С.В. ХВОРОСТОВ
Т.И. ГОРБУНОВА
Этой статьёй мы пока планируем завершить (надолго ли?) «тему Принципов». Впрочем, наверняка мы ещё будем обращаться к ней в процессе нашего дальнейшего «общения». Не говоря уже о том, что у вас могут появиться «интересные вопросы» и, может быть, «интересные ответы» на них, которыми вы захотите «поделиться».
Поэтому мы рассматриваем эту статью как «примерный» для вас вариант и как возможное направление для самостоятельной работы с «Источником» [1], как «приглашение» к его «творческому восприятию». По сути, речь идёт о перспективных направлениях в организации занятий комплексами «Книги Силы» и познания Стиля Духа. В этой связи приводимые «тексты» (цитаты) выбраны нами не «случайно» и подразумевают создание «нарратива» – как бы «встречного текста», отображающего результат понимания и осознания первоначального высказывания (цитаты).
Кроме того, мы специально вводим эти «эпизоды» для вашей самостоятельной работы (по желанию, конечно), во-первых, чтобы подчеркнуть их значимость в познании Стиля Духа. А во-вторых, любой «образовательный процесс» (изучение «предмета») подразумевает наличие самообразования (В.П. Гоч).
Ну, что же, а начать, пожалуй, можно со следующего высказывания: «Человек является движением познающей Материи, побуждаемый движениями Духа, а Дух уже знает Себя как собственное индивидуальное движение, но не осознаёт себя как движителя, побуждающего всю Материю (выделено нами – авт.)» [5].
Мы склонны видеть здесь прямую отсылку к занятиям Стилем Духа, их возможностям и задачам. Для лучшего понимания условно обозначим некоторые возможные этапы для понимания и практического освоения сути «происходящего». Прежде всего, напомним, что «Стиль Духа – актуализированная форма трансценденции движений духа (выделено нами – авт.)» [7]. И, как было сказано, Дух уже знает Себя как собственное «индивидуальное движение», то есть осознаёт себя «как собственное движение».
Вы хорошо знакомы «на практике» с тем, что значит для вас «физическое движение» при выполнении комплексов. Давайте представим его как некое движение «частей» наблюдающего за собой (осознающего себя) человека. Вероятно, каждая «часть», как и человек «в целом», является носителем определённой информации и тогда представляет собой «информационное движение», возможно, движение неким образом «фиксированной информации».
Естественно, эта «информация» должна кем-то и как-то наблюдаться, что подразумевает наличие «Наблюдателя», в качестве которого может выступать не только сам человек, но и, по «большому счёту» вся Вселенная. Здесь мы имеем в виду возможность связи «Человек – Вселенная» (в том числе и «информационной»). Судя по всему, появление «Наблюдателя» – особый этап в её эволюции. Так, «Когда Вселенная осознаёт себя, она становится явной» (Мастер Вульф).
Как известно из квантовой механики, в отсутствие какого-либо наблюдения движение квантов приобретает «волновую форму». Для этого они вроде как «не должны наблюдаться», поскольку в случае наблюдения ведут себя как «частицы». Тогда, условно говоря, «на выходе» мы будем иметь либо «волну», либо «частицу». Соответственно, движение тоже обретает свойство и форму «волны» или «частицы». А что если нам не рассматривать ситуацию в системе «или – или», а постараться «увидеть» две эти «формы» в единстве более высокой системы. Мы думаем, что в практике Стиля Духа такое объединение может происходить при умении инициировать и ощутить Движение как таковое, о чём мы неоднократно «предлагали» в наших статьях.
Что нам даёт его появление? С нашей точки зрения, в этом случае комплексы не просто «выполняются» и даже не просто «исполняются» – они «осуществляются», осуществляя при этом «связь Человек – Вселенная» [5]. Причём, связь осуществляется не только с «явленной Вселенной», но и «не явленной», до тех пор, пока её не осознает Человек, а Вселенная – не осознает себя через Человека. В общем, есть смысл рассмотреть этот момент более «внимательно».
Однако прежде чем продолжить, мы хотим уточнить некоторые моменты. Так, материал, представленный в этой статье, и наши «рассуждения» в ней нельзя воспринимать как некую «теорию». Во-первых, мы достаточно объективно относимся к своим возможностям, собственно, как и к формату статьи. Во-вторых, перед нами стояла задача показать рациональное и иррациональное «обоснование» для некоторых рекомендаций и комментариев, предложенных на нашем сайте в качества методического обеспечения познания Стиля Духа и осуществления комплексов «Книги Силы». В целом, содержание статьи (впрочем, как и предыдущих статей) представляет собой один из вариантов «прочтения» задач по организации своих занятий как познания возможностей комплексов, переданных нам Учителем, и Тайны Стиля Духа. Но при этом, как говорится, «возможны варианты»…
Итак, квант при наличии Наблюдателя может обретать форму «частицы» (материя), либо в его отсутствии – форму волны. И если мы условно обозначим «единичного» исполнителя комплекса как некую «материальную частицу», то, с этой точки зрения, выполняя движения комплекса, он будет двигаться и как бы представлять собой эту «материальную частицу». Но это в том случае, если он тем или иным способом «наблюдает себя». Если же предположить (позволим себе) возможность отсутствия какого-либо наблюдения, то он, следуя данным эксперимента, будет принимать … форму волны!? Как это может быть и следует ли воспринимать этот тезис буквально!? На самом деле, пожалуй, в действительности всё не так просто и «прямолинейно»… Давайте будем воспринимать ситуацию как парадоксальную и посмотрим, как мы сможем из неё «выбраться».
Итак, для того, чтобы получить «волновую функцию» или «волновую форму движения» (вернее, её свойства), надо как бы «не наблюдать». Что это может значить в отношении комплексов? Похоже, нельзя «отвлекаться» – переносить внимание на физическую форму движений, «наблюдать» за ней. Отметим, что при недостаточном знании движений комплекса это может происходить «независимо» от желания самого человека. В целом (опять-таки условно), ему в случае «наблюдения» можно «приписать» состояние «частица» и её «движение». Тогда что может привнести в комплекс и какие «свойства» сообщить человеку «волновая характеристика» его движения?
Ну, во-первых, мы думаем, допустимо предположить нахождение определённого «резонанса» между человеком и комплексом. Во-вторых, отметим, что не только Стиль Духа, но и его комплексы (в какой-то мере) представляют собой «трансценденцию движений Духа» [7]. Причём, Дух «… уже знает Себя как собственное индивидуальное движение» [5], на основе чего (этого «знания»), и происходит трансценденция как перенос свойств, состояний и атрибутов из внутреннего мира во внешний – на материальный и физический планы в том числе. Вероятно, познание комплексов как движений, появившихся на материальном плане благодаря трансценденции движений Духа, способно помочь в осознании Духом Себя «… как движителя, побуждающего всю Материю» [5].
А что может дать единство «волны и частицы» в «надсистеме»? – Мы не готовы «здесь и сейчас» подробно рассматривать этот момент, особенно учитывая отсутствие рекомендаций Учителя. Но думаем, что в будущем (возможно, «не далёком») нам предстоит открыть для себя и осуществить много нового и важного в своей практике.
Кстати, по поводу «осуществления». Наши «теоретические» рассмотрения и практические рекомендации желательно вносить в работу с комплексами. Это может стать важным моментом, как для вас, так и для нас. Мы имеем в виду, что «полнота» осуществления не может «случиться» без их практического рассмотрения. Его отсутствие может поставить под вопрос познание Стиля Духа и сделать его как бы «дискретным». Это следует из приведённой цитаты, и у нас ещё будет возможность поговорить об этом обстоятельней. В целом, можно сказать, что не будет реализовываться одна из «возможностей». Это «опасно»? – Нет, но будет весьма «огорчительно»…
Продолжение для «не теории»…
Итак, трансценденция – это перенос каких-то состояний и атрибутов во внешний или во внутренний континуум. В одной из статей мы предположили, что перенос может одновременно осуществляться в оба континуума. И, в принципе, мы получили тому «косвенное подтверждение». Теперь можно задаться вопросом, возможен ли выбор тех атрибутов и состояний, которые планируется «переносить», и как он осуществляется?
«Переносом» Знания Духа Себя как индивидуального движения происходит перенос из внутреннего континуума во внешний, – как бы «появляется» Стиль Духа, его «внешние движения» как символ и проявление Его Движения «вовне». Можно представить, что при осуществлении человеком движений комплекса происходит трансценденция во «внутрь», причём, «новое состояние» уже может быть не равно его «прежнему состоянию», – то есть Дух уже может осознать не только «Себя как Движение», но и «Себя в Движении».
Такое «неравенство состояний» может характеризоваться и в конкретном случае отличаться тем, что сумел «наработать» человек, поскольку «Суть трансценденции – работа» (В.П. Гоч). Значит, можно говорить о наличии и осуществлении работы при исполнении комплексов, – работы по переносу состояний из «внутреннего континуума» во «внешний» и наоборот. Теперь отметим, что так же, как есть общее понятие «Работа», не разделённое на внутреннюю и внешнюю, очевидно, можно говорить и об «общем», неразделимом и едином Движении, находящемся над «квантовыми парадоксами» Наблюдателя.
В самом деле, вряд ли две «формы Движения» являются «конкурентами» и, значит, их не стоит воспринимать в качестве «бинарной оппозиции». Тогда почему бы нам не согласиться (пусть в «рабочем порядке») с тем, что две формы движения «сливаются» вместе и возникает некое (пусть «психическое») объединение, которое можно назвать целостностью Движения! Хотя кроме «согласия» необходимо преодолеть «привычку» выбирать «одно из двух» и тем самым «разделять»…
Разговор о «предыдущем»
Итак, ранее мы говорили о равновесии, о наличии или отсутствии «наблюдения», о трансценденции и возможности работы по переносу из «внутреннего» во «внешнее» и наоборот. Чем нам этот «разговор» сможет помочь?
Вообще, что касается человека, то речь может идти не об отсутствии позиции «Наблюдателя» как таковой, а о более высокой (надсистемой) позиции для наблюдения, при которой свойства волны и свойства частицы как бы «выходят» за рамки противоположности («или – или») и обретают своё единство в своём системном проявлении. Наблюдение происходящих «перемен» в этом случае становится более «объёмным», а Движение человека обретает свою целостность и состояние «полноты». «Цельное – трансценденция полноты» [7].
Это, вероятно, может сообщить более высокие свойства (характеристики) «состоянию частицы». В этом, возможно, заключается «магия» (новая!) происходящего – «магия» осуществления со-творчества и единения человека и комплекса, Человека и Движения, когда человек своим движением способен проявлять свойства как «частицы», так и «волны».
Ладно! Итак, Дух уже может осознать себя как Движение… Ну, и о чём это может говорить? Вероятно, в этом случае Дух не просто «знает Себя», но и получает возможность осознать Себя как «Движителя Материи» – пусть на первых порах как «Движитель комплексов», – происходит запланированное Движение на материальном плане, а не только «в Духе». Появляется Путь, и это значит, что Стиль Духа начинает выполнять свою «основную», а не «подготовительную» задачу в жизни человека.
Что касается «новых ощущений» человека непосредственно при осуществлении комплексов, то становится «понятно», что при завершении «физического движения» Движение продолжается «внутри» – в этот момент оно как бы «представлено» внутренним движением. Это, в какой-то мере, может сказываться на общем восприятии исполнения комплекса, придавать ему «дополнительные нюансы». Исходя из этого в движениях комплексов, скажем, с участием рук, можно рекомендовать полностью раскрывать их, например, при формировании потока или «охвата» пространства. При этом возможности рук могут помочь представлять собой допустимый предел возможности человека на данном этапе.
Что же до возможности и умения удерживать равновесие в какой-либо позиции, то представьте, что необходимые «локомоторные акты» («мелкие» движения), усилия мышц и их «работа» направлены не просто на удержание человека в «неподвижном состоянии», а на его движение вверх – или просто на Движение человека. То есть во внутреннем пространстве на постоянной основе происходит движение, направленное вверх. При этом оно не просто «поддерживает человека» – не даёт «упасть», но и сообщает направление движению самого человека. Внимание человека направляется не на сохранение «неподвижности», а на стабильность и осуществление движения этого «потока».
Конечно, это движение можно считать «внутренним», – оно, по началу, так и ощущается. Но ведь мы с вами договорились «не делить» Движение, воспринимать его в единстве, поэтому давайте и далее в наших рассуждениях исходить из целостности Движения, а не из его разделения. Для этого, возможно, придётся отказаться от его восприятия как исключительно «3-х мерной Реальности», – то есть «извлечь» сознание из «известного» и «направить» его на «неизвестное». По сути, это означает повышение мерности восприятия Реальности, постижение её «иррациональной составляющей».
Отметим, что на практике это представляет собой не предложение «забыть» о движениях комплекса, а как бы восприятие их в единстве со своим «Источником». В этом случае, ваши действия могут приобретать статус «духовных усилий». Так, человек воспринимает само Движение и находится в состоянии «Я ИДУ». В «состав» такого Движения входят внутренние и внешние движения. Его свойство – единство свойств.
Хорошо, но допустимо предположить появление вопроса: а не слишком ли мы «поднимаем планку»? Сможет ли человек достигнуть заявленного уровня, и за какой срок? Мы предлагаем не мерить «длину Пути», тем более, что движение по нему само по себе может стать для вас «сказочным приключением». Кроме того, осуществление комплексов, судя по всему, обладает «кумулятивным (накопительным) эффектом», когда перемены в человеке происходит плавно и постепенно, по мере готовности (как бы «накопления возможности»).
Хотя… Вполне возможно, что комплексы уже «подготовили» вас к такому «переходу» и «путешествие в новую мерность» восприятия будет не таким уж и трудным, хотя не «скрываем», потрудиться придётся.
«Невеликие» примеры
Давайте мы приведём здесь несколько высказываний из «Первой Книги Принципов» и, хотя бы кратко, рассмотрим их в качестве примеров, а может быть, и как направление для вашей самостоятельной работы. Хотя… И то, и другое для вас не обязательно. Это, во-первых, потому что у многих, вероятно, есть уже своя «система ориентиров» и «технология внедрения». А во-вторых, мы этим и так уже вышли за рамки «Начального этапа» и дальнейшее возможное движение должно быть хорошо подготовлено «методически». Впрочем, это ещё «дело будущего»… Итак, можно начинать «примерное рассмотрение».
- «Если при узком сознании человек направит «луч внимания от эмпирического бытия, порождённого эго, к Истинной Реальности, то есть обратит ум вовнутрь» (как советует Шри Рамана), то он выйдет к Пустоте и «осознание Пустоты явится Самостью», потому что, освобождая свой дух из плена формы сознания, «искатель» заключает его в Пустоту и теряет в ней свой собственный дух» [5].
Прежде всего, отметим значение наработки со-знания и Со-Знания при занятиях Стилем Духа (в частности). Мы обращаем ваше внимание на то, что это не просто «доброе пожелание», оно становится «практическим моментом» при изучении Стиля Духа и «условием» для его осуществления в жизни человека [1].
Кроме того, обратите внимание, что речь идёт не о той Пустоте, которую связывают с понятием «Дао», поскольку она явится искателю ПУСТОТОЙ как ТАКОВОЙ, как отсутствием любых ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Всё помещённое в такую «пустоту» сразу же «теряется», в том числе и сам искатель, и его дух.
- «Поэтому девиз «Познай себя» как этап духовного становления является необходимым, но как самоцель или конечная цель познания – величайшим заблуждением человечества (выделено нами – авт.)» [5].
Вряд ли стоит «пенять» человечеству за подобное «заблуждение». Более того, вероятно, оно послужило стимулом стремления к Духовному, поискам Истины и подвижничеству «Искателей». Просто… Просто пришло Новое Время и Новому Миру требуются другие Движения и Действия самого человека, поскольку «Истину нельзя постичь иначе, как сотворив её» [5].
- Познай Себя – первоначально это путь движения к Себе, вероятно, к достижению состояния «Здесь и Сейчас» и он может быть условно принят как этап «практической организации» Пути ОТ СЕБЯ. Однако прежде чем двигаться к Себе, надо бы понять, – это как и куда?
«А движение к Себе оправдано, когда движущийся проявляет движение Вселенной» [5]. Значит, «движение к Себе» в принципе допустимо, только должно быть «оправдано»… Чем оправдаемся? Сказано «проявить движение Вселенной». Ну, что же, мы будем рады, если вы на Начальном этапе обладаете такими возможностями и Потенциалом. Но «объективность» по отношению к Себе – «вещь хорошая». И как быть, если вероятность такого «большого Движения» ещё «впереди»? Как вариант, проявить новый Принцип движения, возникший во Вселенной – таким является Принцип и движение Творчества. Вероятно, он существует равно как для «движения Вселенной», так и для «Движения во Вселенной». То есть во Вселенной существует движение Творчества и «его движения» (объединённые им).
- «И этой начальной точкой является осознание Себя как связи «Человек – Вселенная», в которой человек является местом приложения сил (выделено нами – авт.)» [5].
«Здесь и Сейчас» может означать собрать в одном месте свои силы и состояния в состоятельность, «обнулить» свои мысли о «прошлом» и даже «будущем», – так как появляется возможность проявить заботу о нём «простым» осуществлением комплексов. Вероятно, такой «возврат» всего ранее «разбросанного» как-то успокаивает» человека, – ему легче стать СПОКОЙНЫМ».
Путь от Себя (парадоксальное «куда?») – это не уход от Себя («махнуть на Себя рукой»), а установление связи «Человек – Вселенная», – новой связи, символизирующей «уход» от Себя «прежнего». Человек «встаёт на Путь» и движется по Пути, «наводя порядок в Поднебесной» (Гуань-цзы) – то есть устанавливает связи «Человек – Вселенная».
- «Ищите других в СЕБЕ – они станут ключами, открывающими врата к Божественному внутри нас» [5].
Как оказалось, чтобы реализовать для себя состояние «Я ЕСМЬ» просто прийти к СПОКОЙСТВИЮ будет недостаточно. Напомним, что «…чувство «Я ЕСМЬ» не реализуется посредством «БЫТЬ СПОКОЙНЫМ» или при движении к Себе» [5]. То есть нам ещё предстоит как-то и где-то Себя «найти», в том числе и для полноценного практикования комплексов. А какие у нас есть «варианты»? Ну, например, чем не вариант постараться поискать и найти Себя в своих занятиях комплексами, – как бы «в Стиле Духа»? Попробовать, конечно, можно, только вот в чём дело: «Наиболее распространённая ошибка заключается в поиске Себя во внешнем: в занятиях, в любимом деле, в людях. …Если искать Себя о внешнем: работе, друзьях, любимых, детях – вы потеряете их, поскольку ТАМ вас НЕТ. Вы должны сначала пожертвовать СОБОЙ, вложив Себя в ТО, где вы ищите Себя» [5].
Выходит, искать Себя в занятиях комплексами вообще «не вариант», поскольку, как оказывается, «ТАМ вас НЕТ» и потребуется Жертва, чтобы там сначала «появиться», иначе «искать» там будет некого, да и нечего… Чем это может обернуться для человека?
«Всё это приведёт к тому, что вы потеряете любимую работу, а родные станут врагами. Но перед этим вы потеряли СЕБЯ, пожертвовав собой, а каждая жертва требует новой жертвы – следующей жертвой может стать уже ваше будущее» [5].
Сразу скажем, что вряд ли ваши занятия комплексами «Книги Силы» потребуют «таких жертв», просто надо иметь в виду то, что может серьёзно ограничить ваши успехи в освоении Стиля Духа и его осуществлении в вашей жизни. Кроме того, неверный выбор позиции в этом вопросе может привести вас к разочарованию и в себе, и в самой системе. Ну, что же, выходит поиски Себя в «других» (равно как и в «другом») вряд ли приведут нас к желаемому результату.
Как же помочь себе комплексами в случае появления какой-либо проблемы? Например, сохранения «привычной работы» или «привычных отношений». Или как отнестись к занятиям Стилем Духа, если «вдруг» он станет «любимым занятием» и весь день окажется ожиданием и подготовкой к встрече с ним (мы не считаем, что это «характерно» для занятий, но всё же…)? Как обычно говорят – нашёл себя в «том-то» (можно привести список). А всё же, почему бы и «нет»? Может, можно будет, если как-то «аккуратно», – не «увлекаясь? Тем более, что «ощущение Себя» в этом случае может быть очень даже «приятным»…
Увы, приятным, но «иллюзорным». Дело в том, что «Привычки, работа, увлечения создают иллюзию, что Я ЕСМЬ…» [5]. То есть, как минимум, во «внешнем» или «привычном» искать Себя будет не целесообразным… Тогда, где же найти себя?! Вот «вариант для реализации»:
«Я ЕСМЬ» как движение возникает только тогда, когда через Я и с помощью Я прокладывается новая дорога для Я: «Я ИДУ» – вот что значит «Я ЕСМЬ», потому что ЕСТЬ ДОРОГА, симметрирующая Хаос и приводящая его в Порядок; ЕСТЬ Время, рождённое ПУТЁМ. Есть Идущий по Пути – налицо признаки ПОЛЯ, возникающего в Хаосе и являющегося источником Силы Путника (выделено нами – авт.)» [5].
- «У каждого остаётся ключик, но только к своему частному бытию, и по отношению к себе каждый волен применить и старый опыт магии, и йогу, и т.п.» [5].
Ну что же, в частном бытии «в частности» могут присутствовать свои возможности. Например, вероятно, можно будет «сохранять» (как минимум, какое-то время) «приятные переживания», но насколько это будет приемлемо для Со-Бытия?..
- «Принцип Творчества позволяет сразу проявить Принцип частности частного бытия, из которого вытекает, что каждый своим ключом может открыть только своё бытие» [5].
Частность частного бытия… А как же тогда можно оказать помощь другому человеку, – кстати, возможность этого подтверждена экспериментально (см. статьи на сайте). Ну, что же, «Воздействие на другого человека проходит в той мере, какую он заслуживает» [5]. В общем-то, это «свойство» относится к магическому воздействию. В отличие от этого комплексы, очевидно, не просто воздействуют, исходя из того, что «заслужил человек», а предварительно исправляют допущенные «искажения». И взаимодействие идёт уже с «обновлённым человеком», заслуживающим «лучшего будущего». И поскольку «корневая точка начала» находится в динамике, воздействие очередного Предела (например) уже прилагается к новому состоянию человека. А вот в какой «мере» – это действительно то, что он «заслуживает», – что позволяет его наличное состояние.
- «Нельзя СЕСТЬ НА ШЕЮ. Можно СЕСТЬ и только СЕСТЬ. …Можно СЕСТЬ на шею сидящего, но невозможно СЕСТЬ на шею идущего, ибо там, где он есть, его НЕТ; а там, где он ЕСТЬ (где он ИДЁТ), нет сидящего» [5].
Ранее мы часто обращались к теме Движения в практике комплексов, так что «не секрет», что многое решается именно его наличием (в том числе и освобождение от «зависимости» от указанного ранее «чувства»). Но, что бы задать Движение, его надо «знать». В этом существенную помощь могут оказать комплексы, – при их осуществлении может происходить «знакомство» с Движением и «со-трудничество» с ним.
- «Человек, съев пирожок, эманирует, излучает сущность пирожка в Мир своими мыслями или энергетикой. … только в этом случае пирожок не съеден, а ПРОЯВЛЕН в Бытии» [5].
Выходит, что Комплекс должен быть не просто «исполнен», а проявлен в Бытии. И для этого человек, в момент осуществления комплекса должен излучать его сущность в Мир… Вероятно, есть уровни проявления: разучивание, совершенствование, Проявление Действия (в «единстве» с комплексом стать его Действием, проявленным через самого человека).
- Ибо тот, кто ест и пьёт недостойно,
тот ест и пьёт в осуждение себе…
… ибо, если бы мы не судили сами себя,
то не были бы судимы»
1 Кор. 11: 23-31
Есть и пить «недостойно» – Самим судить Себя. В результате «осуждения Себя» – будут «судимы». Таким образом, «осуждение себя» – попадание под Суд. Тогда надо бы понять, что может значить «достойно»? Может, это не «судить Себя строго», или вовсе не «осуждать», а научиться принимать ситуацию, самого Себя и творчески с этим взаимодействовать? Знаете, есть смысл пока остановиться на таком «варианте», поскольку, думаем, у нас ещё будет возможность «поговорить» об этом с точки зрения практикования комплексов.
Ну, что же, на этом мы, пожалуй, завершим «до поры, до времени» нашу статью. А вам пожелаем возможности «по новому» взглянуть на «привычные комплексы»…
Литература:
- Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
- Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
- Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Киев: Ника-Центр, 1999.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Книга Со-Бытия. – К., Сфера, 2007.
- Гоч В.П. Первая Книга Принципов. – Ростов н/Д: Издательство «Элиньо», 2008.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
- Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 2019.
- Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.