ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА

Т.И. ГОРБУНОВА
С.В. ХВОРОСТОВ

Гортани и губам хвала
За то, что трудно мне поется,
Что голос мой и глух и груб,
Когда из глубины колодца
Наружу белый голубь рвется
И разбивает грудь о сруб!

Арсений Тарковский

Исследование Рунного Языка, звуков рунной речи раскрывает для нас новые направления работы. Такой новой темой становится способность человека говорить, изучение особенностей этой деятельности.

Голос представляется удивительным явлением, как с научной, так и с «привычной» точки зрения. В это понятие – «человеческий голос» – входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека: от рефлекторного крика ребенка до профессионального голоса диктора или певца. По голосу можно определить знакомого, даже если не видел его много лет, потому что голос любого  человека является уникальным природным феноменом, он долгие годы может не изменяться и звучать молодо.

Многие науки с различных позиций исследуют голос как явление, но оно так и не изучено до конца. Может быть, потому, что ни одна из наук не формирует целостного представления об этой «функции организма», а все направления исследований ограничиваются лишь определённым спектром проблем. Понятно, что и наша позиция в чем-то ограничена позицией просветительского подхода и законами научно-популярного жанра.

Нашей задачей является дать целостное представление об изучаемых явлениях, познакомить людей, которые изучают Новый Рунный Язык, с теми процессами, которые происходят с ними и в них при соприкосновении с Тайной Нового. Думаем, это важно – найти новую точку зрения при встрече с «новым» и осознать изменения, которые обычно происходят во внешнем и внутреннем мире человека в подобной ситуации.

Мы знакомимся с явлением «голос», которое сопровождает человека с самого рождения. Голос, речь важны для гармоничного развития ребенка. Позже правильная речь становится важным инструментом социализации молодого человека в процессе общения, учебы, работы. Адаптация индивидуума в обществе становится затруднительной, если у него какие-то физические нарушения, и он не может пользоваться речью. Ведь при помощи голоса человек выражает чувства, ощущения, формирует мысли, обменивается мнениями.

Речь несет информацию о внутреннем мире человека, о его сути. Так что вы можете узнать очень много о владельце голоса, даже если человек говорит не о себе. Просто надо уметь слушать. Голос несет информацию о «его личности, возрасте, иногда и национальности, об индивидуальности характера, психических особенностях – темпераменте, воле, настроении, физическом состоянии (чем человек занят), о состоянии его здоровья в целом, о состоянии его голосового аппарата» [4].

Некоторые исследователи считают, что по голосу можно получить представление даже о внешности человека. Так, по принципу обратной связи (голос может рассказать о внешности, а внешность дает информацию о голосе) японские ученые смоделировали голос Джоконды. Получилось, что она говорила низким грудным контральто. Конечно, это только оригинальный эксперимент, результаты которого не могут быть подтверждены. Но сама попытка интересна как прецедент.

Мы не ставим перед собой подобной задачи, но надеемся использовать общее представление об этой человеческой способности, чтобы иметь основания выдвигать какие-либо предположения об особенностях артикуляции звуков рунной речи. С нашей точки зрения, это важно и для понимания порядка и особенностей формирования речевых навыков и умений при изучении Рунного Языка.

Но что есть голос? Это «звук, образуемый колебанием (вибрацией, дрожанием) приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха» [1].

Для начала рассмотрим в целом процесс возникновения звука. Способность издавать звуки во многом определяется объемом легких. Здесь начинается движение воздуха, который вызывает вибрацию голосовых связок. Обычно звук появляется только при выдохе, когда воздух из лёгких проходит через гортань, а затем через нос и рот.

Совокупность органов, которые участвуют в образовании голоса, называют голосовым или речевым аппаратом. Иногда эти словосочетания используются как синонимы. «Весь речевой аппарат лингвистически, т.е. с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части: 1) все, что ниже гортани, 2) гортань и 3) все, что выше гортани» [2].

То есть гортань является важнейшей частью речевого аппарата. Она расположена между трахеей и глоткой. «…Это хрящевая трубка… Сверху гортань покрыта надгортанником, состоящим из эластического хряща и расположенным впереди входа в гортань. Слизистая оболочка гортани имеет складки, выступающие в ее полость и содержащие связки и мышцы. Эти складки называются голосовыми складками (их еще называют голосовыми связками)». [5].

«Нижний этаж» речевого аппарата состоит из двух легких, двух бронхов и трахеи. Этот отдел «выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы…» [2].

То есть под действием грудных мышц и диафрагмы воздух выходит из легких и попадает в гортань. Мышцы гортани меняют положение её хрящей, в результате чего меняется ширина голосовой щели, а также натяжение голосовых связок. Они начинают вибрировать определенным образом, создавая звуковую волну.

«Но это еще не звук речи. Для того, чтобы звук как чисто акустическое явление стал звуком речи, необходимо, чтобы он прошел органы речи, расположенные выше гортани» [3].

«Верхний этаж» речевого аппарата является источником образования всего богатства звуков речи. Он включает систему воздушных полостей, которые играют роль резонаторов и излучателей звука. Это так называемая надставная труба, которая начинается полостью глотки, а потом подразделяется на две полости: ротовую и носовую. Их разделяет нёбо. В процессе формирования конкретных звуков принимают участие также язык, губы, зубы, нёбная занавеска, которая заканчивается маленьким язычком.

«Проходя далее через органы речи, звук, или голосовой импульс, изданный гортанью, получает форму, моделируется. Органы речи, состоящие из ряда резонаторов, глотка, ротовая полость, носовая полость – подавляют одни частоты и усиливают другие, дают обертоны» [3].

Значит, волна воздуха, голосовой импульс, представляющий собой некоторый колебательный процесс, подвергается дополнительной обработке, когда частоты могут уменьшаться или усиливаться, в результате чего возникает голос. Хотя, по сути, голос – это совокупность разнообразных звуков, возникающих в результате колебаний воздуха в дыхательных путях человека и распространяющихся в виде волн во внешнюю среду. Эти колебания передаются во вне и воспринимаются нами как звук голоса.

В некоторых работах речевой аппарат получает расширенное значение, включая в себя мозг.

«По современным научным данным, речевой аппарат условно делится на два основных отдела – центральный и периферический. Центральный отдел – это головной мозг и его проводящие пути, отдел управления и регулирования звуковой речью. Таким образом, к периферическому отделу относятся три взаимосвязанные системы:

1) генераторная система, т. е. аппарат, образующий голос, голосовые складки;

2) резонаторная система, т. е. аппарат звукопроизносящий или артикуляционный ротовой резонатор и носоглоточный резонатор;

3) энергетическая система, т. е. аппарат, образующий дыхание (мышцы грудной клетки, диафрагмы, трахеи и бронхов» [4].

Итак, человек имеет специальную «инструментальную часть», которая находится в голове и гортани, но в этом процессе речепроизводства, если даже рассматривать ее механическую сторону, задействована вся верхняя часть его тела. Исходящий звук зависит от осанки, состояния легких и т.д. Он возникает только в результате объединения функции всех органов, обеспечивающих дыхание, говорение, в единый процесс, что происходит в результате действия высшей нервной системы. Именно мозг координирует движе­ния губ, языка, гортани, участие полостей рта и но­соглотки, которые требуются для произнесения звуков речи (артикуляции).

Следует отметить, что существуют различные представления о роли мозга в причинах возникновения колебательных движений голосовых связок у человека. Согласно первой теории голосовые связки, создающие звук, совершают колебательные движения только под действием потока воздуха, выдыхаемого из легких. Чем сильнее этот поток, тем звук громче. По этой теории центральная нервная система лишь регулирует силу «подсвязочного давления» воздуха и степень напряжения мышц. Но данная теория, по мнению некоторых ученых, имеет много слабых мест.

Согласно другой теории колебания голосовых связок могут возникать и под действием только нервных импульсов, посылаемых мозгом. Оказалось, что частота нервных импульсов, которые идут к голосовым связкам, и частота основного тона голоса совпадают. Даже тогда, когда нет воздушного потока, обдувающего связки, они все равно могут колебаться. Например, экспериментально установлено, что если человек только слушает музыку или даже просто мысленно воспроизводит какую-то мелодию, то в это время его голосовые связки колеблются с соответствующими этой мелодии частотами. Можно сказать, возникает резонанс [6].

Это еще раз подтверждает тот факт, что человек, его состояние во многом зависят от того, в какой среде он обитает, какие передачи и фильмы он смотрит, какую музыку слушает. Важно, с кем он общается, как говорят его собеседники.

Есть еще один открытый вопрос. Человек обладает аурой, полем, которое есть сумма показателей тонких полей и физического тела. Как уже известно, поля человека могут изменять свою форму и состояние, что отражается в его частотной характеристике. Голос человека тоже может звучать по-разному. И если уже установлен факт, что «частота нервных импульсов, которые идут к голосовым связкам, и частота основного тона голоса совпадают», то может быть обнаружена и корреляция частот ауры человека и его голоса. То есть сравнительное изучение частотных характеристик поля человека и его голоса может стать отдельной темой исследования.

Изучая устную речь человека, следует отметить, что она реализуется не изолированно, а во взаимосвязи с другими видами речевой деятельности (например, аудированием). Так, речь человека, как правило, перемежается выслушиванием реплик собеседника (собеседников), что часто определяет развитие диалога и состояние, настроение коммуникантов. Кроме того, человек обязательно контролирует свою речь, используя слух. Как известно, органы слуха и говорения топологически находятся в непосредственной близости. Они являются разными системами, но между этими функциями человека существует тесная связь.

Известный факт. Обычно рефлексы, обеспечивающие начальные речевые навыки, формируются в первые годы жизни человека и могут иметь свои особенности. Если у ребёнка наблюдается нарушение слуха, формирования навыков говорения не происходит, а процесс его обучения требует больших усилий и специальных методик. Ведь он не воспринимает внешние звуки, не слышит голоса родителей, не может подражать этим звукам. Значит, слух у маленького человека является основой формирования и развития навыков говорения, формирования речи, его общего развития, что во многом определяет возможность его дальнейшего физического и социального становления.

Таким образом, два свойства – слух и речь – взаимосвязаны и взаимообусловлены, что доказывают наблюдения филологов, медиков, психологов, специалистов в области неврологии. Кстати, слух – сложное явление, которое обеспечивается сложной системой устройств и элементов, и мы предполагаем позже отдельно рассмотреть органы слуха, его механизм для понимания влияния восприятия рунной речи на человека.

Кроме того, взаимосвязь умений говорения и слуха подтверждается и в ходе обучения взрослых людей, например, Рунному Языку. При формировании навыков аудирования обязательно происходит активизация говорения, и работа по формированию навыков говорения стимулирует развитие умений восприятия речевой информации на слух. То есть слушание и говорение – это две стороны единого процесса, так как слух человека не только обеспечивает получение информации от собеседника, но и используется для контроля за собственной речью. Процесс активизируется при подключении специальных упражнений и заданий для формирования навыков чтения и письма.

Современная концепция обучения языку предполагает разработку специальных комплексов заданий и упражнений отдельно для развития навыков каждого из четырех видов речевой деятельности – аудирования, говорения, чтения и письма. Но в каждом из них проявляется эффект подкрепления для другого вида речи. Объясним, если обучать человека устным видам речевой деятельности – слушанию и говорению, но не обучать его чтению и письму, процесс идет гораздо медленнее и, кроме того, эти формируемые навыки обычно неустойчивы. И это объяснимо, так как речевая деятельность, представленная четырьмя видами, является единым целым. Это единство обеспечивается в первую очередь нервной системой, и особенно её высшим отделом – корой головного мозга.

Таким образом, в заключение мы можем отметить следующее.

Голос есть результат сложного процесса, в котором участвует весь организм человека, а все этапы возникновения голоса управляются высшей нервной системой.

Голос – явление индивидуальное, он проявляет суть человека. Он также может характеризовать его физическое и эмоциональное состояние.

Речь помогает человеку занять определенное место в социуме. В конкретных случаях она служит средством создания соответствующей обстановки общения и построения (стихийно или осознанно) нужного взаимодействия с собеседником.

Голос оказывает определенное влияние на физическое состояние и тонкие поля как окружающих, так и самого человека.

 

Литература:

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: КомКнига, 2007.
  2. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Аспект Пресс, 2005.
  3. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М.: Просвещение, 1975.
  4. http://molmk.by/images/Materials/vas.pdf
  5. http://allforchildren.ru/why/where19.php
  6. https://pandia.ru/text/80/356/49764.php