СОДЕРЖАНИЕ СО-ДЕРЖАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ СО-ДЕРЖАНИЯ

С.В. Хворостов
Т.И. Горбунова

То, что человек отображает, есть начало процесса.
В.П. Гоч, С.В. Белов

В предыдущих статьях мы с вами говорили о таком понятии и явлении как «Форма». Причём, как было отмечено, «масштабное освещение» этой темы вряд ли входит в задачу нашего общения на сайте. Однако, для нас стало интересно то, что движения комплексов «Книги Силы», да и сами комплексы тоже могут восприниматься как некая «форма».

И тогда, если это тоже «форма», то форма чего? Ну, что за вопрос?! Это же и так понятно! Комплекс как форма – это… это просто форма комплекса! Вот! Ладно, пусть так, но не слишком ли очевидно получилось? Кстати, может, вы захотите на этот вопрос ответить себе сами – сразу или после нашей небольшой «совместной работы»? Возможно, это будет гораздо полезней, чем просто узнать из текста «чьё-то мнение»…

Содержание формы или форма содержания?

А пока, в принципе, нам будет нетрудно предположить наличие у этой формы определённого содержания, – иначе форма-то будет какая-то «пустая» (не путать здесь с «Пустотой Дао»).

Что же это такое – «пустая форма»? Как мы можем определить её в рамках нашей темы? Давайте, в контексте уже сказанного ранее, предположим, что «пустая форма» может относиться к восприятию только внешней – физической формы движений комплекса. И если действие комплекса свести только к её выполнению, то она окажется как бы «сама по себе», без какого-либо «особого содержания». Вернее, она сама и будет своим «содержанием». То есть, в данном случае «пустая форма» говорит не об её «вместимости», а о том, что она вместила только себя и больше в ней ничего другого нет – отсутствует!

В этом случае познание «тайного смысла» упражнений [1] может свестись к придумыванию их «значения», а совершенствование – к поискам «подробностей» и «уточнению» внешней формы комплекса. Вряд ли это можно будет принять за собственно Познание, поскольку так может быть запущено бесконечное движение «по горизонтали» – подняться «в надсистему» будет крайне трудно.

Мы, конечно, ни в коей мере не отрицаем значения, скажем, отработки техники и точности своих движений, но это вполне решается средствами тренировочного занятия, в котором «техническая сторона» частично или даже «в основном» (например, в период ознакомления и разучивания комплексов) действительно может становиться основным содержанием занятия. Но только принять это за «содержание комплексов» будет несколько некорректно… Кроме того, при организации занятий в этот период тоже следует соблюдать известную меру. Собственно, это уже задача преподавателя… А вот, если вы занимаетесь самостоятельно? Ну, так ведь для того и ведём нашу «беседу», чтобы помочь наладить, в том числе, и самостоятельное изучение…

Что же нам нужно здесь понять, что учесть, чтобы «грамотно» приступить к совершенствованию формы комплексов!? Может, чтобы учесть «интересы всех участников» процесса, мы посмотрим, какими свойствами обладает сама Форма?

Вот, например, как оказалось: «Форма имеет свойство самосохранения, для чего она отражает своё содержание. Данное отражение является планом, программой совершенствования формы, а, значит, и планом жизни (выделено нами – авт.)» [6]. Это «во-первых», а во-вторых, нам будет важно отметить, что при таком отражении «Возникает единство формы и содержания, выраженное в общем плане развития (выделено нами – авт.)» [6].

Что же мы получили? Выходит, по принципу обратной связи, если «суметь внести» содержание в форму, то возникает их единство и общий план развития, а внесённое содержание становится программой совершенствования формы и планом жизни – так? А получится ли внести содержание в форму? Вроде бы, легко, – во всяком случае, на «физическом плане». Например, насыпать или налить что-то в чашку. Но насколько будет верна такая аналогия? «Заполнение формы» чем-то материальным и «внесение содержания» – это можно считать тождественными действиями? Это всегда «одно и то же»? Ну, это вряд ли…

Напомним: чтобы «внести содержание» в увиденную форму, это содержание должно быть… «отражено»! И кроме того (помните?), «То, что человек отображает, есть начало процесса (выделено нами – авт.)» [4]. То есть, «содержание формы» не просто должно в ней находиться, а стать началом процесса, – иначе это, как бы, и не «содержание»!

Ну, а «увидеть» и затем «отобразить», как и «заполнить», тоже можно «что и чем угодно»? Опять, вряд ли… Внешне «физическая форма» упражнений при этом останется как бы прежней, но сама Форма такое «нафантазированное содержание» не примет, – сработает «инстинкт самосохранения».

Откуда же тогда брать содержание для формы? Здесь мы опять приходим к необходимости «познания тайного смысла упражнений» и наработки со-знания [1], предложенных автором Стиля Духа. И тогда, если всё же использовать термин «внести», то содержание вносится отображением познанного человеком, и только то, которое необходимо для совершенствования формы!

Хорошо, и где же это «отражение» должно появиться-отобразиться, – кто и как его должен «увидеть»? Догадываетесь, при чём здесь человек и его сознание? Это от него самого, от уровня и возможности его сознания «отображать» будет зависеть то, что он сможет увидеть и понять – «содержание содержания».  А поскольку «Мир смотрит нашими глазами…» (В.П. Гоч), то и воспроизводимый человеком комплекс будет «видеть» и иметь то самое содержание, которое сумел увидеть и «отобразить» своим сознанием человек. Как тут не вспомнить необходимость наработки со-знания (мы его определили ранее как «совместное знание человека и комплекса»).

Выходит, то, что отображает человек, становится совместным содержанием (со-держанием) человека и «его комплекса». Ну, а если его «отображение» не совершенно отображает содержание, – может же здесь, на определённом этапе «закрасться неточность»!? Вот интересно, это может как-то исказить саму форму? И что тогда придётся включать в понятие «совершенствование формы»? Так!.. Ну, если речь идёт о форме, предложенной автором – то это вряд ли, поскольку она, как мы выяснили, умеет «самосохраняться». А вот, условно говоря, «свою форму» – это очень может быть. Так, «При кривых отображениях человек искажает формы, далее это отображается выше, в Дао, – получается искажение образа, и всё потом по цепи ПСС возвращается человеку для отработки (выделено нами – авт.)» [6].

Вот, по поводу указанного «возврата человеку»: вряд ли такой важный момент не нашёл бы своё отображение в практике Стиля Духа. В самом деле, вот как об этом, пусть и со «своих позиций», говорится в «Книге Силы»:

«В каждом негармоничном, приблизившимся к тебе, ты должен видеть отражение того, что имеешь в себе, задание для работы (выделено нами – авт.)» [1]. Другими словами, в «возвратившемся» – в «приблизившемся негармоничном» – видим отражение того, что «имеем в себе» – то есть… содержание! И обратите внимание, оказывается, это необходимо для самосохранения формы и является программой совершенствования! Похоже, далее нам будет полезно более основательно «поговорить» об отображении и содержании, и, может быть, о том, как содержание становится «программой»… Но это чуть позже, а пока отметим, что самосохранение формы связано с её совершенствованием.

«Метод сохранения – постоянство совершенства» [9].

«Содержание» совершенства

Так что же, значит, чтобы, пусть даже при несовершенной практике конкретного человека, для него «сохранилась» форма комплекса, заложенная автором, он с необходимостью должен её «совершенствовать»?! Причём, совершенствоваться должна не только и не столько сама «внешняя форма», но и её содержание, поскольку именно оно становится «программой совершенствования» комплекса. Так? Ну, может быть, и да…

И что же, получается нам надо совершенствовать содержание, вложенное самим автором?! Нет, не заблуждайтесь! Комплексы Стиля Духа были нам даны для изучения, а не для «исправления»! А, кроме того, вы уверены, что действительно знаете их содержание в «полноте»? Нет? Значит, тогда совершенствовать вам придётся то, что и как вы сумели отобразить – увидеть «что в ней» – в предложенной вам «форме». Кроме того, напомним, что сам человек тоже имеет форму и, с некоторой точки зрения, является формой, – это не говоря уже о том, что форма есть и у его сознания… Значит, отображаемоё человеком «содержание» может иметь отношение не только к комплексу, но и к самому человеку. А совершенствование, от которого, как оказалось, зависит «самосохранение формы», относится к совместной работе человека и комплекса! Как уж тут не «посотрудничать»!?

Поэтому, предлагая на занятиях выполнить определённое задание, мы фактически придаём «форме движений комплекса» определённое содержание, которое на определённом этапе и является «программой совершенствования». То есть, содержание вводится как рабочее задание, призванное помочь человеку совершенствовать форму его исполнения комплекса. С другой стороны, сам человек представляет собой форму – Форму Жизни, которая «отражает своё содержание», которое является планом совершенствования, осуществляемого движениями комплекса. «Тело – форма резонансных метаморфоз Жизни» [7].

Возникает двуединый процесс совершенствования человека и комплекса, который мы обозначили как «со-трудничество». Отсюда: чем совершеннее исполнение человеком комплекса, тем выше и эффективнее совершенствование комплексом «содержания» самого человека.

«Человеческое содержание»

Ладно, вот по поводу человека как «Формы Жизни» – вероятно, он должен это как-то ощутить, что-то почувствовать «в себе» или «отметить» для себя… Что интересного и полезного здесь можно было бы предложить вам привнести в практику комплексов «Книги Силы»? Наверное, надо ощутить или хотя бы представить, что человек не просто «тело», а именно форма, благодаря которой его «содержание» имеет возможность существовать на материальном плане.

«Содержимое в содержащем лишь в силу обособленности сдержаться может» (Мокшадхарма).

Значит, актуальными будут не только «красивая форма», но и «достойное содержание». Тогда что, как вариант, можно предложить «практически» ощутить в качестве такого «содержания»? Наверное, предположений может быть достаточно много, хотя их, вероятно, следует «ограничить» соображениями соответствия авторским рекомендациям и, в конце концов, просто разумностью выбора. И всё же… Например, Эккхард Толле предлагает не только представить, но и почувствовать себя не просто как физическое тело, содержащее мышцы и органы, а как особое пространство, в котором содержится жизнь, и перенести своё внимание на это «ощущение жизни» – оно может ощущаться как некая «плазма» или вибрация, наполняющая внутреннее пространство.

«Неважно, как выглядит ваше тело снаружи, – за внешней формой это насквозь живое энергетическое поле. …Ваше внутреннее тело не плотное, а очень просторное. Это не ваша физическая форма, а наполняющая её жизнь (выделено нами – авт.)» [11].

Напомним, что речь идёт о получении необходимого ощущения, которое может перевести внимание человека только с ощущения себя как физической формы – физического тела – на восприятия и более тонких «его составляющих». Для этого предлагается «…переключить внимание с его внешней формы и мыслей о том, какое оно… на ощущение присутствующей в нём жизни. …закройте глаза и почувствуйте, есть ли жизнь внутри ваших рук. …То есть осознайте тонкое ощущение жизни внутри них» [11].

Ну, что же, наверное, можно принять «как вариант»… Кстати, в чём-то ощущение этого «живого энергетического поля» может помочь человеку в той или иной степени настроится на восприятие своего «внутреннего пространства» и его «бесконечности». «Под внешним обликом всё связано не только между собой, но и с Источником всей жизни, из которого оно возникло» [11]. Напомним, что «Вы не просто часть Беспредельности. Вы Его Источник» [1].

Мы не берёмся здесь как-то обосновывать «внутреннее тело» или проводить некие аналогии, например, с Биополем или Эфирным телом человека как проводником жизненной энергии (праны) и его каким-то ощущением. Возможно, что такое предположение и могло бы иметь определённое основание. Но для нас будет, пожалуй, интересен другой момент в наблюдениях Эккхарда Толле. Вот, посмотрите: «…То, что я называю «внутренним телом», в действительности уже не тело, а жизненная энергия, мост между формой и бесформенным (выделено нами – авт.)» [11].

Другими словами, такое «ощущение внутреннего содержания» может стать своеобразным местом «объединения» и дать возможность человеку почувствовать «единство формы и содержания» – единство выполняемых движений с их предназначением, что делает эти движения Действием! При этом обычная информация «об этом» здесь обретает определённую «вещественность» и, пожалуй, и новую мерность, – человек может сделать первый шаг перехода из состояния «Знать» к состоянию «Быть» (В.П. Гоч, В.Л. Кулиниченко).

Ну, а следующую цитату давайте мы предложим вам рассмотреть самостоятельно в качестве «домашнего задания».

«…Осознавание тела не только помогает вам оставаться в настоящем, но и становиться дверью из тюрьмы эго. Кроме того, оно усиливает иммунную систему и способность тела к самоисцелению» [11].

Форма по «образцу»

И всё же, меняется ли в процессе своего «совершенствования» форма самого комплекса или нет? Ну, качество её «воспроизведения» конкретным человеком может меняться и довольно значительно, правда, всё же, не беспредельно. А «форма самого комплекса» – становится ли она другой, чем, например, задумано автором? Нет… Похоже, нет!

Тогда в чём будет совершенствование формы конкретным человеком? – В её воспроизведении более «способным» исполнителем? В постоянном стремлении воспроизвести её «лучше», чем в прошлый раз, или лучше, чем «другой исполнитель»? Знаете, отрицать это в целом не имеет смысла, поскольку часто деятельность людей (например, спортивная), на первый взгляд, к этому и сводится. Ну, тогда нам что, надо выбрать самое-самое удачное (внешне) исполнение и объявит его «мерой для всего остального» – то есть образцом для подражания и совершенствования? Уверены?! Ну, во-первых, «образец» – это далеко не всегда «образ», во-вторых, «образец» – это в большей степени что-то «материальное», можно даже сказать, «физическое». И потом, вряд ли можно сказать, что «образ» – это синоним «формы», но это нам ещё предстоит рассмотреть…

Передайте, пожалуйста, содержание…

Итак, наличие «формы комплексов» позволяет иметь комплексам содержание и проявлять его в процессе исполнения. А как тогда определить, что является формой, а что содержанием комплекса? Например, может ли сама форма движений приниматься за «содержание формы движений комплекса»? Вероятно, да! А может быть «содержанием формы» содержание текста, приводимого автором и предваряющим изучение комплекса? Тоже, наверное, да!

Давайте здесь определимся: форма – внешне видится (смотрится), содержание – узнаётся (отображается), поскольку форма отражает своё содержание; суть же (тайный смысл) – должна быть постигнута… Может, рассмотрим этот момент?

Итак, человек видит и запоминает форму движений по картинкам в книге, или наблюдая и повторяя действия преподавателя, выполняя «подобные движения». Поскольку в этот момент происходит передача Формы как формальных движений (внешне), то можно предположить, что и передача-сообщение содержания и структуры тоже может «иметь место». Происходит своеобразная «передача» структуры и содержания через выполнение форм «по подобию».

Но как же можно физическим движением воздействовать не только на физическое тело? Заметим, что такое воздействие тоже происходит по определённым правилам. Какие же «механизмы» могли бы позволить обеспечить объём или «полноту воздействия»?

«В Мире существует передача по форме: через подобие форм передавалось любое воздействие… Перенос осуществлялся тайными движениями человека, которые всегда становились явными (выделено нами – авт.)» [7].

Похоже, по «форме комплекса» могла осуществляться «передача по форме» – «перенос воздействия». Причём его осуществляли не просто внешние движения (например, выполняемого комплекса), а внутренние (тайные) движения самого человека – их человек мог уже не отслеживать, но они во многом могли составлять «содержательную часть», вносимую человеком в выполняемую форму.

Однако дело в том, что «Передача содержания и структуры через подобие форм возможно только по горизонтали и при искажённой форме» [5]. Так мы же с вами, вроде бы, собирались «идти другим путём», чтобы избежать движения «по горизонтали», не говоря уже об «искажении формы»! Выходит, «передача по горизонтали» (например, когда «содержанием передачи» будет «очевидное» – только внешняя форма) может исказить и саму форму!

Кроме того, «Передача по форме – помощь физическому телу (при обращении «чтобы не болело») оказывается на время до следующего промаха человека, до следующего урока (выделено нами – авт.)» [5]. Возможно, среди читателей найдется достаточно «снайперов», не допускающих подобных «промахов», но для остальных отметим, что в случае «передачи по форме» возникает как бы «временный эффект» от использования комплексов в своей жизни. Однако, «отрабатывая свои промахи», частотой и регулярностью выполнения комплекса, в принципе, можно поддерживать свой «физический план» в «приемлемом» и даже хорошем состоянии.

Ладно, а если нам всё же постараться наработать «совершенство формы» и во взаимодействиях опираться на него? Похоже, ситуация меняется довольно значительно: «При совершенстве формы возникает взаимодействие по сути» [6]. Итак, – по сути! Вроде как ещё свидетельство в пользу познания «тайного смысла» упражнений, обозначенного в «Книге Силы»!

Так что же, ни содержание, ни структура – они в этом случае вовсе не нужны?! Вряд ли с этим можно как-то согласиться… Как тогда, например, происходило бы нужное нам «совершенствование формы»? Да и о самой форме как таковой говорить, пожалуй, не приходилось бы.

Ну, а если возникает «взаимодействие по сути» (напомним, требуется совершенство формы) – оно как будет происходить, точно не «по горизонтали»? Давайте «проверим»!

Итак, «Образы причин передаются и проявляются по форме и по сути. Образ причины ограничен формой, но безграничен в сути и постигается от сути и в суть (выделено нами – авт.)» [6]. И, поскольку сама суть постигается и развивается «от сути и в суть», то можно предположить, что «взаимодействие по сути», в отличие от «горизонтальной передаче по форме» (как бы плоской), имеет объём и уровни! Соответственно и помощь человеку будет оказываться согласно осознанной им сути.

«Помощь человеку оказывается по соответствию сути. Помощь духу оказывается на всю жизнь, ибо помощью ему является вечная основа, на которую человек может опираться, постигая суть» [6].

Обратили внимание, суть – постигается, а не «уточняется» или вовсе «придумывается». Но само «постижение» как действие становится возможным только при творческом участии самого человека в этом процессе, поскольку «Суть постигается Творчеством, а Истина через суть» [9].

Выходит, сама практика комплексов «Книги Силы» должна стать местом приложения и проявления творческих усилий человека. При этом выполнение комплексов, как некая «внешняя форма воздействия» на человека, с ростом его Творческого Потенциала может принимать особое значение в его судьбе, в обретении им «совершенной формы»! Так, обратите внимание, что «…Все процессы формообразования осуществляются извне, поэтому, если хотите сформировать своё будущее, вручите себя Богу и Он сформирует лучшее будущее (выделено нами – авт.)» [6]. Значит, «образование формы» вашего взаимодействия с комплексами (осуществление извне), познания и изучения Стиля Духа, с одной стороны, определяется и зависит от вас, но, с другой стороны, для достижения лучшего результата (лучшее будущее), первым шагом в таком «формообразовании» для человека должно стать «вручение себя Богу»!

«Нужно знать, что выполнение любых физических упражнений, применение каких-либо методик оздоровления или усвоение определённого опыта является вторым шагом на пути к познанию Истины и к здоровью. Первым шагом является внутреннее движение души к Богу, к Свету (выделено нами – авт.)» [1]. Выходит, сделав правильно «первый шаг», будешь уже «не один», в том числе и в изучении Стиля Духа… Тогда получается, что «движение души к Богу» как первый шаг – это есть у-частие человека в процессе совершенствования формы, и ещё это то содержание, которое «по большому счёту» должно быть «внесено в форму» комплексов.

Что же может представлять собой форма такого «совершенствования формы» – «форма форм? «Древо Начал – новая форма, форма всех форм (и поэтому форма без формы), форма движения Истины, форма Потенциала и знаний» [6].

«Формы совершенства»…

Ну, ладно… А не слишком ли мы увлеклись «теоретическими рассуждениями», не удалились ли от практических вопросов? В принципе, всё это пока «путь дальний» и может активно не входить в практику начинающего «любителя» Стиля Духа. Но «иметь в виду» возможный уровень «прочтения комплексов» ему всё же «не помешает»…

Итак, мы с вами «определились», что для «передачи по сути» форма должна быть совершенной. И «технически совершенное» выполнение формы движений комплекса само по себе ещё делает эту форму совершенной. Так может на неё вообще можно «не особо» обращать внимание? Давайте не будем «торопиться» с выводами, хотя бы потому что «Физическая форма движения материи является ключом ко всем другим формам движения, потому что содержит их в себе (выделено нами – авт.)» [2].

Вот как!? Форма физического движения содержит все остальные! Значит, у этой формы есть… и такое «содержание»!? И тогда движения комплексов как своеобразный ключ могут «открывать доступ» (воздействовать) ко всем другим формам движения! К каким формам конкретно? – об этом мы ещё с вами поговорим. А пока отметим «в тему», что, например, у Тотальности тоже есть свои Формы: Имя, Дао, Зеркало, Информация, Состояние, Сила, Материя…

Однако, разве это не возвращает нас к «передаче по форме»!? Ну, с какой-то точки зрения, может и да… Вот только оказалось, что сами «подходы к форме» должны несколько поменяться, и «сохранение» формы и её содержания для нас зависит от её совершенствования, а не просто от передачи – «продолжения магической линии» (См. на сайте статью «Форма»). Это может означать, что ныне изменились и условия «передачи по форме»! Так, «…через подобие форм передавалось любое воздействие: через форму куклы маги воздействовали, а мёртвые инвольтировались в человека. …Мы увидели этот механизм и прекратили его Сменой Времени. …Передача по форме начинается там, где есть Совершенство (выделено нами – авт.)» [6].

Как же так, выходит даже при разучивании упражнений по рисункам в книге или их «повторении» за преподавателем «что-то» начинает «передаваться по форме» только там, где есть Совершенство?! А о каком «совершенстве» может идти речь, если человек только приступил к занятиям Стилем Духа?! Да, конечно сам Стиль Духа обладает совершенством… Ну, предположим, что ваш преподаватель обладает «высоким мастерством»… Но разве этого будет достаточно? А сам человек, что он должен делать, чтобы суметь воспринять «посыл совершенствования» – в чём должно быть его «совершенство»? Давайте приведём ещё одну цитату:

«Раджниш нашёл очень правильную позицию: на тот момент, в который вы пришли к осознанию своего Я и к необходимости развития духовного, на тот момент вы имеете максимальное совершенство, в этот момент вы совершенны (выделено нами – авт.)» (В.П. Гоч). По сути, такое «осознание» и будет вашим «вкладом» в начало процесса «совершенствования формы». О чём же это говорит? Если кратко, то мы фактически опять пришли к необходимости правильной «организации начала» – о внутреннем «Первом шаге» к Богу, Который и «…сформирует лучшее будущее»!

А по поводу «магического воздействия»… Что же, возможно в рамках нашего разговора, речь могла бы, например, идти и о неосознанном «магическом воздействии» самого человека на комплекс как на живую систему. Так, в «Книге Силы» [1] сказано, что движение, окрашенное желанием, не удерживается в Духе и проваливается в Материю, – то есть, по сути, становится «магическим действием», вносимым во взаимодействие с комплексами. Получается, именно «совершенствование формы» исполнения комплекса и ис-полнением комплекса может позволить человеку избежать собственных «неудачных действий» и уйти от попыток стороннего магического воздействия на него. Так, «Именно совершенствованием и совершенством можно уйти от попыток магических воздействий на живую систему через подобие формы» [6]. Что же, значит, «на будущее» нам, пожалуй, следует установить для себя определённую «разницу» между «передачей по форме» в её новом прочтении и просто «передачей формы»…

Итак, участие человека в процессе «совершенствования формы» комплекса позволит избежать негативного влияния «несовершенства формы» и далее перейти к взаимодействию «по сути».

Содержание «содержания формы»

Но о сути мы ещё поговорим отдельно, а пока… Может, есть смысл «взглянуть» на «форму» с позиций того, что мы с вами обсуждали, и посмотреть, что ещё можно понять о форме и её содержании, если говорить о начальном этапе изучения Стиля Духа? Например, что ещё можно включить в содержание «содержания формы», чтобы полнее понять её значение для выполнения комплексов? Кстати, как вам будет ещё и такое «содержание формы»?!

«Форма – результат действия совокупности всех внешних и внутренних факторов; это программа функционирования и развития предмета в пространстве и времени; это способ проявления внутренних сил организационной системы, создающих образ её существования в мире и обуславливающий возможность и направление её развития» (Самохвалова В.И.).

Что отсюда следует, хотя бы «в первом приближении»? Во-первых, комплексы «Книги Силы» и их изучение, с определённой точки зрения, мы можем считать системой. Во-вторых, сам человек является системой и при объединении с комплексом может образовывать «над-систему», которой, очевидно, и будет делегирована указанная «организационная функция». Что это означает? Именно выполнение человеком формы движений комплекса должно стать способом этого самого «…проявления внутренних сил организационной системы, создающих образ её существования в мире и обуславливающий возможность и направление её развития».

Другими словами, надо понимать, что, выполняя комплексы, вы не просто раз за разом «повторяете» форму их движений, – в этот момент именно вы проявляете внутренние силы системы «человек-комплекс», создающие образ существования («образ жизни»), и создаёте для неё и возможность, и направление развития. А каким может быть это направление? Напомним читателям, что упражнения и комплексы, представленные в «Книге Силы» [1] создавались автором исходя из знания силовых потоков, ведущих человека к Духу.

Ну, а сам человек? Его участие ограничивается только выполнением «формальных движений»? Нет, конечно – мы уже вроде ответили на этот вопрос! Обратите внимание на то, что «Форма – результат действия совокупности всех внешних и внутренних факторов…». Что может означать в нашем случае эта «совокупность»? Например, что человек не просто «воспроизводит» форму комплекса, — он её «воссоздаёт» своим ис-полнением! И если к внешним факторам, создающим форму исполнения комплекса, можно отнести форму самих движений, которая, с какой-то точки зрения, «не меняется», то внутренние факторы во многом могут определяться самим человеком. Например, – чем? Например, – его «видением»! В самом деле, так как «Форма – результат…», то, если обратиться к «Психологическому квадрату восприятия» (Видение – Признание – Работа – Результат), «Результат» может неявно содержаться в «Видении» (первая сторона Квадрата). Значит, от того, как человек увидит форму предложенных комплексов, может зависеть и форма их исполнения, и «форма результата» действия указанных факторов…

Кстати, «образ существования» в этом случае будет не только «создаваться», но развиваться, поскольку образ хоть и ограничен формой, «…но безграничен в сути и постигается от сути и в суть» [6]. И поскольку «Помощь человеку оказывается по соответствию сути» [6], то созданный образ, «по сути», и станет «Образом Помощи человеку»…

Ну, ладно… А что там было сказано по поводу «программы функционирования»? Может, «в завершении» немного поговорим и об этом?

Взрослые игры для «взрослых детей»

Итак, у формы есть «программа функционирования» и, вероятно, выполняя форму комплекса, мы участвуем в реализации этой программы. И, вероятно, в отношении комплексов Стиля Духа это вовсе «неплохо». Однако само действие «только по программе» – насколько это может ограничить человека, например, в познании «тайного смысла упражнений» Стиля Духа?

А может, есть возможность представить взаимодействие с комплексами как некую Игру по «правилам»? Игру, в которой, по большому счёту может участвовать человек и Мир? Тогда осуществлением игры будет помощь в духовном становлении человека, а «правила», заданные автором, будут раскрываться по мере роста мастерства «участников Игры». Кроме того, они нужны, чтобы человек «не заигрался». Так, «Правила вырабатываются, чтобы исключить возникновение в Игре своей игры» [8].

Однако, почему это мы как бы «вдруг» заговорили об Игре? Ну, во-первых, «Игра возникает постоянно, она везде и во всём» [8], а, во-вторых, сама Игра, с какой-то точки зрения тоже «форма»: «Игра – форма осуществления, которую человек не способен заблокировать (выделено нами – авт.)» [8].

Тогда вопрос, в «какие игры» здесь играет человек, и является ли он полноценным участником или просто местом «осуществления программы».

Но в любом случае «играть» нам, похоже, придётся серьёзно, а вот «серьёзные вещи» – делать играючи. Что может означать «играючи»? Легко? Да! А когда легко? Когда ваши действия совпадают с требуемым Небом! Ещё это может означать, что ты не один! Да и «играть» вдвоём, как бы, становится интересней, и всё – «играючи».

А что тогда можно сказать по поводу «выбора партнёра»? На что здесь ориентироваться, или всё определяется ситуацией? Ну, с этим, вроде как, и не поспоришь… Да и на занятиях при «работе в парах» приходится «со-трудничать» и с новичками, и с «опытными игроками»… Так что же, человек «лишён выбора»? Не совсем так – выбор, похоже, всегда есть, только вот его ещё «увидеть» надо. К примеру, при работе с начинающим партнёром можно просто «отрабатывать номер» или увидеть «новую возможность» для проявления своих способностей. Кстати, в этом случае задача для вашего мастерства (внести «гармонию» во взаимодействие) может быть даже гораздо серьёзнее. То есть в каждом конкретном случае человек может стоять выбор: с кем и с чем он играет. Так, если ориентироваться на то, «как всё плохо», – это тоже «выбор партнёра»! Какого же, в итоге, следует выбирать «партнёра»? А вот какой сможет помочь «исполнить своё Предназначение» [1], такого и выбирайте…

И всё-таки, можем ли мы говорить о занятиях Стилем Духа как о своеобразной «Игре»? Ведь тогда нам, похоже, следует, выполняя комплексы, научиться участвовать в ней, – играть в эту «Игру»?! А поскольку «Игра осуществляется по признакам» [8], то рассмотрение признаков, по которым о практике комплексов возможно будет говорить как об Игре, есть смысл сделать темой нашей будущей «беседы»…

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Жизнь и Причинность: методология взаимодействия и познания. – К., Сфера, 2004.
  4. Гоч В.П., Белов С.В. Работа в Причине. Вторая степень. – Симферополь: 2005.
  5. В.П. Гоч, Н.В. Гоч. Причинность формо-взаимодействий. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2005.
  6. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Книга Со-Бытия. – К., Сфера, 2010.
  7. В.П. Гоч, В.Д. Дворцов. Темы Дао. – Санкт-Петербург: ООО «ИЦДОМ «Айзорель», 2015.
  8. В.П. Гоч, С.В. Ширяев. Тотальность Игры. – Санкт-Петербург: ООО «ИЦДОМ «Айзорель», 2016.
  9. В.П. Гоч. Материалы семинаров, 2015-2017гг.
  10. Хворостов С.В. Учебное пособие «Теоретический и методический аспекты Стиля Духа». – Баку: Мутарджим, 2012.
  11. Эккхард Толле. Новая земля. Пробуждение к своей жизненной цели. – М.: РИПОЛ классик, 2001.