ШИРОКО ЛИ ТЕБЕ… ДЕВИЦА?

С.В. Хворостов
Т.И. Горбунова

I
Насколько «широка Бесконечность»?

В нашей предыдущей статье мы обратились к теме «Бесконечность» и с тем, как она проявляется в практике комплексов Стиля Духа. При этом как-то сам собой возникает ряд «дополнительных вопросов» к теме, возможно, требующих своего рассмотрения. И не то, чтобы оно было «строго обязательным», но, во-первых, эти вопросы касаются практических моментов изучения Стиля Духа, а во-вторых, мы уже говорили о «сложности», возникающей со временем из-за старания «упростить» своё восприятие явления.

О чём может идти речь? Ну, например, о том, что ощущение того состояния, которое авторы обозначили как «дление» (а мы предположили, что это первый шаг к «ощущению бесконечности» в практике комплексов), наверняка требует высокого уровня состоятельности самого человека, тонкости восприятия и определенной стабильности в исполнении упражнений. В то же время мы отмечали, что комплекс никогда «не повторяется», каждый раз он «другой» и каждая встреча с ним – это встреча с «новым комплексом».

Да и сами исполнители могут отличаться не только по уровню мастерства и состоятельности, но и иметь некоторые индивидуальные особенности (анатомические, физиологические, психические и т.д.), делающие «непохожими» их выступления. И это не говоря уже о том, что и у одного и того же человека выполнение комплексов всё же будет в чём-то «неодинаковым», поскольку могут меняться как его «начальное состояние», так и задачи, стоящие перед конкретным исполнением. Получается, что ваше исполнение комплексов, с одной стороны, должно быть «стабильным», с другой – может отличаться в «нюансах», если вообще не быть каждый раз «новым». Как это можно понять относительно нашей практики комплексов?

В целом, такое сочетание «постоянства и перемен» позволяет воспринимать «стабильность» в виде определённого пространства, в которое включены все возможные исполнения комплекса, при условии, что они остаются «этим комплексом». То есть вариации исполнения могут быть бесконечны, но иметь общее направление и находиться в неком «пространстве возможностей» как человека, так и самого комплекса. По сути, мы можем обозначить такое «пространство разных состояний комплекса» как их «фазовое пространство», которое можно считать «пространством состояний».

«В целом, организмы, живые системы и сетевые структуры типа биоценозов, популяций и др. стремятся пребывать в динамическом равновесии со средой, то есть, пребывать в определённых фазовых пространствах, которые и являются пространствами состояний (выделено нами – авт.)» [4].

Вероятно, пребывание именно в этом пространстве позволяет проявлять различные характеристики и состояния комплексу, оставляя его как бы в «зоне стабильности». Насколько такие «характеристики» могут быть разными (или даже противоположными) и состояния для каких «уровней существования» могут быть представлены в этом перечне? Как нам кажется, он может быть достаточно широким.

Так, «К ним относятся различные механические, тепловые, электрические и магнитные наборы характеристик (состояния), взятые как в конкретные моменты времени, так и в форме темпорального развёртывания соответствующих состояний. Это, конечно, также состояния микрообъектов в рамках квантово-механического описания, такие как определённость и неопределённость, локализованность и нелокализованность, устойчивость и неустойчивость, равновесие, стабильность и нестабильность, возбуждение, переходы и превращения от одного к другому и одного в другое («переходные состояния»), и др. (выделено нами – авт.)» [4].

Кстати, такое «разнообразие» позволяет нам предположить возможность нахождения в этом перечне и характеристик, относящихся к осуществлению комплексов Стиля Духа. Но при всём многообразии «наборов характеристик» (состояний) давайте сначала обратим внимание на их «переходы и превращения от одного к другому и одного в другое («переходные состояния»)». Интересно, что «переходы и превращения» определённости в неопределённость, локализованности в нелокализованность, стабильности в нестабильность и т.д. – всё это происходит, как оказалось, «не вдруг», а благодаря особым переходным состояниям, значение которых и место в практике нам ещё, возможно, предстоит определить.

Получается, что тот самый знаменитый «шаг от любви до ненависти» тоже может происходить с учётом некого «переходного состояния»?! Это шутка, конечно, но вопрос в другом: стоит ли нам «задерживаться» в таком переходном состоянии, раскрывать уже его или это только своего рода «переход», как бы «мостик с одного берега на другой».

Знаете, возможно, как самостоятельная тема этот момент нами может быть рассмотрен «в будущем», если возникнет такая необходимость. И возможно, что такое рассмотрение поможет расширить наше понимание и восприятие «пространства состояний». Возможно… А пока давайте отметим, что «вхождение в комплекс» или «закономерный переход» из одного Предела к другому осуществляется не просто «технически», а благодаря особому «переходному состоянию», что, в том числе, придаёт особое значение нахождению человека в Исходной Позиции [1, 7] и предполагает дополнительные возможности для её использования в практике комплексов «Книги Силы».

«Данное обстоятельство придаёт им особую методическую, эвристическую и теоретико-методологическую значимость (выделено нами – авт.)» [4].

II
Переход для состояний

Какие же особенности «переходных состояний» в качестве их «значимости» мы можем предложить вашему вниманию? Например, сам комплекс, во-первых, с какой-то точки зрения, может представлять собой некое «переходное состояние», поскольку, выполняя комплекс, вы как бы осуществляете «переход» из состояния в начале комплекса в состояние после его завершения.

А во-вторых, завершение комплекса «новым состоянием» может быть (конечно же, тоже с какой-то точки зрения!) «переходным» для наработанного состояния из комплекса в жизнь человека. И давайте «теоретически» предположим возможность такого «переходного состояния», которое сможет сделать «новым» состояние жизни человека, а может быть (как возможность превращение локального в «нелокальное»), и состояние самой Жизни! Вероятно, это даёт нам возможность рассмотреть саму Жизнь как некое «фазовое пространство состояний», которое можно и нужно «нарабатывать» и нельзя «нарушать»…

Кстати, «Точка в таком пространстве как раз и отображает состояние объекта в данном месте в данное время» [4]. То есть ваше «теперешнее состояние» можно рассмотреть как точку в определённом фазовом пространстве. Тогда вопрос: сколько же подобных точек может содержаться в таком «пространстве»? Несколько? Много? Множество? Или может быть даже «бесконечно»? Выбор-то, какой большой «нарисовался»! Одно «успокаивает» – всё это, вроде как, находится внутри фазового пространства. И всё же, как понять, что именно у нас будет раскрываться «бесконечной последовательностью состояний», – ведь эта «последовательность», наверное, может быть и неблагоприятной для человека? Давайте предположим, что «исходной точкой для всего» должно стать именно ваше состояние «в данный момент времени». Это оно как бы становится точкой, «вокруг» которой проявляется соответствующее фазовое пространство.

И тогда обретение внутренней тишины, состояния покоя как изменение вашего состояния в «данный момент времени» может помочь оказаться этой точке в «другом» фазовом пространстве. И раскрывая в нём «точку», выводим объект в «нужное» фазовое пространство «динамического равновесия со средой», в котором могут «с комфортом» (равновесно) располагаться и «статика» Исходного Положения, и «динамика» выполнения движений комплекса…

Что же, давайте отметим, что «в целом», даже уже рассмотренные особенности «переходных пространств» делают саму фазу «пространства состояний» очень активным участником их «творческого развития» в практике комплексов «Стиля Духа».

Впрочем, речь может идти не только, собственно, о Пространстве, поскольку «Фазовые пространства содержат не только параметры пространства, скоростей, ускорений, импульсов и другие параметры, но и параметр времени (выделено нами – авт.)» [4]. Другими словами, фазовые пространства представляют собой пространственно-временную протяжённость – континуум – с вложенными в него взаимодействиями, создающими, поддерживающими или, как минимум, не нарушающими динамического равновесия со средой.

И ещё немного о «пространствах состояний» как о «фазовых пространствах». Так, «Живой организм как целое характеризуется метаболизмом (обменом веществ с окружающей средой) и др. процессами (выделено нами – авт.)» [4]. То есть сам человек как многоуровневая система (как целое!) и образованная им система «человек-комплекс» (тоже как целое!) участвуют в обменных процессах с «окружающей средой». Причём, это не просто «информационные процессы», но и вполне себе «материальные» (вещественные). О чём речь? Может, о питании и пищеварении или о дыхании?.. Тогда, возможно, этот «обмен» происходит как бы «сам собой», просто по «природе вещей», и человек – просто «рядовой участник» этого процесса?

Ну, то, что участник» – это да!, но не «простой», а очень даже «особый». Что-то действительно происходит само собой, как бы «освобождая» человека от необходимости активного в нём участия. Это не значит, что ему ничего не надо делать – как-то придётся обозначить своё участие в этих процессах какими-то действиями, чтобы остаться «пребывать в динамическом равновесии со средой». Например, начать выполнять движения комплекса или, скажем, хотя бы «руку за хлебом протянуть»… Однако вряд ли ему придётся осуществлять сами действия по «обмену веществ»! Что же остаётся человеку? – Стать Наблюдателем за этими процессами «в целом», инициировать и организовать более высокий уровень их протекания. Напомним, что человека – сознающая и сознательная часть любой «системы».

III
Ты мне – я тебе…

С какой-то точки зрения, выполнение комплексов человеком тоже можно характеризовать и представить «обменом веществ с окружающей средой». Что же, в таком случае, может появляться в результате этого обмена? В статье «Медицинские аспекты Стиля Духа» приведены результаты исследований возможности воздействия комплексов «Стиля Духа» на состояние человека. Сравнивался анализ крови у человека до и после выполнения им комплекса, а также человека, наблюдавшего за этим выполнением, на которого было направлено предполагаемое воздействие (см. [7] или статью на сайте «Медицинские аспекты Стиля Духа»). Кроме общей гармонизации состава крови отмечалось появление, как бы «ниоткуда», необходимых элементов, которые до воздействия не наблюдались в крови даже в «связанном состоянии», – они просто «возникали без предупреждения».

Однако вы уже наверняка самостоятельно «догадались», что указанный «обмен веществ с окружающей средой» вряд ли может заключаться «только» в появлении новых элементов. Под «окружающей средой» мы можем понимать и наличие тонкого и Духовного миров, что само по себе подразумевает наличие, пусть «специфического», но всё же «обмена веществ» между ними и человеком. Отметим, что такой «обмен» может иметь воздействие не только на самочувствие человека и его судьбу, но и оказывать благотворное влияния на Мир и на Жизнь в целом!

«Синергетика А. Хакена и И. Пригожина воссоздала физическую картину, «возникающего мира», раскрыла механизм самоорганизации материи, добавила основания для нелинейной картины Мироздания с действующей необратимостью и направленностью эволюции (выделено нами – авт.)» [4].

У нас ещё будет возможность поговорить с вами о «самоорганизации материи». А пока давайте «посмотрим», за счёт чего всё это может быть реализовано, если иметь в виду практикование комплексов «Книги Силы». Вероятно, за счёт познания «тайного смысла упражнений» и развития (сложности) системы «человек-комплекс», когда в результате выполнения совместной работы возникает и новый взгляд на явление, открываются новые возможности и ставятся задачи для их осуществления. В самом деле:

«В теоретической системе эволюционизма как части ноосферизма показано, что прогрессивная эволюция, демонстрирующая сдвиг (по мере роста сложности и кооперированности систем) от закона конкуренции и механизма отбора к закону Со-Творчества и механизму подобия, подчиняется вследствие действия этой закономерности, закону «оразумления» по мере появления всё более сложных систем (выделено нами – авт.)» [4].

Другими словами, по мере закономерного усложнения системы, производимое ей воздействие на человека становится, с одной стороны, более «общим и высоким», а с другой – более адресным и «расчётливым» – в целом, можно сказать, всё более «разумным». Ну, что же, по результатам анализа крови было видно, что Энергия при исполнении комплексов Стиля Духа имеет более акцентированное действие (оразумление), нет распыления, она как бы «фокусируется» и на «единицу Энергии» приходится больший объем производимого действия.

Ну, а что можно сказать по поводу стремления живых систем «…пребывать в динамическом равновесии со средой»? В целом, под окружающей «средой» для человека мы можем понимать и «окружающее пространство», и условия жизни человека, Природу и даже само Мироздание. Причём, если говорить о «динамическом равновесии» с «движущимся» (развивающимся) Миром, то со-стоять в этом равновесии, осуществлять его может только «движущийся человек», причём, не «как попало», а именно в том же направлении. «Я предлагаю не четвёртый, пятый – седьмой путь, я предлагаю путь вообще, потому что этим Путём идёт Вселенная. Через человека природа должна раскрыть свой собственный Творческий Потенциал и, если это случается, то все ваши слова, мысли и дела не ограничиваются бумагой, умом или руками, а отзываются на всех планах Бытия (выделено нами – авт.)» [2].

Ладно, в принципе с самим направлением мало кто не согласится. Только вот не ошибиться бы – как же всё-таки двигаться «неискушённому» человеку в таком «направлении», а не придумывать себе его?!  Знаете, вряд ли речь может идти о каких-то гарантиях, а вот о «подсказках» – это вполне возможно. Причём, подсказки» нам даёт в своей работе сам автор «Книги Силы».

Во-первых, это расширение собственного сознания и обретение необходимого состояния, что можно осуществить познанием «тайного смысла» Стиля Духа, представляющего собой «Познание вообще».

«Важной частью упражнений является расширение сознания. Причём, от вас не требуется наличие «палаты ума», вы должны просто решить: осознавать тайный смысл упражнений, осознавать свою связь с окружающим миром, стараться жить так, чтобы каждый прожитый день вносил гармонию в отношения с людьми и природой (выделено нами – авт.)» [1].

Во-вторых, это изучение и практикование самих комплексов «Книги Силы», которое позволяет «…заложить в память физического тела навыки и культуру движений. Это позволит вам научиться отбирать из любой системы единоборств лучшее и создать свой неповторимый стиль собственного духа (выделено нами – авт.)» [1]. И дело не только в том, что так закладываются навыки и культура «физического движения», – по нашему мнению, при этом в более «тонкую память» человека закладываются Культура и направление «Движения как такового», что становится существенной поддержкой человеку и в движении по Пути, и в организации своей жизни.

Как частный случай, отметим, что при известном навыке, мы сможем найти и получить для себя дополнительные «бонусы».

Так, «Знание уравнений движения и наложенных условий, указывая тип траектории (в общем случае – кривой) движения объекта, открывает перед исследователем возможность определения наиболее вероятного состояния объекта в заданном положении (месте) М в момент времени tm (выделено нами – авт.)» [4].

Другими словами, зная направление движения живой системы – её Путь, можно определить наиболее вероятное состояние объекта на определённом этапе пути. Чем могут определяться эти «заданные положения», вернее, чем могут быть они отмечены? Наиболее вероятным представляется появление в этих определённых моментах некого события – встречи, момента принятия решения и т.д.

Кстати, может быть интересен и инверсный вариант прочтения этого тезиса. Так, зная состояние объекта в некотором положении (месте) в определённый момент времени, мы можем увидеть Путь человека, состояние Пути и, поскольку фазовые пространства содержат «момент времени», то и развитие этого состояния.

Ну что же, имея в виду всё сказанное, мы ещё раз можем убедиться, что комплексы движений, приведённых в «Книге Силы», не являются «простой схемой», а способны раскрывать для человека пространство (фазовое пространство) для творческих взаимодействий, преобразования своего «физического состояния» и, возможно, «состояния жизни».

Литература

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Киев: Ника-Центр, 1999.
  4. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Книга Со-Бытия. – К., Сфера, 2010.
  5. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  6. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 20019.
  7. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.