Просто о важном: ЭТО ПОМОГАЕТ УЧИТЬСЯ

Т.И. Горбунова
С.В. Хворостов

Мы познакомили вас с учебником Рунного Языка, а также дополнительными материалами, в качестве которых используется «Книга для преподавателя», «Пособие по аудированию» и «Лингафонный курс» (4 части).

Всего было разработано 8 пособий, приложений к учебнику. 4 книги для преподавателя и 4 пособия по аудированию, соответственно к четырем частям учебника. Приложения к пятой части учебника – четвертому циклу начального этапа – остались в рабочих материалах.

Учебник и дополнительные пособия могут использоваться как преподавателями для организации и проведения занятия, так и слушателями при самостоятельном изучении Рунного Языка.

С точки зрения лингводидактики, они образуют единый учебно-методический комплекс (УМК). Работа с использованием всех пособий позволяет разнообразить работу, подкрепить предлагаемый материал дополнительными теоретическими сведениями. В «Книге для преподавателя» даются также рекомендации, как избежать трудностей при объяснении новой грамматики.

Здесь также упоминаются факты, которые относятся к «областям неопределенности». Выход на такие темы на начальном этапе практического изучения языка могут вызвать затруднения как у слушателей, так и у преподавателя. Так как опубликованный на данном этапе теоретический материал еще не обеспечивает однозначного понимания места этого явления в грамматической или лексической системе языка. Эти темы не рекомендуется рассматривать на уроке, который посвящен практическому владению языком. Если заняться объяснением возникших вопросов, которые не входят в план урока, то занятие меняет характер, становится теоретическим, а запланированный материал не усваивается.

Надо сказать, что сегодня появилось достаточное количество учебников с приложениями в виде аудиоматериалов. Они отличаются по целям, объему, структуре, приемам презентации материала и способам проверки его усвоения. У преподавателей и слушателей есть возможность выбирать более приемлемый для себя вариант учебника Рунного Языка.

При таком разнообразии, вероятно, для вас будет интересным узнать, в чем особенность презентируемого материала и чем он отличается от других учебников и пособий. Как уже было сказано, основной учебник, который можно назвать «Книга для слушателя», и дополнительные пособия представляют собой единый комплекс. Кроме того, «Пособие по аудированию» и лингафонный курс предлагают не просто начитанный материал учебника. В них дается комплекс специально разработанных упражнений и заданий, которые основаны на изученных на уроке лексике и грамматических конструкциях, но предлагаются варианты их использования. Таким образом, работа по этим материалам при необходимости может стать определенным вариантом «домашней работы» без использования тетрадей, ручек и учебника. Такая работа не требует также специально выделенного времени для его выполнения, если нет для этого условий.

Комплекс «Книга для преподавателя» предлагает разные тактические варианты введения и закрепления материала, а также дополнительные задания и тексты. При наличии такого пособия преподаватель затрачивает минимум времени на подготовку к занятию и больше времени может выделить для обдумывания приемов индивидуальной работы со слушателями или привлечения дополнительного материала, чтобы разнообразить формы работы, сделать урок, с его точки зрения, интереснее.

Хотим заметить, что при всем разнообразии предлагаемых сегодня учебников и пособий все они не имеют столь полного «методического сопровождения». К сожалению, представляемый нами комплекс пособий «Книга для преподавателя» приложение к учебнику «Практический курс Рунного Языка» пока является единственным в своем роде.

В настоящее время сама методика преподавания Рунного Языка не стала целостным разработанным теоретическим курсом, а существует в виде отдельных статей и рабочего материала лекций, которые были прочитаны группам преподавателей Рунного Языка в Твери и Тюмени. Вероятно, актуальным может стать создания учебного пособия по методике преподавания Рунного Языка с отражением разнообразных подходов, используемых при обучении слушателей новому языку.

Литература:

  1. Горбунова Т.И. Практический курс Рунного Языка. – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2003.
  2. Горбунова Т.И. Практический курс Рунного Языка. 2-е издание. – Ростов-на-Дону: Издательство «Эльиньо», 2003.
  3. Горбунова Т.И. Практический курс Рунного Языка. – Тверь: ООО «Тверской печатный двор», 2009.
  4. Горбунова Т.И. Практический курс Рунного Языка. Книга для преподавателя. Базовый этап и первый цикл начального этапа. – Баку, 2004.
  5. Горбунова Т.И. Практический курс Рунного Языка. Книга для преподавателя. – Начальный этап. Второй цикл. – Баку: Бакинский славянский университет, 2006.
  6. Горбунова Т.И. Практический курс Рунного Языка. Книга для преподавателя. – Начальный этап (третий цикл). – Баку: Бакинский славянский университет, 2006.
  7. Горбунова Т.И. Пособие на аудированию. Базовый этап и первый цикл начального этапа. – Баку, БВЦ «Урулэль», 2004.
  8. Горбунова Т.И. Пособие на аудированию. Базовый этап и первый цикл начального этапа. – Баку, БВЦ «Урулэль», 2005. – (2-ое изд.) Горбунова Т.И. Пособие на аудированию. Начальный этап (второй цикл). 2-ое изд. – Баку, БВЦ «Урулэль», 2005.
  9. Горбунова Т.И. Пособие на аудированию. Начальный этап (третий цикл).– Баку, БВЦ «Урулэль», 2005.
  10. Горбунова Т.И. Лингафонный курс. Приложение к Практическому курсу Рунного Языка. – Диск № 1.
  11. Горбунова Т.И. Лингафонный курс. Приложение к Практическому курсу Рунного Языка. – Диск № 2.
  12. Горбунова Т.И. Лингафонный курс. Приложение к Практическому курсу Рунного Языка. – Диск № 3.
  13. Гоч В.П. Грамматика Рунного Языка. – Ростов-на-Дону: Малыш, 2002.