СОСТОЯНИЕ КАК «СОСУЩЕСТВОВАНИЕ»

С.В. Хворостов
Т.И. Горбунова

В предыдущей статье мы высказали предположение, что состояние покоя может позволить «войти» в любую последовательность состояний и производить необходимые действия. Кроме того, мы выяснили, что понятие «состояние» выражает не только указанные последовательности, но и их сосуществование, причём, как в пространстве, так и во времени. «С помощью понятия состояния выражают не только последовательность состояний во времени, но и их сосуществование в пространстве и времени (выделено нами – авт.)» [4].

Давайте посмотрим, как «сквозь призму» этой информации можно будет «взглянуть» на определённую «последовательность жизни» обычного человека. Вот, к примеру, возьмем достаточно «характерную» для него последовательность «состояний во времени», которые, так или иначе, присутствуют в его «состоянии в данный момент времени»: младенец – ребёнок – юноша – взрослый – пожилой – старый… А дальше-то что? Или это всё?! – Здесь что, действительно, «конец» последовательности, «конец» «бесконечной цепи состояний»? Причём, он появляется со «старостью», как со сведением бесконечной последовательности состояний к одному единственному состоянию! Так, «Старение, например, можно рассматривать как последовательный процесс ограничения и редукции некого множества состояний к единственному состоянию» [4]. Вероятно, в нём преобладают уже какие-то свои «затухающие» и «негативные» последовательности состояний. По отношению к жизни человека всё это выглядит как-то уж совсем «фатально»… Однако, «мы не получаем жизнь короткой, но делаем её таковой (изречение Сенеки). Давайте, чтобы «исправить положение», мы эту тему «конца последовательностей» и жизни человека рассмотрим отдельно. А пока…

Вероятно, каждое из указанных состояний тоже может содержать и раскрывать свою «любую последовательность состояний». Кроме того, очевидно, они могут как-то сосуществовать и во времени, и в пространстве. Как это можно себе представить, особенно, если последовательности могут быть «любыми» и, как бы, не всегда совпадать по «качеству»? Ну, что же давайте предположим, что указанные состояния могут раскрываться как своими «положительными качествами», так и «не желательными».

Например, состояние «младенец» вместо «вкушения жизни» может обернуться эгоистическим требованием постоянной заботы и опеки к Миру и обществу. Непосредственный, ничем не ангажированный, «доверчивый» взгляд на Реальность «ребёнка», знакомство с Миром через Игры в своей противоположности могут привести к непониманию и незнанию правил «игры», когда «свобода от правил» может обернуться опасностью уйти из дома и потеряться. Или, скажем, «состояние юноши» наряду с необходимым человеку познанием может «наградить» мятежностью и борьбой, желанием переделать мир или социум «под себя» и т.д. Поэтому, в целом, становится понятно, что речь должна идти не только о наличии последовательности состояний, но и об их качестве.

Теперь напомним, что все эти «последовательности» со своими особенностями могут присутствовать в состоянии в «данный момент времени», который может относиться, скажем, к «взрослому человеку». И тогда именно ему указанные состояния могут сообщить «незамыленность взгляда» и чистоту восприятия; умение участвовать в Игре по Правилам, а не «заигрывать с Реальностью»; усвоение предыдущего опыта и познание нового; наработку высокого Мастерства и Творчества. А вот по поводу состояния «старый»… Ну, что же, оно не обязательно обернётся для вас «старостью» и сможет сделать вас не «стариком», а «Старцем», что будет свидетельствовать о наработке мудрости.

Ну хорошо, наверно, это интересно само по себе. Но что это вносит в наше понимание и наши занятия Стилем Духа? Зачем было упоминать об этом? Давайте продолжим.

Обратите внимание, что такая «работа с качеством», в принципе, не может соотноситься только с физическим телом человека. Поэтому мы в практике Стиля Духа для лучшего понимания некоторых моментов вводим понятие «телесность» как своеобразное место единения физического и тонких тел человека [3]. Именно работа с «телесностью» (см. на сайте «Подготовительные упражнения») может позволить нам «прогнозировать» качество включаемых работой состояний. Так, «Работа с телесностью проявляется как формирование качества потока состояний тела человека в их образном соответствии с Принципами Движения в Духе, Мире и пространственно-временном континууме человеческого Бытия.

Данное образное соответствие имеет триединство форм существования: (1) по-мыслия, (2) обо-значения; (3) про-изнесения (выделено нами – авт.)» [4].

Итак, работа, необходимая для формирования «качества потока состояний» в соответствии с Принципами Движения, подразумевает: 1. – по-мыслие как соответствующее осмысление и познание соответствующего комплекса; 2. – обо-значение как выполнение (обозначение) «формальных движений» комплекса в Пространстве; 3. – про-изнесение как, во-первых, «вынос» своих действий из Прошлого и, во-вторых, «несение» их из Промысла.

И тогда, что же происходит с состоянием в данный момент времени при выполнении человеком движений комплекса? Вероятно, воспринимаемая таким образом «простая работа» с комплексом может быть позиционирована как духовная и вести к наработке особого состояния, которое обозначено как «духотелесность»! Так, «Духовные помышления реализуются в физическом теле и через него, которое является для духа служебным. Если же эти помышления переходят в деятельность, поступки – формируется такое состояние, которое С. Булгаков назвал «духотелесностью»… (выделено нами – авт.)» [4].

Итак, одним из состояний человека в момент его деятельности может стать «духотелесность». Обратите внимание, что такое состояние формируется в момент перехода в деятельность «духовных помышлений», то есть состояние «духотелесности» возникает не просто в результате участия в работе «физического тела» человека, а человека как многоуровневой организации, которая в частности и может выражаться понятием «телесность». Ладно, а вот переход «духовных помышлений в деятельность», – как это видится, что это может означать в практике комплексов Стиля Духа?

Если под «духовными помышлениями» понимать полученные знания об особенностях и возможностях комплексов «Книги Силы», то именно их осуществление в работе комплексов будет способно сообщить человеку особое состояние, – например, такое как «духотелесность»! Таким образом, «теоретическое познание» Стиля Духа без реализации получаемых знаний не сможет раскрыть полноту возможностей ни комплекса, ни самого человека.

Ну, хорошо, а как могут соотноситься (сосуществовать) состояние «покоя», рекомендованное для практики комплексов и «духотелесности» – вряд ли они будут «мешать» друг другу?! Или, может, это «одно и то же»?! В целом, обретение состояния «внутренней тишины» перед началом и в начальной позиции комплекса можно признать неким «статичным состоянием», тогда для появления «духотелесности» необходимо «действие», – например, выполнение движений комплекса. Но тогда это состояние как бы «исходит» из состояния «покоя» и с некоторой точки зрения станет результатом «движения покоя», а значит, и «покоем в движении». Что же за интегрированное состояние при этом может возникнуть? Будет это «покой духотелесности» или «духотелесность покоя», – мы не берёмся сейчас комментировать этот момент. Но понятно, что они будут «очень интересно» дополнять друг друга в вашей практике и, возможно, жизни!

В самом деле: «И, если в статике категория состояния даёт нам интегральное описание главных и существенных параметров объектов в данный момент времени, то в рамках качества существования и/или качества объекта в целом, а также его частей и аспектов, они выражают изменения, процессуальность, эволюцию и т.п. характеристики. Это можно выразить как последовательную цепь состояний в виде: S1, S2, S3, … Sk, …  Sn – 1, Sn (выделено нами – авт.)» [4].

Обратите внимание, что в цитате говорится о цепи состояний «в виде: S1, S2, S3, … Sk, …  Sn – 1, Sn …», что может выражать идею нахождения в переменах одного и того же состояния (S). Думаем, вполне допустимо предположить, что в нашем случае речь может идти о состоянии «покоя», его последовательном разворачивании и действии «в покое» – действии, формирующем «духотелесность»! Выходит, обретя состояние «внутренней тишины» надо переходить к Движению (действию) и в Движении сохранять Покой – это и даст покой Движения и движение Покоя! Ну что же, мы желаем вам успеха в обретении столь «интересного» состояния.

Вообще, надо сказать, что момент может стать достаточно ёмким и информативным для понимания практики комплексов. Видите ли, у нас есть все основания считать, например, каждый Предел некой самостоятельной, «сложной системой», и в то же время, очевидно, что мы имеем дело с «частями и аспектами» надсистемы, определённой автором как «10 Пределов». И в этом случае сами Пределы (которые соотносятся с определенным необходимым состоянием и с движением «их формы») могут выражаться как «последовательная цепь состояний в виде: S1, S2, S3, … Sk, …  Sn – 1, Sn…», – в нашем случае их количество равно 10.

В этом случае завершение выполнения отдельного Предела можно условно принять за некую статику (состояние данный момент времени) – как бы за «существование» комплекса 10 Пределов в данный момент времени. А что можно сказать о состоянии на «данный момент» самого человека, выполняющего определённый Предел комплекса? Для него как бы «существенным» – определяющим для работы – будет налаживание этого отдельного аспекта, пусть он и не определяет полностью «качество объекта и его существования».

Тогда последовательность выполняемых Пределов уже может выражать изменения, «процессуальность качества существования» и, очевидно, качества самого объекта – его состояния. Так, последовательность выполнения комплекса и его восприятие «в целом» дают представление о цельном комплексе «10 Пределов», его совокупном назначении, а по отношению к человеку, выполняющему комплекс, позволяют судить о тех его эволюционных изменениях, к которым интегрировано должны привести изменения в «частях и аспектах».

Ну, что же, на этом, пожалуй, можно завершить нашу «беседу», однако, мы всё же позволим себе обратить ваше внимание на некоторые моменты.

  • Как-то на семинаре при выполнении комплекса «Высшие Перемены» внимание слушателей обратили на то, что на то, что они хорошо выполняют движения комплекса, а Перемены – нет, не выполняются. То есть, кроме всего прочего, необходима наработка необходимого состояния, которое не может определяться только внешней «хореографией» выполнения комплекса. Кроме того, «Перемены не зависят от Времени, – они определяются Состоянием» (В.П. Гоч). Напомним, что «перемены» – это содержание такой формы как Время. И содержание Времени – перемены – зависит от Состояния. Выходит, от нарабатываемого вами Состояния будет зависеть, какие перемены в вашей жизни будет нести вам «ваше Время».
  • «Начальное состояние» должно быть таким, чтобы человек был готов к переменам, а движения комплекса будут задавать направление и уровень этим переменам, помогая делать их Высшими. Однако не стоит «придумывать» себе «особые состояния», не соответствующие уровню ваших возможностей. Скорее всего «обвалится» вся последовательность состояний, даже изначально очень позитивная. Просто человеку не хватит состоятельности.
  • Отметим, что состояние должно как-то ощущаться (осознаваться) и осознанно приниматься. То есть вы, с какой-то точки зрения, сами и есть «определённое состояние», дающее последовательность состояний различным вашим аспектам. Итак, далее нам есть смысл немного поговорить именно об «ощущениях»…

«Ощущение» Состояния

В целом, о начале вхождения в определённое состояние, о его «обретении» человеком, как нам кажется, могут свидетельствовать некоторые ощущения, являясь при этом как бы «способом проявления» или перцепции данного состояния. Возможно, приводить себя в нужное состояния легче, вызывая его ощущение. «Ощущение – трансценденция психики» [8]. Тем самым, у нас вырисовывается определённая последовательность: Ощущение – Состояние – Понятие, где каждый «переход» требует соответствующих усилий и действий самого человека.

Что касается проведения занятий по изучению комплексов «Книги Силы», то для получения определённых ощущений использовались определённые «общие Представления», которые, предоставляя некоторые аналогии, помогали настроиться на нужные ощущения и внести их в практику изучения комплексов. «Понятие об общем есть репрезентация имманентной сознанию представленности общего» [6]. Давайте дополним и вновь запишем предложенную ранее последовательность действий: Представление – Ощущение – Состояние – Понятие. Обычно для этого нами использовались Представления о неком закономерном действии человека в общем знакомой или представимой для него ситуации, в ответ на «участие» в которой он мог бы получить запланированное ощущение.

То есть с какой-то точки зрения, задача привнесения в практику Представлений сводится к созданию некоторой аналогии или, лучше сказать, к образному моделированию некоторой знакомой ситуации, «умозрительное» участие в которой может помочь «вспомнить» человеку те ощущения, которые сопутствовали бы его нахождению и действиям в случае её реальности.

Такие Представления, понятно, могут варьироваться при переходе к изучению следующего комплекса упражнений или даже от занятий к занятию. Однако заметим, что такое варьирование не может быть сколь угодно широким и случайным, должно подчиняться определённой логике и, в принципе, иметь возможность составить систему. В целом, читатель без труда узнает эти моменты при ознакомлении с методическими рекомендациями автора «Книги Силы» [1], а также с упражнениями, частично приведёнными в книге «Методические аспекты Стиля Духа» [9].

 

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Киев: Ника-Центр, 1999.
  4. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Книга Со-Бытия. – К., Сфера, 2010.
  5. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. НАЧАЛА. – Севастополь: издатель Карпин А.В., 2013.
  6. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  7. Гоч В.П., Дворцов В.Д. Темы Дао. – Санкт-Петербург: ООО «ИЦДОМ «Айзорель», 2015.
  8. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 20019.
  9. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.