Т.И. Горбунова
Как показывает опыт, наличие даже самого полного описания грамматической и лексической системы языка не решает вопроса об эффективности его изучения в практическом аспекте. Это решается разработкой специальных методических концепций и созданием учебных пособий, учебников и учебных комплексов, каждый из которых имеет свою направленность и особенности представления материала.
Как уже мы писали, с 2000 года мы разрабатывали и апробировали материал, который лег в основу первого рунного учебника. Он называется «Практический курс Рунного Языка». Презентируемый в нем материал включает 2 части, пять циклов и обеспечивает занятия на 160 учебных часов.
Первая часть учебника – базовый этап, когда происходит знакомство с Новыми Рунами, формируются умения их чтения и письма на материале рун, сочетаний рун и рунных слов. При этом заучиваются правила их чтения.
Второй этап – начальный этап. Он включает четыре цикла. На этом этапе представляются базовая лексика и грамматика, которые обеспечивают начальные навыки и умения в четырех видах речевой деятельности – аудирования (слушания), говорения, чтения, письма.
Чтобы показать, как организован этот материал, мы хотим вас познакомить с материалом второго этапа. Это четвертый урок первого цикла начального этапа. То есть слушатели только начинают знакомиться с грамматикой Рунного Языка.
Как вы можете заметить, особенностью этого учебника является вынесение грамматических тем в название урока. А первый цикл начального этапа характеризуется также грамматическим принципом введения материала, обычно в виде системы. Например, если вводятся притяжательные местоимения, то дается не только форма четырех изменяемых слов,
VU VU ОAО
мой мой дом
VU[ VU[ P[VHRF
мои мои книги
?U ?U ОAО
ваш ваш дом
?U[ ?U[ P[VHRF
ваши ваши книги
Вводятся также слова, которые не изменяются и фактически являются личными местоимениями, выполняющими в речи функцию притяжательных.
CET CET ОAО
его его дом
CA CA ОAО
ее ее дом
JIFY JIFY ОAО
их их дом
CET KH ОAО
его дома
CA KH ОAО
ее дома
JIFY KH ОAО
их дома
Более того вводится вся информация о Божественных притяжательных местоимениях, которые как класс отсутствуют в русском языке. И это значит, что их введение должно быть методически обработано и практически закреплено.
Первый цикл начального этапа отличается также отсутствием информации о глаголах, они также не используются в текстах и упражнениях, потому что в то время еще не было ясного представления об этом грамматическом классе слов и принципах их функционирования в речи. В приложении приведен материал без поправок, которые позже были внесены автором Рунного Языка В.П. Гочем. Но заметим, что это касается, фактически, одного слова – ошибка – G’L[I (в современном варианте оно имеет форму – NОBVHF).
И это еще одна особенность учебника. При его создании мы пользовались, в основном, таблицами Сада Слов. Опора на «базовую лексику» объясняет стабильность использования учебника в течение пятнадцати лет и минимальное количество изменений, которые нужно вносить в материал.
less4
Литература
- Горбунова Т.И. Практический курс Рунного Языка. – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2003.
- Горбунова Т.И. Практический курс Рунного Языка. 2-е издание. – Ростов-на-Дону: Издательство «Эльиньо», 2003.
- Горбунова Т.И. Практический курс Рунного Языка. – Тверь: ООО «Тверской печатный двор», 2009.
- Гоч В.П. Грамматика Рунного Языка. – Ростов-на-Дону: Малыш, 2002.