Т.И. Горбунова
С.В. Хворостов
Руны как сакральное достояние человечества с момента своего появления привлекали внимание человека, давали ему ощущение прикосновения к чему-то высокому, к Тайне Творения и часто воспринимались как «вершители судеб». В разные периоды интерес принимал разные формы и направления, переживал подъёмы и относительные спады. В настоящее время можно заметить новый «подъём» такого интереса. Активизация исследовательского внимания во многом связана с появлением Новых Рун, пришедших к нам Со-Творчеством академика Василия Павловича Гоча.
Новые Руны становятся объектом изучения исследователей, представляющих разные научные направления, таких как культурология, философия, языкознание, семиотика, теория информации, интерлингвистика и др. Привлекают руны и обычных людей разных профессий. Интерес таких слушателей может иметь теоретическую направленность или раскрываться как практический аспект.
Практический аспект изучения Новых Рун находит воплощение в различных подходах слушателей в зависимости от их целей.
- Это может быть, например, желание познакомиться с явлением «Руны» в самом общем виде с целью расширения кругозора и пополнения знания о рунах разного происхождения и исторического периода, когда они применялись.
- Некоторые ставят задачу изучить руны с целью использования при работе с жизненными ситуациями, для получения ответа на вопросы, возникающие при ведении бизнеса, для уточнения некоторых аспектов здоровья и т.д. Эти люди стремятся более полно познакомиться с руническим строем, иногда тренируются в написании знаков, стараются запоминать описания силы Рун.
- Особое место среди слушателей занимают те, кто видит знакомство с рунами как первый этап в изучении Рунного Языка и владения им. Они видят в этой работе возможность изменить себя и свою жизнь.
Возможно, сразу трудно чётко увидеть какое-то отличие между занятиями слушателей, которые только начинают изучать руны или Рунный Язык. В самом деле, это же «просто начало». И какая разница кто, как и чем будет заниматься потом?! Но такой взгляд будет в известной степени поверхностным, поскольку разница есть и довольно существенная.
Мы предлагаем рассмотреть процесс знакомства с рунами тех людей, которые хотят заниматься рунами и Рунным Языком достаточно серьезно (в нашей классификации это вторая и третья группы слушателей).
Как ранее уже было отмечено, желающие заниматься рунными кодами, раскладами, а также рунными технологиями даже начального уровня сложности, должны знать рунический строй, ключевые слова рун и особенности их воздействия. Все остальное достигается практикой, в ходе которой человек получает навыки выписывания рунных знаков, начинает чувствовать особенности воздействия каждой руны и сочетаний рун, начинает более глубоко понимать и толковать информацию, раскрываемую рунными знаками.
Те, кто начинает изучать Рунный Язык, обычно знакомятся с рунами в системе Рунного Алфавита (ЭЛЬОРСИБО). Как вы знаете, в него входят 32 руны, и это не все знаки рунического строя. Руны алфавита систематизированы особым образом и изучаются в соответствии с их положением в этой системе. С нашей точки зрения, это обеспечивает их более быстрое и прочное запоминание.
Как показывает практика, слушатели, которые долго и внимательно изучали «просто руны» в последовательности рунического строя, часто «зависают» при изучении рун как базовых элементов Рунного Языка. То есть большой объем проделанной работы и выученная информация, например, о фонетике и морфологии языка, может вызывать определенное опасение «упустить» то, что выучил, ведь его можно и «забыть». Как правило, это порождает некоторую напряженность при восприятии учебного материала. Слушатели стремятся «присоединить» новую информацию к уже выученному, пробуют составить некую общую систему, хотя это информация разного рода. Она может быть объединена в единое целое только с более высокой позиции, которая обычно достигается позже.
Таким образом, при всей видимой простоте и легкости заданий и текстов на базовом этапе обучения [1, 3] эта работа требует внимания, большого объема дополнительных упражнений, практики чтения и письма. При этом акцент делается на казалось бы элементарном – на выработке навыков произнесения определенных сочетаний рун и слов, что порой вызывает у слушателей некоторое разочарование. Они вроде уже читали об этом, знают основные правила. Но последующая проверка показывает, что не все так просто, когда надо показать результат.
Начальный период обучения имеет большое значение для последующей успешной учебы. Во-первых, «плотное взаимодействие» с рунными знаками, постоянное пребывание в поле звучащего Рунного Языка оказывает существенное влияние на физическое тело человека и его сознание, проявляясь внешними и внутренними изменениями, воздействуя на все стороны жизни человека. Во-вторых, методическая особенность коммуникативного подхода даже на начальном этапе изучения Рунного Языка, то есть языка как средства общения, состоит в том, что происходит поэтапное формирование речевых умений и навыков. Это позволяет слушателям в последующем перенести акцент в речевой деятельности на выражение сути явления, по возможности, не отвлекаясь на обдумывание формы выражения мысли.
Большой объем заданий и упражнений на закрепление формируемых речевых механизмов не значит, что слушатели не занимаются смысловым наполнением рунных знаков, просто эта работа «растянута» во времени или отложена на более поздний срок. В этом случае работа с Новыми Рунами, входящими в рунический строй, совершается на более высоком уровне, который обеспечен плотным взаимодействием со звуками рун и их знаками, объемом речевой практики.
Описание учебного процесса, с нашей точки зрения, неотделимо от использования определенных терминов. И в этой статье мы не может обойтись без этого, говоря о формировании речевых умений и навыков. В настоящее время в специальной литературе при описании учебного процесса часто используется аббревиатура ЗУН – знания, умения, навыки. Однако соотношение между этими понятиями могут толковаться по-разному. Так, большинство психологов считает, что умение – более высокая категория, чем навыки. Именно умения дают возможность раскрывать новые знания.
То есть при таком подходе можно рассматривать навык как некоторую автоматизированную способность человека осуществлять действие с каким-либо теоретическим материалом или материальным объектом. Умение предполагает осознанное действие с использованием формируемых навыков. Сформированный и закрепленный навык обеспечивает возможность проявления умения и перехода на следующий этап изучения, то есть в результате происходит выход на некоторое новое знание.
«Знания – это отражение человеком объективной действительности в виде фактов, представлений, понятий и законов науки.
Умение – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки – это компоненты практической деятельность, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем неоднократного повторения» [4].
Выработанная в методике преподавания позиция обусловлена спецификой педагогической практики и в большинстве работ отличается от вышеизложенной. С позиций лингводидактики, умение и навык представляют собой способность совершать то или иное действие. Но они различаются по степени овладения данным действием. «Умение – это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка» [7].
То есть, в этой интерпретации, «знание» равнозначно некой первоначальной информации, которая становится опорой в последующем движении слушателя и ориентирует его о направлении предстоящей деятельности. Тогда умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, оно совершается «полностью сознательно», когда с необходимостью контролируется каждый этап действия. А навык представляет собой способность к действию, которое достигло наивысшего уровня сформированности. Это действие совершается автоматизировано, без контролирования промежуточных шагов.
«Навык – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью… (выделено нами – авт.)» [7].
Таким образом, к качествам навыка относят автоматизированность, которая характеризует определенную скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности. Кроме того, навык характеризуется гибкостью, что означает готовность навыка включаться в новые ситуации общения, функционировать на новом речевом материале. Он обладает устойчивостью – прочностью при выполнении речевого действия. Автоматизм совершения необходимых действий не означает неосознанность. Здесь осознанность проявляется как способность контроля в случае возникновения затруднений при построении высказывания или совершении ошибки [5, 6].
Отметим, что каждый из подходов имеет право на существование и, несомненно, хорошо работает в рамках возникающей ситуации. А представленная разница в подходах говорит о широте возможностей в теоретическом и практическом применении этих терминов, в зависимости от конкретной «необходимости».
Например, исходя из определённой исследовательской позиции, мы можем (в этом «частном случае») считать вхождение рун в жизнь человека, его естественное обращение к ним – обретением необходимого навыка взаимодействия с «рунным явлением». А повышение уровня и результативности такого общения – обретением соответствующего умения, которое способствует достижению нового знания. В этом случае их «единство действий» может вести к обретению знания и даже формированию «нового знания».
Кроме того, «знакомство» с Теорией Причинности не позволяет «легко и просто» относится к использованию терминов сознательность, осознание и воспринимать автоматизм как отключение этапа осознания действия. И вряд ли в отношении рун можно говорить о несознательном действии навыка или умения, о неосознанном взаимодействии с рунами. Поэтому предположим, что в основе наработки навыков и умений лежит именно сознательность, – сознательное принятие решения заниматься рунами, осознание явления рун, их значение для жизни. Это делает как навык, так и умение как бы более «жизнеспособными» и «жизнедеятельными». А указанный автоматизм открывается как проявление на определённом уровне «самостоятельности» действия навыков и умений человека. При этом он освобождается от необходимости контроля и открывается для взаимодействий более высокого порядка.
Следует заметить также, что по нашим наблюдениям, Новые Руны обладают некой «тотальностью проявления», а потому требуют особого рассмотрения и своего описания в расширенной терминологии относительно «классического применения». Таким образом, появляется возможность пользоваться «многообразием вариантов», и в зависимости от поставленной задачи видеть в них «разное».
Однако в предлагаемой статье мы выступаем больше с позиций «практической педагогики» и этой работе больше «склоняемся» к позиции «педагогов-практиков». В целом, для педагогов практических курсов языка навыки представляют более высокую стадию овладения лингвистическим материалом и соответствующими умениями, а также и осуществления сформированных навыков речи.
Ну, что же, посмотрим на ситуацию «практически». Например, на уроке представляется отдельная руна и рассказывается о знаке, ее звуке и характере силы. Выполняются упражнения на ее чтение в разных вариантах и запись. Потом дается информация (знание) о правилах чтения сочетаний рун, на основе чего формируется умение использовать эту информацию (умение). В результате выполнения заданий и упражнений эти умения становятся навыком, когда человек читает сочетания рун и слова с ними легко, не задумываясь, то есть без вспоминания соответствующего правила и приложения его к данному конкретному случаю. Так на элементарных примерах можно увидеть постепенность и этапность формирования речевых навыков и умений.
Если предложенные преподавателем знания не пройдут этапа закрепления и тренировки, то есть останутся в виде некоторого «элементарного знания», то последующая более «высокая» работа, предположим, по распознаванию рун, чтению рунных слов будет проходить медленно, с паузами, чтобы была возможность вспоминать графику рун, их звучание и необходимые фонетические правила воспроизведения сочетаний. Вероятно, в этом случае дальше затрудненного звукового оформления дело не пойдет. Чтение и запись рунных слов и предложений требует другого уровня восприятия, осознания явлений и демонстрации сформированных речевых механизмов.
Ведь на начальном этапе обучения проходит очень большая внутренняя работа, которая позволяет заниматься рунами, понимать их действие и воспринимать их вибрации. Именно на этом этапе происходит соприкосновение с миром Нового Языка, и может происходить трансформация тонких тел человека.
Рассмотрим в самом общем виде работу на начальном/базовом этапе. Как уже было отмечено, огромное значение на этом этапе имеет освоение правил чтения и написания сочетаний рун в последовательности, соответствующей предлагаемой нами методической концепции. Поясним. Есть руны, которые читаются по-разному в зависимости от места в слове и позиции в тексте. Например, руна H (Аль-Го) в начале и середине слова читается как [ер], а в конце слова как [е]. Руна же, стоящая отдельно или отделенная от слова дефисом, звучит как [альго]. (Поэтому у слушателей возникают трудности при написании рунами имен типа Елена, Евгений. Впрочем, предложение автора «творчески подходить» к звучанию и написанию своего имени в рунной транскрипции помогло как бы «снять остроту вопроса».)
Часто трудности вызывает и чтение в словах руны S (Воз). Когда она стоит отдельно или находится в начале слова, положено читать ее как [воз]. А в конце и середине слова произносится звук [ы].
Как известно тем, кто изучал Новый Язык, в некоторых случаях две рядом стоящие руны читаются по особым правилам.
Две руны О (Эль) читается как [эль].
Две руны H (Аль-Го) – [ере].
Две руны J (Орс) – [оро].
Две руны E (Урс) – [уру].
Две руны ’ (Эрэ) – [эрэ].
Правила чтения и записи таких сочетаний рун вводятся последовательно и отдельно для каждого случая. Так же проходит тренировка и закрепление. Уже позже на этапе контроля и проверки усвоения материала эти случаи представляются в системе.
Иногда подобные сочетания рун, которые читаются по-особому, встречаются в словах редко. Например, руны G (Пре) и N (Так) озвучивается как [прет].
Руны D (Ва) и T (Радо) читаются как [вар].
Отметим, что два последних в этом перечне случая требуют большего заучивания и должны выноситься для тренировки и позже, потому что они редко встречаются в словах и текстах и могут просто забываться.
Некоторые сочетания рун читаются с сокращением, выпадением звуков. Например, две руны FО – (Аз) и (Эль) читаются как [аль].
Если при изучении не закрепить это знание до уровня навыка, то очень долго может сохраняться полное чтение звуков обоих рун – [аэль].
Это правило действует для ряда гласных рун в сочетании с О (Эль).
FО – аль, JО – оль, EО – уль, ZО – яль, UО – эйль, [О – иль
Некоторые слушатели заучивают все эти случаи, как правило, перечислением. Чаще всего так бывает при самостоятельном знакомстве с грамматикой Рунного Языка по монографиям автора. Но, как показывает практика, это не гарантирует их автоматического применения, соблюдения правила при чтении. Кроме того, в чтении подобных слогов есть исключение – полно читается сочетание рун > (Амаюн) и О (Эль) – [юэль].
>О – юэль
F>О – аюэль – человек
И если этот случай не отработан и не закреплен на практических упражнениях, то слушатели по подобию сокращают звучание рун – [юль].
По-особому читаются также сочетание рун M (Виньо) и О (Эль). В любом положении в слове оно читается как [иньоль].
<MО – биньоль – Принцип Биения
ОMО – эльиньоль – Принцип Начала
Причем, часто нарушение правильности чтения таких сочетаний сохраняется уже на более продвинутых этапах обучения.
Итак, начальный период знакомства с рунами и рунными словами имеет огромное значение для последующего формирования речевых механизмов. Эта работа требует большого внимания и предполагает определенную последовательность действий.
Предположим, изучается рунный алфавит. Педагог знакомит с некоторыми начальными знаниями, например, представляет слушателям руну. Он даёт по сути, информацию, когда обучаемый узнает звучание руны, особенности ее силы, правила написания. Давайте будем считать это «знанием» с прописной буквы, поскольку оно ещё остаётся как бы «внеположено» человеку. В ходе занятий слушатели учатся узнавать руну среди других знаков, называть ее по имени, передавать ее графическую форму, то есть у них формируется умение выделять в группе рун, читать и т.д. В начале обучения на это затрачивается довольно много времени. Затем проходят тренировки и наработка автоматизма использования имеющихся знаний. В результате умение становится навыком.
То есть здесь можно выделить триаду – знание (информация) – умение – навык (ЗУН) как последовательность организации учебной работы.
При этом закономерно предположение, что описанный вариант наработки ЗУН в последующем может привести к «знанию Рунного Языка» как к Знанию, внутренне присущему конкретному человеку.
«Знание себя как себя осуществляется поиском Истины» [4].
Литература
- Горбунова Т.И. Практический курс Рунного Языка. – Тверь: ООО «Тверской печатный двор», 2009.
- Гоч В.П. Грамматика Рунного Языка. – Ростов-на-Дону: Малыш, 2002.
- Гоч В.П., Горбунова Т.И. Рунный Язык на Рунном Языке. Учебник. Книга 1. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2005.
- Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 2019.
- https://studfiles.net/preview/2918301/page:17/
- http://saiu.icc.spbstu.ru/edu/zun/
- http://avkrasn.ru/article-88.html
- http://neudoff.net/info/pedagogika/osnovnye-kategorii-i-ponyatiya-didaktiki/