ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ НОВОГО ЯЗЫКА

Т.И. ГОРБУНОВА
С.В. ХВОРОСТОВ

На современном этапе развития Мироздания возникает много вопросов о роли Нового Языка в нашем Мире, о его развитии и восприятии человеком. Нами планируется ряд статей, в которых мы предложим некоторые соображения о взаимодействии с Рунным Языком на современном этапе. Наверняка, есть определённые особенности, связанные с его со-участием в Движении Реальности, равно как и в жизни самого человека.

Конечно, по объективным причинам мы не можем претендовать на полноту раскрытия темы, но всё же по возможности ответим на реплики, высказывания и вопросы части слушателей и специалистов Школы. Собственно, и сегодняшнюю встречу можно считать своеобразным «опосредованным ответом» на некоторые «частные вопросы».

Рунный Язык как «иностранный»?

Считается, что изучение иностранного языка способствует развитию человека, а решение начать изучение незнакомого языка проявляет волевые свойства личности. Это важный момент, обусловливающий начало некоторого процесса, в котором «записано» направление познавательного, интеллектуального и духовного движения. Такое решение человека может определять его будущее, потому что способно повлиять на восприятие Реальности, а значит, и течение жизни. Ведь познание всякого нового языка знакомит нас с другими цивилизациями, помогает лучше понять культуру и менталитет других народов. Это ведет к расширению сознания человека, раскрытию дополнительных возможностей в понимании ещё незнакомых ему явлений Мира. В результате вхождения в «пространство нового языка» по-новому осознается собственная жизнь, и Жизнь как явление обретает для человека новые краски.

При этом важнейшей стороной процесса «вхождения в пространство» нового языка для человека является форма и способ организации учебного процесса. Причём, как свидетельствует практика, изучение системы языка в отрыве от формирования речевых навыков, когда акцент делается на заучивании всего массива грамматических правил и образцов их реализации, в большинстве случаев влияет только на восприятие с необычного ракурса системы родного языка [3]. Конечно, с какой-то точки зрения и это может быть ценным, однако, как правило, часть важных моментов остаётся в памяти лишь как некий «след информации» теоретического характера.

Поэтому большинство современных лингвистов, методистов и педагогов считает, что язык необходимо познавать как средство общения, и на этой позиции реализуется коммуникативный подход в методике, в рамках которого разрабатываются различные языковые курсы. Это обусловливает отбор и организацию учебного материала, который способен вызвать интерес к языку и культуре определенного этноса, стремление его более широкого познания.

Как отмечал в своё время Людвиг Витгенштейн, «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость». Конечно, определённая «необходимость» может присутствовать в жизни человека, но при наличии более высокой связи (его свободной любознательности) она перестаёт быть «определяющим фактором». Как было сказано «…нет никакой необходимости жить с необходимостью» (Эпикур). Именно опора на «свободную любознательность» позволяет человеку практически входить в необходимое  состояния при соприкосновении с новой Реальностью, в результате чего возникает новая точка зрения на окружающий Мир.

Мы имеем в виду, что в других языках могут существовать понятия, описания и «именования» явлений, которых просто нет в «действительности нашего языка». И значит, без открытия для себя новых семантических образов Реальности, без познания нового языка «узнать» и назвать эти явления будет затруднительно. Так, взаимодействие с новым языком может существенно расширить возможности родного в отображении окружающего мира. А учитывая, что «Язык – зеркало познания и прообраз Творчества» [5], отметим расширение и творческих возможностей самого человека. Однако сколько новых языков в действительности может освоить обычный человек, – два?, три? Но ведь их же значительно больше! Поэтому мы и обращаемся к особому лингвистическому (и не только) явлению – Новому Рунному Языку (В.П. Гоч), раскрывшему возможности языка как средства познания, общения и воздействия на окружающую действительность на совершенно новом для человека уровне. В результате все свойства процесса изучения Нового Языка и обучения ему, а также его влияние на человека, на его жизнь и творчество могут обретать особые черты.

Конечно, понимание глубинной сути характеристики языка как «зеркала познания и прообраза Творчества» [5] обычно происходит на более поздних этапах его изучения. На начальном этапе превалирует некоторый более «приземленный» аспект достижения поставленной цели, мало отличимый от процесса изучения других языков, представляющих собой естественное лингвистическое явление. Вероятно, поэтому автор Языка в свое время рекомендовал изучать Рунальжи просто как иностранный язык.

Ну что же, как известно, при формировании учебных групп важное значение для продуктивности процесса имеет определенное совпадение «параметров» слушателей. Так, в школе, вузе группы складываются естественным образом и характеризуются схожим возрастом и отношениями внутри группы, уже сложившимися в течение совместной деятельности учеников или студентов.

При изучении Рунного Языка часто наблюдается большие возрастные отличия слушателей, которые имеют различные профессии, входят в разные социальные группы и только в аудитории входят в процесс совместной работы. Так что для организации учебного процесса и его методического обоснования существует определенная целесообразность исследования мотивации слушателей с опорой на уже установленные возможные варианты причин обращения к Новому Языку.

Во многом именно мотивация определяет решение начать изучение незнакомого языка, осуществляя волевые свойства личности [6]. Это важный момент, обусловливающий начало некоторого процесса, в котором записано направление и возможность интеллектуального и духовного движения. Такое решение может оказать определённое влияние на формирование будущего человека, изменить его восприятие Реальности и внести положительные перемены в «бытии».

Отметим, что прийти к изучению Рунного Языка человек может, руководствуясь  различными «потребностями», например:

— получение эстетического удовольствия при встрече с «необычным явлением», ощущение «причастности» к нему;

— удовлетворение профессионального интереса лингвистов и филологов;

— получение дополнительной информации исследователями, занимающимися историей рун и рунных, систем, языков и т.д.

Для тех, кто имеет отношение к Школе Причинности и получил некоторые знания о Методике работы в ПСС (В.П. Гоч), могут работать дополнительные мотивы:

— сдача какого-то экзамена, прохождение очередного этапа или уровня в системе Школы Причинности;

— обретение опоры для наработки мастерства работы в ПСС;

— общение с духовно высокими людьми, взаимодействующими с Новым Языком и т.д.

Конечно, лучше, когда работает не один мотив, а комплекс стимулов. И, поскольку большинство участников Школы Причинности имеет определенный опыт изучения Рунного Языка, думаем, они могут подтвердить известный тезис «Учить иностранный язык – это еще не значит владеть им». С нашей точки зрения, сегодня есть только один человек, который владеет Новым Языком, является его носителем и известным ему способом использует его в работе. Для всех остальных и сам Язык, и взаимодействие с ним являются способом расширения сознания, поддержания в норме физического тела и опорой для движения по Пути [2].

Следует отметить, что в процессе изучения языка и взаимодействия с ним, человек часто замечает изменения в своем восприятии окружающего мира и в своей жизни. И это может менять всю мотивационную картину. Меняются цели, задачи и потребности человека, раскрывается перспектива его движения. Он видит «дальше», способен планировать свои дальнейшие действия, видит этапы Пути. Так, например, успешная сдача экзамена перестает быть «достигнутой целью» и становится лишь началом нового этапа внутреннего развития.

В свою очередь, «люди со стороны», то есть незнакомые с Теорией Причинности, получают возможность соприкосновения с «волшебной вещью», определённым «высоким волшебством», делающим жизнь человека более «глубоким процессом» с раскрытием перспектив общего и специального развития, вне зависимости от направления их профессиональной деятельности.

Так, например, «теоретики языка» – лингвисты и историки – получают доступ к информации, которая обычно лежала за пределами их интересов, и открывают для себя возможность соприкосновения с более тонкими уровнями Реальности, – да, «сказочными», но реальными. Причём, приходит интуитивное понимание, что подобные «контакты» раскрывают по-новому пространство их профессиональной деятельности. Как правило, это относится и к людям логического склада с техническим образованием и естественнонаучным восприятием существования человека, социума, развития общества и т.д.

Можно отметить, что для всех слушателей вхождение в поле Нового Языка изменяет глубину понимания «бытовых вещей» и философских категорий, восприятия и наполнения всех понятий. Как правило, растет заинтересованность в постижении Методики работы в ПСС, и можно говорить о проявлении нового уровня творчества при восприятии образов причин и их толковании.

В процессе занятий слушатели рассказывали о том, что у них меняется круг общения, рядом появляются интересные и творческие личности, что тоже можно воспринимать как определённый знак. При этом так, по-новому, могли раскрываться для человека уже давно знакомые люди – просто человек был не готов увидеть их в привычном окружении. Наряду с тем, что могут происходить события, которые свидетельствуют о выходе человека на новый уровень понимания и взаимодействия с Реальностью.

Добавим, что даже при отсутствии каких-либо видимых внешних изменений в жизни человека начинаются определённые внутренние перемены, которые могут проявляться и во взаимодействии на занятиях Рунальжи. Человеку хочется двигаться быстрее, заглянуть в будущее, заниматься больше, потому что сам процесс вызывает появление положительных эмоций, сопровождается ощущением радости.

Надо отметить, что интенсивность занятий может пониматься достаточно «примитивно» – как количество «затраченного времени». Однако то, что есть возможность заниматься не два часа, а четыре, не всегда положительно сказывается на успешности познания языка. То есть здесь не всегда можно видеть прямую зависимость количества занятий, времени, которое уделяется изучению Рунальжи, и успехов в его постижении. Кроме того, успех взаимодействия с Рунами и Новым Рунным Языком не может определяться только «лингвистическими достижениями» в этой области, большее значение, с нашей точки зрения, имеет изменение внутреннего состояния и новый уровень осознания происходящего с самим человеком.

А излишняя увлеченность процессом накопления знаний часто приводит к другому эффекту – слишком увлекся «уроками», отошел от задач обычной жизни, не увидел вероятность осложнения, в результате может произойти неприятное событие, сбой в отношениях, проблемы со здоровьем, – то есть может сложиться трудная ситуация, требующая внимания, времени и сил. Занятия Новым Языком как бы отходят (вынуждено, «с необходимостью») на второй план. В том числе это может быть знаком того, что нарушена гармония процесса взаимодействия с Рунальжи, и ситуация исправляет искажение. Таким образом может происходить как бы естественное «нормирование процесса» соответственно силам и возможностям человека.

Хотя надо отметить, что в жизни человека могла возникать и «противоположная «необходимость». Так, иногда напряженность жизненной ситуации ведет к тому, что человека «тянет» к более интенсивной работе с рунными материалами, потому что он интуитивно чувствует помощь, которая идет при обращении к Рунному Языку, причём даже на уровне физических параметров состояния здоровья и самочувствия человека. Причём, этому были получены экспериментальные подтверждения (см. статьи на сайте). Но в любом случае при соприкосновении с Новым Языком человек обретает состояние покоя, способность с новой точки зрения увидеть конкретную ситуацию или более полную картину своего бытия.

В целом, в познании Рунного Языка, как и в бытии человека, относительно ровное и гармоничное «течение жизни» может характеризоваться периодами относительной пассивности или активности, которая может потребовать от человека сосредоточения внимания и осуществления дополнительных «внутренних» или» внешних» усилий.

Таким образом, течение жизни и процесс познания нельзя отобразить в виде прямой линии с равномерным углом подъема относительно начального уровня, – она может обнаруживать периоды подъёмов и «спадов». Однако для человека гораздо важнее, чтобы такая «линия» в целом отображала динамику поступательного развития (подъёма) человека и имела «плавный характер» без «разрывов» и резких изменений. В этом случае её «волнообразный характер» может свидетельствовать о том, что человек гармонично сочетает разные направления своей деятельности, умеет грамотно организовывать свою жизнь

Такая «плавность» свидетельствует и о грамотном планировании процесса методистом и преподавателем, а при самостоятельном изучении языка – о правильном понимании слушателем своих возможностей.

Надо отметить вероятность появления определённых трудностей, когда человек не учитывает или преувеличивает свои возможности, считает, что учебные нагрузки не соответствуют оптимальному уровню, он обычно увеличивает время своих самостоятельных занятий и объем изучаемых материалов, стараясь оказаться чуть впереди всей остальной группы или людей, занимающихся Рунным Языком параллельно с ним. Появление такой «активности» может привести к определённому «срыву». Так, например, «почему-то» возникает дефицит свободного времени, Не выдерживает физическое тело, Возникают проблемы в семье, социальной группе или трудности на работе и т.д. Всё это приводит к тому, что «планомерный процесс» изучения языка может прерываться, откладываться «на потом» в силу разных объективных или субъективных причин.

Причём, неблагоприятное развитие ситуации может не ограничиваться собственно занятиями Рунным Языком, – у человека часто закрываются «многие возможности», в том числе возможность продолжать изучение языка, как в группе, так и самостоятельно. При этом он отходит от намеченной им линии движения к цели, а характер взаимодействия с Рунным Языком, если он продолжает как-то поддерживаться самим человеком, осуществляется за счёт исключительно собственных сил и становится непредсказуемым. Постепенно это явление уходит из пространства деятельности человека, и руны, рунные слова, грамматика и тексты человеком забываются.

Насколько этот момент может быть серьёзным препятствием для движения человека? Этот, вероятно, зависит, во-первых, от уровня первоначального овладения основами Рунного Языка, во-вторых, от времени прерывания процесса взаимодействия с Рунальжи, в-третьих, от физического состояния человека, так как силы человека в трудных случаях направлены на восстановление организма и его систем, в-четвертых, от степени соответствия жизни и деятельности человека состоянию Мира и направлению его развития. Как показала практика проведения занятий, в некоторых случаях человек может «забыть» весь полученный материал Рунальжи, – даже его основы. И вопрос о том, как, с какой скоростью и в какой последовательности происходит «забывание», может стать темой отдельного исследования.

В связи со сказанным актуальным становится вопрос возвращения на путь познания Рунного Языка после своеобразного «штрафного круга». Здесь скорость восстановления «забытых знаний» может определяться способом организации занятий и характером индивидуального взаимодействия с Языком, отношением и поставленными целями. Причём, необходимо учитывать, что в связи с переменами в Мироздании, для человека возвращение как бы в «точку ухода» может означать возврат к «ситуации ухода», а появление «нового начала» процесса ещё должно быть организовано, поскольку в «Новое Начало» приходят, а не «возвращаются».

В целом, для разных людей ответы на эти вопросы, думаем, звучат по-разному. Но ведь должны же здесь быть какие-то общие черты, которые позволят облегчить возвращение, – возвращение человека в «пространство Рун» и возвращение Рунного Языка в жизнь человека. Но неужели это может быть так «трудно»? Ну что же, этот момент, вероятно, заслуживает отдельного изучения и рассмотрения. Хотя «общим», вероятно, будет формируемое отношение к самому Языку и процессу его познания. Мы имеем в виду, что на современном этапе человек должен хотя бы приблизиться к осознанию тезиса о том, что язык – «Форма самотрансценденции Бога» [5].

Литература:

  1. Горбунова Т.И. Перспективы создания методической концепции обучения конспектированию со слуха лекций на Рунном Языке. \ Горбунова Т.И., Хворостов С.В. Рунный Язык. Очерки по теории и методике. – Баку: «Элм», – 2013.
  2. Горбунова Т.И., Хворостов С.В. Рунный Язык и познание мира.// Сборник статей. – Баку, 2005.
  3. Гоч В.П. Свойства и особенности Рунного Языка.// Материалы I Международного конгресса «Теория причинности в интегративной валеологии». Кипр, г. Пафос, 5-10 марта 2000 г. – Ростов/Д., 2000.
  4. Гоч В.П. Грамматика Рунного Языка.// Материалы I Международного конгресса «Рунный язык и рунные технологии». – Турция, Анталья, 3-10 марта 2001г. – Ростов/Д., 2001.
  5. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 20019.
  6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.