ПРОСТО О ВАЖНОМ: ПОНЯТИЯ «РАЦИОНАЛЬНОЕ» И «ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ» В НАУКЕ И ЖИЗНИ

Т.И. Горбунова
С.В. Хворостов

Мы знаем много слов иностранного происхождения, имеющих широкое применение в русском языке. Но насколько глубоко мы понимаем их и насколько правильно используем? Сегодня мы хотим поговорить о словах  «рациональное» и «иррациональное», о том, как они понимаются и  где применяются.

Отметим, что слово «рациональный» довольно часто используется в обыденной и научной речи. Оно образовано от латинского «rationalis». В словаре это прилагательное объясняется как «разумно обоснованный, целесообразный» [5].

Соответственно слово «иррациональный» происходит от латинского слова «irrationalis» – «неразумный». В обыденной речи оно синонимично словам «непонятный, необъяснимый». В идеалистической  философии «иррациональный» означает – «не выразимый в логических понятиях и суждениях, недоступный пониманию разума…» [6], «не постигаемый разумом, мистически скрытый» [5]. (Интересно, что в данном случае толкование осуществляется с использованием отрицательных конструкций, через отрицание, которое, согласитесь, несет минимум информации и не способно в полноте раскрыть суть явления.) Этот термин используется и в математике – «Не соизмеримый с единицей». Так, существуют иррациональные числа, например, число «Пи» [5].

Сегодня термин используется не только в философии и математике, но и в психологии, логике, соционике. «Иррациональный (по типологии Юнга) класс функций человеческой психики, лежащих «за пределами разума» ощущение и интуиция» [9].

В современной психологии «иррациональное» толкуется как «интуиция и восприятие происходящего в режиме живого впечатления, непосредственно, с настежь открытыми глазами и душой, без сомнений и критической оценки» [7].

В соционике, возникшей в 70-тых годах ХХ века, изучается то, как воспринимает человек информацию об окружающем мире и информационно взаимодействует с другими людьми. В ней используются понятия «рационал» и «иррационал», которые характеризуют людей по типу восприятия.

Так, для рационалов характерен приоритет оценочных суждений. Им легче подбирать слова и описывать ими людей, объекты и явления, следовать намеченному плану и принципу, воздерживаться от лишних движений и резких реакций. Считается, иррационалам делать это сложнее. Для них свойственно безоценочное восприятие реальности. Они легче чувствуют реальность как есть, быстро реагируют на изменения обстановки, обычно воздерживаются от лишних слов и ненужной критики. У рационалов это получается сложнее. Однако согласитесь, что четко выделить эти два типа людей просто невозможно. Человек сочетает в себе оба типа восприятия в зависимости от ситуации, состояния и настроения [8].

Возможно, и при классическом научном подходе отделить понятие «рационального» от «иррационального» при оценке явления довольно сложно. Хотя формальное противопоставление этих аспектов можно увидеть, например, в двух направлениях в философии – рационализме и иррационализме, которые во многом диаметрально противоположны по подходам, но оба характеризуются как идеалистические.

Конечно, можно сказать, что иррациональное противостоит рациональному, но это поверхностное суждение. В жизни эти стороны явления взаимосвязаны, а подходы при оценке явления могут чередоваться. Но если понятие «рациональное» легче воспринимается и, в целом, ясно, то иррациональное содержит в себе определенную тайну. Ведь иррациональное – это не просто то, что мы не можем объяснить. Это то, что «необъяснимо принципиально», что как бы не может логически объяснить ни один разумный человек.

Обычному человеку восприятие иррациональности можно объяснить как то, что лежит вне разума, не постигается разумом, однако может быть понято в результате некоторого внутреннего движения, усилия, открывается в результате инсайда. Считается, что это знание как откровение не может быть «запомнено», зафиксировано и включено в некую систему научных знаний в классическом их понимании, но оно оставляет определенный след в сознании человека, испытавшего это состояние, ощущение соприкосновения с высшими уровнями бытия. Обычно это состояние не поддается описанию и объяснению. Однако, любой «рациональный человек» способен испытывать его при наблюдении явлений природы, при встрече с истинным искусством и в некоторых других ситуациях. Отметим, что запланировано испытать такое состояние трудно, обычно не получается.

Согласно некоторым данным [8, 9], иррациональное – это не просто то, что принципиально недоступно человеческому разуму и неподвластно нашей воле, но то, что «вмешивается», вторгается в нашу жизнь, нечто, имеющее вес и силу в нашем мире [8, 9]. Кстати, давно известны способы достижения некоторых пограничных состояний, приближающих человека к соприкосновению с иррациональным, это медитации в йоге, специальные  упражнения в некоторых боевых искусствах и т.п. Если говорить о возможностях, появившихся в Новом Времени, то следует отметить особенности изучения и использования Рунного Языка и Стиля Духа, при взаимодействии с которыми человек выходит на новый уровень осознания явлений [1, 2].

С позиций НТН (Неклассической тотальной науки), в границах которой осуществляются названные направления деятельности, «рациональное и «иррациональное» в явлениях взаимосвязаны и гармонично взаимодействуют, реализуясь в Жизни. Поэтому «Жизнь, как бытие Тайны, рациональна и иррациональна» [4]. При этом в НТН снимается вопрос возможности/невозможности рационального постижения иррационального, поскольку «В методологии Причинности отсутствуют области, принципиально недоступные рациональному научному мышлению» [4].

Здесь понимание человеком явлений рационального/иррационального напрямую связано с вопросом готовности самого человека познавать и воспринимать Мир в его единстве. Это обеспечивает единое основание для его активного участия в обустройстве действительности. «Вопрос об иррациональном в познавательной деятельности НТН определен выбором системы отсчета и формированием Наблюдателя как Со-Творца, способного применять категории и Принципы иррационального в рациональной практической деятельности» [4].

Надо сказать, что человек, «сформировавшийся» как Наблюдатель, способный «видеть Тайну» рационального плана, соприкоснувшись с иррациональным, будет стремиться вновь испытать это состояние. Почему? Возможно потому, что этим преодолевается его «разделённое состояние», обретается Подобие и восстанавливается «творческая связь» с Творцом. Вероятно, это так, поскольку «Иррациональный Мир – Мир бытия Творца, связь с которым тоже иррациональна» [3].

Литература

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Грамматика Рунного Языка. – Ростов на/Д.: Изд-во «Эльиньо», 2006.
  3. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Максимы Тотальности. – Ростов-на-Дону: Элиньо, 2008.
  4. Гоч В.П. Метод работы в Причине Гоча. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2018.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952.
  6. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1985.
  7. https://www.psychologos.ru/articles/view/irracionalnoe.
  8. https://samopoznanie.ru/schools/socionika/#ixzz5t4uZDL7K.
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иррациональность.