формы и структуры вещественных тел, которые «таинственно возникли» [4].

Ну, что же, мы не готовы здесь подробно рассматривать этот вопрос, но давайте предположим, что по аналогии «заданное направление» можно принять как действие некой «Простой информации», «тайно» организующей, согласно направлению, соответствующие «формы и структуры». Напомним, что «Простая информация является прародительницей для всех других видов информации (выделено нами – авт.)» [4]

И что же в вашей практике комплексов может стать направлением для работы, – на что направить работу комплекса? Например, таким направлением может стать решение трудной ситуации или «проблемы со здоровьем». Причём, направлена совместная работа человека и комплекса может не только на вас самих, но и на помощь другому человеку, и не только.

Хорошо, значит ли это, что каждый раз перед началом взаимодействия надо искать для работы какое-то «конкретное направление»? А что если вы просто выполняете комплексы, ни на что «такое» не ориентируясь? Направление (а значит и «простая информация») не появится?

Давайте вспомним, что сами движения комплексов представляют собой определённое направление, поскольку создавались автором на основе «…знания направления силовых векторов, поднимающих человека верх в духовном развитии (выделено нами – авт.)» [1]. Так что «без направления» не останетесь. На что же тогда будет направлено выполнение человеком комплекса, – получается, как бы, ни на что «конкретно»? Вряд ли… Ну, во-первых, мы уже говорили о Тайне и «таинственном Творце», а значит, пусть что-то остаётся «в тайне» – будет что познавать. И во-вторых, в «Книге Силы» говорится от «исполнении Предназначения» – чем вам не направление?…

А теперь ещё один вопрос: не слишком ли чудесно, даже «сказочно» всё это может выглядеть!? Ну, вряд ли перед нами стояла задача как-то удивить или развлечь вас «сказками», хотя заметим как говорится «в скобках», что сказка-то сама по себе «вещь» непростая, поскольку «Сказка – самотрансценденция Жизни» [3]. Тогда так: в процессе «нашего взаимодействия» мы сообщили вам некоторые сведения (наши «соображения») о вероятной «форме и структуре» комплексов. И в случае наличия «потребителя» это может стать «новой «информацией» для читателя. А уж сделает ли он эту информацию «сказкой для себя», зависит от того, что он сможет в ней «увидеть» и чем сумеет раскрыть для себя в жизни…

– «Увижу – поверю!», – говорит человек.

– «Поверишь – увидишь!», – говорит Вселенная.

«И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма»
(Быт. 1:31)

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Максимы Тотальности. – Ростов-на-Дону: Элиньо, 2008.
  4. Гоч В.П., Гоч Н.В., Кулиниченко В.Л., Информация и Причинность формо-взаимодействий. – Тюмень: Издательство «Истина», 2009.
  5. Гоч В.П., Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Киев: Ника-Центр, 1999.
  6. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. НАЧАЛА. – Севастополь: издатель Карпин А.В., 2013.
  7. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  8. Гоч В.П., Дворцов В.Д. Темы Дао. – Санкт-Петербург: ООО «ИЦДОМ «Айзорель», 2015.
  9. Гоч В.П., Дворцов В.Д. Практика Дао. – Санкт-Петербург: ООО «ИЦДОМ «Айзорель», 2016.
  10. Гоч В.П. Энциклопедия Причин. Т. 4. – Ростов н/Д: Элиньо, 2010.
  11. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.