О СОСТОЯНИИ НЕ «МЕЖДУ ПРОЧИМ»

С.В. Хворостов
Т.И. Горбунова

Прежде чем продолжить наш «разговор» о таком Явлении, о такой Категории и такой Форме как «Состояние», надо отметить, что возможности данной статьи, да и наши вряд ли предполагают развёрнутое исследование такой обширной и интересной темы. Однако подобной задачи перед нами никто не ставил, – тема «Состояние», как и остальные, нас интересует с «практической» точки зрения как один из аспектов изучения Стиля Духа и практикования комплексов «Книги Силы».

Ранее мы говорили о Состоянии как об «ограниченном по объёму» Понятии. Напомним: «То есть, это ограниченное по объёму понятие, в него входят только основные общие и специфицирующие параметры объекта – существенные характеристики как тотальности (выделено нами – авт.)» [4]. Другими словами, «объёмное» понимание некого «предмета» (например, комплекса) требует снять указанное «ограничение» для получения более «объёмного» (совершенного) знания о нём. И если говорить о практике Стиля Духа, то нам надо иметь в виду не только необходимость знаний о структуре движений комплекса и его «теории», но и наработку человеком определённого состояния, которое в свою очередь можно будет представить себе как «ограниченное», но в то же время более «высокое понятие» о «предмете».

Ну, что же, судя по всему, «есть смысл» продолжить разговор о «состоянии» и для этого приведём ещё одну «очень интересную» цитату. «Состояние в данный момент времени можно представить себе как результат непрерывного сжатия, свёртывания, укорачивания, сокращения любой, бесконечной последовательности состояний (выделено нами – авт.)» [4]. К ней мы в дальнейшем, пожалуй, ещё «вернёмся», а пока… Что здесь может быть важно для нас? Как оказалось, Состояние может включать в себя некие «последовательности состояний», в том числе, вероятно, относящихся к разным «позициям»: готовности вашего физического тела, знанию структуры комплексов, характеру производимых движений, их «значений» и т.д. И всё это «интегрально» может быть выражено вашим состоянием в данный момент времени, в котором эти последовательности как бы «сосуществуют». В самом деле, «С помощью понятия состояния выражают не только последовательность состояний во времени, но и их сосуществование в пространстве и времени (выделено нами – авт.)» [4].

Самый простой пример: в «пространстве» комплекса «10 Пределов», по сути, сосуществуют состояния 10-ти «его Пределов». Причём, «сосуществуют» (как минимум) и в «пространстве комплекса», и в «его времени». Какие ещё состояния могут «сосуществовать», и состояниями чего они могут быть? Например, можем ли мы в этой связи говорить о со-существовании состояния сознания человека, его «физического состояния» и «состояния выполнения» человеком комплекса? Если да, то эти состояния тоже сосуществуют во времени и пространстве и, кроме того, каждая может разворачиваться некой последовательностью состояний. Очевидно, такая взаимосвязь предполагает и «взаимовлияние состояний», что подтверждают проведённые исследования воздействие комплексов Стиля Духа на физическое состояние человека. Другими словами, уровень влияния комплексов Стиля Духа на «состояние человека» определяется состоянием (уровнем) их осуществления исполнителем.

Хорошо, тогда как может выглядеть «связь состояний» (их сосуществование), если иметь в виду наличие у них указанных «последовательностей»? Чем такая последовательность «оборачивается»? К примеру, если состояние очередного Предела возникает после выполнения и осуществления предыдущего, то что происходит с «тем состоянием»? Куда оно «девается», – может просто исчезает? Как-то не «хотелось бы»! – оно ведь тоже было «вполне себе»! Кроме того, поскольку говорится о «сосущестовании состояний», то вряд ли это предполагает их «исчезновение», – скорее какую-то трансформацию и вхождение во что-то «общее». Так, для «10-ти состояний» 10 Пределов «общим» может стать состояние самого комплекса. И если продолжить рассуждения, то все комплексы «книги Силы», во-первых, сосуществуют в этом пространстве, а во-вторых, представляют собой определённую «последовательность состояний», что подразумевает существование их «общего состояния.

В любом случае, с завершением определённого Предела, его состояние, так или иначе, не прекращается и, тем самым, не ограничивается длительностью выполнения движений отдельного Предела. То же самое мы, пожалуй, можем сказать и о состоянии комплекса в целом, которое таким образом не «исчезает» при завершении выполнения его движений. Тогда связь и «сосуществование состояний» должны обладать другой характеристикой, чем «длительность». В самом деле: «Соответственно, интервал существования связанных состояний… обладает длением как объективным свойством, определяемым какой либо связью…  (выделено нами – авт.)» [4].

Итак – «дление»! Ну, что же, это действительно нечто другое, чем «длительность». Скажем, «длительность» может быть большой и даже очень большой, а вот «дление», – насколько это «долго»!? Трудно сказать, – ведь оно просто «длится». Может ли «дление» прерваться, и можно ли его как-то соотнести с понятием «бесконечность»? Вполне возможно и то, и другое, но к этому мы ещё «вернёмся». А пока давайте отметим, что «сосуществовать», вероятно, могут и различные по своим характеристикам состояния. И, с какой-то точки зрения, можно говорить о «противоречивом» сосуществовании неких состояний, причём каждое из них может, в свою очередь, дать любую «бесконечную последовательность состояний».

Вероятно, чтобы выбраться из «цепей» такого сосуществования, надо найти и «сделать выход» из него. Но дело в том, что такой «выход» возможен только в новое состояние, поскольку «Антиподом состояния будет небытие, отсутствие состояния; а антиподом длительности состояния – мгновение (выделено нами – авт.)» [4]. То есть отсутствие необходимого состояния, например, при выполнении комплекса может привести к «мгновению небытия», или мгновенно приводит к небытию? Но чего? Давайте предположим, что речь, в данном контексте, может идти о нереализованных возможностях, как комплекса, так и самого человека!

Значит, нам надо определить, какое же состояние может не нарушать наличествующих последовательностей и, в тоже время, стать естественным выходом из их «бесконечной цепи» (или хотя бы способствовать этому)? Другими словами, какое «новое состояние» будет «в состоянии» одновременно и «разместить» указанные «бесконечности», и дать возможность человеку «выйти» и не следовать им? Пожалуй, из того, о чем мы уже «говорили» наиболее подходящим будет… «состояние Дао» [7]! Или, если говорить конкретно о человеке, то это состояние «внутренней тишины» и покоя. Это именно то состояние, которое мы предлагаем обрести перед началом выполнения комплексов.

Ну хорошо, тогда получается, что его надо как-то сохранять, как-то «удерживать» хотя бы на время выполнения комплекса. Трудно это? – вероятно, да (особенно на начальном этапе)! И всё же, за счёт чего это может происходить? Вот, например: «В принципе, фиксирование состояний требует у такой системы наличия такого свойства, которое на уровне высших органических систем функционирует как память (выделено нами – авт.)» [4]. Итак, для «фиксации» нужна… «память»! Мы что, должны все время что-то «вспоминать» или о чём-то «постоянно помнить»?

Что значит зафиксировать и что это за свойство, что функционирует как память? Давайте напомним, что рассматриваемые вопросы нас интересуют в первую очередь как помощь в практике комплексов «Книги Силы». О какой же памяти здесь может идти речь? Вернее, о памяти чего мы можем здесь «упомянуть»? Памяти о форме движений? Их последовательности? «Мышечной» памяти или память о чём-то ещё? В принципе, и всё перечисленное, плюс к этому и «о чём-то ещё». Однако пока просто отметим, что такое «свойство» в наличии у нас есть. Как же тогда «фиксировать состояние», или это и так происходит «само собой», независимо от человека?

Чтобы не «углубляться в тему», давайте рассмотрим два варианта, возможных в практике комплексов «Книги Силы» [1]. Во-первых, можно «вспоминать» и удерживать в зоне внимания то, что вы на данном этапе «должны помнить» о комплексе, что, однако, оборачивается определенной несвободой. Кроме того, такая «занятость» может излишне затруднить «познание тайного смысла упражнений» [1], поскольку трудно будет воспринять что-то новое, а не просто увеличить и «удерживать» количество подробностей.

Второй вариант «памяти» – усвоение полученных знаний и навыков, когда сознание остаётся «свободным», – оно не забито «памятными сведениями» и набранной информацией, а готово фиксировать «новое состояние». В противном случае человек может пройти «мимо него»… Кстати, запись информации (фиксирование) в теле Причин тоже представляет собой  память, только более тонкую, чем та, которую имеет человек [3]. Таким образом, вероятно, некоторые состояния могут быть записаны в причинном плане и, значит, получать возможность действовать как причины. Либо способствовать развитию или действию некоторых причин. Тогда и наличие у человека такого «свойства», что «функционирует как память» позволяет «фиксированному» состоянию проявляться в нужный момент самому, без «напряжённой работы» самого человека. Короче говоря, надо «помнить», а не «вспоминать». Это значит, что всё «нужное», на определённом этапе, войдёт в вашу работу с комплексом само, а не за счёт вашего «активного вспоминания».

Хорошо, но теперь давайте уточним для себя ещё один момент, что значит «сосуществование последовательностей состояний» во Времени? Например, можно предположить, что они «сосуществуют» одновременно. Тогда почему, по какому «принципу» выбирается и появляется конкретное состояние, несмотря на одновременное наличие других? Как его всё-таки удаётся «зафиксировать» и пребывать в нём, и причём здесь «состояние покоя»?

Некоторые пояснения мы можем найти в следующей цитате. Оказывается, «Образно говоря, здесь отображается то, что природа как бы устремлена во все стороны одновременно, но совокупность имеющихся условий предопределяет единственность и канализированность действительного состояния по сравнению с возможными, но не реализующимися состояниями (выделено нами – авт.)» [4].

То есть состояние покоя (как некий «символ Дао») можно рассматривать как некое состояние «начала», в котором «всё возможно» – определённые последовательности состояний становятся практически равновероятностными. Но, благодаря наличию определённых «условий», в действительности проявляется только одно из них. Вот интересно, что может быть «совокупностью имеющихся условий» и как это может «зависеть» от самого человека? Например, могут ли они как-то влиять на его выбор или именно выбор уже определяет необходимые взаимодействия?

Наверное, на «существующие условия» можно смотреть с разных позиций. Но нам наиболее перспективным представляется такое определение: «Условие – координатная актуализация начал» [8]. Тогда можно сказать, что выбор человека становится началом, а «выбор начала» – актуализирует соответствующие условия. И, в этом случае «совокупность имеющихся условий» с необходимостью должна включать самого человека и нам следует отметить его особую роль «Наблюдателя», чем осуществляется так называемый «антропный принцип».

Но что же по поводу состояния покоя? – Как можно «удержать» (зафиксировать) его? Особенно если для выполнения комплекса всё же придётся «двигаться» – так нам что же, придётся «выходить из покоя», терять его!? Ну, что же, вероятно надо научиться не просто, как бы, «фиксировать покой», а войти в это состояние и… отпустить! Это позволит не просто «удерживать состояние», а пребывать в нём, – пребывать в состоянии покоя и в начале комплекса, и во время его исполнения. Тогда ваши действия и движения будут в состоянии покоя и, с какой-то точки зрения, движением покоя и покоем в движении. Возможно, это получится у вас не «сразу», но согласитесь, «есть смысл поработать»…

Тогда по «большому счёту» та координата, которую вы выбираете, должна совпадать с Путём и, фактически, быть Путём. А те условия, те взаимодействия, что вам придётся проходить, будут обстоятельствами вашего Пути (В.П. Гоч).

И здесь…

«Стиль Духа вам в Помощь»!

 Замечания «к практике»

  • Состояние в данный момент содержит в «сжатом» виде любую последовательность состояний. Тогда, учитывая «сосуществование состояний», при исполнении и осуществлении комплексов мы можем «открывать для себя» новые последовательности состояний. Так например, состояние покоя, пребывание и движение в покое могут дополняться и «окрашиваться» состоянием лёгкости, радости, благодарности и т.д. То же самое «дление» может быть воспринято как особое состояние исполнения комплексов.
  • Необходимое состояние – покоя и движения исходя из него – позволяет перейти к определённому «понятию» (как пониманию), к сути комплекса, поскольку само состояние представляет собой «ограниченное по объёму понятие… тотальности» [4]. Возможно, что Состояние – это то, какую форму приобретает Тотальность для человека, или какая «её форма» становится тотальностью для человека, – то есть в какой форме он её ощущает. Тогда, возможно, что Со-Стояние (как «со-вместное стояние» человека и Мира) – это та форма, в которой состояние человека проявляется в Тотальности.

 

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Киев: Ника-Центр, 1999.
  4. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Книга Со-Бытия. – К., Сфера, 2010.
  5. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. НАЧАЛА. – Севастополь: издатель Карпин А.В., 2013.
  6. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  7. Гоч В.П., Дворцов В.Д. Темы Дао. – Санкт-Петербург: ООО «ИЦДОМ «Айзорель», 2015.
  8. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 20019.
  9. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.