По «следам Формы»…

По «следам Формы»…

С.В. Хворостов
Т.И. Горбунова

«Двигаемся, граждане! Проходим вперёд…»
(просьба кондуктора троллейбуса №8)

Ну, что же, давайте действительно «пойдём вперёд» или, как говорится в «Книге Силы», «дальше». Однако прежде чем выполнить эту «просьбу профессионала», лучше будет предварить её пусть хотя бы «краткой беседой» по теме.

В предыдущей работе мы уже говорили о «форме», о том, что она, как граница, может быть следом какого-то процесса (В.П. Гоч). А вот может ли быть форма «движения формы», скажем, самого человека? Ну конечно! Ведь часто восприятие движений человека, например, при выполнении им комплексов – «красиво-некрасиво» – большей частью относится именно к восприятию их внешней формы. И если взять этот момент как самостоятельный без учёта других факторов, что же мы с вами наблюдать в конечном итоге – «следы» процесса движения или некое «совокупное движение» – само Движение?

Оказывается, ответ здесь не будет однозначным. Так, часто человек может быть «настроен» именно на восприятие «частей» и тогда не имеет возможности отследить процесс в «целом». Давайте предположим, что эти «части», с какой-то точки зрения, тоже являются «следами». Такое восприятие становится, по сути, фрагментарным – человек в состоянии воспринять нечто цельное (например, комплекс, представленный в «Книге Силы») только как отдельные фрагменты. Какие именно – это будет зависеть от того, на что настроено восприятие человека, что для него будет более запоминающимся, значимым. К слову, как-то в филармонии на выступлении лауреата международного конкурса присутствовали ученики музыкальной школы, которые большего всего старались обратить внимание товарищей на некие ошибки (вероятно, большей частью мнимые), которые им якобы удалось определить в игре пианиста, – именно это было «значимым», тогда как само «действие» уже ими не воспринималось.

Ладно! Итак, один след может «свидетельствовать» о процессе; два, три, четыре следа – помогут определить и понять его направление и, если кто-нибудь разъяснит, что это за процесс, даже понять (оценить) его развитие, – «пройтись по следу». И всё? Ну, можно пройтись несколько раз по «цепочке следов» – это может дать кое-какие ощущения, и даже какой-то результат от этого будет. И что, больше нам ничего не нужно? А те рисунки в «Книге Силы», что иллюстрируют комплексы Стиля Духа – как их воспринимать, как само «движение комплекса», или как-то по-другому?

Сам след, конечно, «знающему человеку» может сказать о многом, но сам по себе ещё ничего не значит. Ведь след-то и находят, чтобы «идти» по нему, а не просто удостовериться в наличии или «полюбоваться». Хотя, как оказалось, в отношении комплексов Стиля Духа и это дело «не бесполезное» (см. главу «Медицина о СД» [5]).

Насколько нам известно, в древнем Китае существовал своеобразный метод обучения, реализацией которого ученики старались постичь суть учения, школы, достичь совершенства, постичь Великое Дао. Условно его можно перевести как «след в след», а суть состояла в том, что, повторяя вслед за учителем (человеком достигшим совершенство – познавшим Дао) все его слова, возгласы, движения и даже мимику, ученик через воспроизведение внешней формы движений постигал совершенство, достигал гармонии, вступал в особые взаимоотношения с Миром, с Дао.

Так что, может быть, действительно надо «повторить и тем продолжить линию»?! Только вот, мы с вами уже рассматривали такую возможность в предыдущей работе. И потом, в чём здесь можно «увидеть» творчество? Например, выполнить все требования и «повторить» так же хорошо, как и преподаватель – это можно принять как творчество? Ну, как-то «слишком очевидно» получается, «чего-то не хватает»… Возможно, этот аспект может быть, как бы, включён в процесс творчества и как-то присутствовать в нём, но сам по себе им являться не может. А если какой-то комплекс сделать «лучше и красивее преподавателя», – это-то уже наверняка будет творчество?! Похоже, тоже – нет… По «большому счёту», этот вариант ничем не отличается от предыдущего.

Может, вы уже обратили внимание, что такое «пойти дальше» как просто «продолжение прежней линии» может дать только движение по горизонтальной плоскости, без перехода на новый уровень. И, кроме того, как же в этом случае мы можем говорить о появлении в жизни человека «стиля собственного духа» [1]? Кстати, отсюда задача преподавателя или ваша, при самостоятельном изучения Стиля Духа, – суметь организовать свои занятия не просто как запоминание вешней формы движений, а как процесс познания движений комплексов и самого Движения.

Ну хорошо, а чем, собственно, «плохо» само запоминание внешней формы движений комплекса? Да, собственно, ничем, – ничего «плохого» здесь нет; просто этого может быть недостаточно для полноценной практики Стиля Духа. Кроме того, если вы хорошо знакомы с «Книгой Силы», то наверняка обратили внимание, что движения приведённых в ней комплексов представляют собой определённые действия, которые этими движениями должен выполнить человек.

А есть какая-то разница между «движением» и «действием», если учесть, что каждым движением человек уже производит какое-то действие? С этой точки зрения, может быть, и нет, но, пожалуй, большая разница будет в том, осознаёт ли человек свои движения как действия и их последствия или нет! Выходит, для практики очень важно – осознать свои движения и движения комплексов как определённые действия в жизни человека!? То есть мы опять приходим к необходимости творческого подхода человека к изучаемым комплексам, а не просто к их запоминанию и повторению.

Итак, раз за разом воспроизводя движения комплекса, человек (либо повторно, либо заново – зависит от самого исполнителя) осуществляет (как бы, «повторяет») «запланированное» действие… А чем это может для нас обернуться? Ну, например: «Поскольку причина проявляется действиями, то, по принципу обратной связи, постоянно повторяемое действие запишется символом в Причине» [2].

Другими словами, на Причинном плане появляется запись, как причина, проявляющаяся определёнными следствиями в жизни человека. Кроме того, указанная «запись символом» сможет предоставить нам ещё и дополнительные возможности в практике комплексов. В самом деле, «…свёртывая в процессе символического действия пространственно-временной континуум Универсума в измерения телесности …в волевом акте действия субъект переходит от состояния «знать» к состоянию «быть» (выделено нами – авт.)» [3].

То есть на определённом уровне исполнения движение, осознанное человеком как действие, может позволить ему «быть этим действием», а не просто выполнять физическую форму движений комплекса и знать их «значение». Такое «совместное состояние – со-стояние» человека и комплекса, конечно же, серьёзно увеличит их «системные возможности», влияние на жизнь и судьбу самого человека.

Надо сказать, что мы не видим особой необходимости сейчас и в данной работе развивать эту, безусловно, интересную и «перспективную» тему. Кроме того, может быть, читатели захотят представить нам собственные практические наблюдения или размышления по этой теме? Тогда, чтобы обозначить возможное направление для исследовательской работы и показать его перспективу, мы приведём ещё одну цитату. «При входе в Царствие Божие каждое своё действие человек должен проявлять как Его Промысел – тогда Божественная Сила ведёт человека, а его действие превращается в Принцип – действующее Творческое Начало в Мироздании. Например: биение – Принцип Биения (выделено нами – авт.)» [4].

Хорошо, а что там у нас говорилось по поводу «повторов»? В самом деле, сколько можно будет «по жизни» выполнять вроде одни и те же комплексы – как бы повторять «одно и то же»?! Разве не надоест? Ведь каждый раз – одни и те же движения! И если это так, то «рано или поздно» человеку может стать скучно от «повторов», надоест выполнять «однообразные действия». Надо признать, что, пусть редко, но приходилось отмечать этот «казус». Чаще всего, по нашим наблюдениям, это происходило именно в тех случаях, когда человек изучение Стиля Духа видел только в разучивании и запоминании движений комплексов «Книги Силы». Так организованная практика может привести к «разочарованию» в занятиях или сделать их просто «привычкой», чем-то «рутинным». Знаете, с этих позиций можно «по новому» взглянуть на сказанное в «Книге Силы»: «…упражнения вам не повредят, но и не пустят вас дальше…» [1]. А ведь получается, что действительно «не пустят», раз уж человек не сможет увидеть «особого смысла» в своих занятиях…

Ну, и как же тогда нам быть с «повторением одного и того же»? Что можно было бы порекомендовать «любителям и профессионалам» Стиля Духа? Да, пожалуй, ничего такого, чего уже не было бы сказано в «Книге Силы»: это познание, наработка со-знания, творческое отношение к практике комплексов и авторским рекомендациям к ним. Постарайтесь понять и почувствовать, что ваши движения как действия могут решать очень разные поставленные задачи и, в этом случае, всегда быть «новыми». И вряд ли тогда вас кто-то будет не «пускать дальше»… Короче – «не заскучаете»!

Ладно, а если кто-то всё ещё готов задать «очень странный» вопрос: может нам перейти к познанию Движения, минуя его «физическую форму» – так сказать, «напрямую» и без «посредников»? Попробуйте, хотя мы бы не стали этого рекомендовать… Ну, во-первых, учтём, что «Прямой путь познания Истины почти недостижим для большинства людей, слишком тяжёлых для высоких вибраций чистой мудрости» [1]. Во-вторых, вряд ли из цельного явления следует отделять какую-то его составляющую – как мы убедились в предыдущей статье о «Форме», это будет как бы «бесперспективно». И, в-третьих, давайте прежде посмотрим, какими особенностями обладает, собственно, сама «физическая форма движения материи».

Итак, «Физическая форма движения материи является ключом ко всем другим формам движения, потому что содержит их в себе» [2]. Вот как?! Выходит, «исключать» её было бы для нас, по крайней мере, необдуманно, тем более, что есть, пожалуй, более интересный вариант: постараться понять, как пользоваться движениями комплекса в качестве «ключа» ко всем остальным формам движения, а значит, возможно, и к самому Движению. А поскольку Движение названо источником Силы [1], то Движением проявляется Сила и, если говорить о Стиле Духа, то здесь это – Сила Духа.

И всё же, с некоторой точки зрения, выполнение комплексов «Книги Силы» действительно может представлять собой, в первую очередь, воспроизведение внешней формы их движений. Ведь, с какой-то точки зрения, выполнение формы комплекса «физическим телом человека» и на «физическом плане» позволяет говорить о воспроизведении человеком «физической формы» движений комплекса – физических упражнений. «Физические упражнения – элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития» (Википедия).

Однако, как мы выяснили, сами комплексы нельзя сводить только к внешней форме – подходить к ним «формально». И поскольку физическая форма включает все остальные, то, изучая и воспроизводя её, надо бы учитывать и «все остальные» формы движения. Такой подход может помочь гармонизировать все «составляющие» человека, причём с его «духовным телом», а не только дать энергетическую подпитку [5]. Кроме того, для осуществления работы не требуется специальной энергетической «накачки», поскольку необходимая работа совершается Силами, имеющими своим источником – Движение, которое поднимает человека к своему Духу [1].

Хотя давайте признаем, вряд ли найдётся система, в которой, так или иначе, не говорилось бы об обретении человеком некой Гармонии. Для чего же нужна была Гармония «по большому счёту»? «Во все Времена от человека, вступившего на Путь Познания, требовалась гармония тела, мысли и духа» [1]. Так значит, это было нужно человеку для Познания? И что же предстояло ему познать в этом случае, как бы в первую очередь? Возможно, саму Гармонию и необходимость проявления её в своей жизни и своей жизнью в Жизни? Собственно, «Восточные системы создавались для познания законов гармонии микро- и макрокосмоса через управление циркуляцией Энергии Ци внутри человеческого тела» [1].

Значит, речь, в любом варианте, могла идти о Познании. Но в Новом Времени появилась существенная «разница» – необходимо перейти от познания Иллюзии к познанию Реальности [1]. И тогда что нам надо учесть? Что это может для нас означать, так сказать, практически? Давайте, мы позволим себе сделать очень интересный, с нашей точки зрения, вывод: само исполнение человеком комплексов «Книги Силы» должно в итоге стать для него «актом Познания»!

Как видите, тема может быть очень интересной и заслуживающей «отдельного разговора». Правда, к нему ещё надо «подготовиться», и поэтому продолжим…

Итак, получается, что по указанным «следам» мы с вами должны «выйти» на какой-то процесс! Что же это за процесс, и как мы его можем для себя, хотя бы как рабочий вариант, определить? Прежде отметим, что всё, о чём мы говорили, уже по определению относится к некоторой «форме», и сама «Форма», как понятие, по аналогии тоже является «следом процесса». Сам процесс, вероятно, можно определить как процесс гармонизации человека – его «внутренней структуры» и его взаимодействий с Миром. Причём, этот процесс должен быть представлен чём-то Новым, поскольку говорилось о «Новом Движении».

И если «физическая» форма отдельных движений вряд ли сможет вас «сильно удивить» (в отличии, кстати, от восприятия всего комплекса в «единстве», хотя это будет зависеть от умения человека «видеть»), то как же нам можно воспринимать их как «Новое Движение»? Похоже, что рассуждая о «Форме», мы не должны забывать, что речь, пожалуй, может и должна идти не только о самой «Форме вообще» или форме комплексов и их движений, но и о её «Содержании», и о «Сути», и не только о них…

Ну что же, давайте примем это как тему нашего следующего «разговора» об организации занятий Стилем Духа…

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Жизнь и Причинность: методология взаимодействия и познания. – К., Сфера, 2004.
  4. В.П. Гоч, М.С. Черноокий, А.А. Китаев, Е.В. Асташенко. РУННАЯ ОСНОВА МИРА. – Санкт-Петербург: ООО «ИЦДОМ «Айзорель», 2008.
  5. Хворостов С.В. Учебное пособие «Теоретический и методический аспекты Стиля Духа». – Баку: Мутарджим, 2012.