СКАЗОЧНАЯ «НЕОБХОДИМОСТЬ»

С.В. ХВОРОСТОВ
Т.И. ГОРБУНОВА

В предыдущих статьях мы с вами постарались «неформально» рассмотреть вопрос, в чём может заключаться «сказка» такой привычной формы народного творчества как «Сказка». Стояла задача понять, что это за явление, что оно может значить в жизни человека и практике Стиля Духа. Причём понять всё это предполагалось с точки зрения Тотальности. Напомним: «Мы исследуем сказки исходя из методологии Тотальности Неклассической тотальной науки (НТН), как форму передачи постигнутого опыта Единого» [8]. А то, что сказку можно рассматривать как определённую «форму», позволило нам применить те же положения, которые свойственны «Форме вообще», – Форме как таковой (см. статьи на сайте).

И всё же, почему мы так-таки решили заняться «сказками»? – Ведь вполне возможно, что это исключительно «философская тема», непонятно как способная проявить себя в практике комплексов «Книги Силы». Ну, может быть и так… Хотя, с другой стороны, в этой «сказочной теории» можно увидеть и «практическое сторону», – это так, поскольку оказалось, что человек может «…войти в сказку, чтобы сделать необходимую работу (выделено нами – авт.)» [8].

И тут возникает вопрос, зачем нам надо входить в Сказку, чтобы «просто» выполнить необходимую работу. Кроме того, что может считаться «необходимой работой»? Хотя здесь, наверное, всё как раз просто. Например, заварить кофе утром, привести себя «в порядок», пойти на работу, приготовить ужин и т.д. – разве всё это не «необходимая работа»? Или вот в Стиле Духа – «необходимой работой» здесь можно считать выполнение движений комплекса. В самом деле, чтобы осуществить комплекс, необходимо выполнить его движения – так? Ну, вроде так (правда есть вариант мысленного воспроизведения движений, но сейчас не об этом)!

В целом, приведённые варианты «работы» можно считать определённой необходимостью в жизни человека, от которой в некоторых случаях можно, но как-то не хочется или как-то «некомфортно» отказываться… Вот только при чём здесь Сказка? Работа же и так выполняется нами! Так что же, значит, у нас получается (как минимум) два варианта выполнения «необходимой работы»: вариант «входить» для этого в сказку и вариант –  «не входить». Но если туда «не входить», то где же тогда её выполняет человек?

Предположим, что в этом случае он действует «обыденно» и в «обыденности», – при неком «плоском восприятии», когда все происходящее теряет свою мерность. Тогда как при вхождении в сказку те же действия обретают как бы новую мерность и способны нести в жизнь человека чудеса (см. статьи на сайте). Понятно, что такой «подход» не может не сказываться на уровне производимой работы, – она перестаёт быть неким «вынужденным» действием, «принуждением», – то есть, действием как бы «по необходимости» и становится «необходимой работой» в жизни человека, для его жизни и Жизни вообще! Это делает «необходимую» для человека работу Духовной Работой.

Напомним, что необходимостью в Теории Причинности является преобразование Причин. «Необходимостью в причинности является внутренняя или внешняя работа по преобразованию причинных отношений (выделено нами – авт.)» [3].

Обратите внимание на наличие «внутренней» или «внешней» работы. В чём их необходимость и в чём разница для человека? Ну, во-первых, «Преобразование причин происходит всегда, непрерывно (не всегда в лучшую сторону) в силу свойств самой причинности (выделено нами – авт.)» [3]. В силу этого непрерывно происходит и соответствующая работа, – в этом как бы её «необходимость».

Во-вторых, если различать «внутренний» и «внешний» варианты проведения работы, то очевидно, что каждый из них имеет свои особенности. Так, «внутренний вариант», вероятно, связан с процессом осознания происходящего, с его особым «ощущением» и «молчаливым пониманием». Работа происходит в основном «внутри», предваряя проявление неблагоприятного следствия в бытии человека. В самом деле, «Внутренняя работа предшествует следствию, снимая негативные следствия или переводя причинность на более высокий (и более лёгкий) уровень проявления» [3].

А второй вариант больше ориентирован на проведение работы по преобразованию причин на физическом плане бытия, как работу непосредственно со следствиями. Причём, необходимость «внешней работы» определяет именно отсутствие «внутренней», что, с какой-то точки зрения, может задавать «характер» производимой работы. Так, «При отсутствии внутренней работы проявление и становление следствий вызывает внешнюю работу, причём сама работа становится одновременно и следствием, и причиной, предшествующей новому следствию (выделено нами – авт.)» [3].

Вроде как ситуация в этом случае может «утяжелиться», однако есть и положительный момент – очевидно, что совершенно выполненная работа не только изменит «неблагоприятное следствие», но и создаст причины, предшествующие «благоприятным следствиям» в жизни человека. «В следствии зреет плод Духа» (В.П. Гоч).

Ну что же, тогда мы вправе предположить, что совершенно выполненная работа, скажем, при осуществлении комплексов «Книги Силы» сама по себе является «причинообразующим фактором» и в какой-то степени может положительно влиять на состояние и судьбу человека.

Почему в «какой-то степени»? Потому, что всё же «…выполнение любых физических упражнений, применение каких-либо методик оздоровления или освоение определённого опыта является вторым шагом на пути к познанию Истины и здоровью (выделено нами – авт.)» [1].

Таким образом, нужен «первый шаг», который, очевидно следует соотнести с осуществлением «внутренней работы», причём, всё возможное её многообразие может определяться и сводиться к некой «предельной форме»: «Первым шагом является внутреннее движение души к Богу, к Свету» [1].

Однако обратите внимание, исходя из того, о чём мы говорили с вами ранее, такое «разделение» вовсе не является чем-то обязательным в нашей практике. Более того, при определённых условиях «внутреннее и внешнее» могут «усиливать» друг друга и даже образовывать некое «единство» – скажем, «Работу» как таковую.

«При совпадении внутренних движений с внешними эффективность применения любой системы резко возрастает» [1].

В этом случае «внутренняя» и «внешняя» работы становятся «способом» и «местом» осуществления Работы, которая становится непрерывной и постоянной, чем бы вы в данный момент не занимались – «думали», «двигались» или даже «отдыхали».

Где же тогда должны «совпасть» внутренние и внешние движения, где-то «внутри» или «вовне» – на «чьей территории»? Или у нас уже есть возможность предложить что-то «общее»? Что если «попробовать» для этой цели Сказку – может она и нужна для этого?! Вот только можно ли внутреннюю и внешнюю работу при выполнении комплексов объединить «Cказкой Стиля Духа»?

Ну что же, поскольку для её осуществления, как мы с вами выяснили, как раз и требуются «обе работы», то с появлением такой Сказки может быть решён вопрос с «местом единения». Напомним, что «…внутренняя жизнь относится к сказке, а внешняя является осуществлённой сказочной былью, и такая жизнь едина» [8]. Причём, для осуществления такой «единой жизни», очевидно, потребуется Работа, единая по своей сути, но имеющая как внутренний, так и внешний аспекты проявления. И тогда, если говорить об изучении комплексов, то здесь «понятое вами» должно сделать «понятными» ваши действия, а не существовать как бы «параллельно» с «заученными движениями».

Ну, хорошо, а как скоро в жизни может осуществиться такая Сказка? Вероятно, во «внутренней жизни» скорость «происходящего» будет «повыше», чем во «внешней». Возможно, что пока Сказка не осуществится, не «увидится» внутри, во вне что-либо «сказочное» заметить будет «проблематично» – неосуществленная «внутри» сказка во «внешнем» будет неопределима.

В принципе, о «сроках» проявления Сказки говорится и в самих сказках. Вот, к примеру: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» [8].

Интересно, чем это «сказывание сказки» отличается от «делания дела»? Или что, здесь тоже говорится о «внутренней»  и «внешней» работе? Ну, может быть… Что же, если принять, что «сказание сказки», на первый взгляд, больше относится к внутренней жизни, то тогда «делом» становится внешнее осуществление «сказочной были» – «бытия сказки». Так? Ну, пусть пока так… Только вот они что, всегда как бы «не совпадают по срокам»? Судя по цитате – да! И нам надо бы с этим вроде как «согласиться». А вот можно ли как-то «согласиться не соглашаясь»? Наверное, для этого надо «взглянуть» как-то по-новому, так сказать, «добавить понимания». Например, если не считать, что выражение «сказка сказывается» относится только к «тексту рассказчика», то осуществление (сказывание) сказки должно происходить как внутри, так и вовне, причём, вряд ли надо «жёстко» разделять эти моменты.

В этом случае и «дело» тоже относится как к внешнему, так и к внутреннему осуществлению работы, как некому «единому», и поскольку желательно подольше оставаться в «сказочной были», то «дело делается не скоро». Это не значит, что оно делается медленно, – это говорит о том, что пребывание человека в «сказочной были» может быть пролонгировано и обладать большим «сроком действия».

Хорошо, но, может, мы с вами ещё немного добавим к пониманию этого момента? Например, можно предположить, что Сказка «скоро сказывается» (как бы оказывается «короткой») на определённом уровне её понимания, она им «определена» и поэтому «завершается». Хорошо, однако сразу за этим (если не вместе с этим) должно и «дело делаться». Почему же оно и в этом случае «не скоро делается»?

Что мы имеем в виду? Ну, вот представьте, что на занятиях начального этапа вы выполняете какой-то комплекс и вам был предложен вариант «сказки» для его разучивания, запоминания и выполнения. Не так уж долго «физически» будет длиться сам комплекс, да и сказка, вроде как, будет «сказываться» вместе с его завершением. – Разве в этот момент «дело не сделалось»!? Причём, даже как бы «скоро сделалось», что противоречит приведённой цитате! Может «ничего страшного»? Вот и в Дао Дэ Дзин говорится, что сделанное дело надо «отпустить». Выходит, оно заканчивается… Так, это, вообще, нормально или всё же «не дело» так торопиться с Делом? И ещё, причём здесь может быть «Сказка»?

Давайте предположим, что «работа» по выполнению физических движений комплекса – это, с определённой точки зрения, только «момент Работы», осуществляемой человеком и комплексом, – её «эпизод». А «Дело», что осуществляется в «этот момент», не прерывается с его завершением, поскольку продолжается Жизнь, а вместе с ней и Сказка, поскольку Жизнь – едина, а «Сказка – самотрансценденция Жизни; форма самопознания Единого» [9].

Кстати, поэтому на определённом этапе изучения Стиля Духа, при завершении исполнения комплекса мы предлагаем слушателям не просто «постоять» в Исходном Положении, а как бы продолжать «внутри» работу по «развитию сказки», её «будущего» – этим делается «дело Будущего» и «будущее Дело».

Ну, что же, значит к «сказыванию сказки» при выполнении комплексов «Книги Силы» надо относиться как к «деланию дела», которое не ограничено «физическим выполнением комплекса». Сказка при этом возрождается как процесс, становится Новой Сказкой, которая «сказывается не сказываясь».

Надо отметить, что во время проведения наших занятий мы предлагали участникам при выполнении комплекса своими движениями «рассказать сказку» не говоря ни слова (сказывать не сказывая), но так, чтобы «сторонний наблюдатель» увидел или ощутил её «текст». Причём не обязательно какое-то его конкретное «содержание», но как встречу с чем-то сказочным, что наполняет движения комплекса, делает их «не пустыми».

И всё же, Как же можно «практически» объединить внешнюю и внутреннюю работу? – Ведь даже получив возможность ощущать и осуществлять каждую из них или даже обе, это ещё не «решение вопроса»! Вариант «суммирование» мы уже рассматривали, и нас в нём «не всё устроило». Кроме того, в этом случае они всё равно оставались бы в «раздельном» состоянии и поэтому внимание (контроль за своими действиями) будет вынуждено переходить от «внешнего» к «внутреннему» и наоборот.

Напомним, что ранее мы с вами увидели возможность «требуемого объединения» в «Сказке Стиля Духа». Хорошо, но как же тогда осуществление сказки (сказывание и делание) может «практически» ощущаться самим человеком? На что возможно или даже необходимо обратить внимание при выполнении комплексов «Книги Силы»? Здесь тоже «возможны варианты» в зависимости от уровня готовности человека или группы. Например, на начальном этапе можно обратить внимание слушателей на «Примечание к упражнениям №4» [1]. Давайте приведём его здесь полностью.

«Упражнения выполняются с одновременным ощущением как легкого сопротивления любому движению, так и способствования ему – словно движение совершается под действием заведённой внутренней пружины. Этим ощущением запускается в работу источник Силы, заблокированный до этого (выделено нами – авт.)» [1].

Обратите внимание, что «одно ощущение» касается сразу двух моментов – это «одновременное» сопротивление любому движению и способствования ему, что говорит о «состоянии» этого ощущения как чего-то «единого». Более того, оказывается именно оно «запускает в работу» источник Силы – это ощущение является как бы «пропуском и допуском к работе». Правда, здесь не сказано, к какой работе – «внешней» или «внутренней»… Ну, что же, значит, нам тоже не следует как-то «делить» их, а воспринимать в единстве, как «Работу вообще», направленную на развитие Жизни. Напомним, что «…внутренняя жизнь относится к сказке, а внешняя является осуществлённой сказочной былью, и такая жизнь едина (выделено нами – авт.)» [8].

И, поскольку, так или иначе, говорится об «ощущении происходящего» то, как бы «само собой», подразумевается и необходимость «осознания», и «уровень молчаливого понимания», тем более что «запуск источника Силы» – по сути, тоже может быть ощущением. Ладно, только из чего же складывается такое «интересное ощущение», – ведь его «единство» подразумевает как минимум «внутренний» и «внешний» аспекты?

Давайте предположим, что, поскольку «способствование» происходит под действием «внутренней пружины», то и относится оно к «внутреннему действию». Что же оно может включать в себя, что может создавать здесь ощущение? Вероятно, «способствовать движению» может помочь хорошее осознание материала, состояние «покоя», знание того, что осуществляется вашими движениями и само их осуществление. Кроме того, лёгкость и способствование движениям могут давать «силовые потоки» производимых движений, их направленность «вверх» [1].

Хорошо, но если мы имеем в виду определённое единство «внешнего и внутреннего», то, пусть неявно, но «легкое сопротивление» тоже должно относиться к «внутреннему движению, – иначе «условия» будут не соблюдены! Ну, что же, такое «сопротивление» и «внутреннее усилие» может создавать необходимость освобождения от старого отношения и обыденного восприятия, познание нового и внесение познанного в свои действия – это можно отнести к «внутренней работе».

Таким образом, на «долю внешнего» приходится «физическое выполнение комплексов». Тогда, если не говорить об относительной естественной трудности выполнения формы некоторых движений, то что может создавать ощущение «легкого сопротивления» действиям человека? Например, такое ощущение может давать производимая Работа по гармонизации состояния человека, – она может возникать как необходимость «потрудиться» для осуществления благоприятных перемен.

Кроме того, определённое сопротивление во время исполнение комплекса может происходить при «несовпадении» или «не попадании» движений человека в течение и траекторию «потоков» [12]. При налаживании взаимодействий в этом аспекте у исполнителя не просто «прибавляется мастерства» и появляется «лёгкость исполнении» – слушатели говорили об ощущении своеобразного «плавания» и даже «полёта», когда окружающее пространство поддерживает человека и его движения.

Напомним, что в этот момент «ощущение» в работу запускает «источник Силы», который уже может участвовать в осуществлении ваших действий, вы здесь оказываетесь как бы «не одни». Субъективно может возникать ощущение уже «внутреннего потока», который «заставляет» физическое тело осуществлять необходимые движения и в нужном направлении.

На определённом уровне состоятельности возникает ощущение, что сам комплекс, несмотря на то, что «внутри у него» формальные движения носят «разный характер и направление», подобно спокойной и полноводной реке плавно «несёт вас своим течением». При этом вы почти не прикладываете усилия для движения, а в теле возникает приятное ощущение «наполненности» – так может ощущаться работа Источника…

А что сам человек может делать в это время? А для человека, пожалуй, в этот момент наступает «благоприятное время» для того чтобы «сказывать» свою сказку – свою Новую Сказку!

Сумели мы с вами ещё что-то понять об изучении и практики комплексов «Книги Силы»? А о «Сказке Стиля Духа»? Ну, может быть «кое-что», может быть «где-то» на своём уровне возможностей… Тогда вопрос: сколько ещё таких моментов нам надо «понять» для понимания Стиля Духа? Хотя знаете что, мы не рекомендовали бы вам специально «искать» темы для рассмотрения и «понимания», поскольку можно «потянуть» что-то, не соответствующее вашим возможностям. Да и не вопросы должны «приходить» в процессе выполнения комплекса, а знания, способные «осветить» тему и ответить на «попутные вопросы». «Выход» на такие знания – это тоже результат вашей «внутренней работы» при взаимодействии с комплексом, и который, конечно же, будет «способствовать» вашим движениям.

Итак, в «своё время», мы «удачно предположили», и как оказалось, не без оснований, что рассмотрение в практике комплексов явления «Сказка» поможет нам «разобраться» в том, как она может проявляться в своём «локальном пространстве» – в «собственной сказке» жизни человека и при построении им совместно со Стилем Духа  своей «Новой Сказки».

Таким образом, при изучении комплексов «Книги Силы» появилась задача понять, что представляет собой «Сказка вообще», чтобы затем суметь воспринимать происходящее в своей жизни как сказку, понять, как в принципе можно «выбирать» или «создавать» «Новую Сказку». В этом самое «активное участие» отводилось практике комплексов «Книги Силы», действие которых предлагалось тоже понять как составную часть «создаваемой сказки».

Ну, что же, вы уже и сами наверняка «догадались», что дальше речь, так или иначе, должна пойти о «понимании», причём, если не в Тотальном, то всё же «широком смысле». Причём (что для нас может быть важно) есть своеобразная «формула», объединяющая «понимание» и «осознание», – она «раскрывается» в следующей цитате: «Осознание всего происходящего есть ощущение на уровне молчаливого понимания (выделено нами – авт.)» [6].

Понять и …ощутить!

Приведённая цитата, с нашей точки зрения, вводит само «человеческое понимание» в зону нашего «практического интереса». В самом деле, получается, что происходящее можно ощутить неким «особым образом», бонусом к которому идёт его осознание. И всё это может происходить на уровне «молчаливого понимания». И здесь «интересно»: раз есть «молчаливое», то должно быть и ещё какое-то –  «немолчаливое»? А сколько тогда ещё видов «понимания» можно предположить в «наличии», и какое из них лучше поможет нам «разговорить понимание» – глубже понять, что это такое?

Знаете, поскольку определений «человеческому пониманию» может быть много и каждое из них так или иначе служит «частным случаем понимания», то, наверное, нет принципиальной разницы, опираясь на какую «часть», мы будем них «искать общее». Всё будет определяться ситуацией и конкретным случаем. Поэтому мы предлагаем к рассмотрению цитату, которая, с нашей точки зрения, позволит нам «интересно продолжить беседу». Впрочем, вы можете выбрать другое определение и провести «самостоятельное расследование».

Итак, «Есть два уровня понимания: знать, где нечто лежит, и знать, каким образом это оттуда извлечь…» [11].

В целом, если говорить о Сказке, мы с вами уже убедились, что в ней действительно как бы «лежит нечто» и тогда стоит вопрос, как оттуда это «нечто» извлечь? Причём, если мы способны увидеть определённый «сказочный урок» в своей жизни, то вероятно, тем самым мы можем наблюдать и проявления этого «нечто», причём в самых различных ситуациях. Выходит проявление этого «нечто» может быть весьма разнообразно. Однако собирая и «суммируя» его отдельные проявления, получим ли мы понимание этого «нечто» как единого явления? Похоже, что нет! Да и движение «механически объединить» эти «частные проявления» во что-то «целое» само по себе будет очень «затратным»! – Соединять и удерживать «части» придется за счёт собственных сил! Получается, что восприятие интересующего явления в его единстве может существенно облегчить жизнь человека. В самом деле «…Ведь то, что едино, нет необходимости связывать. Связь всегда возникает как стремление преодолеть разрыв» [8].

Отметим, что всё, о чём мы сейчас ведём речь, может напрямую касаться наших занятий Стилем Духа. Ведь мы с вами уже определились, что в нём тоже определенно «нечто есть», – что-то уникальное, что может быть отсутствует в других системах при всей их «привлекательности и практичности». Что же, значит «доставать» придётся что-то, чего, может быть, нет в «другом месте» – «дефицит», однако (шутка)!

Ладно, это-то мы поняли, но тогда прежде чем «стараться понять» как это «нечто» доставать (что, в общем-то, логично), надо бы определиться, что это, собственно, может быть такое. И знаете, у нас, пожалуй есть «перспективный вариант», – давайте предположим, что речь идёт о Тайне!

В самом деле, если вы ознакомились со статьями на сайте, то уже «не под вопросом», что именно Тайна придает и единство явлению, и как бы делает его «живым». Но как же тогда «достать Тайну», – ведь  получается её нельзя просто «извлечь» из явления, поскольку «без Тайны» оно может потерять и своё единство, и саму жизнь!  Ну, что же, раз нельзя «извлечь Тайну» из, скажем, Стиля Духа, то «достать Тайну» означает сделать её выше и тоньше, – при этом условии, не смотря на то, что её познали (достали), она останется у самого явления, ещё больше его «отаинствовая». Это значит, если из наших занятий уйдёт Тайна, то искомое «нечто» может превратиться в «ничто».

Хорошо, и всё же, где она может находиться или, вернее, проявляться? Тайна найдём в движениях комплексов и рекомендациях к ним, Тайна в комплексах и их воздействии на человека, Тайна в вас самих и ещё она вне всяких «частных определений» – впереди и ведёт дальше в Познании…

Пожалуй, из всего сказанного мы можем сделать вывод о важности «понимания Стиля Духа». Оно связано не только с запоминанием движений, выполнением авторских рекомендаций и регулярностью занятий или ещё чем-то подобным, – оказалось, что о самом понимании мы можем говорить как о многоуровневом явлении (два из них мы рассмотрели), и степень осознания Стиля Духа как «ощущение происходящего» мы можем соотносить с определённым уровнем его понимания.

Но есть смысл обратить внимание ещё на один момент. Так, мы сейчас говорили о важности для исполнителя «понимание комплексов». Но ведь и самому комплексу «важно» чтобы человек его «понял» – это хотя бы из соображения необходимости появления над-системы «человек-комплекс». Если вы помните, в статьях мы отмечали, что это может произойти только благодаря самому человеку. Тогда появляется ещё один вопрос: чем сам комплекс может нам помочь в «понимании себя»? Причём вопрос «к сотруднику» совсем не праздный, – как говорится «одно дело делаем»!

В общем, оказалось, что прежде чем подойти к «тайне понимания» надо бы обрести некую состоятельность в «поставленных вопросах». Что же, может, давайте этим мы и займёмся?

Итак, о том, что мы можем добавить к нашему «пониманию понимания», давайте поговорим при следующей встрече…

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Белов С.В. Работа в Причине. Первая ступень. – Симферополь: 2005.
  4. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Теория и методология Со-Творчества. – К., Сфера, 2007.
  5. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  6. Гоч В.П. Созвездие Новых Рун. – Санкт-Петербург: ООО ИЦДОМ «Айзорэль», 2018.
  7. Гоч В.П. Метод Гоча работы в Причине. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2018
  8. Гоч В.П., Ширяев С.В. Философия Тотальности в русских сказках. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2019.
  9. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 20019.
  10. Гоч В. П. Материалы семинаров.
  11. Мирзаджанзаде А.Х. Этюды о гуманизации образования. – Баку: Азернешр, 1993.
  12. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.