«ЛОКУС» ДЛЯ ВЕЧНОСТИ

С.В. ХВОРОСТОВ
Т.И. ГОРБУНОВА

«Локус (в переводе с латыни «место») – место локального бытия, не выходящего за определённые границы» [10].

Комплексы как «локус»

На предыдущей «встрече» мы с вами узнали, что «Вечностьосуществляется локусами бытия (выделено нами – авт.)» [10]. И так как в цитате говорится о «локусах бытия», то в «осуществлении» бытия, вероятно, значительная роль отводится самому человеку, поскольку без его участия вряд ли это «осуществление» будет возможно. Мы имеем в виду, что «Вечность истекает в Бытие через человека – человек становится Источником Вечности и потому обретает Вечность» [4].

Как видите, мы опять приходим к необходимости для человека стать «источником» и не только Источником Беспредельного [1], но, как оказалось, и Источником Вечности. Это делает «тему источников» как бы «составной частью» изучения и практикования комплексов стиля Духа. Но об этом «не сейчас»…

А «сейчас» давайте определимся, можем ли мы воспринимать и рассматривать каждый комплекс как определённый «локус». И если да, то на каком основании? Ну, во-первых, комплекс «физически» занимает определённое место в Пространстве и имеет некоторую «длительность». Во-вторых, он может занимать, как говорится, «определённое место в жизни человека», а значит, и с этой точки зрения становится определённым «локусом». Вероятно, может быть и «в-третьих», и «в-четвёртых»… Но об этом в другой раз.

Пока же мы выяснили, что выполняемый комплекс как некое «материальное образование» занимает вполне определённое место в Пространстве, что делает его в процессе исполнения континуальным, – то есть «локальным» образованием (местом локального бытия) на физическом (материальном) плане. А если иметь в виду, что локус – это место «… локального бытия, не выходящего за определённые границы» [10], то появляться возможность как бы «заново» определить для себя эти «границы». Например, если иметь в виду Бытие «вообще», то подобная «локальность комплекса» может быть представлена очень «широко».

И всё же нам надо понять, причём здесь «Вечность» и каким образом чьё-то «локальное бытие» может с ним как-то «соотноситься». Так вот, оказалось, что «Мы живём в локусах, а Вечность – само локальное бытие. И мы были заперты Локки в своих локусах (выделено нами – авт.)» [10]. То есть жизнь человека, «живой» системы или вообще любой «материальной системы» как бы «задаётся» в определённых локусах, по отношению к которым «Вечность» является чем-то «внешним» или, вернее, «надсистемным», и поэтому имеет возможность проявляться в «вещах» в «форме отблеска».

Вероятно, при выходе человека в Тотальность Вечность как «само локальное бытие» начинает определяться для него как-то по-другому – как бы «становится другой», возможно, «собственно Вечностью» и «аспектом субстанциональности». Но давайте не будем пока «строить предположения» на эту тему, – сейчас поставленные задачи «немного скромнее» и более соответствуют нашим возможностям. Например, что нам сделать, чтобы не оставаться «запертыми в локусе» при изучении комплексов? Вероятно, для этого следует, во-первых, в познании суметь создать «надсистему», включающую человека и комплекс, и как бы «войти в неё». А во-вторых, как мы уже отмечали, «Необходимо научиться искать в вещах, т.е. во всём явленном, материальном, в «вещности» – отблеск Вечности» [9]. Ну, что же, давайте посмотрим, что мы сможем «найти» в движениях комплекса как в определённой «вещности».

Итак, основной атрибут субстанциональности (Вечность) – «само локальное бытие» – это там, где обычно живёт человек и в рамках чего «ощущает свою жизнь». Но субстанциональность – это ещё и «тотальное свойство актуализации движения» [10]. Поскольку не сказано конкретно какого, то, очевидно, это относится к Движению вообще, – в том числе и его физической форме, которая, кстати, включает в себя все остальные формы движения [2]. То есть, условно говоря, чтобы что-то «ощутить», надо сделать какое-то движение. Получается, что должна проявиться как бы «материальность движения», – мы здесь напомним, что «Материальность – актуализация субстанциональности» [10].

При этом восприятие движений комплексов, их «материальность», не может ограничиваться только «физическим ощущением» движения, поскольку при их осуществлении должна быть актуализирована и сама Вечность как основной атрибут субстанциональности! Ну, что же, это ещё раз говорит о том, что для осуществления комплексов должно быть «включено» (актуализировано) само Движение, поскольку субстанциональность – это его «тотальное свойство актуализации»…

Теперь поговорим вот о чём. Если всё сказанное – это, скорее всего, не о «возможности сегодняшнего дня», то зачем мы с вами об этом говорим? Может, чтобы представить себе стоящую перед нами задачу и как бы обозначить «цель»? А может, дать какой-то ориентир или приоткрыть «завесу Будущего», приобщиться к его Тайне? Ну, возможно… Так же, как может быть возможно и ещё что-то! Хотя, давайте всё же «конкретизируем». Например, чем не задачи для нас – во-первых, обозначить бесконечность познания комплексов и со-трудничества с ними и, во-вторых, (что вытекает из «первого») выйти из «навязанного локуса» привычного восприятия. И тогда, представьте себе, как на более продвинутых этапах ваших занятиях Стилем Духа могут «интересно проявиться» Вечность и Бесконечность, – напомним, что это основные атрибуты субстанциональности как «свойства актуализации движения». И как мы уже отмечали, это, очевидно, «путь дальний», но почему бы не отметить для себя (на будущее) такую «интересную перспективу»…

А пока давайте опять несколько сменим тему – «поговорим немного о другом» – например, о том, каким образом всё вышесказанное может помочь нам в познании комплексов «Книги Силы» и «поиску» в них «отблеска Вечности». Вот, скажем, насколько «вечными» являются комплексы, и насколько «бесконечно» их надо «повторять», и могут ли вообще у «бесконечности» быть «повторы», а сами «повторы» – «бесконечными»? И какое у всего у этого продолжение…?

Может нам, в самом деле, поговорить о «повторах»…

«Привычное продолжение»

«Повторение – мать учения»
«Присказка»

Знаете, однажды знакомый специалист китайской гимнастики высказал мысль, что заниматься Ушу надо так же, как чистишь по утрам зубы. Имелось в виду, что занятия должны стать чем-то естественным, как бы включённым в систему «обязательных и привычных» действий человека, которые он выполняет изо дня в день, часто как бы «не замечая этого». Не будем оценивать точность или оригинальность высказывания – это не наша «забота», однако отметим, что такая вот «естественность» может где-то или когда-то перейти в «обыденность», – в привычку, в «продолжение» включённых когда-то в систему неких привычных действий. И тогда нам есть смысл поговорить о «привычном исполнении» комплекса и о самой «привычке» выполнять комплексы… Давайте посмотрим, должна она быть или может всё-таки нет, а если должна – то в каком виде. Кроме того, выполнение комплексов «по привычке» или, если так можно сказать, «по инерции», – насколько это будет правильно, не снизится ли эффективность ваших занятий?

Ну, что же, как мы уже выяснили «Тождественного повтора событий в Новом Времени не будет» [6]. С этим вроде бы всё понятно… И всё же, так ли просто избежать «повторения» при «повторах» в своей деятельности? Давайте представим «среднестатистического занимающегося», который раз за разом на занятиях выполняет один и тот же комплекс. Повторяет ли он его при этом или нет? Вроде бы – да! Хотя нам всё же лучше уточнить, что такое, собственно, «повтор». Оказывается, «Повтор – основное свойство старого Времени. Механизм повтора работает там, где есть механизм продолжения» [6]. Ну, вот! Появился ещё один термин – «продолжение». Вдобавок, у него, как и у «повтора» есть свой «механизм». И тогда нам надо понять, когда возникает «продолжение» и что собой представляет его «механизм».

Оказывается, «Продолжение возникло при отсутствии творческого Начала» [6]. Это означает, что, во-первых, в основе взаимодействия с комплексами должно быть «творческое Начало», а во-вторых, исполнение комплекса не должно быть простым «продолжением» чего-то уже когда-то усвоенного («старого»?). Это касается и перехода к новому комплексу после полного освоения предыдущего.

Итак, у повтора есть «механизм», который работает там, где есть «механизм продолжения». Что он может представлять собой? «В механизме продолжения нет ничего, кроме самого продолжения, где возможно лишь жёсткое подобие одного другому» [6]. Вероятно, в этом случае в жизни человека большое значение начинает играть «Случай», события как бы становятся «случайными», поскольку «Причинность здесь состоит в том, что её тоже нет» [6].

Выходит, если выполнение комплекса представляет собой просто продолжение его прежнего исполнения, то в этом случае вы просто «повторяетесь», и при этом включается «механизм повтора». Чем он может проявиться в жизни человека – это разговор «отдельный», поэтому мы пока отметим два момента.

Так, во-первых, то, что «тождественного повтора» быть уже не может, заставляет подумать вот о чём. Даже «гипотетически» возможное «идентичное повторение комплекса» не даст «тождественного результата», – можно предположить его «упрощение» или даже «ухудшение». Таким образом, вероятно, само Новое Время приводит нас к необходимости делать «лучше» или вернее сказать, «по-новому», чтобы читатель не сводил исполнение комплекса «лучше прежнего» только к его «технической стороне».

Во-вторых, интересно, что же «заставляет» человека действовать «по-прежнему»? Вероятно, это в значительной мере происходит под влиянием некой «инерции» и тогда есть смысл поговорить об этом более «обстоятельно» – почему она возникает и как, собственно, действует. Так, «За счёт того, что объект переносил себя старого, появилась инерция, тайна которой в том, что она не только сохраняет покой или равномерное прямолинейное движение объекта, является причиной его повтора, шаблона, копии  (выделено нами – авт.)» [6].

Вроде бы то, что сохраняется покой и равномерность движения, на первый взгляд выглядит не так уж и «плохо», но только вот в данном случае это становится причиной некого шаблона и копии. Отметим «в скобках», что шаблон накладывает определённые «ограничения», а «копия» всегда хуже «оригинала». Что касается «равномерного прямолинейного движения» – здесь надо посмотреть, куда и на что оно направлено. Вероятно, может возникать «покой в движении», но при отсутствии самого «Движения Покоя». Такое движение может быть направлено против всего, что постарается вывести человека на новое в его жизни – по «большому счёту», как бы против «парсики» мешающей течению прежней «генерологии» («прежнее», в самом деле, для многих может быть и привычней, и спокойней).

Таким образом, «равномерное движение» (прямолинейное и, вероятно, одномерное) может быть направлено против всего нового, что может быть привнесено в вашу практику, стараясь вернуть «объект» к прежнему состоянию. Причём, при этом «Возникает трасценденция материи, чем инерция и является» [6]. Если иметь в виду, что трансценденцию, с определённой точки зрения, можно представить как некое «истечение», то возникает как бы «материальный поток» для «сопротивления человеку». Вероятно, это касается и его физической (материальной) составляющей. Конечно, вряд ли ваши занятия (в норме), даже в режиме «по инерции» и при её наличии, как-то негативно скажутся на вашем «общем состоянии», но их эффективность может существенно понизиться.

Что касается вопросов познания, расширения со-знания и движения по Пути, то здесь дело «серьёзнее». Мы имеем в виду, что «…Высшее для инерции не является Реальностью, а только отображением. При инерции человек не воспринимает Высшее, он его не видит (выделено нами – авт.) [6]. Итак, «Высшее» не воспринимается… Но как же так? Ведь человек при этом всё равно что-то узнаёт, на что-то ориентируется, «Высшее» (или что-то «похожее), скорее всего, как-то «присутствует» в его рассуждениях и практических занятиях… Вряд ли наличие инерции, тем более не осознанное, может «помешать» человеку считать, что он «обращается» именно к Высшему, что познаёт Реальность – скорее всего он так и будет рассматривать свои действия. Только дело не в том, что инерция представляет какую-то альтернативу «духовного стремления» человека, – нет, дело в том, что «Высшее тогда рассматривается как продолжение своего низшего (выделено нами – авт.)» [6]. И если не рассматривать очень «негативные варианты», то, например, эмоциональное возбуждение, проявления «восторженности», или даже «дробление» комплекса на «подробности» («лукавое мудрствование») тоже может приниматься человеком за «высшее проявление».

А можно ли тогда преодолеть, как бы «победить» инерцию? Здесь, пожалуй, тоже не всё так «просто». Дело в том, что «Преодолевая инерцию, человек приобретает силу, но теряет возможность нового движения – теряет Дао (выделено нами – авт.)» [4]. «Потеря Дао» может стать моментом достаточно «неудачным», поскольку в Дао Дэ Дзин говорится, что тот, кто теряет Дао «стареет раньше времени». Но, не будем «о грустном»… Тогда можно ли нам предусмотреть здесь какие-то другие действия, например, какое-то «новое отношение» к самому «факту инерции»? Давайте «посмотрим», что мы сможет «предложить».

Итак, из всего сказанного можно предположить, что с «подъёмом» человека «количество инерции» должно, так или иначе, уменьшатся. Действительно, «Чем выше поднимается человек, тем меньше должна быть инерция» [6]. Только вот человек должен быть способен определить у себя момент инерции, иначе как от неё «уходить»? То есть, просто взять и отказаться от неё как бы «преждевременно» тоже «не у всякого получится». В самом деле, инерцию «…просто так не отбросишь – необходимо увидеть и согласиться с тем, что инерция ещё есть и что она должна быть, но в разумных рамках, что определяется развитием сознания (выделено нами – авт.)» [6].

В целом, наличие у человека инерции в «разумных рамках» говорит о возможности и закономерности её использования в неких «гомеопатических дозах», в том числе и для движения по Пути. В самом деле, «В Пути нужна разумная инерция как сохранение движения по Пути при каких-то неблагоприятных взаимодействиях» [6].

Ну, хорошо. И всё же давайте уточним, какое значение всё эти рассуждения могут иметь для практикования комплексов «Книги Силы». Для этого, похоже, надо будет дополнительно поговорить о повторах самих комплексов на ваших занятиях.

«Повторы» комплексов

В самом деле, давайте пока «отстранимся» от вопросов, связанных с Вечностью и Бесконечностью, поскольку и мы, и сама тема для дальнейшего рассмотрения должны быть лучше подготовлены. А сейчас, по возможности, постараемся найти понимание того, насколько вообще возможны «повторы комплексов». Ну, технически – да! Всё же, вроде, очевидно. Или не стоит «упираться» в очевидное!? И тогда появляется возможность «выбора». В целом, всё может «решаться» достаточно просто: чем является для нас комплекс – только набором физических движений или всё же «сказочным событием». И тогда, при всей частоте исполнения вами комплекса, оказывается, что «Тождественного повтора событий в Новом Времени не будет» [6].

Что же, выходит надо научиться смотреть на комплекс каждый раз «по-новому», но при этом не терять восприятие «единства комплекса». В самом деле, «Нужно учиться смотреть на Мир по-разному, но воспринимать Единое» [6]. То есть просто воспринимать Мир «по-разному» уже будет недостаточно. И на комплексы тоже смотреть можно «по-разному», но воспринимать «единое». Поэтому, даже «на первых порах», движения комплексов – это не просто что-то внешнее, дискретное и как бы «отделённое» от вас, а «естественный» для вас способ осуществления необходимой работы.

Итак, выяснили, что при восприятии «комплекса в единстве», смотреть на него можно «по-разному», причём, этому надо «научиться» – это является одним из аспектов познания Стиля Духа. А отмеченная «разность взглядов» будет зависеть в том числе от возможностей сознания и сложившейся ситуации.

Значит ли это, что нельзя просто «повторить» выполнение комплекса, его «работу» на том же уровне? Ну, «на том же уровне» может и возможно. Правда, тождественного повтора, судя по всему, не получится. То есть может быть «чуть-чуть хуже или лучше»…

Ну, хорошо, так, может, это опасно для самого человека – где гарантия, что не допустит, например, ошибку и сделает «хуже»!? Знаете, нам думается, что это «не страшно». Поскольку всё подобные исполнения как бы объединяются и поддерживаются самим «уровнем». И с точки зрения этого уровня всё это будет восприниматься как необходимая учёба и набор мастерства и состоятельности, чтобы перейти самому и перевести работу на более высокий уровень. Вот только сам уровень при этом терять явно «не рекомендуется». И здесь, видя «разную работу», нам следует наблюдать «единое». Например, что? Например, «своё» познание Стиля Духа, его участие в осуществлении Пути, – они должны как бы «просвечивать» сквозь ваши занятия, или, можно сказать, «освещать их». Тогда можно и вернуться к комплексу, но уже к «Новому Комплексу».

«Куда же идти, если возврата не должно быть? Нужно обновиться в Пути, тогда вернёшься в новое бытие, ибо бытие о-предел-яется сознанием (выделено нами – авт.)» [9].

Другими словами к комплексу как «сказочному событию» в своей жизни надо ещё суметь «вернуться», что фактически означает «прийти к нему», ибо в Реальности он уже может быть «другим», оставаясь при этом «тем же» комплексом. Фактически, это означает, что надо воспроизводить не просто движения комплекса, а сам Комплекс.

Теперь вот о чём. Вероятно, есть разница, работает человек самостоятельно или в группе с преподавателем. Какая? В группе «выдержать уровень» – задача преподавателя. В чём это может выражаться? Ведь человек может ошибаться, что-то делать не слишком удачно, его состояние может «желать лучшего» и т.д. Если не вдаваться в «методические подробности», это означает, что «оценивать» работу слушателя, подходить к оценке его работы, делать замечания и давать рекомендации надо исходя из конкретного уровня, не переходя на «более низкий». Поэтому то, что «внизу» было нормой, на другом уровне требует «уточнений» и другой работы.

И всё же, мы раз за разом повторяем вроде «один и тот же» комплекс. При этом часто человек не замечает разницы между «повторами». Надо признать, что такое выполнение может принимать характер некой схемы – действия по «привычке» и во многом формального действия для отметки, что это было «сделано».

Так будет ли повторяться «во Времени и Пространстве» сам комплекс и что тогда будет с его Действием? Всё же это в значительной степени зависит от самого человека, от его отношения к тому, с чем он взаимодействует, выполняя комплекс – с «физическими упражнениями» или «сказочным действием», способным оказать влияние на его «внутренний мир. «Сказочные пути идут во внутреннем мире» [11].

Итак, в целом «повторы» комплекса на одном уровне, конечно, не «повредят» человеку и даже принесут определённые «блага», как особо созданные физические движения и их действия. Однако есть вероятность того, что со временем выполнение комплекса превратится просто в «физическое действие», лишённое «сказки» и не осуществившее заложенное в него Благо, то есть вряд ли будет полностью актуализирован Потенциал, заложенный в них автором. Тогда как при полноценном практиковании, комплекс при его повторах будет обновляться, а его Действие обретёт свойство «дления», а не обычной «длительности». В противном случае комплекс как бы не будет иметь не только Будущего, но и, пожалуй, Настоящего…

Прошлое, Настоящее, Будущее,
…Вечное!?

«Соединение в себе прошлого, настоящего и будущего позволяет человеку проявлять троичность бытия и знать свойства проявления Божественного Имени в любой вещи (выделено нами – авт.)» [9].

Давайте для «продолжения разговора» определимся с некоторыми понятиями.

«Настоящее – актуализация Вечности» [10].

«Прошлое – актуализация Небытия; временной континуум Причинности, характеризующийся многовариантностью линий развития» [10].

«Будущее – актуализация Не-Бытия; безграничный континуум творческого развёртывания Нового» [10].

Выходит, их «соединением» в человеке актуализируется Вечность, Небытие, и Не-Бытие и проявляется «троичность бытия». Надо полагать, такое соединение вряд ли можно считать простой «суммой слагаемых». Впрочем, возможность появления такого «единства», как и то, что оно «несёт» самому человеку, – это не тема «сегодняшнего дня».

В общем-то, в том или ином виде эти «максимы» мы уже рассматривали на наших «встречах». Поэтому здесь просто отметим, что, вполне вероятно, прежний опыт «знакомит с Прошлым», а Новый – «проводит» нас в Будущее. А что Настоящее? Настоящее – это «актуализированная Вечность» и, оказываясь в Настоящем, мы имеем шанс «прикоснуться» к Вечности. Ого, как интересно! Ведь если «обосноваться в Настоящем», то станет актуальным «атрибут субстанциональности» (напомним, что Вечность – атрибут субстанциональности, а сама субстанциональность – «тотальное свойство актуализации самотрансценденции движения») [10]).

Теперь вот о чём. Если «припомнить» предыдущие статьи, то мы уже неоднократно обращались к теме нахождения человека в состоянии «внутренней тишины» и в «моменте сейчас». Что ещё интересного мы сможем увидеть в этом «моменте»?

«Момент сейчас» – тот, что будет в «Будущем», тоже будет «находиться» в моменте «Сейчас». Тогда, пребывая «здесь и сейчас» при выполнении комплексов, вы как бы «сквозь время и пространство» вносите в момент «Сейчас» Будущего необходимые качества, нарабатываемые в этом «моменте» сегодня – то есть, «здесь и сейчас». При этом, очевидно, «будущее состояние» в какой-то мере в результате ваших действий сможет проявиться в вашем «сегодня», как минимум, на момент взаимодействия с комплексом. Проще говоря, происходит «трансценденция» за счёт переноса атрибутов и состояний [10].

Вероятно, при этом может сберегаться – как бы «экономиться» – собственное время. Так, при «достижении Будущего», вы уже неким образом можете быть «определены» в его моменте «сейчас». Можно сказать, что тем самым «сокращается расстояние» для его достижения, чем раздвигается (происходит как бы масштабирование) Пространство. При этом оно как бы «освобождается от необходимости» вести человека по «карме» и раскрывается для его творческого действия – Со-Творчества. А само Пространство приобретает дополнительное качество – места вмещения Со-Творчества.

Отсюда новое восприятие действия и движений комплексов как раскрытия Нового Пространства, при опоре на «прежнее» (обычное), как на опыт. При этом может возникать ощущение, что не вы перемещаетесь в Пространстве, а оно меняется вокруг вас вашими же действиями. Так, «Пространство воздействует на материю, указывая как ей двигаться. Материя в свою очередь оказывает обратное действие на пространство, указывая как ему искривляться» (Джон Уильям).

Ну, что же, как мы уже говорили, чтобы получить «заявленные ощущения», надо, прежде всего, начать ощущать Движение. В отличие от «обычного ощущения» при подъёме руки или перестановки ноги, это как бы «внутреннее ощущение», – ощущение «изнутри», которое, впрочем, может и не «отрицать внешнее», но встраивать их в систему осознания как «ощущения всего на уровне молчаливого понимания» [7].

Мы уже отмечали необходимость ментальной тишины и нахождения «здесь и сейчас». В совокупности с остальным это даёт необычные ощущения – движения ощущаются по другому, – становятся «другими», становятся «необычными и не обычными». Они перестают ограничиваться формой или «параметром движения» – наоборот, таким «необычным ощущением» происходит как бы «преображение формы». Она обретает дополнительные возможности – форма уже не просто соотносится с движением ноги или руки, но как бы сама начинает двигаться к неким своим «предельным величинам». В этом случае осуществление движений и Движения несёт внутренний Покой и появление Блага, которое как бы становится «субстанциональным» в ощущениях человека.

И тогда движениями комплекса раскрывается не просто форма, а троичность «Дух – Душа – Тело», а сам комплекс – становится носителем Блага со-вместно с человеком и, если не самого «отблеска Вечности», то «результата его действия» в соответствующем «локусе».

Удачной вам Работы!

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Теория и методология Со-Творчества. – К., Сфера, 2007.
  4. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. НАЧАЛА. – Севастополь: издатель Карпин А.В., 2013.
  5. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  6. Гоч В.П., Акимов И.Е., Сабрукова М.Н. ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2017.
  7. Гоч В.П. Созвездие Новых Рун. – Санкт-Петербург: ООО ИЦДОМ «Айзорэль», 2018.
  8. Гоч В.П. Метод Гоча работы в Причине. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2018
  9. Гоч В.П., Ширяев С.В. Философия Тотальности в русских сказках. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2019.
  10. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 2019.
  11. Гоч В. П. Материалы семинаров.
  12. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.