«СЛОВОМ И ДЕЛОМ»

С.В. ХВОРОСТОВ
Т.И. ГОРБУНОВА

В наших статьях мы неоднократно отмечали, что материалы, «на сегодняшний день» представленные на нашем сайте, в основном относятся к Начальному этапу изучения комплексов «Книги Силы» – комплексов, как «внешнего проявления» Стиля Духа. Однако зачем вообще надо было дополнительно вводить в процесс познания комплексов какую-то «этапность», – разве недостаточно просто определённой последовательности в изучении комплексов? Тем более что соблюдать её всё равно придётся…

Ну что же, вероятно, в каких-то ситуациях «обычная» последовательность действительно могла бы стать единственным «достаточным ориентиром», хотя в чём-то и «естественным ограничением», в организации практических занятий. Но как оказалось, в определенный момент в практике слушателей (да и самого преподавателя) стали возникать вопросы, решение которых не было напрямую связано только с очерёдностью изучения комплексов, заданной автором.

То есть возникали ситуации, правильное прохождение которых могло способствовать не только изучению представленных в «Книге Силы» материалов, но и более глубокому пониманию самого Стиля Духа, познания его Тайны. Причём, необходимость нового понимания комплексов инициировалась именно их практикой. Таким образом, выполнение комплексов фактически приравнивалось к появлению некой «герменевтической ситуации», способной создавать условие для открытия и понимания более тонких моментов «жизни комплекса».

В этой связи каждое очередное исполнение комплекса было способно «участвовать» в создании для слушателя «Сказки Стиля Духа» – как бы добавлять момент со-бытия в Новую Сказку своего бытия. Кстати, в наших статьях мы не раз обращали ваше внимание на то, что в восприятии тех же «10 Пределов» практически не было «повторов» – комплекс каждый раз воспринимался как «новый», и его выполнение ни разу не становилось «скучным». (Надо сказать, что «10 Пределов» – это до сих пор наиболее часто используемый «для себя» комплекс).

Мы не будем останавливаться на анализе начальных занятий, когда шло изучение структуры и формы движений комплекса – о них мы «поговорили», на наш взгляд, достаточно для «заочного общения», и теперь приходит очередь для появления соответствующих видеоматериалов (создание которых нами планируется). Но вот то, что происходило (довольно часто) при достижении человеком относительно «хорошего уровня» усвоения и воспроизведения движений, заслуживает «отдельного разговора».

Так, у многих слушателей начинал меняться (нарушаться?) как бы «уровень контакта» с комплексом, – выполнение его внешних движений (впрочем, и «внутренних») становилось в чём-то «урезанным». Человек как бы «проглатывал» движение, не замечая ни его «вкуса», ни его «энергетики». Слушатели в основном начинали ориентироваться на «начало» конкретного движения или комплекса и на их завершение – «конец». В результате всё происходящее «между ними» выполнялось «механически», как бы «стиралось», «не ощущалось», выпадало из зоны внимания человека, – он как бы «пробегал мимо них». Вряд ли в этом случае можно говорить об «осознании» или полноценном познании комплекса.

В принципе, с помощью определённых методических приёмов можно избежать подобной ситуации на занятиях, но поскольку мы заговорили об этом, то давайте рассмотрим, что может происходить в этот момент.

Сначала отметим, что «Символ, начертанный где-либо не является простым изображением – он является Словом… А Слово является Силой» [1]. И поскольку мы «договорились» воспринимать движения комплекса как определённые символы, как проявление символической природы комплексов, то произведённое – «начертанное» – движение является как бы «словом». Поэтому при восприятии движения будет уместна некоторая аналогия с восприятием «слова» и с особенностями формирования «нового слова» –  нового уровня взаимодействий для человека.

В принципе, то, что происходит с человеком, при встрече с «новым знанием» («теоретическим» или «практическим») можно рассматривать с разных позиций. Но есть, пожалуй, нечто общее. Так, «…всякий раз, когда усваивается какое-либо новое знание, в головном мозгу происходит формирование новых нейронных структур, которые резонансно настраиваются на предъявляемые зрительные и слуховые образы предметов, объектов или явлений. Т.е. нейроны мозга как бы копируют предъявляемый им новый образ или новое знание (выделено нами – авт.)» [6].

Таким образом, под влиянием нового образа (например, нового движения или «нового понимания» уже знакомого) происходит «формирование новых нейронных структур» как своеобразного «места его запоминания». Но тогда весьма вероятно, что появление «знания» о новом образе может происходить на основе прежних, уже имеющихся «нейронных структур»!

В самом деле, обратите внимание, что, судя по приведённому высказыванию, сами по себе «новые нейронные структуры» просто копируют представленный образ! С одной стороны, происходит передача знания, вероятно, как информации, с другой стороны, эту информацию человеку ещё предстоит сделать «своим знанием», что предполагает его со-творение (см статьи на сайте).

Так это или нет, и какие здесь могут быть «тонкости момента», – это отдельная тема, в которую мы сейчас «углубляться» не будем. Отметим пока, что на ваших занятиях такая «передача знания» может «происходить», например, от преподавателя или непосредственно от «Книги Силы», если вы занимаетесь самостоятельно. Причём, последний вариант – это явно не «разовая акция», поскольку получение «нового» происходит постоянно при работе и в познании сути текста-сказки «Книги Силы».

Кстати, само проведение занятий (самостоятельных или в группе) при этом «внешне» может практически не меняться. Здесь организатору будет достаточно знать о наличии указанного «резонансного настроя» на «предъявляемые зрительные и слуховые образы предметов, объектов или явлений», что, во-первых, может расширить его возможности в осуществлении занятий и, во-вторых, способно само по себе «моделировать» и «предлагать» средства решения поставленных задач.

Добавим, что усваиваемое («скопированное» нейронами) знание каждый раз даёт дополнительную (практически неограниченную) возможность выбора и объединения средств и способов организации занятия. Так. «Этот второй уровень нейронных связей предполагает новые соединения уже имеющихся нейронных структур в общие структуры» [6].

Далее обратим внимание, что «…обучение может быть как неявным – через игру, через обычное наблюдение или созерцание, так и организованным» [6]. Другими словами, обучение может включать в себя целый комплекс мероприятий, и тогда в задачу преподавателя входит их правильное «соотнесение». Если воспринимать организацию занятия как некую «игру по правилам», успешное участие в которой зависит, в том числе и от правильного выбора критериев (см. статьи на сайте), то обучение движениям комплекса, как и процесс обучения более тонким взаимодействиям, может успешно происходить на ваших «обычных занятиях», причём, во втором случае «неявно». То есть объём занятия при таком «неявном обучении» может не увеличиваться, поскольку всё решается внесением в его «явную составляющую» «иррациональной координаты» (если так можно выразиться).

Хорошо, тогда чем обычное наблюдение «по большому счёту» может отличаться от «созерцания»? Ну, например, возможностью перехода от восприятия формы движений к их восприятию по сути (см. статьи на сайте). Причём, это может в равной степени относиться как к наблюдению за действиями преподавателя, так и «созерцанию» своих собственных действий в момент выполнения движений, что на первых порах говорит о наличии и определённом значении «рефлексии» (подробнее об этом как-нибудь в другой раз).

Что же касается определения «организованное обучение», то вряд ли речь может идти только об решении обычных «организационных вопросов» проведения занятия… Давайте несколько «расширим понимание» этого термина, – например, «озадачимся» введением в «зону внимания» наряду с практическими, специальных теоретических занятий и их «гармоничное взаимодействие» между собой на благо человека, когда решаются вопросы его самочувствия, его «физического состояния», расширения сознания и движения по Пути…

Таким образом, у нас появляется много «частных моментов», объединённых в рамках Стиля Духа определённым «единством», причём, появление такого «единства» говорит о новом уровне восприятия (понимания) материала. Это так, поскольку «…второй уровень нейронных связей предполагает новые соединения уже имеющихся нейронных структур в общие структуры» [6]. И как мы отмечали в предыдущей работе, такое «объединение» может представлять собой как бы «двуединый процесс» – от общего к частному и от частного к общему (Ф. Шлейермахер). Напомним, что появившееся «единое» позволяет по-новому увидеть его части, что, в свою очередь, способствует обновлению их единства.

Бего-ом! Марш!!!

Итак, поскольку мы с вами «усмотрели» определённую аналогию между выполнением движений комплекса и «произнесением слова», то есть смысл и дальше использовать её для иллюстрации происходящего на занятиях. Надо сказать, что у слушателей часто возникала ситуация, во-первых, как бы «пробегания по комплексу» и, во-вторых, «пробегания комплекса» в сознании человека, которая в чём-то сродни «беглому чтению» определённого «текста».

Но разве это так плохо? Ведь человек, с какой-то точки зрения, получает возможность быстрее «узнать» некую информацию и, значит, как бы «быстрее отреагировать» на неё! И если говорить об изучении комплексов, то «формально» изучение следующего может происходить быстрее на основе уже появившегося «навыка»! А что же тогда можно сказать по поводу «понимания комплекса», – восприятия его сути? Давайте на основе предложенной аналогии посмотрим, что даёт его «беглое прочтение» слушателям.

Так, «…при обучении ребёнка «беглому чтению» на распознавание зрительных образов берётся левое полушарие головного мозга. Оно формирует дополнительные нейронные структуры, которые настраиваются не на полноценный образ слова (комплекса и его движений – авт.), а на его характерные отличительные признаки – ярлыки (выделено нами – авт.)» [6]. В нашей практике такая ситуация приводила к тому, что человек, даже выполняя «формальные движения», по сути «пробегал мимо комплекса»!

Конечно, в предложенной цитате говорится об «обучении ребёнка», а наших слушателей вряд ли можно считать «детьми». Однако речь всё же идёт о «Начальном этапе» изучения комплексов «Книги Силы», который условно можно соотнести как бы с «детским уровнем». Но более обстоятельно о том, что собой представляет этот «детский уровень», как он развивается и где проходит его «естественная граница» мы сможем поговорить в «своё время»…

Пока обратим внимание, что в этом случае, очевидно, либо не нарабатывается необходимое состояние, либо оно появляется на короткий срок, как бы «скачкообразно». Так, «При скачкообразном возникновении состояние и действует короткое время, после чего человек теряет связь со своей сутью, что вызывает в душе ощущение потери» [4].

Другими словами, слушатель может для себя «потерять» комплекс, даже при частом воспроизведении его формы, поскольку теряется его суть. В самом деле, «Если вещь перестаёт эманировать свою суть, она исчезает из Бытия» [4].

При этом «ощущением потери» можно считать «ощущение» потери интереса к занятиям, что «внешне» будет выражаться в стремлении побыстрее завершить комплекс, в «пробегании» по форме движений – человек уже не находит ничего нового, не рассматривает комплекс как возможность «получить новое», просто повторяет движения как некую «заученную фразу», а это действительно может быть «скучно», и поэтому нет смысла как бы «повторяться».

Ситуация может обернуться серьёзными недочётами в вашей практике, поскольку структура движений будет «прослеживается» не полностью, да и возможные ошибки отследить сложно (во всяком случае, самому). То есть в восприятии человека комплексы определённым образом «внешне маркируются» и по этому принципу всего лишь «узнаются». Однако сам слушатель при этом может пребывать в уверенности, что он действительно «знает» – выучил комплекс. Возникает ощущение «выученности», «обученности», что в данном случае может перекрывать дальнейшее познание и движение.

Давайте дальнейший разговор продолжим знакомством со следующей цитатой: «Например, для распознавания слова «добро» (в нашем случае речь может идти об отдельных движениях, равно как и комплексе в целом – авт.) достаточно видеть сочетание первой буквы «д» и последней буквы «о», длину самого слова (пять букв) и два хвостика от буквы «б» и буквы «р».

При этом… формируется соответствующая нейронная структура, которая по сути настраивается не на слово «добро», а на его искажённый образ – ярлык.

Эта нейронная структура всегда легко резонансно «выхватывает» слово «добро» из любого текста и обеспечивает очень быстрое «беглое» его чтение. Однако, …при таком «беглом восприятии» мозг не замечает имеющихся …ошибок, переставленных или даже пропущенных букв (выделено нами – авт.)» [6].

Давайте скажем, что, наряду с пропущенными элементами движений или их искажением, ошибкой можно считать такое воспроизведение комплекса, которое возвращает его в зону «старого восприятия», перекрывая дорогу «новому». Эта тема достаточно интересна сама по себе, но всё же не будем сейчас на неё «отвлекаться».

Итак, восприятие движения по неким «маркерам» приводит к его искажённому образу – «ярлыку», на который настраивается исполнитель.

Причём, «ярлыки» могут появляться на разных уровнях – это касается как отдельного движения, так и набора движений или всего комплекса. Кроме того такие «ярлыки» могут функционировать и на более высоком плане, появляясь не только на уровне первой, но и второй сигнальных систем. Понятно, что во втором случае снять «искажение» будет гораздо труднее. Тогда возникает интересный вопрос.

После всего сказанного, после аттестации «физического движения» как аналога и начертания некого «слова» к какой сигнальной системе мы сможем его «приписать»? И стоит ли его в нашем случае «жёстко определять»? Что же, альтернативой восприятия «или – или» будет появление некого «системного единства», поскольку «…передача импульсов возможна только в единой нейронной структуре, имеющей общие нейронные связи. И вся эта структура опирается на первую сигнальную систему как на фундамент» [6].

Так-то оно так, только, условно говоря, «слово» больше связано со второй сигнальной системой, а фундаментом «единой нейронной структуры» является «первая»… Может, должно быть новое понимание единства (хотя бы как рабочий момент в нашей практике), каким-то «образом» объединяющее обе системы в изучении и познании комплексов «Книги Силы»? Давайте «будем посмотреть»…

Итак, «Что значит – опирается на первую сигнальную систему? Прежде всего, это ощущение реальности, ощущение своего тела, ощущение боли, наконец (выделено нами – авт.)» [6]. Как это можно понимать относительно наших занятий? Если немного «поиграть словами», то у исполнителя должно быть «ощущение реальности» движений своего тела, что можно понимать как его движение в «реальности комплекса» и «движение комплекса» в Реальности, проявляющих соответственные перемены в жизни человека. Появляющийся в этих рассуждениях «акцент на Реальность» объединяет «отдельные ощущения» во время исполнения комплекса в ощущение Реальности и «реальности Происходящего».  

В самом деле, «Человек должен ощущать, чувствовать и осознавать всё, что происходит с ним или вокруг него (выделено нами – авт.)» [6]. Обратите внимание, что говорится о необходимости («должен»!) ощущения и осознания  «всего», что происходит «с ним самим и вокруг него», причём, не по «отдельности», а в единстве происходящего. По сути, такое единение «внутреннего» и «внешнего» и должно происходить во время исполнения человеком комплекса, что на «уровне молчаливого понимания» будет его «осознанием всего» или просто – осознанием.

Осознание действия комплекса и его движений создаёт особое пространство для «непротиворечивого» объединения обеих сигнальных систем, объединяет Движение со Словом в единое и реальное Действие. Всё это с очевидностью работает на расширение сознание человека, изменение его формы, что в итоге несёт человеку Благо, поскольку «…Благо всегда с человеком, ибо Благо – форма и результат преображения сознания (выделено нами – авт.)» [3].

Ну, хорошо. Всё это, возможно, и интересно, и действительно может помочь в в организации познания комплексов «Книги Силы». Но вероятно, у части слушателей может возникнуть закономерный вопрос. Если речь идет о восприятии чего-то «в единстве» и чего-то «единого», то разве не логично будет именно его восприятием «заменить» ощущения каких-то «деталей» – например, отдельного движения?

Ну, во-первых, напомним, что мы пока говорим о «Начальном этапе» «знакомства» с комплексами Стиля Духа, который имеет свои возможности и особенности. А во-вторых, скажем так, ощущение каждого движения может происходить на фоне ощущения их единства – оно не мешает ощущать свои действия во время исполнения комплекса, но способно придавать этим ощущениям дополнительную мерность – как бы «окрашивая их». Думаем, в «своё время» у нас появится «естественная возможность» рассмотреть этот момент более «обстоятельно».

«Практические замечания»

Хорошее, в целом, знание формы и последовательности движений комплекса должно сочетаться с ощущением каждого момента своего движения, «ощущением» комплекса и его Действия. Заданные движения как бы «выписываются» в Пространстве, создавая «пространство комплекса». В этом движения комплекса чем-то напоминают движение Времени, создающего Пространство для своего Движения. Вероятно, такими движениями раскрывается «Время комплекса» и продолжительность его Действия.

В любом случае, рекомендуем избегать формального «пробегания» какой-то части движения, например, с вашей точки зрения, «не имеющей особого значения» – такого не должно быть при полноценном исполнении. Если воспользоваться принятой аналогией, то сказанное можно проиллюстрировать следующей цитатой. Так, «С одной стороны, «беглое» чтение позволяет значительно ускорить – «автоматизировать» восприятие образов окружающей действительности, но с другой стороны, оно в конечном счёте приводит к «ярлыковому» восприятию реальности, при котором неизбежны искажения и потеря части, а иногда и всей сути воспринимаемо человеком явления (выделено нами – авт.)» [6].

В целом, вам будет полезно научится «слушать движение», со-трудничать с ним, – пусть не только вы его «выписываете», но одновременно и оно «ведёт вас»!

Далее приведём «для разговора» ещё одну цитату. «Только на основании знакомых и воспринимаемых человеком терминов, явлений или законов мы можем показать ему, что комбинация этих уже знакомых ему вещей даёт новое качество (выделено нами – авт.)» [6].

Из этого следует, что, во-первых, надо «ознакомить» человека и помочь ему правильно «воспринять» (понять) то, что может помочь в изучении Стиля Духа – как бы «комбинации» тех «знакомых ему вещей», которые позволят «увидеть» Стиль Духа в «новом качестве». Причём, это может быть как комбинация движений в комплексе или «комбинация» самих комплексов, так и комплексы подготовительных и «сопроводительных» упражнений, которые в достаточном количестве представлены в материалах Школы «Причина и Карма».

Кроме того, выше мы отмечали желательность привнесение в познание рассмотрение сопутствующих «теоретических моментов», способствующих расширению сознания человека и появлению со-знания системы «человек-комплекс» (см. статьи на сайте). Другими словами, занятия комплексами лучше осуществлять «комплексно», извините за «тавтологию», как бы сочетая «слово с делом».

Во-вторых, очевидно, что выполнение всех указанных «комбинаций вещей» следует направить на осознание Действия комплексов и их движений, то есть на «ощущение всего на уровне молчаливого понимания». Как мы ранее выяснили, для этого одновременно с выполнением комплекса, человеком должна проводиться большая «внутренняя работа».

«При этом человек …выполняет внутреннюю работу по осмыслению – происходит формирование новой резонансной структуры мозга, которая настраивается на отображение данного явления, т.е. формируется следующий, более тонкий, более общий уровень восприятия» [6].

Ну хорошо, а почему сразу не вводить в занятия работу более высокого этапа, постараться сразу формировать, скажем, «более высокую нейронную структуру»? И вообще, насколько в дальнейшем понадобится работа на предыдущем этапе и куда она «уходит» после её освоения и перехода на новый уровень? Знаете, с одной стороны, она там как бы и не нужна, во всяком случае, не вводится «напрямую» (ну, разве что захотелось что-то вспомнить или «проверить себя»)…

С другой стороны, именно совершенствование на Начальном этапе позволит наработанной состоятельности как бы присутствовать «неявно» – «раствориться» и «окрасить» состоятельностью действия человека на последующем уровне изучения комплексов Стиля Духа, подготовить его к возможности воспринимать «новое» и «по-новому» предыдущие формы работы. И тогда «…возникает возможность использовать данный уровень восприятия для дальнейшего более глубокого познания» [6].

Кстати, это позволяет с новой точки зрения посмотреть на «повторы комплексов» слушателями на своих занятиях, поскольку «…при повторных прочтениях глубоких произведений или при прослушивании и проработке одних и тех же семинаров человек каждый раз видит всё новые и новые смыслы (выделено нами – авт.)» [6].

Хорошо, но тогда возникают вопросы… Например, возможны ли на самом деле «повторы комплекса» при их «повторении» слушателями в процессе занятий? И как это сказывается на «благе комплекса»? И вообще, что можно считать Благом?

Давайте поговорим об этом «при встрече»…

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Ростов-на-Дону: «Эльиньо», 2006.
  3. Гоч В.П., Кричмара И.А. Метаморфозы дела. – Севастополь: издатель Карпин А.В., 2013.
  4. Гоч В.П, Ширяев С.В. Тотальные факторы Игры. – Севастополь: издатель Карпин А.В., 2013
  5. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  6. Гоч В.П., Черноокий М.С., Китаев А.А. Физические аспекты Тотальности. – Санкт-Петербург: ООО ИЦДОМ «Айзорэль», 2015.
  7. Гоч В.П., Ширяев С.В. Философия Тотальности в русских сказках. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2019.
  8. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 2019.
  9. Гоч В. П. Материалы семинаров.
  10. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.