С.В. ХВОРОСТОВ
Т.И. ГОРБУНОВА
Для начала давайте определимся с тем, что, собственно, означает такое заглавие для нашей статьи. Например, в нём можно увидеть как бы противопоставление «женской силы» «силе женщины». А может, имеется в виду определение «женской силы» как «силы женщины». Или это вообще два определения для обозначения одного и того же явления… Наверное, прежде чем строить предположения надо бы как-то разобраться в самих понятиях. Пусть хотя бы для того, чтобы просто иметь возможность пользоваться ими в нашей работе. Сразу скажем, что нет особого смысла «глубоко погружаться» в эту тему, поскольку обращаемся мы к ней по «необходимости», так как предполагается поговорить об особенностях восприятия женского комплекса «Вспаханное поле».
Как было уже отмечено в предыдущих работах, показывать новые возможности изучаемых комплексов, нарабатывать свою состоятельность в их осуществлении удобно при взаимодействии с «10 Пределами». Это – первый комплекс, и ему первому как бы «предстоит» принимать на себя задачу наработки нового «качества Движения», которое уже далее можно «инвестировать» в остальные комплексы «Книги Силы» [1]. Кстати, этот комплекс, кроме удобства в наработке «общей состоятельности», на любом уровне мастерства человека может иметь очень широкое самостоятельное значение – этакая «рабочая лошадка» или лучше сказать «помощник человека» и надёжный «инструмент» в его деятельности.
Однако надо сказать, что каждый комплекс обладает своими особенностями и поэтому при их разучивании человеку ещё надо адаптировать новые способности к задачам комплекса и нарабатывать некие «специфические умения». О них, кстати, мы и предлагаем поговорить в отношении женского комплекса «Вспаханное поле».
Вот, скажем, то, что в результате его осуществления у адепта должны появиться состояния «счастья» и «лёгкой радости», может говорить о наличии не только материальной (очевидной) составляющей комплекса, но и о более тонких и. возможно, более важных взаимодействиях. Например, об обретении женщиной своей сути и восстановлении своей Изначальной Силы.
Это действительно важно, поскольку «женщина перестала владеть своей сутью и её изначальная сила разрушилась и суть разлилась во вне (выделено нами – авт.)» [6].
Поскольку «Сила – предельная фаза сакральных Вещей» [8], то сама по себе возможность и задача комплекса работать с Силой, во-первых, делает его «сакральной Вещью». А во-вторых, выводит на «активные позиции» обязательное присутствие в работе комплекса Тайны, – это постольку, поскольку «Суть женщины – во вмещении Тайны…» [6]. И так как речь идёт о «полноценном» практиковании комплекса, то, с нашей точки зрения, некоторые «позиции» есть смысл рассмотреть более внимательно.
Тем более что «Женская сила – превращённая форма Материнской Силы (выделено нами – авт.)» [8], и в случае незавершённости формирования её изначального образа она фактически будет являться «незрелой силой», что проявится несоответствием её действия (и взаимодействия) Промыслу. В самом деле, «Незрелость Силы проявляется в несоответствии действия Промыслу и в незавершённости формирования во внутреннем мире изначального образа» [8].
Несоответствие действия женщины Промыслу может входить в противоречие с задачей Стиля Духа помочь в исполнении своего Предназначения. Вряд ли комплексы совсем уже не смогут или не будут помогать человеку. Но на первом этапе, вероятно, помощью станет приведение в «порядок» состояние женщины до уровня, когда смогут «включиться» более высокие составляющие «помощи». Однако в любом случае кому действительно можно будет помочь? Кому, например, можно помочь собирать урожай, строить дом или, скажем, варить борщ? – тому, кто сам делает это. В противном случае придётся делать «за него», а это как минимум, будет противоречить выходу человека на «со-трудничество» с комплексом.
Что же приобрела женщина вследствие «незрелости» своей силы и что «потеряла»? Как оказалось, она – женщина – «… приобрела способность быть везде, проникать во всё, кроме себя, и потеряла способность быть собой (выделено нами)» [6].
Если женщина «потеряла способность быть собой», то что можно сказать о характере проявляемой ею силы? Вопрос не «праздный», поскольку её Изначальная Сила оказалась «разрушенной», что и обернулось для неё «сомнительными приобретениями» и «досадными потерями». Это, вероятно, сказалось на характере её участия во взаимодействиях, причём даже в очень тонких моментах, которые обычно трудно «отследить».
В своё время, на первых встречах со «специалистами», мы с удивлением увидели, что некоторые из них предлагали «улучшить» (!) комплексы «Книги Силы». Причём, это были именно «женские инициативы». Возможно, таким был результат «проникновения» в комплекс вместо «вхождения» в него. А вот «входить-то» в него оказалось и некому, поскольку способность «быть собой» женщина «потеряла»…
Итак, «входить» в комплекс «Вспаханное поле» надо «женщиной». Как же тогда женщине удержаться от проникновения в комплекс? Вопрос для многих может быть достаточно серьёзным, причём, не только для «начинающих».
В любом случае, чтобы «в будущем» не испытать разочарования, не стоит придумывать «что-то своё», поскольку полнота исполнения и его результат будут зависеть от выполнения авторских условий по сути, а не только по форме. Хотя, здесь-то и могут возникнуть «трудные вопросы», поскольку «женщина перестала владеть своей сутью и её изначальная сила разрушилась и суть разлилась во вне (выделено нами – авт.)» [6]. Выходит, суть как бы «вылилась» и, наверное, её надо как-то «вернуть». Вот только следует ли нам чего-то искать «во вне»?
Мы имеем в виду, что поиски «во вне» своей сути, скорее всего, опять приведут к какой-то «форме». Может ли помочь в этих «поисках» форма «женского комплекса»? Мы считаем, что да, но при условии участия и со-трудничества с ним самого человека. «В скобках» добавим, что «женщина – тоже человек» и это далеко «не шутка», поскольку комплексом могут решаться совместные задачи. Так, «Мужчина и женщина. Взаимодействие мужчины и женщины – основа многомерного континуума существования и осуществления Человека» [8]. Но об этом – в следующий раз…
Итак, женщина перестала владеть своей сутью. Её суть, как мы выяснили – во вмещении Тайны. Значит, женщина перестала вмещать Тайну, и это стало «проблемой»!? Такой «отказ» от вмещения Тайны наверняка должен был сказаться на возможности познавать Тайну. Непринятая и непознанная Тайна разлилась во вне – «наружу» и, возможно, поэтому у женщины появилась способность или необходимость «проникать (просачиваться) везде» – другими словами, проникать во «внешнюю тайну» или «тайну внешнего» – так сказать, «тайну формы». При этом, Изначальная Сила «по сути» оказалась разрушена. В этом случае «прямое взаимодействие» – по «сути» – с силой женского комплекса (и другими комплексами «Книги Силы») без участия его «формальной стороны» было бы тоже искажено соответственно искажённой природы женщины.
Вероятно, в этом случае у неё появляется соответствующая «способность» самой как-то «выбрать» – «нашептать себе» – «свою дорогу». Однако не стоит себя обманывать и «впадать в иллюзию», – во-первых, она не стает для женщины Путём, а во-вторых, станет «путём испытаний». Заметит ли эту «метаморфозу» сама женщина, ведь в жизни у неё, возможно, будет всё далеко не «так плохо». Во всяком случае, «внешне»… Что же, может быть, но тем не менее «Искажение природы женщины нашёптывает ей о «своём пути» и, если женщина пойдёт по нему, то выйдет на путь испытания, и её дорога будет проходить где-то в другом месте и времени (выделено нами – авт.)» [6].
Поскольку дорога будет «не там» и «не тогда», то женщина вступает на дорогу случая и случайностей, так как «запланированные» кармой встречи, может, и будут происходить, но не в «том месте» и в сроки, когда человек будет не в состоянии «адекватно» воспринимать их и использовать во благо. В этом случае события (даже «позитивные») в жизни женщины станут для неё испытанием или, в лучшем случае, «уроком» [1]. Другими словами, заявленное в «Книге Силы» исполнение Предназначения останется для женщины в «другом измерении».
И всё же у женщины есть ВЫБОР, поскольку сказано «если пойдёт по нему». И сделанный «верный Выбор» делает женский комплекс «Вспаханное поле» особым местом для обретения женщиной своей сути! Происходит вмещение Тайны и восстановление разрушенной Изначальной Силы женщины. Может, это странно, но, видимо, Сила Женщины имеет своё проявление в поддержке Пути Мужчины, – так, поддерживая его, она и сама как бы движется «за ним» и вместе с ним по Пути. «Мужчина способен действовать Тайной, которую постиг и сотворил, и должен предоставить её женщине. Путь женщины – быть за мужчиной и поддерживать его» [6].
Тогда какие ещё задачи в «свете сказанного» предстоит решить женщине, будучи «за мужчиной»? Вероятно, это вмещение «тайны Мужчины», а для этого его (и её) надо «принять». В чём же тогда может проявиться суть женщины? – Во вмещении этой Тайны, в том числе и той Тайны, которая относится к самой женщине. Это «спасёт» её от проникновения. Давайте об этом мы поговорим подробней при знакомстве с «мужским комплексом», а пока напомним, что «Мужчина – самотрансценденция Образа и Подобия Божиих» [8].
Теперь вот о чём. Как пользоваться предоставленными материалами при изучении комплекса «Вспаханное поле» и познании его Тайны? Несмотря на пока сравнительно небольшой объём сказанного, не следует сразу стараться полностью ввести его в свою работу, – ваше взаимодействие с комплексом может потерять «лёгкость». Кстати, ощущение лёгкости предлагалось нарабатывать слушателям курсов преподавателей отдельно от основной работы как дополнительный материал. В целом же, можно рекомендовать выбрать «эпизод», который на данном этапе есть возможность «вместить» женщине с помощью комплекса.
Что же практически может дать привнесение этой темы в практику занятий? Если наши рассуждения верны, то «осознанная» лёгкость при выполнении движений комплекса фактически может позволить через осуществление «символотворческой» работы заложить лёгкость прохождения трудных моментов в вашей жизни.
«Не бояться» Тайны
«… уходя дальше в духовное познание, всё больше будешь становиться Тайной» [5].
А теперь скажите, не «напрягает» ли вас наличие у комплекса Тайны, – ведь надо не только разучивать его «форму», но и дополнительно «что-то там ещё» познавать?! Знаете, просто выполнение внешней формы комплекса без каких-либо «тайных заморочек», в принципе, не «возбраняется», – это вопрос желания и запросов самого человека. Но, как мы отмечали ранее, и в этом случае необходимо соблюсти определённую «корректность» по отношению к комплексу и тому, что вы делаете. Во всяком случае, будьте, как минимум, довольны и благодарны за представленную возможность пусть «формального», но всё же общения с комплексами. В этом случае даже при самостоятельной работе простое исполнение комплексов может «подтолкнуть» интерес адепта к познанию «тайного смысла упражнений». Так, может, появится ряд «вопросов к комплексу», без того или иного ответа на которые появится чувство некой «ущербности» занятий. И лучше, чтобы ответы появлялись в результате познания, а не «придумок» самого человека, ведущих его к мистике, – она «подменит Тайну» некой «таинственностью», всё примет и объяснит собой, оставив человека перед «неизвестностью».
Вряд ли стоит углубляться в эту тему. Отметим только, что восприятие Тайны просто как чего-то «неизвестного», о чём вам «расскажут», не только не соответствует реальности, но может и «напрягать» человека. Пожалуй, само понятие Тайны, которая «требует» своего познания, будет подменено ожиданием раскрытия неких секретов, которые обеспечат человеку «успех». Всё это говорит о том, что не стоит «пугаться Тайны», её наличия при взаимодействии с комплексами. Всё с «точностью наоборот» и, похоже, её наличие может быть условием наработки «иррациональной Силы» человека (В.П. Гоч)
Однако чтобы Тайна нарабатывалась во время исполнения комплекса, вероятно, она сама должна работать вместе с человеком и комплексом, входя в совокупное Движение исполнения Предназначения человека и комплекса, – при этом происходит «отаинствевание Тайны» (В.П. Гоч). По-видимому, при этом (этим «действием») восстанавливается суть женщины – напомним, что «Суть женщины – во вмещении Тайны…» [6].
Появляется Тайна, которую женщина должна познавать и вмещать не просто как некий «дискурс», но своим состоянием и своей сутью. Женщина начинает проявлять Жизнь, поскольку Тайна – «сакральное Жизнетворение», а «Жизнь – движение Тайны» (В.П. Гоч).
Это делает исполнение комплекса для вас – всегда новым. Это важно, поскольку «Тайна присутствует в НОВОМ, а её новое познание делает её неисчерпаемой и задаёт ей движение, организуя жизнь… (выделено нами – авт.)» [7].
Осуществляя комплекс, женщина по своей сути (а она – во вмещении Тайны) будет нести Жизнь, – это, во-первых, может делать «живым» сам комплекс, что позволяет человеку взаимодействовать с ним как с «живой системой». А во-вторых, «оживлять» то, с чем человек будет встречаться в свой жизни. Так, «С нашей, безусловно, предвзятой, точки зрения, разделение на живое и неживое – самое принципиальное и важное разделение предметов Вселенной, которое только можно вообразить» (Айзек Азимов).
Кроме того рекомендуем отказаться от проявления нетерпения или агрессии по отношению к «неудачам». Правильнее будет, если в момент начала и завершения комплекса ощущать иррациональность момента. Вероятно, сделать это для начинающих будет непросто, так как женщина (увы!) в большинстве случаев «не выносит» иррациональности. Так, «Проникновение характерно для женщин. У каждой женщины при выходе в Духовный Мир срабатывает сила женской природы, которая стремится захватить Иррациональное. Попытка захвата Иррационального приводит к его исчезновению» [6].
Чтобы избежать такого развития «событий», постарайтесь хотя бы в момент «начала» совместной работы с комплексом и после её завершения ощутить иррациональность момента. В целом же мы не рекомендуем перед осуществлением комплекса концентрироваться на мысленном повторении движений (для этого их нужно хорошо выучить) или мысленно «проговаривать» свои «ожидания» или «просьбы» к комплексу – это надо сделать «тайно» и «в Тайне», отпуская их «туда», где их «подхватит Движение Дао». Получается, что в «Начале комплекса» (возможно, в любом Начале) женщине надо научиться видеть Тайну, ощущать тайну комплекса и быть готовой её «вместить» – исполнение комплекса будет происходить «по его сути». Тогда такие знакомые и привычные движения становятся «тайными» и «со Временем» станут движением Тайны.
Тогда какие «характеристики» может приобретать Тайна в процессе осуществления комплекса? В самом начале – это «Тайна Начала», затем – Тайна Движения, Тайна совместных перемен комплекса и человека, и при завершении – это Тайна «Осуществления Тайны». В этой связи, несмотря на «требование» внутренней тишины, нельзя приходить к Началу «опустошённым» – произойдёт потеря необходимого состояния. Напомним, что «Пустота» это не просто отсутствие чего-либо (см. статьи на сайте). Кроме того, было отмечено, что сохранение Тайны даёт чувство покоя. Это означает, что Тайна в момент осуществления комплекса должна двигаться вместе с вами, – не следует «уходить от неё»
Фактически пока мы с вами рассматриваем лишь отдельные проявления «Бесконечности» того, что в состоянии вместить Тайна и что при своём осуществлении способно помочь сделать Тайну более высокой. Добавим только, что женщина сама является Тайной, в том числе и для себя. И значит, «наработка Тайны» в процессе освоения комплекса соответствует задачам, которые предстоит решать женщине с его помощью. «В любом явлении необходимо видеть Тайну: и когда мы работаем, познаём тайну, – Тайна от этого увеличивается, ибо сама работа есть Великая Тайна (выделено нами – авт.)» [7].
О чём не успели спросить…
Определение в комментариях к комплексу радости как «лёгкая радость» говорит скорее об её особом «состоянии», а не о её «слабости». Вероятно, здесь будет уместен термин «тихая радость». В своё время определение закономерного состояния как «лёгкая радость» привело нас к рассмотрению его места в практике комплекса и изучения Стиля Духа.
Ну, хорошо, а вот как быть «со счастьем», о котором в описании к комплексу говорится наряду с «лёгкой радостью»? Что, собственного говоря, это такое, если не ориентироваться на обыденное его понимание, вполне достаточное для обычной жизни обычного человека и видением «очевидного» Хотя, что здесь может быть «очевидным»!? – Разве что присутствие Тайны, наличие которой «легко» организует вам «ощущение радости» – вот и будет вам «лёгкая радость» (то ли «шутка», то ли «нет!). Но об этом в «другой раз»…
Что есть «особенного»
Особенностью комплекса (собственно, как и «10 Пределов») можно считать рекомендацию автора не прерывать его исполнение и не изучать «по частям». Когда-то на вопрос как в этой связи правильно заниматься со слушателями Василий Павлович сказал: «Вставай впереди и пусть они повторяют за тобой». Это же мы, в принципе, рекомендовали другим преподавателям. Однако, несмотря на наличие преподавателя, мы бы рекомендовали начинать практику комплекса (комплексов) с изучения авторского текста. С нашей точки зрения, это может сделать движения преподавателя более «узнаваемыми» и, кроме того, воплощение на практике изученного материала с помощью преподавателя «простимулирует» в этом случае ощущение во внутреннем мире «тайны комплекса». Момент интересный, но подробней об этом в следующих работах.
В целом, такое «знакомство» с комплексом можно осуществить как самостоятельно, так и в группе, когда описание комплекса зачитывает преподаватель. Насколько это может быть существенно для успешной работы? Мы специально не рассматривали этот вопрос. Но поскольку речь идёт о «начале», то, вероятно, лучше сделать таким «началом» для комплекса авторский текст, а не просто выполняемые преподавателем (при всём уважении!) движения. В принципе, момент может быть достаточно «тонким».
В «поисках женщины»
Творческие поиски» – самостоятельные или «групповые» – часто приводили к появлению своего «оригинального» взгляда не комплекс и его осуществление. Приведём примеры того, какие варианты выполнения комплекса нам довелось наблюдать во время работы со слушателями и преподавателями.
Группа (только женщины) располагалась широким кругом (кольцом) лицом друг к другу. Движения комплекса осуществлялись по направлению к центру, сжимая исходное пространство до минимума. Конечно, можно предусмотреть условия, когда такой способ реализации комплекса будет работать «на позитив». Однако его «недостатки» могут быть существеннее его «достоинств», поскольку сжатием кольца может происходить концентрация и уплотнение исходного состояния женщины. А оно, как мы ранее выяснили, может «желать лучшего».
Форма движений комплекса и направление силовых потоков, скорее всего, «купируют» появление возможных искажений, но стоит ли дополнительно «нагружать» его «необязательными задачами» и «отвлекать» от основной работы!? Вариант с «увеличением кольца» при движении группы «от центра» нами не рассматривался. Можете исследовать его самостоятельно, но в целом, мы бы не стали рекомендовать эти способы для введения их в свою практику.
Второй способ представляет собой «силовой вариант» выполнения комплекса, при котором каждое движение выполняется с большим «самосопротивлением» и напряжением мышц «антагонистов». Здесь надо понимать, что это не выполнение комплекса, а упражнения в «форме комплекса». В принципе мы проводили подобную работу при разучивании движений в основном с комплексом «10 Пределов» для «мышечной адаптации» к специфическим движениям комплекса. Кроме того, упражнение может в какой-то мере послужить «физической нагрузкой» для мышц. Параллельно мы предлагали слушателям отдельные движения и их связки нарабатывать в парах, преодолевая сопротивление, создаваемое партнёром. В целом, такая работа может быть «встроена» в ваши занятия как «дополнительная» при условии соблюдении меры, которая не допустит перекоса и подмены задач в познании Стиля Духа.
Далее отметим вариант, при котором комплекс выполнялся без перерыва (без паузы) несколько раз подряд. При этом завершение комплекса становилось началом его нового осуществления. Мы с «осторожностью» относимся к такому варианту, хотя и не «отвергаем» его полностью – ведь, например, подготовительные упражнения тоже могут выполняться подобным образом. Вероятно, как отдельное упражнение его можно было бы использовать, если суметь ответить на вопрос «для чего?». Впрочем, не рекомендуем «придумывать» несвойственные для такой работы возможности. В принципе, допустимо его использовать, например, для «разнообразия» занятия или снятия, в какой-то мере, нагрузки.
Следующий способ представляет собой вариант предыдущего, когда последовательно и без перерыва выполняются 2 или 3 комплекса, – например, «10 Пределов» и «Вспаханное поле». При этом завершающее Исходное Положение первого комплекса одновременно относится к Началу второго. Не будем повторяться с рекомендациями к похожим друг на друга вариантам. Однако отметим один важный, с нашей точки зрения, момент. Несмотря на то, что оба комплекса предназначены в помощь человеку для исполнения своего Предназначения [1], они решают в познании Стиля Духа свои специфические задачи. Поэтому, вероятно, должна присутствовать некая пауза, во время которой происходит смена направления для необходимого усилия. Так, «…чтобы терпеливо переносить все изменения в окружающее среде, а реагировать на каждое из них соответствующим образом, требуются усилия. «Совершение усилий» – достаточно тонкий момент…» (Айзек Азимов).
Величина паузы может определяться состоятельностью человека или возможностями группы – тогда её определяет преподаватель. Кроме того, при завершении движений комплекса, его работа может не завершаться и нужно выдержать определённую паузу для её осуществления. Видимо, такая же «пауза» присутствует при переходе и при смене направления движений в комплексе или, например, при переходе от одного Предела к следующему. Кстати, при известной состоятельности пауза может быть практически незаметна, поскольку осуществляется «внутри».
Следующий вариант, который встречался в нашей практике, это выполнение комплекса с закрытыми глазами. В принципе, его можно использовать для наработки координации и равновесия во время выполнения комплекса. Но представляется, что этот вариант работы можно было бы использовать более «интересно». Так, при определённой состоятельности можно наблюдать свои движения как бы «изнутри». Кроме того, может быть «перспективной» работа с самим как бы «внутренним пространством», которое ощущается и, возможно, видится «внутренним взором». Правда, пока мы не готовы подробно «расписать» такую работу и дать свои рекомендации, тем более для «начального этапа». Однако предлагаем «не увлекаться» и не «торопиться» опробывать сложный вариант упражнения на своих занятиях. Отметим, что комплексы следует осуществлять с «открытыми глазами», причём как в прямом, так и переносном смыслах…
На это мы и предлагаем вам направить свои «усилия». «Совершение усилий» – достаточно тонкий момент… … для того, чтобы терпеливо переносить все изменения в окружающее среде, а реагировать на каждое из них соответствующим образом, требуются усилия» (Айзек Азимов).
Ну, что же, до новых встреч на «полевых работах»…
Литература:
- Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
- Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
- Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Киев: Ника-Центр, 1999.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Жизнь и Причинность. Методология взаимодействия и познания. – К., Сфера, 2004.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Теория и методология Со-Творчества. – К., Сфера, 2007.
- Гоч В.П. Вторая Книга Принципов. – Ростов н/Д: Издательство «Элиньо», 2008.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
- Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 2019.
- Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.