С.В. ХВОРОСТОВ
Т.И. ГОРБУНОВА
Уважаемые коллеги и «любители» Стиля Духа!
После небольшого перерыва («паузы») мы возобновляем свою работу на сайте. Поездка в Петербург, думаем, внесла свои коррективы в представление о том, на что следует обратить внимание и как нам с вами «работать» дальше. Правда, «не случилось» пообщаться с организованными группами занимающихся – либо все на летнем «заслуженном отдыхе», либо групп как таковых нет, и слушатели занимаются, в основном, «индивидуально». А общение с «частниками» из других городов показало, что работа, в основном, ведётся как разучивание формы комплекса «10 Пределов» и его практика. Вероятно, эта «ситуация» может быть характерна для большинства «индивидуалов» и, значит, её надо учитывать и принимать как некое «фазовое состоянии» для наших публикаций.
В целом, если вы обратили внимание, мы достаточно «толерантно» относимся к формированию Начального Этапа, его содержанию и переходу к последующему – более «продвинутому». Мы также не считаем, что надо жёстко формализовывать содержание каждого этапа, хотя, конечно, авторские требования должны полностью соблюдаться (например, последовательность усвоения комплексов, условия перехода от одного к другому и т.д.). Однако всё зависит от конкретной ситуации и необходимости соблюдения меры.
Согласитесь, что внесение дополнительных заданий для человека, изучающего «физическую форму» первого комплекса, сильно усложнит его задачи на данном этапе или, вообще, приведёт к их «профанации». В сложившихся группах вопрос решается наличием преподавателя. «Частникам» порекомендуем соблюдать «объективность», – так, что-то можно просто «иметь в виду», так сказать «на будущее».
С учётом сказанного, далее мы предлагаем вам материал, который не вошёл отдельной главой в предыдущую статью (см. на сайте). Во-первых, мы не хотели «перегружать» её, а во-вторых, мы имели в виду возможность встречи с коллегами, что могло скорректировать её содержание. В любом случае, в свете сказанного выше, мы даём материал в «адаптированном варианте».
«Время для паузы»
Итак, предлагаемый материал можно воспринимать как продолжение предыдущей статьи и дополнение к ней. И, с нашей точки зрения, принятое решение отложить главу и презентовать её в качестве «самостоятельного текста» было вполне оправдано. Другими словами, нами была как бы «взята пауза».
Чем она может быть оправдана? Надо сказать, что «паузу», с некоторой точки зрения, можно воспринимать как «момент тишины» перед вхождением во взаимодействие, началом нового движения, перед принятием решения и т.д. И вероятно, «прерывание комплекса» или, скажем, «разрыв в отношениях» есть возможность «перевести» как бы в «состояние паузы» – это может помочь «смягчить» ситуацию. Так, «При прерывании комплекса необходимо принять исходную позицию и постоять в ней 10 – 15 секунд» [1].
Вероятно, где-то в «недрах паузы» могут «скрываться» «переходные» и некие другие состояния, о которых мы с вами уже «беседовали». И, с этой точки зрения, «пауза» (предположим) может опосредовано влиять на формирование «фазового состояния» вашей практики. Хотя надо признать, что на сегодняшний день этот момент как самостоятельная тема пока не рассматривался. Поэтому пока «поговорим» на другую тему…
Сочетаемость упражнений
Давайте отметим, что использование каких бы то ни было «упражнений», так или иначе, подразумевает наличие и соблюдение в своей практике определённой паузы. У нас ещё будет возможность рассмотреть эту тему более «внимательно». Пока же отметим, что под этим названием имеется в виду нечто большее, чем просто некая «упорядоченность и «последовательность» предлагаемых упражнений. Мы имеем в виду, что выбранный перечень упражнений (заданий) может быть осуществлён в более высоком варианте, чем их простое «суммирование».
В качестве примера можно привести сочетание дыхательных движений (упражнений) и непосредственно само выполнение комплексов. Обычно в начале мы предлагаем слушателям предварительно выполнить дыхательные упражнение как самостоятельное задание, после чего следует «простое» выполнение комплекса. И уже для более «продвинутого» его исполнения требуется каждое движение комплекса выполнять как «дыхательное». Очевидно, в этом случае возникает единство «двух «составляющих» – двух аспектов единого Движения.
Находясь (зарождаясь) где-то «внутри», само Движение переходит во внешнее «пространство тела», – возникает ощущение движения, его «скорости» и постоянства, его лёгкости и силы, которым как бы «нет преград» – в том смысле, что на этом уровне преграды ему просто никто и ничто не ставит. По своим свойствам такое Движение само по себе способно приводить человека в требуемое или «искомое» состояние. В чём-то оно может напоминать движение «потока», распространяющегося по телу человека от ног и выше (это не обязательно так, и могут предлагаться другие представления).
Распространяясь далее, оно может как бы выходить из тела в пространство вокруг и вовне человека. В этом случае, оно им может осуществляться работа по обустройству человеческого бытия. Что это за «обустройство»? – Оно может касаться бытовых «насущных вопросов», вопросов здоровья или состояния человека, равно как может иметься в виду «направление», заданное самим человеком. Однако отметим, что в этом случае «реализуется» вариант, возможный для человека в данном направлении и в соответствующем объёме и виде.
Хорошо или «неплохо»?
«И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый.
…И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
И благословил Бог седьмый день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие, 1 – 2; 2 – 2,3).
Если позволить себе рассмотреть эти цитаты из Библии как бы «аспектно» – применительно к нашей теме, то они могут «свидетельствовать» (причём, довольно «интересно») о наличии (вероятном или обязательном) определённой «паузы», во время которой появляется возможность увидеть, что «это хорошо весьма». А что может быть в практике СД «хорошо» и что значит в этом случае «увидеть»? Как, например, можно «увидеть» своё исполнение комплекса, причём, увидеть, что это «хорошо»? Так, при всей своей «очевидности», фраза может по-разному участвовать в наших «рассуждениях». Например, так ли всё «безальтернативно хорошо» в вашей практике в данный конкретный момент?
И если пока ещё нет необходимого «совершенства» (или его пока «не видно»), то, что надо «видеть» исполнителю? Конечно, по «большому счёту» можно «увидеть» изначальное совершенство комплекса. На этой основе комплексы могут участвовать в формировании того состояния, которое максимально комфортно и эффективно способствует познания СД.… Но это по «большому счёту», – так сказать, «в Принципе». А что в плане методических рекомендаций? Вообще, чаще всего, человек смотрит на то, что привлекает его и потому, так или иначе, входит в зону его «внимания». Значит, надо «сформировать» для себя такую «зону внимания» и увидеть «хорошее». Но, тогда может надо сначала понять «Что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский)?
А обязательно нам о чём-то знать, что это «плохо»? Надо ли, вообще, что-то видеть в «негативном ракурсе», – вносить нагатив? Например, в Рунном Языке слово ошибка звучало как G’L[I – «пэдиш», а сейчас используется слово NОBVHF – «тэльхмера» как процесс формирования меры – формирование «хорошего». То есть пусть ещё не совсем «хорошо», но всё же «хорошо», а не «плохо»! Однако так ли просто будет это сделать в нашем случае? Вероятно, придётся соответственно «потрудиться»…
Ладно! Итак, во время осуществления паузы нужно увидеть, что это «хорошо весьма» – увидеть, желательно, перед паузой, а во время самой паузы пребывать в этом «хорошо». Таким образом, то, что раньше могло восприниматься в вашей практике как «плохо» оказалось просто «недостаточно хорошим», благодаря чему мы можем избежать негативных оценок. Тогда те замечания и правки, что делает преподаватель – они не для определения «плохого» в вашей практике, а для возвращения «хорошему» статуса «совершенства» (пусть на данном этапе). В этом случае работа будет происходить не как «борьба с недостатками», а как поддержка достоинств в вашем исполнении.
С этой точки зрения, не стоит негативно оценивать свои действия, а суметь увидеть в них позитивный момент. Так, даже ваше решение совершенствоваться – оно уже «хорошо». А всё остальное – работа по его проявлению в вашей практике и жизни. При этом мы не отменяем «необходимости» знать о «недостатках» в исполнении комплекса и возможность их «исправления» за счёт повышения собственной состоятельности. Однако появляется возможности построить отношение к «недостатку» как к моменту, где всё ещё «недостаточно хорошо» и его исправлению как совершенствованию «хорошего».
Давайте сделаем предположение о том, что, обращая внимание на «плохое», вы вычленяете какой-то эпизод из единой картины комплекса – «дробите» её восприятие в своём сознании. Поэтому представьте, что каждое ваше исполнение комплекса – это как бы взаимодействие и контакт с совершенством, заложенным в комплексе и в возможность его восприятия. Получается, что рост этой возможности – «совершенствование Совершенства» – одна из задач практики Стиля Духа.
«Определение Пределов»
Теперь вот о чём. Как мы отметили в начале статьи, большинство занимающихся, по имеющейся информации, изучают или практикуют в основном комплекс «10 Пределов». Поэтому часть материалов, по возможности, мы будем адресовать этой части «аудитории». Хотя, они могут «работать» и на других «этапах»… Сейчас же мы «презентуем» несколько рекомендаций, которые помогут вам «интересней» раскрыть для себя комплекс и помочь в его освоении.
- Ощущение Движения (нахождение «в Движении») может поначалу вызывать известные трудности, как бы «ослабевать» или «смешиваться» с «посторонними ощущениями». Человек может терять осязаемую связь с Движением. Лучше относиться к этому «спокойно»… Только что в этом случае делать? Так, не забывайте, что у вас есть «движения комплекса» – они обеспечат вам поддержку и восстановление нужных ощущений. С этой точки зрения «не страшно», если вы на начальном этапе будете вы только «периодически» входить «в Движение». Возможно, «там» на первых порах находиться будет «трудно» и потребуется некая «пауза», как «средство» для «восстановления связи».
- Есть определённые периоды во взаимодействии со СД, которые должны выстраиваться в определённую «линию». Чтобы не было «дробления», их надо воспринимать в «единстве». Например, в случае одного из авторов своеобразным началом «линии», приведшей к изучению Стиля Духа стал интерес к восточной философии и интенсивные занятия «китайской гимнастикой».
Затем знакомство в Баку с Василием Павловичем и «Книгой Силы». В результате – «главная роль» в съемке учебного фильма в Ростове. Но предварительно была работа и со-настройка со Стилем Духа под руководством Учителя.
Далее как этап можно отметить работу с учениками в секциях Ушу. Василий Павлович, предлагал воспринимать эти занятия как «спуск в подвал», чтобы там «зажечь свет» и затем …выйти оттуда. Кстати, вот это «зажечь свет» в итоге и привело к необходимости (с нашей точки зрения) создания сайта. В целом же это был первый опыт внесения в «привычные» занятия комплексов «Книги Силы» и их методического обеспечения. Шло как бы «различение» прежнего и нового, в результате которого новое «вырастало» из прежнего.
Затем следует отметить семинар по «Книге Силы» в Баку и приглашение работать в научно-методическом центре «Эльфидель», где проходили обучение будущие преподаватели Стиля Духа. Параллельно шла интенсивная теоретическая и практическая работа с Центрами и группами в Баку, Ярославле, Москве, Петербурге, Нижневартовске, Тюмени и Твери. Всё это совмещалось с самостоятельной исследовательской и практической работой. Как следствие – «возврат» на новом уровне понимания к «10 Пределам» и оздоровительным комплексам для наработки нужного состояния, развития методики преподавания и обучения комплексам «Книги Силы». Вероятно, при завершении формирования её нового уровня, появится возможность «заново увидеть» боевые комплексы.
Для чего мы пишем об этом? Здесь, вероятно, можно было бы выделить и другие, так сказать, «реперные точки» – какие-то встречи, какие-то события и даже выстроить другую «последовательность происходящего» как бы «приведшего» вас в «точку настоящего». Но кроме построения (выбора) вами «определённой линии» желательно понимать, каким она приведёт вас в «сегодня», каким образом «определит» в этой точке «настоящего».
Здесь будет уместным вспомнить высказывание: «Как выйдешь, туда и попадёшь (выделено нами – авт.)» [3]. В этой связи не стоит ориентироваться в вашей практике на неудачные моменты, быть недовольным собой, тем, как «складывалось» ваше взаимодействие со Стилем Духа, с какими трудностями вы встретились и вашей «сегодняшней» состоятельностью. Скажем так – то, что ваша встреча всё-таки произошла и вы, в принципе, получили возможность такого взаимодействия – для вас это «хорошо весьма». Ну а трудности… Что же, пусть трудности сделают ваше «хорошо» ещё более «весьма значительным»!
- Ну, и «несколько слов» по поводу, того как можно понимать значение и «место» паузы в осуществлении комплекса. Давайте посмотрим, как вообще может выглядеть пауза в вашей практике. Ну, прежде всего, она может быть «явной» – как остановка или «замедление» внешнего движения, например, при переходе Движения во «внутреннее пространство». В этом случае её можно было бы обозначить как «рациональная пауза». Поэтому давайте предположим существование «иррационального» её варианта, когда пауза осуществляется во «внутреннем пространстве» человека, выполняющего комплекс, в этот момент она может быть внешне незаметна. И на определённом уровне состоятельности движение комплекса внешне воспринимаются «непрерывно», как плавное движение реки.
В этом движении – и паузы, и отдельные движения, и необходимые состояния, – всё объединено в единое Движение, в котором со-участвует человек. Добавим, что именно наличие такого «общего Движения» даёт возможность паузе участвовать в действиях человека и комплекса. Причём, участвовать большей частью «иррационально», поддерживая общее – «рациональное движение».
А теперь отметим, что на той «жизненной линии», которая привела вас к состоянию «здесь и сейчас», были какие-то события, какие-то встречи, как-то выстраивались взаимодействия. И если вы отметили их «для себя» – значит, «определили». Их «определение» означает, что, выстраиваясь в «единую линию» вашего Пути, они не «перемешиваются», – то есть, сохраняют как бы «свою фазу». А некоторое «расстояние» между ними во времени определяется некой «паузой», во время которой рационально и иррационально происходит определённая работа, по сути, – трансценденция [9].
Можно сказать, что такие же «паузы» могут присутствовать и при осуществлении вами комплекса. Однако какие же могут быть паузы, если мы говорим о «непрерывном Движении»? Сразу скажем, что одно не противоречит другому! В предыдущих работах, мы уже предлагали воспринимать комплекс как определённый «текст», который вами «произносится» во время его исполнения. И вот представьте, что кто-то разговаривает с вами, произнося слова по отдельным буквам. – Содержание будет восприниматься с большим трудом. Либо в «разговоре» начало и конец слов сливаются (слипаются) так, что понять смысл произносимого «не легче». Напротив, «внятная речь» хотя и движется плавно, без «разрывов», но с правильно расставленными паузами. Так вот, ваше осуществление комплекса действительно должно быть непрерывным, но с правильно «включёнными» в него паузами. Ваше исполнение комплекса должно быть «внятным»!
Ну что же, на этом позвольте нам завершить нашу «беседу».
Мы желаем вам интересно и с пользой «воспользоваться паузой».
Литература:
- Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
- Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
- Гоч В.П. Дороги «Книги Перемен». – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
- Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Киев: Ника-Центр, 1999.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Жизнь и Причинность. Методология взаимодействия и познания. – К., Сфера, 2004.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Теория и методология Со-Творчества. – К., Сфера, 2007.
- Гоч В.П. Первая Книга Принципов. – Ростов н/Д: Издательство «Элиньо», 2008.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
- Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 2019.
- Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.