С.В. ХВОРОСТОВ
Т.И. ГОРБУНОВА
Мы уже не раз отмечали, что изучение комплексов «Книги Силы», по сути, представляет собой процесс Познания, способного привести к «раскрытию» у человека особой формы сознания – Со-Знания.
В чём для нас может быть необходимость его появления? Знаете, после знакомства с трудами Учителя или хотя бы с нашими статьями на сайте, это, вероятно, уже «не вопрос». Всё же скажем, что для нас его появление напрямую связано с изучением Стиля Духа, уровнем его осуществления в вашей жизни, «осознанием Мира» и Себя в этом Мире.
И что, всё это действительно может осуществиться «просто» при запоминании движений и выполнении комплексов? Мы предоставим вам возможность определиться с этим самостоятельно. Только заметим, что от вашего «решения» может зависеть, чем вы в итоге будете заниматься: «обычной» гимнастикой или духовной практикой, которая не может быть сведена к «банальному взгляду» на своё «изучение». Во всяком случае, в своей работе (как преподавательской, так и личной) и в публикациях на сайте мы исходим из наличия «иррациональной составляющей» и символической природы движений комплексов. Другой вопрос в том, как это может быть организовано в жизни каждого человека, – как же тут «обойтись» без особой «формы сознания»…
Так что же может происходить в жизни человека при познании Стиля Духа и как это может происходить? Что взять с собой в «дорогу» и что вообще, по «большому счёту», познаёт человек, организуя познавательный процесс в той или иной области или при изучении какого-то явления? Скажем, занимаясь Стилем Духа, он познаёт его как определённую «физическую» систему или как духовную практику? А может, как «инструмент» Нового Мира, позволяющий человеку «приводить себя в порядок»? А может быть, и как-то ещё, и всё это «вместе» (только не «кучкой» – см. статьи на сайте)… Такое тоже возможно, и тогда, с какой-то точки зрения, допустимо предположить, что познаёт он в итоге как бы самого Себя и свои «человеческие возможности» (если пока не говорить о Предназначении). Ведь говорили же мы о том, что многое может зависеть от состояния человека, его состоятельности и правильности Познания (в том числе и Себя)…
Может быть, поэтому в древних Дельфах над входом в храм было высечено «Познай себя». И, с одной стороны, тысячелетия этот девиз «не даёт покоя человеку» – как бы «зовёт» его в дорогу. А с другой – указывает ему «…путь в НИКУДА или в лучшем случае приводя к Самости (выделено нами – авт.)» [7]! Так значит, познавать Себя довольно «затруднительно», может быть, даже в чём-то «опасно»?! Думаем, попадать в НИКУДА никому не «желается» и, кроме того, «приход к Самости» тоже несёт явно негативный «оттенок»…
Хотя, с другой стороны, как «понять Себя», если не «познавать Себя»?! Что вообще может значить – «понять Себя»? По-видимому, это осознать не только то, «ЧТО ты есть», но и то, «что ты – ЕСТЬ». Но разве может быть, что вас «НЕТ», и кто это определяет? Здесь надо иметь в виду, что «ЕСТЬ» человек или его как бы «НЕТ» во многом может определять успехи вашей практики… Хорошо, давайте «поищем» ответы на эти вопросы и постараемся понять, как они могут помочь нам «продвинуться» в изучении Стиля Духа. Для этого мы вновь обратимся за «поддержкой» к «Первой Книге Принципов» [7].
Итак, какие могут быть варианты для того, чтобы удостовериться, что «Я ЕСТЬ»? Вот, например, известный индийский философ Шри Рамана Махарши (1879 – 1950) считал, что, чтобы удостовериться в «собственном наличии», надо стать …«спокойным»! Так, «Чувство Я ЕСМЬ означает быть СПОКОЙНЫМ» (Шри Рамана Махарши). Как это можно понять? Какие здесь могут быть «варианты»?
Ну, с одной стороны, можно сразу констатировать, что ощущение того, что ты «ЕСТЬ», видимо, может сообщать человеку «спокойствие». С другой стороны, «Быть СПОКОЙНЫМ» как состояние, вроде бы, может сообщить человеку чувство «Я ЕСМЬ». А что здесь «не так», в чём «проблема»? Во-первых, обратите внимание, что говорится о чувстве, а не о самом СОСТОЯНИИ. А во-вторых, дело в том, что «… чувство «Я ЕСМЬ» не реализуется посредством «БЫТЬ СПОКОЙНЫМ» или при движении к Себе (выделено нами – авт.)» [7].
И что всё это может значить для нас и для наших занятий? Ну, во-первых, появление некого чувства «Я ЕСМЬ» может означать (давайте предположим) осознание Себя как живой системы, ощущение «жизни в себе», что само по себе, вероятно, «неплохо», и «тонкость» такого ощущения действительно может предполагать необходимость «быть спокойным», чтобы возбуждением или суетой не «закрыть» это чувство.
Во-вторых, посторенние фразы допускает предположение, что с какой-то точки зрения, чувство «БЫТЬ СПОКОЙНЫМ» может быть реализовано при движении человека «к Себе» или даже есть, по сути, «движение к Себе». Что же тогда значит «БЫТЬ СПОКОЙНЫМ» в нашей практике, и что значит «прийти к Себе»?
Так например (предположим), вхождение в рекомендованное перед осуществлением комплексов состояние «Здесь и Сейчас» можно представить как «движение к Себе», – вы как бы «собираете» себя в точке «Здесь и Сейчас». Этому способствует и одновременно это само способствует обретению человеком «спокойствия». Тогда «из чего» эта «рекомендация» может «состоять»? Давайте раскроем её значение для наших занятий. Очевидно, сюда должно входить установление состояния «внутренней тишины», принятие правильной позиции, «освобождение» от излишнего напряжения и (желательно) чувство наполненности тела, скажем, «ощущением жизни». Это ощущение может «порождаться» заключённым внутри формы физического тела неким «полем» (Экхард Толле говорил о «поле Жизни») или «энергией жизни», которая, возможно, была когда-то частично утрачена вами в ненужных взаимодействиях, и в настоящий момент вы вновь обретаете её.
Ну, что же, разве обретение «такого спокойствия» не представляет интерес для занимающихся само по себе!? Ну, наверно, можно сказать, что – да! Вернее, предположить, что – да. Только вот что дальше? Мы имеем в виду, что человеку, видимо, захочется его как-то «сохранить» или «удержать». При этом, например, надо постараться не делать «лишних движений» (или вообще «замереть»), чтобы не потерять «связь» с этим «чувством спокойствия», когда человек «переживает» столь приятные ощущения. А ощущения и в самом деле могут быть очень «необычные». Так, «… само ОСВОБОЖДЕНИЕ духа из плена сознания проявит незабываемые переживания, ПОХОЖИЕ на Просветление (выделено нами – авт)» [7].
Тогда, может, это и будет «решением вопроса», – может, этого и в самом деле «достаточно»? Для кого-то – может быть… Хотя, знаете, похоже, что появление и таких «высоких чувств» должно быть «закономерным». Мы имеем в виду, что человек при этом, вероятней всего, СТОИТ НА МЕСТЕ, – то есть вовсе НЕ ДВИГАЕТСЯ и, значит, ему «надолго оставаться» с этим «переживанием» будет как бы «не совсем по Пути». Поэтому вряд ли стоит полагаться только на «чувства», надо бы при этом знать, что происходит…
Хорошо, а что, собственно, происходит? Разве плохо, если в «суете дня» человек будет иметь возможность «унять волнение», на какое-то время отвлечься от «насущных забот» и как бы «прийти в Себя», – стать «Самим Собой», обрести «СПОКОЙСТВИЕ»? Думаем, такие действия человека будут вполне понятны и даже как бы «разумны». Но дело в незаметной поначалу «разнице» между двумя состояниями, одно из которых рано или поздно придётся выбирать человеку. Так, «Разница этих состояний духа в том, что Просветление открывает Новую Дорогу, а постижение Самости приводит в Никуда: путь окончен, что подтверждает Шри Рамана, переживший это состояние» [7].
Ну, а как же чувство «Я ЕСМЬ» – разве при этом оно не достигается? Давайте отметим, что нечто «похожее на Просветление» и само «Просветление» это, по сути, всё-таки разные состояния. Кроме того, как уже было сказано, чувство «Я ЕСМЬ» не реализуется предложенным способом, – более того, оказывается «Я ЕСМЬ означает не чувство, а начальную точку Пути – Путь ОТ СЕБЯ (выделено нами – авт.)» [7]. И здесь мы опять приходим к необходимости актуализации при выполнении комплексов Движения самого человека.
«Путь ОТ СЕБЯ»… – Как далеко мы уйдём и не «потеряемся» ли мы «для Себя»? Похоже, что при наличии и ощущении собственного Движения нам особо «переживать» об этом не стоит, – оно поможет нам не «потерять Себя» в Пути. Скорее всего, «Я ЕСМЬ» как «начальная точка Пути» (корневая точка начала?) тоже должна (будет) находиться в Движении, – каждый раз двигаясь от достигнутого человеком «нового состояния», обеспечивая постоянство его Движения.
«Здесь каждый шаг приближения (к Себе – авт.) мы должны быть другими – это движение по Пути, это и есть движение к Самому Себе» [10].
Это мы и имели в виду, когда предлагали сохранить наработанное состояние и ощутить его участие в процессе осуществления комплекса – постараться как бы двигаться «этим состоянием». Но об этом – чуть позже.
Теперь вот о чём: раз есть точка, она должна быть «раскрыта» соответствующим «образом» – например, «Образом Движения». Напомним, что, в принципе, они могут потенциально «представлять» друг друга (В.П. Гоч). Кстати, «раскрытие» этой «многомерной точки» может способствовать появлению ощущения «дления» (см. статьи на сайте). Находясь в этой точке, человек способен стать «Источником Беспредельного» [1] и, значит, наработать ощущение Бесконечности.
А что будет, если «задержаться в этой точке» и даже постараться как-то «усилить» её «переживание»? Вероятно, по сути, это будет остановка человека на «переживании», в чём-то похожем на некую «наркотическую зависимость». Скажите, нужно для этого расширять сознание, нарабатывать Со-Знание, особенно если учесть, что человеку и так уже «хорошо»? Знаете, весьма возможно, что его выбор будет не всегда «однозначным»… Хорошо, но что может произойти, если человек выберет это «и так уже хорошо»?
Можно предположить, что «Начальная точка» перестанет быть частью движущейся живой системы. Её сохранность будет определяться необходимостью контролировать наличие соответствующих «переживаний», – то есть человек может оказаться в определённой зависимости от них – попасть в «зависимое состояние». Кстати, вероятно, это способно определённым образом повлиять на обстоятельства жизни человека. При этом обесценивается необходимость расширения сознания, наработки Со-Знания, тогда как именно «В 0-точке скрыты размерности, которые необходимо раскрыть в сознании, чтобы её пройти» [9].
То есть «начальная тока» по определению является «многомерным пространством». «Точка – континуальность иррациональности. В своей сути точка – сверхконтинуальное существование основ Бытия и всякого частного бытия, выраженное логикой» [9].
Насколько это будет важным для нас? И если не рассматривать остановку на «переживании» специально и отдельно, чем может являться эта точка для нас по сути, как говорится, «по большому счёту»? Оказывается, «… этой начальной точкой является осознание Себя как связи «Человек – Вселенная», в которой человек является местом приложения сил (выделено нами – авт.)» [7].
Итак, начальной точкой является «осознание Себя» (своего «места») в системе («связи») Человек – Вселенная, в которой сам человек является «местом приложения сил». Пожалуй, есть необходимость задуматься об ответственности и о том, какую помощь этому «месту» могут оказать занятия Стилем Духа – «его комплексы» движений помогут не только проявить прилагаемые силы, но и соответствующим образом направить силы. Напомним, что человек не только точка приложения сил, но и точка «собственной трансформации сил» [1]. Не будем «гадать», как нагрузила бы человека прилагаемая к нему сила, без своей трансформации.
Получается, что «корневой точкой» движения является установление связей. И «движение к Себе» допустимо только при установлении связи «Человек – Вселенная»! И тогда «… движение к Себе, оправдано только тогда, когда движущийся проявляет движение Вселенной» [7].
Выходит, «прийти к Себе» можно только «двигаясь к Себе», а чтобы сделать это, нужно идти (двигаться) «движением Вселенной». Что можно сказать? – Вряд ли это можно считать «основной задачей» человека на Начальном этапе изучения комплексов «Книги Силы». Да и на Продвинутом этапе для многих проявить такое Движение «в полноте» будет «проблематично», – такую «задачу», в большей степени, надо будет просто «иметь в виду». Однако на своём уровне – как бы на «своём участке» – начинать «поэтапно» решать её, думаем, даже необходимо! Давайте посмотрим, какие здесь могут быть «варианты»…
Вероятно, чтобы проявить «движение всей Вселенной», надо сначала научиться двигаться «вместе со Вселенной». Затем необходимо почувствовать Движение как аспект современного состояния Вселенной, как её «часть» и её свойство. Почувствуйте, как вашими движениями осуществляется Движение. Где оно может происходить, как ощущаться? Как ощущение перемен, как потоки, организующие движения комплекса, как «внутреннее движение», – словом, как «общее движение», в которое вы будете вовлечены при выполнении комплекса.
«Движение всей Вселенной», равно как и «Движение вместе со Вселенной», предполагает необходимость «Познания Вселенной» для установления связи Человек – Вселенная. Хорошо, но тогда, познавая Мир, что же нам познавать? С чего начинать? Мы учились в школе, институте, даже в аспирантурах… Только, похоже, требуется что-то ещё, что-то, возможно, «качественно» другое. И тогда оказывается, что познание Себя может происходить опосредовано изучения какой-либо системы, но только в том случае, если «её познание» не зарывает собой Познание Мира (не нарушает связей Человек-Вселенная).
Как видим, этот «вопрос познания» может быть не только «философским», не только «этическим», но и довольно «практическим».
«Спокойное равновесие»
Давайте подведём некоторые итоги сказанному выше и посмотрим, что еще нового мы можем привнести из сказанного в практику комплексов «Книги Силы».
Итак, очевидно, существует определённая пауза между принятием Исходной Позиции [1] и собственно началом осуществления комплексов. То есть не стоит начинать движение, будучи к нему «внутренне не подготовленным», – как говорится, «с бухты барахты». Вероятно, такая пауза необходима, чтобы человек «собрался» на «пути к Себе» в точке «начала», снял излишнее напряжение и вошёл в состояние «ментальной тишины», перенёс внимание «на Себя», – как бы «пришёл к Себе», в «начальную точку», которой он сам и является. При этом «начальная точка» становится «начальной точкой ПУТИ ОТ СЕБЯ» – с каждым «шагом» от «себя прежнего» к «себе новому». Движения комплекса задают этому Движению направление и готовят человека к принятию «нового состояния».
Таким образом, рекомендуемая пауза – это не просто настройка на выполнение «физического упражнения», а «сборы в Путь» – похоже, не зря до сих пор существует обычай спокойно и молча посидеть в тишине перед «дальней дорогой»…
Итак, во время паузы вы как бы «пришли к Себе» – вошли в состояние «Здесь и Сейчас», – именно оно может характеризоваться «Движением к Себе». Что может «свидетельствовать» об успехе вашего «появления» в «Здесь и Сейчас»? Уходит некая узость сознания, человек перестает концентрироваться на какой-то проблеме, выделять детали и видеть только их вместо «цельной картины». То есть может появиться как бы «объёмный взгляд» на окружающую обстановку, вообще на Мир. В какой-то степени, это может говорить о выходе в этот момент на Буддический план, его «раскрытии», поскольку выделение отличительных признаков вещей и явлений – это то, что, в том числе, чаще всего мешает его развитию.
Такой «свежий взгляд» на Мир будет более свободен от «чуждых наслоений», от «претензий» (в том числе и к Себе). Далее, после вхождения в состояние внутренней тишины, когда необходимое состояние «найдено и понято» вами, «срастаются» в «единую Картину» некогда «отдельные», как бы «случайные» части окружающего Пространства. Вероятно, в этот момент появляется возможность установления связи «Человек – Вселенная». Может появиться ощущение наполненности внутреннего пространства тела «полем Жизни», чем достигается его (внутреннего пространства) целостность и единство.
Ладно, пожалуй, есть смысл на этом завершить описание «Начального Состояния», чтобы не потерять его при излишней детализации. Во-первых, состояние – оно либо есть, либо его нет даже при наличии самых «подробных подробностей» о нём. А во-вторых, ваши «впечатления» о нём могут несколько отличаться от предложенных авторами, что никак не является «проблемой».
Другой вопрос, как долго может или должна продолжаться указанная пауза. В принципе, при достижении некого максимального или, можно сказать, «стабильного» ощущения можно переходить к осуществлению комплекса. Такой «переход» будет естественным продолжением вашего состояния «Здесь и Сейчас» и началом «ПУТИ ОТ СЕБЯ». Не бойтесь потерять состояние с началом Движения, – оно как бы «входит» в движения комплекса, осуществляя их и ими же со-храняется.
Правда, сама форма и качество выполнения движений должны быть уже не «под вопросом». Напомним, что «совершенство формы» способно нивелировать ненужные, сторонние воздействия, а взаимодействия будут происходить уже по сути (см. статьи на сайте).
А если всё же произошла «запинка» и потребовала «внимания к себе»? Ну что же, постарайтесь небольшим усилием «вернуться» в нужное состояние и продолжить «совместную работу» движений человека и комплекса, – как оказалось, состоянием можно работать (В.П. Гоч). А допущенная ошибка… Что же, не переживайте по этому поводу и не судите себя строго. Помните: «…ибо, если бы мы не судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11: 23-31).
Итак, величина паузы в группе может определяться преподавателем, а при индивидуальной работе – самостоятельно. При этом в Исходном Положении [1] допускается небольшое «раскачивание» под «влиянием Силы», только оно не должно выводить человека из состояния «равновесия». Вообще, с некоторой точки зрения, понятия «спокойствие» и «равновесие» в чём-то предполагают друг друга, – говорят же о «спокойствии» как о «равновесном состоянии». Тогда так ли всё просто с пониманием «равновесия» и не следует ли уделить ему внимание? Этот вопрос тем более важен, что в комплексах есть позиции и движения, требующие «удержания равновесия». Что мы вообще знаем о равновесии? Вот, например:
«Равновесие человеческого тела, так же как и другие виды равновесия, наблюдаемые в живых организмах, не является статическим, а достигается за счёт непрерывно протекающих процессов, активно препятствующих развитию тенденции, направленной на то, чтобы его нарушить (выделено нами – авт.)» (Н. Виннер).
Другими словами, человек стоит, потому что «сопротивляется тенденции упасть». А это, согласитесь, уже несколько другой «взгляд» на спокойствие и равновесие человека, на его состояние и позицию.
Сразу скажем, что равновесие надо соблюдать не только во время «паузы», но при осуществлении движений комплекса, – его сохранение может быть одним из условий «Движения в Покое». Его потеря приводит к «выпадению» из состояния «Я ИДУ». Так что же делать при небольшом «сбое»? Мы в принципе, писали об этом выше. И самая простая рекомендация – не теряйте «спокойствие», если где-то было потеряно «равновесие». А вот чтобы не терять его в будущем, «придётся» нарабатывать состоятельность, совершенство движений и действий.
Что же такое равновесие» с точки зрения современного мировоззрения? Давайте «будем посмотреть»…
Общие сведения о равновесии тела человека
Из учебных материалов по «биомеханике» следует, что для сохранения равновесия физического тела (человека в том числе) необходимо, чтобы «действия всех внешних сил на данное тело взаимно уравновешивались». Это означает, что, во-первых, равнодействующая всех сил, проходящих через центр тяжести, должно быть равна нулю. А, во-вторых, и сумма моментов всех сил, не проходящих через центр тяжести, так же должно быть равна нулю.
Кстати, давайте заметим, – что касается человека, то даже когда он стоит на двух ногах («неподвижно»), его мышцы совершают множество локомоторных актов для сохранения позиции. То есть человек должен «работать» на удержание себя в равновесии…
Можно ли сказать, что равновесие – это неподвижность тела или объекта? Ну, если несколько упростить ситуацию, то может это и так…. В целом, к внешним силам, действующим постоянно на тело в его неподвижном состоянии относятся: сила тяжести тела и реакция опоры – противодействие давлению тела на опору. (Мы пока не рассматриваем, какое значение это обретает на «тонком плане).
Сила тяжести всегда проходит через цент тяжести тела; в наиболее простом случае, и опорная реакция проходит через центр тяжести тела. Тогда сумма их равна нулю, и их моменты вращения тоже равны нулю.
Это то, что касается обретения собственно состояния «равновесия». А если в тех же терминах рассмотреть состояние «спокойствия»? Очевидно, должно быть что-то в качестве «опоры», способной организовать «реакцию опоры» для противодействия давления на эту «опору». Кроме того, можно предположить, что по подобию в этом случае тоже будет совершаться множество условно «локомоторных актов» для сохранения «спокойствия». Сюда, кстати, может входить и «техничность» исполнения, и обретение внутренней тишины, и настройка на Движение и т.д.
Итак, выходит, чтобы обрести «спокойствие» как «психическое равновесие», необходимо под «силу тяжести», проходящую через «центр тяжести», подвести «опорную реакцию». Давайте под «силой тяжести» в этом случае будем подразумевать то, что может иметь «вес» (иметь значение) для конкретного случая или даже этапа. Например, решение конкретного «вопроса» средствами комплекса, его разучивание или совершенствование, ощущение общего Движения и Действия движениями комплекса. Легко предположить наличие и более «высоких тяжестей», и необходимость появления соответствующей «опоры». Что может представлять собой «центр тяжести», через который будет проходить «сила тяжести». Поскольку эта сила всегда проходит через центр, то в качестве такого можно принять состоятельность умение и мастерство самого человека, а «подвести под него опору», способную соответствовать «вызовам» (поставленной задаче), как действие может относиться к наличной «возможности человека» для её решения.
Другими словами, сохранение «равновесия» во время движения комплекса и «установление спокойствия» требует определённого «равновесия» между уровнем возможности самого человека и уровнем «поставленной задачи», – иначе «неудовольствие собой» и разочарование вряд ли будут способствовать сохранению вашего «спокойствия» и «равновесного состояния».
В целом же, всякое неподвижное положение тела есть результат равновесия сил. Однако оно бывает различным. По возможностям сохранения уравновешенного положения в зависимости от условий различают:
Безразличное равновесие – характерно тем, что телу можно придавать любые положения, и оно будет сохранять равновесие. Здесь опорная реакция при любом положении тела всегда проходит через общий центр тяжести тела. С переменой положения тела его центр тяжести не поднимается и не опускается. Это характерно, например, для правильного шара, лежащего на горизонтальной поверхности – как его не поверни, всегда опора будет под центром тяжести. Таким образом, шар при любом положении будет в равновесии.
О чём это говорит, если провести некую «аналогию? Форма шара – сфера – символ совершенства. Тогда наработанное совершенство в какой-то области позволит находиться в равновесии без особых усилий, а «совершенный человек» – «спокоен» и всегда в «равновесии». В этом дополнительный смысл наработки совершенства. Но, что сюда включать? Вероятно, этот вопрос может звучать некорректно, поскольку если есть совершенство, то оно должно распространяться и на состояние, и на действия человека, и подразумевает их гармоничное «со-стояние» – ничто не должно «искажать совершенство».
Сфера может быть и символом не только совершенства, но и некой «завершённости», переходя из состояния «со-вершения» к состоянию «за-вершения» при отсутствии возможности или желания дальнейшего развития. Кроме того, при встрече с «большей сферой» она может ощущать некую собственную «ущербность». Это мы к тому, что выход на более высокий уровень мастерства будет требовать от человека уже соответствующее этому уровню «новое совершенство».
Устойчивое равновесие характеризуется тем, что при любом перемещении тела (из положения равновесия) возникают моменты сил, возвращающие тело в прежнее положение равновесия. Любые перемещения сопровождаются поднятием общего центра тяжести в более высокое положение. Для примера, если отклонить маятник в сторону, то его линия тяжести отодвинется от точки опоры – точки подвеса. Появится плечо силы, и возникнет момент силы тяжести – он будет возвращать его в прежнее положение. Этот механизм «работает» в знакомой с детства игрушке «Ванька-встанька».
Что это может означать, если взять «эзотерический момент»? Очевидно, что в случае ранее наработанного совершенство появляется возможность, в случае необходимости (в Пути), «опереться» на него. И такая «вынужденная мера» будет «возращением» к нему, а не станет просто «падением». Такое «возвращение» можно понимать как «ограничение движения по горизонтали». Наработанное совершенство до определённого момента позволит удержаться от «падения». Даже движение вверх по Мировой Воли должно происходить не «вытягиванием» прежней сферы, а движением центра сферы – точки внутреннего покоя, иррациональной составляющей человека.
Неустойчивое равновесие – характерно тем, что при незначительном изменении положения, возникают моменты сил, вызывающие дальнейшее отклонение тела от положения равновесия, причём, момент этих сил при дальнейшем отклонении увеличивается. В это время общий центр тяжести из более высокого положения переходит в более низкое. Например, карандаш или шест поставленный и уравновешенный вертикально.
Отметим, что с эзотерической» точки зрения переход «центра тяжести» в низкое положение может происходить при подмене приоритетов в действиях человека, преобладании эгоистической точки зрения на происходящее, при потере связи «Человек – Вселенная» и вообще с Высшим. Напомним: «Движение, «окрашенное» желанием или идеей, не может удержаться в Духе и проваливается в Материю, возмущая в ней соответствующие планы – астральный или ментальный» [1]. Сохранить в этом случае для себя «равновесное состояние» может быть весьма проблематично.
Ну, что же, в начале этой работы мы условились постараться «пойти» дальше привычного, пусть даже научного, видения явления или каких-то отношений, посмотреть на них с новой точки зрения и увидеть как бы с «неожиданной стороны». Очевидно, для этого мало будет простого последовательного перечисления или «линейного» объединения этих вариантов – их суммирования.
Вероятно, ни одна «сумма» вообще не в состоянии описать некоторое целостное состояние. Во-первых, потому что сумма есть определённое (не всегда полное) соединение частей и как понятие всегда относится к взаимодействию с «полным» или «не полным» количеством «частей» – суммируются всегда «части», и, значит, всегда есть возможность «открыть» и добавить ещё одну «недостающую часть» к уже существующей сумме подробностей и взглядов на интересующее нас явление.
А, во-вторых, действительно новой и исключающей возможные противоречия может стать точка зрения, особым образом включающая в себя части целого, но уже не как перечисление частностей, а как план, общий для нахождения этих частей, как позиция, позволяющая подняться над познанием частей («суммирование частей» означает «познание частей») к познанию целого.
Чем же тогда мы сможем объединить эти три, приводимых в литературе, вида равновесия. Вряд ли они объединяются только терминологическим понятием «равновесие», поскольку оно больше относится к привычному, бытовому или специальному научному, но всё равно «обычному» в своей определенности уровню восприятия. Вероятно, они объединяются в сути явления «равновесие», поскольку являются его конкретными проявлениями, и такое объединение подразумевает новое их видение.
Что же нового мы можем увидеть в известном уже определении? В чём может быть суть равновесия? Возможно, в том, что это есть начальный и, возможно, необходимый момент «нового движения». При этом «новое» – означает выход за пределы наработанного уровня – как бы «плоскости» прежних движений.
Какая практическая рекомендация может «сложиться» из «сказанного» в этой статье? Что нам даёт «Движение в Равновесии» и «Равновесие Движения»? Возможно, у вас появились свои ответы на эти, равно как и другие, вопросы «по ходу» рассмотрения темы. Всё же покажем для примера, каким образом может быть использована рассмотренная тема в практике комплексов.
Так, мы уже отмечали наличие в комплексах некоторых моментов, где могут возникнуть некоторые «трудности» с удержанием и «фиксацией» поднятой или, например, вытянутой назад, ноги. Поэтому, постарайтесь избежать исчезновения или приостановки «внутреннего» ощущения движения. То есть, несмотря на остановку (внешне) движения собственно ноги и фиксацию её положения, рекомендуется ощутить поток движения, проходящий как бы «через ногу», наполняющий и поддерживающий её в «нужном положении» за счёт «своей силы», а не только силы мышц. Далее этот же поток переходит в движения комплекса.
Поясним: в наших работах мы уже обращали ваше внимание на то, что удерживать равновесие легче на движущемся велосипеде, чем если спортсмен удерживает его, оставаясь на месте и затрачивая на его удержание гораздо больше сил (см. статьи на сайте). Добавим, что это ощущение как элемент практической работы может нарабатываться как отдельно, так и непосредственно в практике комплексов.
Ну, что же, позвольте пожелать вам удачной работы и «Нескучного Равновесия»!
Литература:
- Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
- Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
- Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Киев: Ника-Центр, 1999.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Жизнь и Причинность. Методология взаимодействия и познания. – К., Сфера, 2004.
- Гоч В.П., Белов С.В. Работа в Причине. Вторая ступень. – Симферополь: 2005.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Книга Со-Бытия. – К., Сфера, 2007.
- Гоч В.П. Первая Книга Принципов. – Ростов н/Д: Издательство «Элиньо», 2008.
- Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
- Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 2019.
- Гоч В.П. Материалы семинаров.
- Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.