ФОРМА

ФОРМА

 

С.В. Хворостов

«Форма, как граница, есть след какого-то процесса»
[О сути Времени]

Темы статей, посвященных вопросам изучения Стиля Духа, могут стать самостоятельным направлением для творческих исследований, но при этом их появление на нашем сайте определяется задачей воссоздания у читателя определённой системы – «цельного образа» предмета изучения. Это, с нашей точки зрения, должно стать базовой составляющей формируемых подходов как для самостоятельного изучения комплексов «Книги Силы», так и их практики в группах под руководством преподавателя или инструктора.

Такой подход подразумевает соблюдение определённой последовательности и системности в подаче материала, и, с этой точки зрения, нам, пожалуй, «есть смысл» рассмотреть изучение и практикование комплексов «Книги Силы» как реализацию в процессе занятий определённой формы физических упражнений (движений).

Конечно, у читателя в этой связи может возникнуть ряд вопросов «по теме» – предугадать их появление, в общем-то, нетрудно, в отличие от их конкретного содержания. (Тут уж кто над чем «задумается».) Поэтому мы решили пока «от авторов» предложить ряд вопросов, рассмотрение которых, как нам видится, поможет читателю лучше понять практику комплексов «Книги Силы» и, может быть, самостоятельно рассмотреть некоторые «интересные моменты».

Вот, например, можно ли движения комплексов «Книги Силы» считать «формальными движениями» по примеру, скажем, ката, существующих в практике занятий карате? И если мы говорим о Стиле Духа как о «Новом Стиле» Нового Времени, то что нового может быть в самих движениях комплексов? – Разве можно сказать, что мы не встречались с этими или похожими «по форме» движениями на уроках физкультуры в школе или в спортивной секции? Да и что такое «новое движение», – может, это что-то «немыслимое по форме» и никем «невиданное ранее» или это что-то «понятое по-новому»? Давайте подождём с «формальным определением», а вопросы «формальности» начнём рассматривать с того, что, собственно, представляет собой сама «Форма».

О Форме «по существу»

Итак, «Форма – внешняя трансценденция Тотальности. Конкретные формы Мира – волны в Изначальном. Неисчерпаемость форм обусловлена тотальностью трансцендентности» [3].

Возможно, неподготовленному читателю по этой цитате будет трудно «сразу» понять, что такое «Форма», – разве что «в каком-то смысле». Однако же «сразу» становится ясно, что рассмотрение такой «серьёзной темы» может выходить далеко за рамки, определённые форматом нашей статьи и задачами самого сайта. И всё же, рассуждая о ней в «масштабе беседы», мы постараемся передать «масштаб самого явления» и некоторые его особенности в изучении и практике Стиля Духа.

Хорошо, и как же нам приступить к решению задачи? Может, для начала, определимся, что здесь может быть для нас интересного? Можно, конечно, на саму «форму» посмотреть как, собственно, на «форму чего-то», – например, красивая она или «не очень», удобная или нет. Что ещё? Не задаваться же нам, в самом деле, вопросом: «Зачем нужна форма?», – вроде, и так всё ясно! Куда же без неё… Тогда, может быть, так: чем ещё может быть интересна «форма»? Что нам нужно понять о ней, что «увидеть», чтобы использовать её не только «по форме»?

Однако вот «незадача»! Мы ведь уже так привыкли к форме как к чему-то само собой разумеющемуся! Мы привыкли к тому, что она есть у всего: у предметов, которые нас с вами окружают – у вазы на столе, у дома, у машины… Есть форма тела человека, животного, рыбы, птицы. И когда мы видим, например, в книге рисунок птицы, мы сразу узнаём её – узнаём «по форме». Хотя на самом деле в Природе эта «форма» чаще всего двигается, не является такой статичной как на рисунке, а значит, находится в «движении», как бы «осуществляет какой-то процесс». И тогда сама Форма, как некая граница «…есть след какого-то процесса» [3].

Такое «движение формы», вероятно, тоже есть некий процесс. И, выходит, рисунки в «Книге Силы» – это «зафиксированное состояние процесса» в какой-то момент Времени и в Пространстве. Собственно, если Время и Пространство – две формы существования Материи, которые мы воспринимаем одну внутренне и как движущуюся, а вторую внешне и как неподвижную, то остановка процесса «движения формы» во времени как бы переводит его в пространство – «фиксирует», и, будучи зафиксированным, становится его «следом» – к примеру, тот же рисунок или фотография.

Однако же, глядя на фотографию, на запечатлённых на ней людей, человек видит не просто «контуры объектов», а связывает с ними гораздо большее, чем только их «внешняя форма»! В самом деле, рассматривая, например, фото или рисунок птицы, можем вспомнить и «увидеть» её полет или, например, заботу о «птенцах в гнезде», или то, что она собой может символизировать – здесь уж кто с чем будет связывать этот рисунок. А портрет или фотография человека могут напомнить, например, о его творчестве, забавную ситуацию, как-то с ним связанную, или даже будущую встречу с ним – здесь тоже «по-разному»!

«Отчего, когда глядим на волны,
Видим Вечность и судьбу людей?»

И.Сельвинский.

Хорошо, тогда вот рисунок в книге – можно ли считать, что такая «зафиксированная форма» символически представляет какой-то процесс, и если да, то можно задаться вопросом: а как, по такому «символу» нам «выйти» на сам процесс и суметь понять его?

Давайте-ка прежде попробуем предположить, откуда вообще могла прийти «традиция» собирать отдельные движения в целые комплексы и «зачем-то» запоминать – «фиксировать» их. Для чего это могло понадобиться? Точек «отсчёта» и взглядов, вероятно, может быть много, причём, некоторые будут адресовать нас ко временам «появления человека». Но мы, несмотря на обилие подходов, постараемся «далеко не уходить» – для «понимания вопроса» и формирования собственной позиции это будет не так уж обязательно. Ну вот, хотя бы, например, что об этом говорится в книге Карлоса Кастанеды:

«Всё началось с того, что шаманы задались очень простым вопросом: какова природа великолепного ощущения избытка жизненных сил, испытываемого ими в состоянии повышенного осознания, когда они принимают определённые позы или особым образом двигают конечностями? Это ощущение было настолько сильным, что шаманы стали пытаться настойчиво воспроизвести его, принимая такие же позы и выполняя такие же пассы в состоянии нормального осознания (выделено нами – авт.)» [7].

Что же, давайте предположим, что Основатели и Мастера различных систем, производя в определённой ситуации некое «удачное движение» (действие), старались запомнить («поймать») – зафиксировать его в соответствующей форме для последующего воспроизведения этой формы, поскольку могло возникнуть «естественное намерение» повторить свой успех в другой ситуации… Однако надо отметить два момента. Во-первых, возникшая форма становилась как бы «следом процесса движения», но не самим Движением и фактически «пленяла» его, – «заключало в форму». В результате, Движение вряд ли могло самостоятельно «освободиться» из такого «заключения», – разве что через человека и только в случае совершенствования им самой формы, когда оно могло получить «максимум свободы» от «несовершенства формы» (в частном и общем смысле).

«Дух, пленённый формой, не может быть свободным. Попав в плен, он получает необходимую и обязательную работу по своему освобождению из формы, причём эта работа является следствием пленения» [2].

И под несовершенством, вероятно, нужно понимать не просто искаженное состояние её «внешнего вида», а и некое искажённое (или упрощённое) понимание человеком самого феномена «формы».

А во-вторых, отметим «для себя», что начиналась-то всё, как оказалось, именно с определённого состояния – наработанного или «найденного» каким-либо способом. Однако об этом у нас ещё будет возможность поговорить подробнее…

Итак, шаманы в состоянии «повышенного осознания» (возможно, изменённого сознания?), в состоянии «экстаза» (поскольку ощущения, по видимому, были очень сильными) принимали какие-то позы и производили какие-то движения. Не говорится, какими они были: плавными или резкими и импульсивными, однако можно понять так, что они инициировались именно наличным состоянием указанного «великолепного ощущения избытка жизненных сил». Как мы предположили, эти движения запоминались (фиксировались) с тем, чтобы иметь возможность воспроизвести их в любое время и получить возможность «выхода» на то же состояние (или те же состояния). И в этом, «Судя по всему, в конечном итоге им удалось добиться успеха, и они стали первооткрывателями очень сложных последовательностей движений – их ещё называют сериями движений, которые, при постоянной практике, позволяли в значительной мере повысить эффективность функционирования тела и сознания (выделено нами – авт.)» [7].

Обратите внимание, по сути, речь здесь идёт как раз о специальных комплексах с вроде бы похожим «назначением» – приведение человека за счёт выполнения их «внешней формы» в определённое состояние. Давайте пока отметим для себя такую возможность: влиять на своё «общее состояние» физической (внешней) формой движений. Причём, поскольку речь шла именно о «великолепном ощущении избытка жизненных сил», то мы можем не ориентироваться просто на некую «привычную» оценку собственных состояний по типу «усталость – бодрость». И ещё: очевидно, похожий эффект мог достигаться и при нахождении человека в «особых позах» (сравните с описанием позиций и мудр, приводимых в «Книге Силы» [1])!

Тогда в чём может быть разница между этими «шаманскими» сериями движений и комплексами, предложенными в «Книге Силы»? И, вообще, нужно ли их как-то «противопоставлять», – может, более полезными будут какие-то другие «действия»? Ну, «противопоставлять» мы их не будем – вряд ли это будет «грамотным» действием, а вот «сопоставить», чтобы понять особенности и «обязанности» комплексов «формальных движений» в Новой Реальности – это может оказаться важным и полезным. Это постольку, поскольку «Чтобы получить силу, человек должен приложить усилие, и усилие это должно совпадать с движением Времени, тогда оно не будет гаситься временем, а движением человека будет двигаться вся Вселенная (выделено нами – авт.)» [1].

Конечно, здесь мы сможем рассмотреть только некоторые, наиболее важные, с нашей точки зрения, моменты, хотя развёрнутое сопоставление «двух подходов» могло бы стать очень перспективным в понимании того, как могут быть раскрыты возможности комплексов «Книги Силы» на разных этапах их использования. Может быть, это будет интересно и вам, и вы захотите «поработать» самостоятельно?

А мы продолжим… И прежде всего отметим, что речь не может идти о какой-то «критике» или не признании важности открытий, сделанных различными Мастерами и Школами в самые разные периоды Истории Человечества. По сути, речь идёт о том, чтобы использовать и применить в «изменившихся условиях» огромный Потенциал, накопленный и сохранённый в самых разных Школах и Стилях.

«Мы не отбрасываем опыт древних Мастеров, он весь целиком и с благодарностью впитан нами. Но пришло время шагнуть дальше – попробуйте и вы убедитесь сами (выделено нами – авт.)» [1].

Вслед за автором и мы «не отбрасываем наработанный веками передовой для своего времени опыт» [1], а, учитывая его наличие, постараемся понять, что может для нас означать это «дальше».

Тогда, вот что говорится о появлении предлагаемых комплексов «движений и поз»: «Оказалось, что в состоянии повышенного осознания тело шамана неосознанно (!) двигается определённым образом и именно эти движения являются истинной причиной удивительного прилива физических и умственных  сил (выделено нами – авт.)» [7].

Оставим пока, как говорится, «за скобками», некоторое (возможно, кажущееся) несоответствие между заявленным состоянием «повышенного осознания» человека с одной стороны и его «неосознанными движениями тела» с другой. В конце концов, его можно объяснить «особой терминологией» или трудностями перевода «специфических словесных оборотов». Тем не менее, именно эти «неосознанные движения» и их форма, судя по всему, ложились в основу указанных «очень сложных последовательностей движений» – то бишь, комплексов, становясь для них своеобразным «Началом»! А дальше… дальше ситуация с их «осознанием», как-то мало в чём менялась, вероятно потому, что сами «первооткрыватели» не видели для себя в этом особой необходимости. Вот убедитесь: «Вскоре эти пассы вошли в постоянную практику, но их никогда не пытались классифицировать или расположить в сколько-нибудь осмысленном порядке (выделено нами – авт.)» [7].

В чём могла быть причина такого странного «равнодушия», – ведь эти и подобные комплексы зачастую выражали передовой для того Времени опыт!? Может, эту причину нам следует поискать именно в особенностях старого Времени?! В самом деле, «Название «восточные системы» включает в себя ТО время, философию Жизни и Путь Познания ТОГО времени» [1]. А то, насколько взятый нами произвольно пример можно воспринимать как «восточную систему», – это вопрос отношения: в принципе, он создавался в том же Времени, поэтому допустимо предположить его «подчинение» тем же особенностям. Напомним читателям, что «5 января 1992 года произошло главное событие в процессе смены эпох: Время не только сменило направление своего течения, но и СТАЛО другим – началась Эволюция» [1].

Ладно… Как бы то ни было, комплексы были созданы и «зафиксированы», только вот на основе чего могло происходить объединение «найденных движений» в последовательность комплекса, – этот вопрос, вероятно, потребовал бы отдельного рассмотрения. Поэтому давайте сейчас лучше посмотрим с этой точки зрения на «происхождение» движений и комплексов Стиля Духа. И пожалуй, первое, что мы здесь обнаружим, это не просто «уход» от «неосознанности движений», а прямое указание на необходимость «познания тайного смысла движений», без которого они «не пустят дальше», а могут ещё и «наказать» [1].

Опять в наших рассуждениях появляется это «дальше»… «Дальше» – это куда?! И причём здесь «Тайна» и, скажем, движения комплексов? И что представляет собой «наказание» за отсутствие познания их «тайного смысла»? Приведём, пожалуй, нам в «помощь» ещё одну цитату:

«Человека выгнали из Тонкого Мира и он потерял связь с Реальностью. У человека остался только один ключ к Тайне – физическая форма движения Материи, поэтому, производя любые физические действия (обряды, заклинания и даже произнося отдельные слова), человек вызывает к действию силу бездуховную и ущербную, Тайну искажённую, жизнь убогую, потому что действием не проявляется Сила Духа или просто духовность (выделено нами – авт.)» [2].

Ну, что же, о Тайне и её значении в изучении комплексов «Книги Силы» мы уже говорили в наших предыдущих работах [8, 9, 10, 11]. И отсутствие или неправильное отношение к Тайне действительно могут привнести значительные затруднения, причём не только в вашу практику комплексов или познание Стиля Духа…! Что-то ещё?

А вот чем же тогда комплексы могут «наказать» за отсутствие познания «тайного смысла» их движений? Знаете, исходя из приведённого выше высказывания, «наказать» они могут именно… «убогостью»! В самом деле, восприятие только формы движений комплекса, без познания их сути (тайного смысла) приведёт к существенному ограничению в восприятии Стиля Духа, исказит его Тайну, что может «поселить» в жизни человека «Тайну искажённую» и тем организует ему «жизнь убогую». А творческие поиски человека могут быть направлены не на познание Реальности, а в Иллюзию, когда Стиль Духа будет «не это!», как ты не старайся «это» приукрасить!

Однако, давайте продолжим… Итак, как оказалось, шаманы не очень заботились тем, чтобы «понять комплексы», а заботились, вероятно, больше тем, чтобы запомнить и передать «форму движений» дальше. Соответственно и неофитам задача «осмыслить» не ставилась, – только правильно «запомнить».

«В связи с этим я должен пояснить один очень важный момент: дон Хуан Матус никогда не стремился обучать кого-либо своему знанию; единственное, что его интересовало, – продолжение магической линии, к которой он принадлежал (выделено нами – авт.)» [7].

Скорее всего, это могло быть своеобразным отступлением от некой «изначальной традиции», от существующих правил и канонов, на что, вероятно, могли быть свои «практические причины». Вот, например, «Своё решение отступить от традиции он обосновал тем, что в наши дни ритуалы уже утратили стимулирующее значение, поскольку новые поколения практикующих больше интересуются эффективностью и функциональностью самих пассов» [7].

Что же такое случилось с «ритуалами», что, в интересах «новых поколений практикующих», их посчитали нужным вывести «за рамки» изучения «формы движений» пассов и комплексов? Может, «лишними» в практике «новых поколений» они оказались именно потому, что стали (или могли) восприниматься только по форме, и в этом качестве действительно утратили «стимулирующее значение» для изучения «формы движений»?

Конечно, может быть это и так, хотя, знаете ли, были тому виной сами ритуалы, переставшие соответствовать «требованиям времени», или это человек перестал им соответствовать и потерял возможности их «адекватного восприятия», – с какой-то точки зрения это не так уж и важно для нашего «разговора». Гораздо важнее может быть то, к чему это могло привести. И если посмотреть «шире» – не такое же ли «упрощение» часто происходило с традиционными школами самых разных направлений, когда за основу бралась внешняя – «физическая форма движения Материи», становясь «ключом к Тайне»? Можно ли было, вообще, избежать такого развития событий в условиях падающего (старого) Времени? Вполне возможно, что нет! Но, в любом случае, сведение Тайны к «физической форме», исключение из неё некой «сакральной стороны» Учения неизбежно делают такую «тайну» искажённой!

Напомним, что «Тайна – движение Дао, которое движется только в новом и только новым» [6]. И тогда, если некогда цельное Учение, будучи «зафиксированным» – по сути, закрытым от Нового – теряло возможность своего системного развития (метаморфоз), то некое «самостоятельное развитие» могла получить только какая-то его часть. В самом деле, «Отсутствие Нового потребовало Жертвы – отдачи частицы себя в развитие, потому что старое развиваться не сможет. Целое при этом теряет свою целостность и такое развитие несёт разделение и разрушение (выделено нами – авт.)» [2].

Что же отсюда следует? – «Развитие» части по определению не может заменить развития Целого, и, по сути, будет лишь способствовать его дальнейшему разрушению. Как видно, это становилось серьёзным ограничением для самого Целого. Однако даже такое развитие событий, судя по всему, было в чём-то «закономерным», поскольку предоставляло возможность хоть какого-то «движения», совпадающего, кстати, с движением «падения Мира» в старом Времени.

«Для того, чтобы продлить своё существование, нужно совершать какие-либо движения; и самым лёгкими движениями были движения, совпадающие с движением ограничения. Так возник особый род движений мысли, слов, ритуальных обрядов, которые составили основу Магии – это движения духа, но внутри Материи, что привело к дальнейшему ограничению Божественного. Такие движения порождали силы падения, носителей и проводников этих сил (выделено нами – авт.)» [2]. Может быть этим, хотя бы отчасти, объясняется, почему дона Хуана Матуса интересовало только «продолжение магической линии, к которой он принадлежал», – собственно, этим продолжением и была представлена «идея развития» для изначальной системы самого Учения.

Позвольте, а как же тогда понять соображение «эффективности и функциональности» предлагаемых пассов и комплексов движений? Разве это не будет действительно важным для любой практики? Конечно, «эффективность и функциональность» – вещи очень серьёзные, но, если они появляются только у какой-то «части», – если эта «часть» получает и увеличивает свою «эффективность и функциональность» за счёт своего выделения из некого прежде «целого», то над чем же она получает своё «преимущество»? Вероятно, над «разрушенным целым», над появившимися другими его частями! Ведь будучи «частью», конкурировать со «своим целым» она никак не могла, а, после её выделения из него, этого самого «целого» как бы уже и нет… И тогда «практичность» может объявить ненужными «теоретические знания», «очевидность» – «парадокс», а «материальные соображения» – «духовность»… «Шаманов мало интересует духовность. Они очень практичны» [7].

Но, если такое «выделение части» проявилось существенным ограничением, некой «ущербностью» в восприятия изначально «цельной» практики, то в чём же мог быть его «новый смысл»? Давайте предположим, что, для неофитов присутствовала определённая традиция допуска и обучения «формальным движениям» комплексов, их объяснения, подготовки к изучению и «магического сопровождения» их выполнения. Вероятно, всё это когда-то могло придать «процессу обучения» присутствие некой «тайны», а сами движения сделать «тайными движениями» – скрытыми от непосвящённых. И так как физическая форма движения Материи была «предложена» как ключ к Тайне, то и сама «форма» могла стать «тайной» (и в смысле «чем?», и в смысле «какой?»). И тогда, действительно, зачем надо было кому-то познавать Тайну Движения, если сами движения и были как бы «главной тайной», скрытой от «посторонних»!? «Тайной», которую надо было «получить», «выучить» и, не искажая, «понести дальше»!? Возможно, поэтому со временем ритуалы и «утратили уже стимулирующее значение», а соображения (желание) «практичности» как бы укоренило назначение движений (и, возможно, их «тайну») в области материального, исключив «всё остальное».

Однако, давайте, во-первых, заметим, что, «Движение, «окрашенное» желанием или идеей, не может удержаться в Духе и проваливается в Материю, возмущая в ней соответствующие планы – астральный и ментальный» [1]. То есть, становится в чём-то «движением Магии».

А, во-вторых, посмотрим, что же могло быть этим «всем остальным», если говорить более обще, имея в виду феномен «восточных оздоровительных систем и боевых искусств» вообще? Возможно, здесь мы «углубляемся» в сферу предположений, поэтому позволим себе считать их только «рабочим предположением». Так, «очевидно» будет предположить, что знания, содержащиеся в древних школах, были призваны помочь ученику не просто освоить какую-то «эффективную технику», но изначально были направлены на познание Мира, его Законов и налаживания гармоничных взаимодействий на этой основе – это могло составлять, так сказать, сакральную сторону Учения или «сакральные Знания» Школы. Именно такое неразрывное единство делало очень эффективной (в широком смысле) «практическую составляющую» и обеспечивало осуществление на практике «теоретических основ».

Выделение части, нарушение такого «цельного состояния», вероятно, делало «теоретическую часть» в значительной мере «абстрактной», способной придать обучению некий «мистический флёр», что, кстати, и практическую часть в её прежнем виде часто переводило из разряда «эффективной техники» в, большей частью, «эффектную». Как пример – появление сугубо прикладных стилей единоборств, очень практичных и адаптированных к современному восприятию и назначению «реального боя». Эта ситуация, в какой-то мере, уже рассматривался в наших работах [8], поэтому просто напомним, что «сакральные знания» древних Школ описывали состояние прежнего Мира, его Познания и взаимодействия с его планами, когда выражалась «только форма, внешняя сторона опыта ДРУГОГО Времени» [1].

Что же происходит, если меняется само Время, и Мир становится другим? Скорее всего, знание «прежнего» перестают работать в «Современье», становятся в чём-то «абстрактными», в чём-то «раритетом», если… если только кто-то или что-то не введёт их для человека в Новое Время, в Настоящее и сделает их Со-Временными. Видимо, для этого и потребовался тот «шаг дальше», о котором мы уже с вами говорили! Тогда, действительно, в «противопоставлении» нет никакой особой необходимости, – Стиль Духа ничему не противостоит и ни с чем не борется, а предоставляет новый уровень и новую возможность развития, «продолжая своей жизнью Путь и Жизнь Великих Мастеров» [1]!

Кроме того, поскольку Познание в Стиле Духа заменяет привычные «ритуалы», которые «уже утратили стимулирующее значение», то тем самым самим Знаниям возвращается «утраченное значение», а Школам и их Учениям –  их «изначальное Единство». А «продолжение магической линии»… По сути, линия на развитие традиционных Школ «продолжением», вероятно, и есть «магическая линия», которая, по «большому счёту», при реализации будет становиться Магией (движением в Материи), а её «школьное» присутствие в Новом Времени будет «попыткой» заменить собой Познание Тайны.

Выходит, мы были в чём-то правы, когда рассматривали ситуацию с точки зрения особенностей ТОГО (старого) Времени. А что изменилось? Смена Времени, конечно же, дала новый взгляд «на тему»: так, например, «тайные движения», судя по всему, перестали быть «тайными», поскольку оказались как бы «у всех на глазах», – достаточно посмотреть на книжные полки в магазине или «зайти» в интернет. Но, при этом, само понимание Тайны, пожалуй, освободилось из «прежней вынужденной формы» и внесло Новую Суть в понимание «тайных движений» – это те движения, которые, во-первых, ведут к Тайне, и, во-вторых, являются «движениями Тайны» [8]. И были как бы заменены «ключи к Тайне» – так, не просто «физическая форма движения Материи», а Познание (её Законов в том числе) может вывести человека к Тайне и правильно с ней взаимодействовать. В противном случае, современный тезис о необходимости перевода движения Энергии в движение Тайны (Гоч В.П., Кулиниченко В.Л.) исключал бы задачу познания и развития Тайны, сводился бы к её фиксации в «тайной форме» и «передаче дальше». Однако вряд ли это было бы то «дальше», о котором говорится в «Книге Силы»!

«Время – высший судия делам человека и то, что уже проверено самим Временем, принимается безоговорочно. Но! Часто принимается только форма, внешняя сторона опыта ДРУГОГО Времени, ибо содержание (сама жизнь) уже ушло из него. Так случилось и с восточными системами оздоровления и боевыми искусствами, принимаемыми на веру… (выделено нами – авт.)» [1].

В чём же ещё можно будет увидеть разницу, имея в виду движение Энергии и движение Тайны? Ну, например, в том, что движение Энергии (в случае отсутствия Тайны), собственно, не нуждается в своём познании – здесь гораздо «важнее» будет её «накопление и перераспределение». И, кроме того, такое познание было бы познанием Иллюзии. «Кроме того мы меняем метод работы с Ци: от прямой работы с Ци мы переходим к прямой работе с Силами; от познания Иллюзии мы переходим к познанию Реальности, к познанию Божественного Плана…» [1].

А Тайне? Что нужно Тайне? – Ей необходимо Познание, поскольку наличие именно такого взаимодействия с Тайной может означать организацию её Движения.

Не «формально» о Силе духовной и «не очень»…

Ну ладно. А вы, наверное, обратили внимание, что кроме как о «физической форме движения Материи», о «Тайне искажённой» и «жизни убогой», в приведённой выше цитате ещё говорилось и о «силе бездуховной и ущербной». Это-то как понимать? Поскольку нас интересует практика комплексов, то этот аспект может играть довольно существенную роль! Что же, надо «разбираться»…

Давайте напомним, что исследовать вопросы «Формы Движения» и её места в практике комплексов «Книги Силы» мы решили на фоне сопоставления системы Стиля Духа с системами восточных школ единоборств вообще (заочно) и конкретной системой комплексов «формальных упражнений», описанной в книге Карлоса Кастанеды [7]. И, как оказалось, в этой связи речь может идти о появлении Нового Времени и новых подходах, которые следует применить в Познании и взаимодействии с Миром.

В целом, такие «опорные понятия» как «Сила», «духовность» и даже «Дух» фигурируют в сопроводительных текстах к обеим исследуемым системам. И тогда нам, пожалуй, стоит рассмотреть два момента. Во-первых, надо всё же понять, причём здесь может быть «форма движений» комплексов и Сила, и, во-вторых, по возможности сопоставить, что в этом отношении нам предлагается осуществить в каждой системе при реализации комплексов физических упражнений.

Надо сказать, что ранее мы с вами уже высказывали предположение о символическом характере движений комплексов, – например, комплексов Стиля Духа. Такая тема, вероятно, заслуживала бы «отдельного разговора», но в рамках этой нашей работы мы давайте обратим внимание вот на что:

«Символ, начертанный где-либо, не является простым изображением – он является Словом. …А Слово является Силой. Можно сделать вывод, что не только сами символы проявляют силу, но и движение по их начертанию или прочитыванию, так как это движение происходит при помощи слов. Будучи единожды вызванной, сила проявляется через любой начертанный где-либо символ (выделено нами – авт.)» [1].

Кстати, отметим, что «словесное описание» комплексов в «Книге Силы» включает и относится не только к описанию «внешних движений», но и к их «внутреннему содержанию». И такое «присутствие Слова» как символа выполняемых движений, объединяет их в «единое Движение», не разделяя на внешнее и внутреннее, делает его более эффективным, увеличивая «мерность действия».

Итак, Символ – Слово, в том смысле, что является Силой! И тогда, принятая как символ и понятая в этом качестве «форма движений» комплексов тоже может представлять собой Силу, и проявлять Силу, поскольку выполнение «формы движений» комплекса можно сравнить с их «начертанием в Пространстве». Другими словами, обретение движением своей формы – «начертание символа» – действительно способно проявлять и становиться Силой! И что? Какой же может быть эта Сила, – она что, всегда «одинаковая» или нам это «без разницы»? Нет, похоже, разница всё же есть, и довольно существенная. Вот убедитесь: «Любая деятельность и любые движения человека, положение его тела, внутреннее движения души и ход мыслей проявляют силы – силы разрушения или созидания (выделено нами – авт.) [1]».

Выходит, Сила, кроме того, что она может «проявится» более или менее «мощно», может быть направлена на созидание или разрушение, что соответственно делает её либо силой созидания, либо силой разрушения! Тогда, проявляя «силу разрушения», может ли сам человек избежать её разрушительного действия? Возможно, что на какой-то период и да, – пока будет «нужда» в самом человеке, и только! Так «Силе не нужен был конкретный человек – её нужен был ПОБЕДИТЕЛЬ. И Сила никогда не проигрывала в боях, проигрывали люди, и они после этого безжалостно отбрасывались Силой (выделено нами – авт.)» [1].

Что ещё можно в этой связи отметить, на чём ещё может «проявиться» такая, как оказалось, существенная «разница»? Например, могут ли «силы созидания» быть получены и задействованы «не осознанно»? Скорее всего, нет! Значит, для проявления таких сил человеку не обойтись без их познания! – собственно, на это-то и обращает наше внимание автор «Книги Силы».

«В связи со сменой эпох встала необходимость оценки работы элементов систем единоборств, отбора того, что помогает духовному росту, и отбросить то, что проваливает человека в низшие вибрации. Мы должны уже не просто накачивать мышцы, но и ЗНАТЬ, ЧТО мы проявляем в Мир через себя (выделено нами – авт.)» [1].

А «силам разрушения» – нужны ли им осознанные действия человека? Вообще, «заинтересованы» ли они в том, чтобы человек их «знал», или только в том, чтобы он их «проявлял»? Ну, если человек будет ЗНАТЬ, ЧТО он проявляет в Мир, то, как минимум, у него хотя бы появится возможность выбора: по своей воле проявлять их или нет!

Кстати, что там, с этой точки зрения, происходит в практике «шаманских комплексов»? Давайте обратимся к тексту книги: «Древние маги полагали, что в состоянии повышенного осознания эти движения совершаются спонтанно, под действием некой силы, помимо человеческой воли вызывающей в телах магов столь странный эффект (выделено нами – авт.)» [7].

Из приведённой цитаты следует, что действия человека осуществлялись, во-первых, под действием «некой силы» и, во-вторых, «помимо человеческой воли». Вероятно, определение «некой» говорит о том, что эта сила оставалась для человека «неузнанной», и, соответственно, человек «не знал», что он проявляет через себя в Мир. Хотя в условиях старого Времени это могло носить и достаточно «естественный» характер, когда главным для большинства адептов могла становиться уже упомянутая «практичность» – сущностная по своей природе, как достижение «собственных целей» часто «за счёт» окружающего мира. Говорить о совместной пользе для них «за счёт» движений человека, по-видимому, даже не приходилось. Почему?

Мы напомним, что рассматривая различные системы физического, духовного и ещё «какого-то совершенствования» надо учитывать Время появление большинства систем и определяемые во многом им возможности и особенности «функционирования» – они создавались и были адаптированы к условиям и состоянию Мира «того Времени». Это о нём было написано: «Мир, каков он есть, – Мир падающий, потому что Вектор Творения направлен на воплощение Духа, на уплотнение Его, то есть, направлен вниз. И укрылся Дух в Материи, раздробилась-рассыпалась Истина в бесчисленных связях-отношениях, только отблескивая игрой Законов (выделено нами – авт.)» [2].

И поскольку «Мир падает, увлекая за собой обыденные дела и мысли человека, философские и религиозные системы» [2], то практически все системы, помогая человеку обрести гармонию с «падающим Миром», по сути, помогали Миру, так или иначе, падать «через человека»! И что, что-то изменилось для нас «с тех пор»? Ну, во-первых, изменилось само Время и направление его движения. Во-вторых, изменился – стал Новым Мир. И, значит, гармонизация движений человека с движением Нового Времени означает очевидную пользу уже не только ему самому. При этом сами задачи Стиля Духа в «отношении человека», собственно, как бы и не сильно изменились, и вполне узнаваемы: «Целью данной работы является создание таких систем упражнений, которые помогут устранить полевые нарушения, обрести здоровье (выделено нами – авт.)» [1].

Однако же, изменения и существенные можно увидеть в другом: исходная позиция рассмотрения задачи «обретения здоровья» и основание для её осуществления «лишились» своей сущностной потребительской направленности. Это так, поскольку «Упражнения помогут человеку войти в поток Нового Времени, раскрыть источник Ци во взаимодействии человека и окружающей его Природы, и таким образом оказать благотворное воздействие как на самого человека, так и на Природу. Только так можно предотвратить экологическую катастрофу на Земле (выделено нами – авт.)» [1].

Однако, вот вопрос: как выполнение формы упражнений человеком (вроде бы, всего лишь!) сможет оказать «благотворное воздействие на Природу» и т.д.? Давайте пока отметим для себя эту особенность Стиля Духа и практики комплексов «Книги Силы», и поговорим о ней более обстоятельно в другой нашей работе. А может быть, вы решите самостоятельно рассмотреть этот момент и даже поделиться своими «соображениями» с другими читателями?

Хорошо, что же тогда в Стиле Духа предлагается человеку взамен действия и проявления «некой силы». В чём «альтернатива» и новизна подхода? Давайте обратимся непосредственно к тексту книги: «Эта книга названа «Книга Силы», во-первых, потому, что упражнения по управлению энергией Ци создавались на основе знания направления силовых векторов, поднимающих человека верх в духовном развитии; во-вторых, именно движения, совпадающие с направлением Эволюции, раскрывают человека и, по мере его готовности, выводят на силовые взаимодействия со Временем и энергией Вселенной, раскрывают творческую силу мысли (выделено нами – авт.)» [1].

Обратите внимание, что упражнения создавались и «классифицировались», во-первых, именно из «знания», и, во-вторых, исходя из знания силовых векторов, поднимающих человека «вверх в духовном развитии». Другими словами, движения Стиля Духа создавались не только для «управления энергией Ци», – они формировались как определённое направление Движения для человека, которое он может актуализировать «выполнением формы» (движением) предложенных комплексов. Кроме того, речь уже идёт не просто о проявлении и действии «некой силы» через человека, но о её трансформации и преображении человеком: «Цель наших упражнений – научить обуздывать силы, для чего от чисто энергетических методов управления силами мы переходим к непосредственному проявлению сил через движение, то есть выходим к источнику любой силы (выделено нами – авт.)» [1].

Обратите внимание, речь идёт не о борьбе и о «победе над силой», а именно об её «обуздании» – то есть о трансформации и сознательном проявлении сил через человека. И поскольку предлагается «проявление сил через движение», то благодаря направлению действия (движений) комплексов, силы получают направление для своей работы и своего развития. Так, «Научившись видеть движение и знать его последствия, мы предлагаем упражнения, составленные в соответствии с движением Духа» [1]. Вот, пожалуй, та основа, опираясь на которую нам предлагается решать задачу обретения здоровья человеком. Причём, само здоровье трактуется уже с более высоких позиций: кроме хорошего состояния и функционирования физического тела человека оно включает и объединяет его более тонкие составляющие, духовность, развитие со-знания и творческое со-участие в развитии Мира.

Здесь мы можем найти и увидеть задачу «познания тайного смысла упражнений»: «Человек должен научиться взаимодействовать с силами, которые поднимают его к Духу; должен научиться распознавать их, чтобы безбоязненно и осознанно открыть дорогу Духу в свою жизнь, позволяя Духу творить через каждое наше движение (выделено нами – авт.)» [1].

Но позвольте, прямо или косвенно, «комплексы шаманов» тоже были призваны «управлять энергией» и как-то развивать человека – говорится же о «повышенном осознании»! Кроме того, в их описании тоже говорится о «Духе», о восстановлении связи и о взаимодействии с ним!

Вот, к примеру: «Магия этих движений заключается в малозаметных, мимолётных изменениях, которые постоянно происходят с теми, кто их практикует. …Эти непостижимые перемены – не что иное, как прикосновение Духа. Как будто практикующие, выполняя магические пассы, восстанавливают прерванную когда-то связь с силой – и она начинает поддерживать их и подпитывать (выделено нами – авт.)» [7].

Итак, в практике шаманских комплексов восстанавливается когда-то прерванная связь с Силой, питающей и поддерживающей человека. И поскольку говорится, что, инициированные ею перемены, «не что иное, как прикосновение Духа», то, очевидно, сомнений и не должно возникать – восстанавливается связь с Духом! Ну, и тогда «что не так»!? Разве не это, так или иначе, заложено в практику комплексов самой «Книги Силы»? Видите ли, есть несколько моментов, которые заставляют нас более тонко подойти к этому вопросу.

Во-первых, мы, вероятно, вправе предположить два уровня взаимодействий человека с одним Явлением – «Духом». Здесь прослеживается некоторая аналогия с раскрытием Источника Жизни (ИЖ) человека. Так, Теория Причинности отмечает два этапа его раскрытия.

  1. – Когда Дух человека ещё не пробудился, ИЖ преобразуется в жизненную энергию, духовные побуждения, движения человека.
  2. – Когда пробуждается Дух человека, он напрямую питает жизнь человека во всех аспектах.

Если наша аналогия верна, то на первом этапе при подключении и «восстановлении прерванной когда-то связи» с Духом он действительно может видеться и использоваться как Источник энергии для человека, что уже по себе хорошо, поскольку сам Источник «не вызывает нареканий». Однако следует принимать во внимание «условия» и возможный результат такого взаимодействия с собственным Духом. «Но Дух не может оставить форму, потому что только через форму и формой возможно его совершенствование. Поэтому Дух жертвует собой, изливая себя форме, но радуется при этом форма, а не Дух. И пока форма способна воспринимать излияния Духа, он побуждает её к совершенствованию. Когда же форма становится непригодной, Дух оставляет её и форма разрушается – нет больше силы, поддерживающей её (выделено нами – авт.)» [2].

Поэтому считать задачу «духовного и физического совершенствования» человека завершённой на этом этапе будет как-то неосмотрительно. Тогда как на втором возможном этапе мы вправе предположить уже прямое участие «пробуждённого Духа», а не просто использование его только в качестве «Источника ЦИ». «Став действующим духом, Человек приступает к Со-Творению Мира – прокладывает Новый Путь и проявляет Собой Божественную Жизнь» [2].

Ну, что же, это означает, что человек должен уже не просто «наладить связь», а сам двинуться к Духу: встать на Путь, наладить Познание и наработать Со-Знание, в котором раскрывшийся Дух может обитать и действовать. Помочь вам в решении этих задач, в обретении «стиля собственного Духа» [1] – на это и должна быть ориентирована практика комплексов и упражнений «Книги Силы». Вот только восприятие их, как оказалось, должно быть не только «по форме», а выполнение не просто «формальным»…

Далее, наверное, будет правильным обратить ваше внимание ещё на один момент, касающийся «восстановления связи с Духом» и «поддержки и питания» им человека. Сначала надо кое-что уяснить относительно самого понятия «Дух». Так, «Дух – это творческий потенциал, который может творить, и нет разницы в том, чистый он или нечистый. Чистый дух отличается от нечистого направлением действий. Чистый дух творит гармонию и материю более лёгкую по вибрациям, излучает свет, в котором формирует форму жизни (так было в Раю). Нечистый дух имеет тяжёлые вибрации, а характер его воли определяется управлением из прошлого (выделено нами – авт.)» [4].

Давайте, из соображений корректности, наши дальнейшие рассуждения «адресуем» не какой-то определённой системе (что потребовало её более глубокого рассмотрения), а как бы соотнесём со всеми системами духовного и физического совершенствования «в принципе»…

Итак, если системы, созданные в Прошлом, были адаптированы к Прошлому, или если вновь создаваемые системы напрямую обращаются в своём развитии к опыту Прошлого («подчинены» Прошлому), то чем же тогда будет определяться характер «проявляемой помимо человека воли»? – Вероятно, тем самым «управлением из Прошлого»! И, если что-то происходит помимо воли человека, то мы вправе предположить действие какой-то другой воли! В данном случае – воли, характер которой определён как «управление из прошлого». Это может означать, что «подчинение себя» прошлым системам, «помимо воли человека» несёт ему более тяжёлые вибрации, несмотря на заявленные «подпитку и поддержку»: «И пока человек исправно служит тёмному духу, тот заботится о нём: и о здоровье, и об успехе. Но как только форма износится или произойдёт какой-то сбой в «службе», тёмный дух бросает человека, у которого будущего уже НЕТ. Форма уничтожается, причём чаще всего через несчастный случай (выделено нами – авт.)» [2].

Возможно, поэтому было написано: «Существующие восточные системы создавались в СВОЁМ Времени и для НАШЕГО Времени непригодны, даже ОПАСНЫ (выделено нами – авт.)» [1].

Что же мы можем понять из сказанного, что «сформулировать» для себя? Ну, вот например: поскольку Дух есть Творческий Потенциал, проявления которого могут иметь разные направления, то человеку надо, во-первых, знать, что он проявляет, во-вторых, проявить, всё-таки, свою волю, и, в-третьих, придать ей соответствующее направление. Так, что ли? Ну, во всяком случае, «похоже»… Тогда, как же человеку это выполнить в процессе занятий комплексами Стиля Духа?

Что же, давайте опять обратимся за «подсказкой»! Как ранее мы уже отмечали, движения комплексов «Книги Силы» могут иметь символический характер, и, значит, требуют к себе творческого подхода. Следовательно, выполнение комплексов может быть охарактеризовано как творческое раскрытие в процессе своей деятельности символического содержания движений комплекса – как процесс «символотворчества» на основе комплексов. Так вот, «…для конституирования символотворческого процесса необходимым является единство трёх моментов: (а) духовные акты; (б) их наложение на материалы телесности; (в) синтез первого и второго – направленное волевое действие (выделено нами – авт.)» [5]. В целом, познание «тайного смысла упражнений», «Законов Силы», наработку Со-Знания мы, безусловно, можем считать «духовными актами», которым движения комплексов дают возможность «их наложения на материалы телесности». Это позволяет нам говорить об особом значении именно «практического выполнения» комплексов «Книги Силы» в познании Стиля, и некоторой «ущербности» только «теоретического знакомства» с материалом. Это действительно так, поскольку «акты духовности в символотворческой деятельности «активизируются» только в момент действия(выделено нами – авт.)» [5].

И всё же… Признаем, что комплексы движений, предложенных шаманами, даже в современной трактовке, не «отягощённой ритуалами», тоже ведь могут иметь символический характер! И, может быть, нам надо «посмотреть» – тут-то в чём «разница»?

Давайте воспользуемся ещё одним определением понятия «символ»: «Являясь проекцией высшего, целого, многомерного – в низшее, трехмерное, примитивное, символы служили и служат объектом поклонения или медитации» (Л.Мельников). Обратили внимание, «являясь проекцией высшего», символы и ранее, и даже в наше время выступают, в основном, в качестве «объектов поклонения и медитаций». То есть человек может взаимодействовать не с Высшим, а с его проекцией в «низшее и примитивное», и способ такого взаимодействия – поклонение. Кроме того, мы с вами определили, что «начертание символа» придаёт ему форму, воспроизведение которой в движении становится Силой. И «Символ, который воплощается и обретает плоть, становится Силой самой по себе (выделено нами – авт.)» [4]. Другими словами, становится той «некой силой», требующей не познания, а, образно говоря, «поклонения» себе.

Вряд ли это как-то предполагает её добровольную трансформацию, и вряд ли она допустит какого-то «трансформационного насилия» над собой со стороны человека, – скорее сама «использует человека», свобода которого её будет мало «интересовать». А проявить свою волю человеку будет уже довольно затруднительно, поскольку действовать-то она будет, как было отмечено, «помимо воли человека»: «Такая Сила имеет свободу и ей всё равно с кем тягаться. Сила любит силу, подчиняется силе воли, но свободу воли не понимает и не откликается на неё» [4].

Значит своеобразным «оберегом» от неблагоприятного развития ситуации будет, организация человеком процесса Познания, в чём значительную помощь и поддержку может оказать изучение и практика комплексов «Книги Силы», которые «…создавались на основе знания направления силовых векторов, поднимающих человека верх в духовном развитии…» [1].

Так, хорошо. Ну, а что же третий пункт указанного конституирования – «направленное волевое действие»? Для него, оказывается, нужен «синтез первого и второго», – вряд ли это могут быть как-то «по отдельности» взятые «познание» и «выполнение» комплексов. Что же это может означать? Возможно, в нашем случае, такой «синтез» можно было бы представить как включение познанного человеком в свою деятельность и его действия, исходя из познанного. Однако, что касается выбранной нами темы, то у нас, пожалуй, появляется возможность сделать важный для практики Стиля Духа вывод: так выполнение комплексов, приведённых в «Книге Силы» само по себе становятся направлением Волевого Действия и самим Волевым Действием!

Ну, что же, вот как всё «обернулось»… Пожалуй на этом мы можем завершить нашу первую «беседу о Форме», которой мы всего лишь «положили начало» рассмотрения этой темы в практике Стиля Духа! Мы её обязательно продолжим, возможно, на сайте, либо в каком-то отдельном издании. И, кроме того, говоря о Форме, есть смысл поговорить о её совершенствовании, о Содержании и Сути. И, конечно, о Состоянии, поскольку оно тоже является Формой и занимает довольно большое место в практике комплексов Стиля Духа. А ещё в тексте нами упоминались Сила и Движение – вряд ли будет правильным, если мы обойдём вниманием эти темы… Так что давайте «будем посмотреть» дальше. (Опять это «дальше»!)

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Максимы Тотальности. – Ростов-на-Дону: Элиньо, 2008.
  4. В.П. Гоч. Энциклопедия Причин. Т. 3. Время. Пространство. Иррациональный Мир. – Ростов н/Д: Издательство «Эльиньо», 2009.
  5. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Жизнь и Причинность: методология взаимодействия и познания. – К., Сфера, 2004.
  6. Гоч, Кулиниченко. Книга Со-Бытия. – К.: Сфера, 2010.
  7. Карлос Кастанеда. Магические пассы. Практическая мудрость шаманов древней Мексики. Пер. с англ. – М.: София, Гелиос, 2001.
  8. Хворостов С.В. Учебное пособие «Теоретический и методический аспекты Стиля Духа». – Баку: Мутарджим, 2012.
  9. Хворостов С.В, Евсюкова С.В., Горбунова Т.И. Человек и Стиль Духа или «Стиль Духа» Человека.
  10. Хворостов С.В. Мастера вызывали?…
  11. Хворостов С.В. Организация начала занятий.