СКАЗОЧНЫЙ ВЗГЛЯД

С.В. ХВОРОСТОВ
Т.И. ГОРБУНОВА

Давайте предположим, что обретая в своей жизни Сказку, мы обретаем и её «сказочные возможности». И то, что у нас получается её наблюдать, может говорить о том, что наш взгляд на вещи становится сказочным, делая Вещи волшебными, ну, или как минимум, позволяя увидеть их как-то «необычно». Конечно, не у всех это может произойти «вдруг», но, в конце концов, это и не так уж важно и обязательно. – Важно, чтобы мы двигались в этом направлении.

Ну, что же, давайте с этой точки зрения посмотрим на «привычные вещи» и зададимся «обычными вопросами»… Например, «взглянем» на комплекс и на то, кто, по «большому счёту», его должен осуществлять.

Кто же «реально» осуществляет комплекс?

Как отмечалось в предшествующих материалах, на определённом этапе мастерства и состоятельности занимающиеся могут вступать в со-трудничество с комплексом и образовывать некую «надсистему». Можно сказать, что в момент выполнения комплекса человек перестаёт быть «одиноким» и обретает со-трудника, с которым легче осуществлять необходимую Работу. Тогда понятно, почему «Там и в том, где начинается «я» человека, там оно и заканчивается, ибо высшее «Я» есть «МЫ», результатом появления которого является мастерство» [6]. Хорошо, но не останутся ли комплекс и человек «только вдвоём»?

В самом деле, после всего сказанного как нам определить, сколько «со-трудников» одновременно с человеком выполняют комплекс? Ну, человек выполняет физическую форму движений комплекса, – это «очевидно» («видно очами»). А если «не очевидно», то кто ещё «участвует»? Причем, эта «неочевидность» проявляется, если начинать говорить о Действии комплексов и об их ис-полнении (осуществлении). Кто же всё-таки обеспечивает «его результат» – только ли «сам» человек и только ли «своими силами»? Или по-другому: что должен представлять собой человек, осуществляющий комплекс?

Давайте представим, что вариант «сам и своими силами» тоже «имеет место быть» или человек просто в него «свято верит». В любом случае, вряд ли его можно было бы назвать «самым удачным» или «полноценным» для изучения и практикования Стиля Духа, поскольку взаимодействие с ним становится более «плоским». Тогда нам, видимо, следует «пойти другим путём»…

Так, на своих семинарах В.П. Гоч говорил о картине литовского художника Чюрлёниса М.К. (1875 – 1911) «Короли» (1909), на которой символически видится изображение и единство трёх Сил: Творца, Со-Творца и Дао [10]. Давайте постараемся представить, как сквозь призму этого триединства можно посмотреть на «простое» исполнение комплексов «Книги Силы». Например, постараемся определить, наличие какого «триединства» можно предположить (или даже осуществить) при взаимодействии человека и комплекса, что должно происходить и каким при этом должен быть сам человек?

Исходя из сказанного можно предположить, что в Пространстве комплекса должен двигаться и действовать не просто «сам человек», а «носитель» этого триединства! При этом «присутствие Творца» происходит только при появлении в пространстве комплекса и действии Со-Творца, а сам комплекс тогда надо воспринимать как Пространство «полноты возможностей» для проявления «Нового», что делает его Пустоту «Не Пустой». «Ибо Новое Обладает Полнотой, а старое – Пустотой» [6].

Здесь, пожалуй, отметим два момента. Во-первых, даже если человек не «вытягивает» на роль «Со-Творца» при взаимодействии с комплексом, то всё равно, какая-то «творческая сила» туда им вносится. А, во-вторых, далее при взаимодействии в «пространстве комплекса» могут возникать уже другие силы, которые, учитывая характер и направленность силовых потоков от производимых движений, тоже в определённой мере могут оказывать позитивное воздействие на состояние человека (например, физическое и функциональное) и на его ситуацию.

Вполне возможно, что человеку этого будет достаточно и он «не ожидает» от выполняемых действий большего, но этим явно не исчерпываются потенциальные возможности комплекса и самого человека. Что же касается указанного уровня «полноты» творческого взаимодействия (триединства Сил), то и человеку, и комплексу придётся приложить со-вместные усилия и потрудиться, чтобы подготовить и себя, и «свои пространства» для вступления в Со-Творчество или просто «принятия помощи». Так, «Только после очищения жизненного пространства в него может войти Божественное, проявлением чего станут неожиданные приобретения, дары» [6].

Кроме того, отметим, что при ограниченном восприятии самого комплекса и совместной с ним работы, человек будет опираться в своих действиях только на очевидное и рациональное, при этом нечто более высокое, что-то «тайное» от взаимодействия с ним «уходит». В этом случае движения комплекса и ваши совместные действия теряют Тайну, без которой нельзя будет «на практике» осуществить познание «тайного смысла упражнений», – без этого человек не сумеет раздвинуть пределы возможного для себя, поскольку именно познанию тайного смысла упражнений «нет предела» [1]. Причём, «Тайну при этом надо Со-Творить» [8].

«Сказочное молчание»

Как же «распорядиться» всем тем, о чём мы с вами говорили в своей практике? Думаем вам уже понятно, что просто «всё запомнить» или каждый раз заново «вспоминать» перед выполнением комплекса – это был бы «вариант на любителя». Да и приводимые нами рекомендации подразумевают необходимость осознания материала, а не только его «запоминание». Так, например, на предыдущих встречах мы говорили о необходимости и наличии определённого «перехода» от состояния «знать» к состоянию «быть»!

Правда, расписать всё «как по нотам» и выдать подробную «инструкцию» вряд ли получилось бы, да и нет такой надобности – она не «отменила» бы собой работу по осознанию. А как понять, что «что-то осознал», как можно себе в этом помочь, как подготовить себя? Возможно, кому-то покажется странным, но для этого не потребуется «палата ума» [1] или «героические усилия» для удержания в памяти большого объёма «нужной информации». А вот что нужно будет по возможности осваивать – это состояние «внутренней тишины». Смотрите: «Осознание всего происходящего есть ощущение на уровне молчаливого понимания (выделено нами – авт.)» [6].

Вероятно, у нас есть возможность предположить, что осознание – это ощущение состояния внутренней тишины и особого понимания в этом состоянии. Почему «особого»? Появляется возможность как бы «растворить» привычные рамки восприятия явления, возможность непосредственного и свободного с ним взаимодействия, при котором явление не ограничивается самим человеком и предстаёт в его восприятии «новым». «При этом осознание охватывает все планы бытия, появляется свобода – способность управлять внутренним миром, главный критерий которого – новизна» [6].

Кстати, обратите внимание, что свобода относится к способности «управлять внутренним миром», а своеобразным «ключом» (критерием) к такому «управлению» является именно «новизна». Поэтому мы рекомендуем слушателям, по возможности, переходить к восприятию движений, во-первых, как новых при каждом исполнении комплекса, а, во-вторых, «новых в принципе».

«В Пустоте можно опереться лишь на СВОЁ творчество, Новое по отношению ко всему Творению, созданное по Воле Творца. Всё заимствованное вами будет поглощено Пустотой и у пустой души останется последнее – упование на Бога, если такая душа ещё способна на ЭТО» [6].

Итак, «действительное осознание» всегда несёт человеку «новизну», что позволяет «управлять не управляя», а как бы «предлагая» внутреннему миру человека «возможность Выбора» и «выбор Возможностей». При отказе воспринимать «новое» и желании удержать «прежнее» вряд ли можно говорить о полноценном осознании. В этом случае, вероятно, внутреннюю тишину может заменить «возбуждение», а «молчаливое понимание» – достаточно агрессивное желание «во всём разобраться» и «силком» привести к уже известному.

«Ощущения» при этом, конечно, тоже могут возникать, но вряд ли они будут соотноситься с «осознанием». Это значит, что Реальность ощущаться не будет, а сами ощущения потеряют статус «реальных» и вряд ли смогут «в полноте» помочь человеку «в реальности». Да и сам факт помощи тоже вряд ли будет им осознаваться…

Ну, что же, давайте уделим немного внимания такому интересному «молчаливому пониманию», – это может быть не только интересно, но и важно для организации и осуществления практических занятий преподавателями. Для этого мы приведём цитату и дадим небольшой – «посильный» комментарий.

Итак, «Существует три уровня внутреннего молчания:

  1. Перестаёт работать схема, отвечающая за социальное значение, уходит чувство собственной важности, идёт осознанное участие в каком-либо процессе».

Здесь преподаватель (или организатор занятий) оказывается не только «ведущим», но и участником самого процесса. При этом он остаётся преподавателем даже при совместном выполнении комплексов, но из его действий «уходит схема восприятия себя», – преподаватель проявляется «над схемой» и приобретает более высокое значение, нежели определяемое только его «социальным статусом». Причём, это связано не с «потерей» а «приобретением» нового уровня взаимодействий, в том числе и с комплексом.

  1. «Устраняется чувство личного собственного достоинства, появляется ответственность, человек меняет ситуацию своим отношением к ней. Если порученную задачу выполнять качественно, не пойдёте по пути лени и безответственности».

Личное достоинство… А его что, не должно быть у преподавателя или исполнителя и почему оно как бы «противопоставляется» ответственности?! Наверное, и должно, только вот что это такое, как его понимать? Чем нам может здесь помочь «молчаливое понимание»? – Может, мы сможем увидеть что-то «новое» в этом «личном собственном достоинстве», и тогда даже получится его как-то ощутить – как «новое ощущение»? Есть общеизвестное высказывание (пожелание): «любить не себя» в какой-то работе, а работу «в себе» – ну, как-то так… Но тогда это может означать, что ваша работа и уровень её осуществления должны стать вашим «новым достоинством».

  1. «Бог творит через человека. Быть Со-Творцом значит подняться над ситуацией, стать наблюдателем, тогда идёт видение истинной картины происходящего, осознание себя, своего предназначения, объединения мужского и женского начала» [6].

Значит, преподаватель, ведущий занятие, по отношению к работе группы выполняет ещё и роль Наблюдателя. И находясь в этом качестве «внутри системы», благодаря «наблюдению» он оказывается «над системой». Тогда «происходящее» может видеться с более высокой позиции, когда «наблюдается» (отображается) уровень Творческого Потенциала, наличие производимых действий, качество осуществляемой работы комплекса и собственных задач. В случае успеха это приводит к тому, что «Человек становится чистым зеркалом, в котором преображается в свете Отца и Матери Небесной» [6].   

Ну хорошо, а как же рекомендации, которые по ходу занятия может давать преподаватель или инструктор? Их «слова», часто сопровождающие выполнение комплекса на занятиях, – разве они не «отвлекают» слушателей, не нарушают тишину (внутреннюю в частности)? Ну, что же, это ещё один момент, требующий своего осознания и осуществления.

Скажем так, «Слова» должны рождаться в Тишине, произноситься в Тишине и восприниматься в Тишине. Таким образом, воспринимая слова, надо постараться не потерять ощущение Тишины, в которой эти слова произносятся. При этом слова «рождаются» не из «ментальной схемы», не из «предыдущего слова» по какой-то «ассоциации», а как бы из «тишины Послесловия», – как бы из «Пустоты» между словами. Поэтому мы не рекомендуем «накапливать слова», пусть уходят в «тишину Пустоты», но перед тем осуществив свою задачу – сообщив Пустоте новый Потенциал для появления новых слов.

«Пробелы между словами есть Пустота – слова начинаются в Пустоте и уходят в Пустоту» [6].

Вероятно, на первом этапе слова уходят в Пустоту, вероятно, давая возможность освободиться от старого, от заученного понимания, привычных взглядов и обыденности восприятия «творчества человека и комплекса», освобождая место и записывая Новое. Новое – по-новому понятое, по-новому увиденное и ощущаемое. «В любом ином случае Пустота проявится в том, о чём вы пишите, говорите, и поглотит всё не ваше – взятое взаймы, старое» [6].

Слова уходят в Пустоту, оставляя Новое и заполняя её Полнотой Нового. Для человека необходимо суметь ощутить этот момент в работе с комплексом. Пусть и не сразу. Так, на начальном этапе проведения занятий одна из рекомендаций слушателям предлагает настроиться на ощущение своего состояния «внутренней тишины», а слова преподавателя должны «доноситься» как бы «вторым планом» сквозь эту тишину, не нарушая её, как бы «растворяясь в тишине», но при этом, добавляя движениям и состоянию человека «немного состоятельности»…

Тишина «в Стиле Духа»

Как мы уже отмечали, перед выполнением комплекса надо по возможности успокоиться и как бы «отрешиться», причём не только от того «конкретного», что волновало и возбуждало эмоции в течение дня, но и того, что «накопилось» на определённом этапе жизни. «Состояние отрешённости есть тишина мышления, которое даёт выход к Абсолюту и Истине» [6].

Добавим к этому, что «отрешиться» надо и от необходимости жёстко контролировать воспроизводимую форму движений. Всё это даёт возможность обрести то «особое состояние», в котором вы будете действовать. Так, «Внутренняя тишина есть врата в Царствие Божие» [6].

Давайте отметим, что при обретении Тишины в ней появляется как бы новая «точка отсчёта», связанная с самим собой, откуда раскрывается «новое пространство» комплекса и «поле» для ваших Действий. «Состояние тишины – это абсолютная пустота, где человек есть точка отсчёта для самого себя, начало срединного пути, направление которого указывает голос сердца» [6].

Кроме того, напомним, что ваша задача задавать движениями направление, «инструктирующий момент», благодаря которому «Материя» (в том числе и комплекса) будет иметь возможность самоорганизоваться «по-новому». Причём, вам не стоит «контролировать» этот процесс, а лучше вообще отрешиться и не думать, – пусть вы будете «просто выполнять» комплекс. При этом, отрешиться – значит обрести «тишину мышления» и как бы «мышление тишиной».

Такое мышление не просто выводит человека из «суеты мыслей» и обеспечивает внутренней тишиной, а становится его «восходящим движением», обеспечивая человеку слияние в «Беспредельностью». Кстати, этим выполняется одно из требований к стойке в Стиле Духа: «Голова: «Любовь и Воля». Прямо, глаза открыты, взгляд внутренний вверх. Чувство слияния сознания с Космосом, слияния с Беспредельностью» [1]

Как же можно ощутить эту Тишину, эту Пустоту и Полноту? На что это может быть похоже, что «напоминать»? Позволим предложить вам некоторое «Представление», которое, в принципе, многим знакомо и может дать нужное или хотя бы «начальное» ощущение.

Итак, «вспомните», как замирает природа перед восходом солнца, какой Покой, какая Тишина устанавливаются перед Рассветом. В этой Тишине и Покое окружающее пространство (Мир) как бы «очищается» от всего суетного, а появляющаяся «Пустота» наполняется ожиданием Нового – нового Дня, нового Восхода, Нового Начала…

Почувствуйте, как «внутри» ваш взгляд обретает ещё одно направление – «вверх». Мягко введите его в зону вашего внимания. Это происходит не за счёт появления какого-то «дополнительного напряжения», а за счёт появившейся Новой Мерности (как «свободы» от прежнего «ограничения»), дающей человеку «Чувство слияния сознания с Космосом, слияния с Беспредельностью» [1].

В принципе, вы можете подобрать другое «представление», то, которое наиболее подходит вам для вхождения в нужное состояние. Другой вопрос, можно ли «сразу» рассчитывать на существенный успех в такой «настройке», особенно, если говорить об общей работе в группе, – ведь явно успех у разный слушателей тоже будет «складываться» по-разному. Ну, что же, это вполне «рабочая ситуация». Было же сказано, «права одинаковые, условия – разные» (В.П. Гоч). И тогда задача – больше помочь в организации (и самоорганизации) Начала Работы и Движения в нужном направлении – в том, в котором ваш Потенциал и Возможности будут максимально реализованы.

«Тихая возможность»

Чем же «сказанное о тишине» может помочь нам расширить наше понимание практики комплексов Стиля Духа, и как на «фоне тишины» могут видеться некоторые её аспекты? Давайте напомним, что «Остановка внутреннего диалога, как следствие изменения состояния сознания, ведёт к увеличению внутреннего свечения (выделено нами – авт.) [6].

В целом, увеличение «внутреннего свечения» можно воспринимать как повышение вибраций. Тогда, Тишина – это возможность выйти на новый уровень скоростей или вибраций, либо «позволить» «скорости Бесконечности» замедлиться до уровня возможного для человека (смотри статьи на сайте). Впрочем, вероятно, процесс «движения» к точке «встречи» должен быть «двуединым» и подразумевать встречное и «правильное усилие» человека.

Так, например, неоправданно «ускоряясь» при выполнении физической формы комплексов, мы можем не успеть ощутить прохождение более высоких процессов, поскольку такое «ускорение» будет «выходить» за возможности «положенных пределов». Поэтому такие «физические параметры» как скорость движений их плавность и непрерывность специально «нормируются» преподавателем при групповой работе или при индивидуальном исполнении.

В процессе «медленного» выполнения комплексов может происходить как бы «большее движение» человека. – Само по себе просто медленное движение малоэффективно, но при вовлечении в движение более высоких планов в том же «объёме физического движения» за счёт других скоростей будет происходить больше изменений и метаморфоз.

Если применить всё вышесказанное к явлению «информация», то, вероятно, можно сказать, что объем и скорость поступающей новой информации может становиться как бы «хаосом» в восприятии человека, и тогда действительно должно быть некое «замедление». О чем это может говорить? Вероятно, для Бесконечности характерным является бесконечность скорости, когда что-то просто не успевает актуализироваться: ни материя, а значит ни мысль и ни мышление…

Таким образом, в «неопределённости» (поступающей новой информации) возникает «предел» – «порог приостановки бесконечности» потока информации, позволяющий «отношение» перевести в «числа» – конвертировать творчество и познание человека (его «бесконечные возможности») в конкретные действия (в методические «усилия»).

Давайте предположим, что «настроиться в тишине» – задуматься – это «замедлить» до уровня возможности восприятия и включения в Работу «элементов хаоса». Поскольку «актуализируются» не все «элементы хаоса», а только те «отдельные», которые «отказались от бесконечности» и на данном этапе могут быть «включены в Работу» (смотри статьи на сайте), то можно легко предположить наличие «бесконечных возможностей», ограниченных в проявлении только уровнем творческих возможностей самого человека. И тогда, работая с «включёнными элементами», надо всё же иметь в виду наличие этой «бесконечности».

«Частичные наблюдатели наводят порядок в актуализированных (включённых в Работу) элементах хаоса, тем самым Теория Причинности, возникающая из хаоса, и, отказываясь от бесконечности, становится грандиозным замедлением, посредством которого актуализируется не только материя, но и само мышление и мысль (выделено нами – авт.)»

«Другими словами, есть более глубокий уровень Реальности, где сцепленные частицы – не отдельные объекты, а фактически продолжения, грани чего-то фундаментального и целого (выделено нами)» [5].

Итак, получается, что переход от восприятия отдельных движений (сцепленных частей) к восприятию комплекса «в целом», – есть «переход» к более «глубокому уровню Реальности» и «реальности комплексов» в том числе. Такой «переход» может быть представлен восприятием уже не только формы комплекса, но и его сути; восприятием не просто движений, но их Действия. Кстати, позиция «наблюдателя» для этого будет, пожалуй, просто необходима.

Что же тогда, по большому счёту, может наблюдать Наблюдатель? – Фактически, это наблюдения как бы «себя самого» – своего уровня восприятия Реальности. Так, например, «…Дэвид Бом полагает, что нет смысла говорить о взаимодействующих сознании и Материи, поскольку в определённом смысле, наблюдатель и есть наблюдаемое (выделено нами – авт.)» [5].

Кроме того, экспериментально было показано, что некоторые физические свойства фактически не существуют, пока они не измерены. Это так называемые «корреляции Белла» (Джон Стюард Белл 1928 – 1991). Вот, что он утверждал: «…единое поле будет создавать внутри вакуума частицу, полагаясь на намерения экспериментатора (выделено нами – авт.)» (Дж. Белл). То есть часть свойств комплекса и его возможностей «не существует» (существуют как бы «не существуя»), пока вы их не «измерили» – не познали их и не почувствовали их реальность.

Давайте всё же отметим, что действие в Пустоте и действие на материальном плане (физическое или мыслью) могут иметь различия, хотя и происходят по определённым законам, и имеют известные ограничения (пределы возможного?), которые зависят от самого человека, в том числе от его выбора.

Что же поможет сделать правильный выбор? – Как и в сказке, при открывании дверей, это наличие ключа – критерия.

«Все это не означает, что вы можете выбрать свою собственную реальность. То есть «наблюдение» подразумевает и наличие «ключа» участие и учёт определённых критериев для «возникновения реальности» (фраза, «подсмотренная» в интернете).

Но всё же велика вероятность (а иногда и желание) придумать себе «реальность» чего-то, что поведёт человека «не туда». Как не ошибиться-то с самим «направлением»?

«Человеку необходимо уйти с дороги ошибок и выйти на Путь – направление Единого в Тотальности, т.е. обрести тотальность восприятия и воспринимать Тотальность – стать тотальным Наблюдателем, видящим Горизонт событий Единого существования (выделено нами – авт.)» [7].

Ну, что же, удачной вам Работы и «молчаливого Понимания»!

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Жизнь и Причинность. Методология взаимодействия и познания. – К., Сфера, 2004.
  4. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Книга Со-Бытия. – К., Сфера, 2010.
  5. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  6. Гоч В.П. Созвездие Новых Рун. – Санкт-Петербург: ООО ИЦДОМ «Айзорэль», 2018.
  7. Гоч В.П. Метод Гоча работы в Причине. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2018
  8. Гоч В.П., Ширяев С.В. Философия Тотальности в русских сказках. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2019.
  9. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 20019.
  10. Гоч В. П. Материалы семинаров.
  11. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.