ЗВУКИ МИРА

Т.И. ГОРБУНОВА
С.В. ХВОРОСТОВ

Мир звуков

Мир полон звуков.
Мы ловим их как следы явлений,
происходящих вокруг или внутри нас.
С.Н. Пототов

При изучении системы Рунного Языка большинство исследователей, и мы в том числе, в основном обращали внимание на возникающие вопросы по его грамматике и синтаксису. Возможно, вы заметили это. То есть происходило уточнение лингвистической системы, что было необходимо для использования Нового Языка в общении, можно сказать, для реализации прикладных целей коммуникативного характера. Со временем все более четко вырисовывалась взаимосвязь занятий по изучению Рунальжи с другими системами обучения и оздоровления, гармонизации физического и тонких тел и направлениями практической работы (например, работа в Причине, Стиль Духа, рунные технологии и т.д.). В связи с этим проявлялись новые аспекты исследований.

Понятно, что изучение различных сторон лингвистического явления Рунный Язык при всем уже существующем объеме еще оставляет огромное пространство для работы. Например, большой интерес может вызывать его фонетическая система. При этом мы учитываем, что глубокое изучение звуковой стороны Нового Языка – дело будущего, поскольку для этого необходимы специальная подготовка исследователя, длительность наблюдений, большое количество фиксируемых фактов, а также наличие соответствующей аппаратуры для экспериментальных работ. Однако уже сегодня этой темой следует заниматься, так как она имеет большое значение. Так, по нашему мнению, прикладная или практическая сторона этих исследований будет способствовать решению таких задач как нормирование рунной речи, унификация восприятия фонетических правил и т.д. Теоретическая же область рунной фонетики может выводить на понимание основ языка, раскрывать тонкости его восприятия, особенности воздействия. Но начинать, вероятно, следует с более общей темы раскрытия сути звука как такового.

Звуки в мире

Как мы уже говорили, Рунный Язык является Новым Языком, который призван проявить Новую Суть Мира и раскрыть возможности человека как Творческой Силы в Новом Мире. То есть и Суть, и Творчество в Новом Мире тоже должны как бы «зазвучать по-новому». Однако не следует забывать, что во все времена существования человеческой цивилизации во всех языках существовала и существует звуковая составляющая, которая всегда была открыта человеку и которая присутствует и в Рунном Языке. Звуки как элементы языка могут восприниматься с точки зрения практического использования для выражения семантических и грамматических значений или раскрываться как явление сакральное

Таким образом, различные науки изучают разные аспекты звука. Специальный раздел физики акустика – занимается изучением самих звуковых колебаний, таких их характеристик как частота, высота, сила, длительность (долгота) и т.д.  В этом разделе физики выделяются как музыкальные звуки (пение, свист, звон и т.п.), так и шумы (трески, стуки, гром, шипение и др.).

Существует физиологическая акустика, которая изучает устройство и действие звуковоспринимающих и звукообразующих органов у человека и животных.

Предметом архитектурной акустики является распространение звука в помещениях, а также влияние на звук размеров и формы помещений, свойств материалов, покрывающих стены, потолок и т.д. При этом имеется в виду слуховое восприятие звука.

Музыкальная акустика исследует музыкальные инструменты и условия их наилучшего звучания.

Способность восприятия и произнесения звука может рассматриваться в физиологии, психологии, неврологии, теории пения. Звуки изучаются в лингвистике при рассмотрении вопросов артикуляции, фонологии, фонетики, акцентологии и т.д.

Как видим, отправной точкой построения большинства классификаций в различных научных дисциплинах является человек и особенности его восприятия звуковых сигналов. Можно сказать, все эти подходы имеют антропоцентрический характер, что, в принципе, закономерно.

Для начала давайте рассмотрим явление «звук» с точки зрения современной физики. «Специфическое ощущение, воспринимаемое нами как звук, является результатом воздействия на слуховой аппарат человека колебательного движения упругой среды чаще всего воздуха. Колебания среды возбуждаются источником звука и, распространяясь в среде, доходят до приемного аппарата нашего уха» [4].

Как физическое явление звук характеризуется следующими параметрами – интенсивностью (силой), его составом и частотой связанных с ним колебательных процессов.  Если говорить о звуковых ощущениях, то речь будет идти о громкости, о тембре, о высоте звука.

Таким образом, «Не следует смешивать две стороны одного и того же явления: звук как физический процесс представляет собой частный случай колебательного движения; в качестве же психофизиологического явления звук есть некоторое специфическое ощущение, механизм возникновения которого изучен в настоящее время довольно подробно». [4].

Существуют различные классификации типов звука. Например, выделяются естественные звуки и искусственные. Звуки естественные принадлежат живым существам – человеку, а также представителям земной фауны. В эту категорию входят и звуки, как результат природных явлений (дождь, ветер, звуки от падения предметов…). Искусственные звуки являются результатом технической деятельности человека. По происхождению звуковые сигналы можно разделить на живые и механические. И на основе этого реально создание новой классификации.

Однако основной и самой известной является классификация звуков по частоте колебаний. В ней выделяются звуки:

  1. инфразвуковые;
  2. звуковые;
  3. ультразвуковые.

Большинство исследований посвящено второй группе звуков, то есть звукам, которые слышит человек. С точки зрения физики, такой звук «обусловливается механическими колебаниями в упругих средах и телах (твердых, жидких и газообразных), частоты которых лежат в диапазоне от 17 20 до 20000гц и которые воспринимает человеческое ухо» [5].

Механические колебания с частотами выше или ниже звукового диапазона не улавливаются человеческим ухом. Неслышимые механические колебания с частотами ниже звукового диапазона называют инфразвуковыми, а с частотами выше звукового диапазона, т.е. более 20 кгц – ультразвуковыми [5]. Как уже было сказано, такие колебания не воспринимаются ухом человека, но его организм реагирует на них определенным образом, в нем происходят явные, чаще всего негативные изменения.

Инфразвук – это низкочастотный волновой процесс. Такие волны могут возникать в результате производственной или военной деятельности человека или естественных природных процессов – извержения вулканов, землетрясения, цунами или штормы. Они могут служить ранним предвестником катастроф.

Инфразвук имеет большую длину, он мало поглощается, поэтому может распространяться на очень большие расстояния и характеризуется огромной проникающей способностью, в том числе и в ткани тела. Можно сказать, человек «слышит» инфразвук всем телом. При этом, входя в резонанс, инфразвуковые колебания могут совпадать по частоте со многими процессами, происходящими в живом организме, и накладываться на них.

Например, сокращения сердца лежат в инфразвуковом диапазоне 1-2 Гц, дельта ритм мозга (состояние сна) 0,5-3,5 Гц, альфа-ритм мозга (состояние покоя) 8-13 Гц, бета-ритм мозга (умственная работа) 14-35 Гц. При совпадении колебаний инфразвука с колебаниями в теле последние усиливаются, что может привести к расстройству работы органа, его травме или даже разрыву.

Даже при слабом недолгом воздействии инфразвук может быть опасен для здоровья человека. Он приводит к появлению боли в ушах, позвоночнике и повреждениям мозга, вызывает потерю чувствительности органов равновесия тела. Вероятно, еще более опасными (поскольку они являются скрытыми) следует считать психологические последствия. Под воздействием инфразвуковых колебаний у человека возникает страх, переходящий в ужас.

Ультразвук также не воспринимается человеком на слух. Можно сказать, он не столь опасен для организма. И в настоящее время человек научился применять его для своих нужд. Так, он широко используется в производстве, технических устройствах, медицине, сельском хозяйстве. Однако длительное воздействие ультразвука на человека тоже сказывается негативно. Оно связано с изменением состояния всего организма и нарушением работы его органов, в первую очередь, центральной нервной, сердечнососудистой  и эндокринной систем.

Изучение всех видов звуковых волн представляет широкую область исследований, но нам интересны в основном звуки, воспроизводимые человеком и воспринимаемые другим человеком в виде речевого потока.

Закономерности возникновения таких звуков и их восприятия изучается в разделе лингвистики, которая называется фонетикой. В ней изучаются «звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку)» [6]. Отдельным разделом является фонология, в границах которой изучаются структура звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования – противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка [7].

Звуки Начала

«И Голос Твой прозвучал в Тишине…»
(Бл. Августин «De civitate Dei)

Как мы уже говорили, звук может рассматриваться в более высоком аспекте как сакральное явление, и это находит отражение в мифологии и философии. Причем, в культурной традиции многих народов мира сохраняются поразительно сходные моменты, которые характеризуют восприятие звука древними. Примером тому является тема сотворения Мира через «импульс», который стал началом акта Творения Вселенной. В первую очередь вспоминаются строка из Библии «в начале было Слово» (Иоан. 1:1).

Но и другие древние источники содержат подобные сведения. Так, «В мифах творения первобытных народов и космогониях афроазиатских высоких культур упоминается темный, сверхпонятийный звук в качестве матери сотворенного мира. Это «первое слово» – первая действенная манифестация, первое желание, поднимающееся из абсолютного покоя и единства «прабездны», изо рта поющей смерти (как раскалывающегося яйца)» [3].

А согласно космогоническому мифу племен Таити Творец может обладать «световым голосом», из его рта выходит звучащий луч света. «Звук побеждает мрак первобытного мира, его хаос, и созидает свет» [3]. Таким образом, космогонический процесс идет в направлении от звука к свету.

В индийской традиции именно звук предстаёт как мощная теогоническая и космогоническая сила, которая постепенно входит в проявление и творит Мир. Так, считается, что звук «аум» был первым проявлением не явленного ещё Брахмана. Он дал начало воспринимаемой Вселенной, которая произошла от вибрации, вызванной этим звуком. Таким образом, познать Истину – это значит взойти к изначальному высшему звуку от восприятия «грубого» внешнего звука, воспринимаемого органами чувств. Человек должен постичь тонкий неслышимый звук, воспринимаемый Душой (буддхи) и малым человеческим духом (атманом).

В целом, такое понимание звука соотносится с существующими сегодня формами работы с сознанием и реальностью человека на основе психолингвистического, семиотического и семантического анализа. То есть можно сказать, что современные научные направления изучения звуковой стороны языка имеют древние аналоги. То есть в недрах оккультной, антропософской, герменевтической, восточной, славянской народной философии рождались практические духовные школы, в которых широко использовалась работа с живыми звуками, голосом, дыханием, энергетикой, осознанным действием и движением. Вы можете найти признаки такой работы в школе суфиев, йогов, народном фольклоре и различных древних этнических системах боевых искусств.

В свое время известный ученый и экспериментатор Никола Тесла писал: «Если вы хотите познать тайны Вселенной, вы должны мыслить тремя категориями – категорией энергии, вибрации и частоты».

Изучая звук, мы соприкасаемся со всеми этими явлениями. Через такую работу человек может выходить на новый уровень постижения Мира. Он вступает во взаимодействие с высочайшим уровнем вибраций самого звука и возбуждаемого им ответа среды и живых полей. Эти вибрации несут в себе элементы смыслового содержания производящих их процессов и явлений.

Таким образом, звук – это великая тайна, которой соответствуют самостоятельные направления философской мысли. Почему эта «философия» может заинтересовать человека, изучающего Рунный Язык или Стиль Духа? Далее нам предстоит рассмотреть этот вопрос более подробно и получить на него ответы, хотя уже само обращение к этой теме может привести нас к определённому пониманию ситуации.

Литература:

  1. Горбунова Т.И., Хворостов С.В. Рунный Язык как система систем. Материалы III Международного конгресса «Рунный Язык и рунные технологии» (Ай-Даниль, 27 апреля – 03 мая 2003 г.). – Симферопольский городской валеологический центр «ЭЛЬО РАДО», 2003.
  2. Гоч В.П. Грамматика Рунного Языка. – Ростов-на-Дону: Малыш, 2002.
  3. Нечипуренко В. Н. Космогония и звук: мифо-ритуальные и символические аспекты (по работам Мариуса Шнайдера).
  4. Путилов К.А. Курс физики. Том I. Механика, акустика, молекулярная физика, термодинамика. Москва. Государственное издательство физико-математической литературы, 1963.
  5. Элементарный учебник физики. Под ред. акад. Г.С. Ландсберга. Т. 3. – М.: Наука, 1972.
  6. Википедия
  7. Википедия