СКАЗОЧНИК

С.В. ХВОРОСТОВ
Т.И. ГОРБУНОВА

СКАЗОЧНИК

Этой статьёй мы, возможно, завершим «активное» рассмотрение «Сказок Стиля Духа» как части теоретического и практического материала, обеспечивающего реализацию нашей методической концепции в изучении комплексов «Книги Силы» и познании их «тайного смысла».

Тема, конечно, гораздо обширнее и глубже того, что было вам предложено на сайте. Наверняка вы уже поняли это сами и без «подсказки». Однако для «начального этапа» изучения Стиля Духа предложенного «объёма», по нашему мнению, вполне достаточно. С чего мы так решили? Пожалуй, сошлёмся на известный закон Вильфредо Парето (1848 – 1923) – «Закон Парето», который, в общем виде, может быть сформулирован так: «20% усилий, затрачиваемых на достижение результата, приносят 80% эффективности, а 80% усилий дают всего 20% результата». Другими словами, дело не только и не всегда в «большом объёме» текстовой информации, а в умении человека наиболее эффективно воспользоваться полученным «ресурсом», направить его на реализацию собственных творческих усилий, при этом максимально снизив «затраты».

Достигли ли мы уже этой «условной отметки» в 20% или нет, – это, даже в большей степени, может зависеть от вас, уважаемые посетители сайта. Зависеть от серьёзности ваших «намерений», творческого подхода и возможности «нестандартно» подойти к предложенному материалу. Впрочем, мы думаем, что вам всего этого «не занимать». Вот с этих позиций мы и говорим о «достаточности» предложенного вам пока по теме «Сказка» для проведения и групповых занятий, и для самостоятельного изучения Стиля Духа. Кроме того, в процессе нашего «общения» мы, вероятно, и впредь будем обращаться к этой теме за «примерами» и «разъяснениями». Так что – «не прощаемся»!

А сейчас нам предстоит дополнительно рассмотреть ещё несколько моментов, которые могут придать некую «завершённость» нашему «путешествию в сказку». Может, вы уже обратили внимание, что за всеми нашими рассуждениями о роли сказок, об их важности для детей и взрослых, о «поведанных чудесах», – за всем этим как бы «незримо присутствовал» некто, имеющий отношение и к «содержанию сказки», и даже к её появлению в нашей жизни. Кто же это? – Может это её автор («конкретный» или «коллективный» – народ)? Или это её «исполнитель» (рассказчик)? А может, это её «слушатель» или «читатель», или ещё кто-то?

Вероятно, всё это «имеет место быть» и, посему вряд ли есть смысл ориентироваться на какую-то отдельную «ипостась»… Давайте, чтобы ничего и никого не «упустить», назовём этого «некто» просто – «СКАЗОЧНИК»! Причём, судя по всему, этот Сказочник должен обладать очень интересными функциями и большими возможностями. Насколько большими? – Это может зависеть, в том числе, и от «особенностей» конкретного человека. Только, вот об этом – чуть позже. А пока…

А пока, выходит, это благодаря его неявному присутствию всё, что относилось к этой теме, для нас как бы объединялось и «скреплялось». Это он «помогал» нам понять, что такое «сказка», её значение и назначение. Помогал не просто «радоваться» сказке, но и «наблюдать» за ней. Да и в появлении «Новой Сказки», причём, именно вашей, он принимал и принимает самое активное участие! Тогда, есть смысл «познакомиться» с ним «поближе»…

Ну, и как мы сможем его обнаружить? Это обязательно кто-то «посторонний», или его надо воспитать «в родном коллективе»; он должен откуда-то приходить или может как-то «появиться» в нас самих? Кроме того, какими же способностями и возможностями, в любом случае, он должен обладать? Ну, или что мы должны сделать, кем стать, чтобы самим оказаться таким «Сказочником»? Что же, похоже, нам придётся повнимательней присмотреться и «понаблюдать» за Сказочником…

Наблюдательный Сказочник

Ну, для начала давайте вспомним, что мы там говорили по теме «Сказка». Что в ней – в сказке – для нас оказалось такого важного и интересного (см. статьи на сайте)? Повторяться или «вдаваться в подробности» мы не будем, а если кратко, то отметим вот что. Так, во-первых, сказка у каждого должна быть своя, при этом всё же оставаясь в любом варианте «сказкой». Так, «Сказка нередко описывает одинаковые действия у различных персон» [9].

Как могут выглядеть «одинаковые действия» у «различных персон»? Ну, например, прыгнув в кипящий котёл один «преобразился», а другой – «сварился»… А что в комплексах? В них как бы одинаковые движения для всех. А Действие этих движений? Разное? Ну, может быть… А что тогда «одинаковое»? Можно ли, например, говорить о «повторах комплекса», если движения «одинаковые» а их Действие в чём-то может отличаться? Опять появились вопросы, и это несмотря на заявленную «одинаковость»… Тогда насколько «полезна» эта «одинаковость»? Какой «резон», какая «выгода» в этом для самого человека? В чём волшебство такой «однотипности», – вряд ли это всё «просто так»?! Давайте посмотрим!

Итак, «Все волшебные сказки однотипны по своему строению, что при тотальном подходе проявляет необходимость постижения Единого, и этот Путь – единственный (выделено нами – авт.)» [9]. Вот как! Оказывается, восприятие «сказочной однотипности» (правильной её оценки) требует к себе «тотального подхода» и тогда проявляет «необходимость» (как определённую работу) постижения Единого!

Как можно здесь представить, как понять «тотальный подход»? Так, Сказка не должна быть «ограничена сказкой», особенно сказкой в обыденном понимании, – она как бы «свойственна» всему происходящему в вашей жизни, и самой Жизни в том числе. А их «однотипность», при всем многообразии «своих сказок», в необходимости «познания Единого»! Причём, этот Путь – единственный! И, пожалуй, тот, которым идёт Эволюция [2].

Это было «во-первых», на что мы обратили внимание. А во-вторых, Сказка должна стать для человека его «бытием», как бы «проявиться в реальности». «То есть, внутренняя жизнь относится к сказке, а внешняя является осуществлённой сказочной былью, и такая жизнь едина» [9].

Что же получается, человек «творит сказку» и ему же в ней потом «пребывать» – так, что ли!? В принципе, это вполне «реально», учитывая, что «Реальность – некоторая суперголограмма, которую сознание творит для себя и в которую оно способно проникать и менять» (Ф. Талбот). Ну, пусть так (допустим!). Тогда резонно предположить, что, «находясь в ней», человек как-то (волшебно или очень «не очень») её ощущает, – занимает по отношению к ней определённое «положение», как-то там двигается, – сказка для него становится «осязаемой»… Причём, «осязаемой в целом», а не по «частям», как собственно сказка со всем своим «содержимым», а не просто как отдельные действия внутри неё. Наверное, это говорит о том, что человек способен и имеет возможность как-то «наблюдать свою сказку»?! Кстати, из Общей Теории Относительности тоже следует, что Картина Мира зависит, собственно, от наблюдения самого человека, от его положения и его движения. Давайте предположим (для перспективы), что  даже «движения» человека могут формировать Картину Мира для него.

Хорошо, вот только достаточно ли этого человеку – просто «понаблюдать», ни во что не вмешиваясь? Что же тогда, даже выбрать для себя что-то более или менее «приличное» – и то нельзя будет?! Вряд ли в этом случае можно говорить о «создании своей сказки», – позиция очень уж «пассивная», а, значит, «включить» Сказочника  не получится…

Нет, конечно, что-то делать человеку в любом случае придётся, как-то отвечать на действие «своей» сказки – «взаимодействовать» с тем, что она предлагает ему «ощутить». Однако заметьте, что это очень напоминает работу только «со следствиями» и «в следствии». А вот, например, сформировать для себя что-то «полезное» или что-то «предвидеть» в этой «сказке жизни» будет очень трудно, и это «не есть хорошо»! Сказано ведь, «…а человеку великое зло оттого, что он не знает, что будет и как это будет (выделено нами – авт.)» (Еккл. 8:6,7). Значит, чтобы организовать для себя «правильную сказку», надо не просто её «как-то наблюдать», а для начала, хотя бы обрести нужную «наблюдательную позицию» (положение человека) – точку зрения, откуда «виднее будет».

Итак, оказалось, что «наблюдать» можно по-разному, в зависимости от этого и может развиваться ваша «сказочная ситуация». Однако чтобы иметь возможность как-то «влиять на сказку», на её «содержание и развитие», просто ощущать что-то будет недостаточно, поскольку важно будет не только «что-то ощущать», но и осознавать, «что ты ощущаешь» и что в норме «должно ощущаться». Другими словами, появление Сказочника напрямую связано с формированием Наблюдателя и его сознания, – именно этим может обеспечиваться активное творческое участие человека в со-творении своей «счастливой сказки».

Кроме того, обратите внимание, что формирование Наблюдателя для человека – это, как бы, не только его «личное дело», потому что, во-первых, «В определённые моменты времени Вселенная порождает наблюдателей-участников – их наблюдения придают Вселенной осязаемость и реальность (выделено нами – авт.)» [5].

А, во-вторых, «Уиллер предположил, что Реальность не является только лишь физическим явлением, а формируется актами наблюдения, восприятия и связана с сознанием наблюдателя (выделено нами – авт.)» [5].

Значит, нам дана какая-то «физическая реальность», а дальнейшее – то, что «в ней» и то, что «с ней» происходит – формируется актами наблюдения и возможностью восприятия. Таким образом, именно «наблюдения» придают Вселенной осязаемость и реальность, но для этого должен быть не просто наблюдатель, а «Наблюдатель-участник», причём, судя по тому, о чём мы с вами говорили на предыдущих «встречах», вряд ли может быть «предложен» другой вариант (см. статьи на сайте). Тут, конечно, могут возникнуть «дополнительные вопросы»: что такое «наблюдение»?; что даёт наблюдение Нового и при чём здесь Со-Творчество? Давайте ответы на них мы «поищем» чуть позже или, может быть, вы сами сможете их найти…

А пока отметим, что поскольку «наблюдение» может быть разным, то и «наблюдатели», вероятно, тоже могут отличаться друг от друга. Причём, мы не станем говорить об «плохих наблюдателях», – нет, но поскольку акты наблюдения связаны с состоянием сознания, то здесь будет корректнее говорить о возможностях Наблюдателя и уровне его наблюдений. Только давайте, прежде определимся, кто такой, собственно, сам Наблюдатель. «Наблюдатель – создатель реальности на основе отображения Тотальности» [10].

Итак, Реальность создаётся на основе отображения человеком именно Тотальности. А если ваших «возможностей отображения» пока недостаточно, чтобы стать «тотальным Наблюдателем», то что же вы в таком случае наблюдаете – Реальность или только «наблюдения Наблюдателей»? В самом деле: «Выбрав какую-то точку наблюдения, человек видит картину действительности в поле отображения, но уверен, что видит Реальность (выделено нами – авт.)» [4].

Вот как! Человек видит «свою действительность», но принимает это за Реальность!  То есть, действительность человека становится «его реальностью», не являясь Реальностью на самом деле! Имеет ли это какое-то отношение к Сказке? – Пожалуй, да! Разве «по-явление действительности» не напоминает чем-то «свою сказку» человека?! Может, тогда и «сказка» конкретного человека зачастую не имеет ничего общего с «настоящей Сказкой»!? А ведь мы «старались» – что-то делали, мечтали, придумывали… Что же это за «несоответствие» такое – даже «обидно»!

Ну что же, «несоответствие» действительно может быть, но вот только в чём оно? Реальность не стоит «придумывать». Исходя из приведённой выше цитаты, ещё нужно создавать, причем создателем может стать именно Наблюдатель! Так что вовсе не зря мы всё это рассматриваем! Заметим, что возможностью и «основой» для создания Реальности является «отображение Тотальности», – эта та «точка наблюдения», которую необходимо «выбрать» и суметь ею «воспользоваться». В принципе, мы думаем, никто не против, вот только как всё это осуществить? Вряд ли здесь требуется только наше согласие…

Знаете, для «начала», знание о разнице между «действительностью» и «реальностью Сказки» и ваше «согласие» с необходимостью обретения новой «точки наблюдения» за происходящими событиями (изучением Стиля Духа в том числе) – это уже совсем «не мало», особенно если за этим последует «ваше Движение». А то, что на тот момент наша точка наблюдения ещё не позволяет видеть Реальность, – что же, ничего «страшного»! – Все это можно принять как этап учёбы – есть и такая «точка наблюдения»! По сути, нам предлагается стать со-участниками формирования Наблюдателя, способного на основе отображения Тотальности создавать Реальность. Ну, чем не «задача» для Стиля Духа…

Итак, мы выяснили, что Вселенная порождает Наблюдателя сама, но, похоже, в появлении определённых «качественных моментов» в самой Вселенной принимает участие непосредственно и сам человек… Знаете, давайте не будем сейчас специально рассматривать вопрос, в какие такие «определённые моменты» Стиль Духа как бы «порождает Наблюдателей-участников» своего осуществления (возможно, это потребует самостоятельного рассмотрения). Но, очевидно, именно его появление может сделать вашу практику «реальной Работой» и «работой в Реальности», обеспечивая «осязаемый результат» вашей деятельности. Более того, с какой-то точки зрения, говорить о действительном познании Стиля Духа без появления Наблюдателя, вообще представляется маловероятным, поскольку «…если исчезнет наблюдатель, Мир свернётся (выделено нами – авт.)» [4]. Очевидно, что это относится и к самому Стилю Духа, – Наблюдателя здесь «терять» не следует.

Ладно! Что же тогда мы можем и что должны «наблюдать», если речь у нас идёт о практике комплексов «Книги Силы»? Понятно, что говоря о наблюдении комплексов, мы должны иметь в виду ещё и некую их «неявную», или иррациональную составляющую. – В самом деле, ведь по большому счёту речь идёт не просто о комплексах, а о самом Стиле Духа! Тогда мы, пожалуй, можем заключить, что наблюдаться должны не только комплексы, но сам Стиль Духа. – Стиль Духа, как способ взаимодействия человека в Мире и с Миром, что и позволяет говорить о нём как о Сказке. И поскольку здесь имеется в виду более высокое состояние человека и уровень его взаимодействия, то и их результат в бытии может быть гораздо «более перспективным», в том числе и результат «материальный». Напомним, что «Результат взаимодействия проявляется в структуре вещества, а определяется состоянием наблюдателя (выделено нами – авт.)» [7].

Но всегда ли человек находится в необходимом состоянии, всегда ли у него есть возможность в полноте реализовывать эти свои «способности»? Не сразу же он к этому может прийти!? Конечно, на первых порах важно, чтобы человек начал двигаться в этом «направлении». Однако нетрудно предположить, что ему придётся проходить определённые этапы, нарабатывая свою состоятельность… О каких этапах становления Наблюдателя, например, можно говорить? Давайте рассмотрим один интересный «частный вариант»…

От «части к целому»…

Поскольку мы с вами предположили наличие разных «вариантов» наблюдений, то очевидно они не все равнозначны, а это означает, что и само «состояние Наблюдателя» может качественно отличаться. При наличии Пути его можно считать как бы «находящимся в развитии». Вот только нам надо как-то определиться, что это может значить, так сказать, «практически» для изучения комплексов, да и «вообще»… Кстати, по поводу этого «вообще», – к чему «в общем» должно стремиться такое развитие «наблюдательности»? Наверное, к некому «максимально возможному состоянию» для Наблюдателя и для его «наблюдений», – то есть к «тотальному наблюдению» или… «наблюдению Тотальности»! Так, что ли? Похоже, это действительно так. Почему? Вот смотрите: «Человеку необходимо уйти с дороги ошибок и выйти на Путь – направление Единого в Тотальности, т.е. обрести тотальность восприятия и воспринимать Тотальность – стать тотальным Наблюдателем, видящим Горизонт событий Единого существования (выделено нами – авт.)» [8].

Однако в цитате всё же пока говорится о том, к чему Наблюдателю (раньше или позже) ещё необходимо прийти – к «тотальному Наблюдателю». Кстати, представьте, какие перспективы могут открываться в практике комплексов Стиля Духа при их исполнении в «статусе» тотального Наблюдателя! Однако для многих нахождение в этом состоянии – это вопрос их «светлого Будущего». А что можно сказать о «реальном» состоянии наблюдателя-участника? Можно ли как-то «ранжировать» возможности его наблюдений и что полезного это может привнести в практику комплексов «Книги Силы»?

Например, мы можем предположить, что, на «начальном этапе», наблюдения человека могут быть менее «объёмными», менее «многомерными», и они не находятся как бы в «объективной взаимосвязи» с Мирозданием, его «системами». Сюда же, кстати, можно отнести и восприятие самого себя. Напомним, что «Наблюдение – принцип отображения Реальности» [10]. Поэтому, как мы уже говорили, важно, что вы собственно, наблюдаете – Реальность или своё отображение Реальности… (Есть такое мнение: человек, в основном, видит свой взгляд). И если говорить об организации занятий, то преподавателю важно «наблюдать» (иметь в виду) эти моменты, поскольку они, например, могут лежать в основе введения последовательности этапов в процесс изучения Стиля Духа и/или во взаимодействия с комплексами «Книги Силы».

И всё же! Можно ли сказать, что, с этой точки зрения, человек наблюдает явление не «в полноте», как бы «отчасти»? Ну, наверно, возможно… Возможно, поскольку, например, в научной литературе разрабатывается и вводится понятие и принцип «частичного наблюдателя» [3].

Так, «В качестве частичного наблюдателя можно назвать, например, наблюдателя из теории относительности, летящего на пушечном ядре. Или в проективной геометрии перспектива фиксирует частичного наблюдателя, словно глаз, на вершине конуса, а потому улавливает контуры предметов, но не видит их рельефа и структуры поверхности, которые требуют другого положения наблюдателя (выделено нами – авт.)» [3].

Вот это положение Наблюдателя – словно «глаз на вершине конуса», в этот момент может показаться, что вы вышли из неких «ограничений системы», что вы находитесь в «надсистеме». Может быть, это и так… Но, с какой-то точки зрения, можно предположить, что, вы просто находитесь «высоко над плоскостью системы», что позволяет «охватить взглядом» больше её элементов или «субсистем». Однако это ещё не значит, что вы «отходите» от прежнего (плоского) восприятия системы, поэтому такой «вид сверху» ещё не позволяет «видеть рельефа и структуры поверхности».

Некий «парадокс» видится в том, что, чтобы видеть «рельеф и структуру» (как бы перейти к объёмному восприятию явлений и предметов) вы должны быть «рядом с ними», – то есть как бы оставаться «внутри системы», но в тоже время наблюдать её извне. Это постольку, поскольку сказано, что «…надо быть в Тридесятом царстве и одновременно не быть в нём» [9].

Если говорить о выполнении комплексов, то вы должны как бы оставаться «внутри системы» – как минимум, продолжать выполнять движения комплекса, соблюдать условия их осуществления и, в то же время, сформировать и суметь активизировать «Наблюдателя комплекса», например, как места проявления Стиля Духа. Насколько это «трудно»? Ну, с одной стороны – достаточно трудно… Но с другой – «трудность» несёт человеку работу, благодаря которой человек может «расти», причём, и как Наблюдатель тоже! Только давайте об этом чуть позже, когда сложится «благоприятная возможность»…

Итак, с точки зрения «перспективы», в положении «частичного наблюдателя» человек не имеет некой «полноты восприятия», что действительно может говорить о «потере» или недостаточности его мерности. Но даже это положение и состояние Наблюдателя могут быть этапом на пути его совершенствования и как этап, требуют своего постижения.

«Рельеф поверхности» комплекса

Тогда достаточно ли организовать такого «частичного Наблюдателя»? И что может означать указанные «контуры», «рельеф и структура поверхности» в отношении формы движений комплекса? Можно ли говорить о «подробностях формы», которые могут не отмечаться на определённом этапе познания Стиля Духа?

Пожалуй, да, но если этот «процесс» пустить в «переразвитие», то скорее всего окажется, что вы, находясь в «плоскости системы» и даже как бы «рядом с предметом» (например, выполняете движения), всё же не видите ни его «подлинной структуры», ни «рельефа» (давайте о «структуре и рельефе» движений комплексов поговорим позже)! И тогда говорить о каком-то «умении», о познании и развитии, наверно, в принципе можно, но с существенными «оговорками». Короче говоря, «печалька», но, правда, только для тех, кто настроен не останавливаться» в познании Стиля Духа…

Кстати, здесь же следует сразу отметить, что важным может быть не только состояние и «положение» Наблюдателя по отношению к объекту, но и его отношение к наблюдаемому явлению, его познанию – то есть к результатам своего наблюдения. И здесь «справедливости ради» скажем, что таким «частичным» Наблюдатель может оказаться не только по причине «развития сознания», а, собственно, в соответствии со специально или вынуждено занятой позицией по отношению к объекту (например, «мне и так всего хватает»). И всё же, какими могут видеться задачи и возможности такого уровня наблюдений?

Так, «…Роль частичного наблюдателя, – пишут известные французские философы Ж. Делез и Ф. Гваттари, – воспринимать и испытывать на себе, только эти восприятия и переживания принадлежат не человеку (как это обыкновенно понимается), а самим вещам, которые он изучает (выделено нами – авт.)» [3].

Другими словами, полученные «восприятия и переживания» нельзя присваивать себе. Давайте мы с вами для простоты сохраним «терминологию», но за «восприятиями и переживаниями» человека всё же увидим получаемые им знания. Напомним, что «Знания о дереве, принадлежат дереву» (В.П. Гоч).

Ладно, тогда что же получается, знания о комплексе и необходимые состояния принадлежат самому комплексу, и на период взаимодействия с ним он может всё это «сообщить» человеку?! Логично, но вот ограничено ли такое «взаимодействие» только моментом контакта человека с комплексом при его исполнении? По-видимому, не ограничено, но этот вопрос мы уже рассматривали на нашем сайте. В любом случае, качество и объём «содержащегося для вас» в комплексе зависит от самого исполнителя, от его состоятельности и возможности сознания. В этом случае необходимость «познания тайного смысла» действительно становится «необходимостью» и необходимой составляющей практики комплексов «Книги Силы»! Это так, поскольку «Чего не понимают, тем не владеют» (И.-В. Гёте).

Давайте посмотрим, что это означает для нас и как с этой точки зрения выглядит наше изучение Стиля Духа? Итак, «правильно» исполняя комплекс, вы можете получить «восприятия и переживания», принадлежащие комплексу, которые вам «по определению» принадлежать не будут. А сколько их всего может заключаться в комплексе? Вполне вероятно, что, ну очень много! Как говорится, «и не сосчитать!». Может их вообще – бесконечность? Выходит эти «простые комплексы» могут содержать в себе «бесконечность»!? Вряд ли будет правильным не воспользоваться такой возможностью прикоснуться к «высокому» (это всё-таки категория Духовного Мира)… А вообще, здесь есть несколько интересных моментов.

Во-первых, по поводу «не принадлежности человеку». Так, при формировании со-знания и осознании действия надсистемы «человек-комплекс» (см. статьи на сайте), то, что «принадлежит» одной из подсистем, так или иначе, будет принадлежать и надсистеме, причём, даже в более «интересном варианте», поскольку в силу эмерджентности, свойства надсистемы не выводятся напрямую из свойств объединённых ею подсистем. Напомним, что «Эмердже́нтность в теории систем появление у системы свойств, не присущих её элементам в отдельности; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов» (Википедия).

Другими словами, указанные «восприятия и переживания» будут принадлежать человеку, как бы не принадлежа ему. Что это может означать? Например, из возможно бесконечного числа «восприятий и переживаний» и на фоне этой бесконечности появляется возможность актуализировать и осуществить в бытии «область необходимого» для человека на данном этапе Пути, получить помощь в решении жизненных вопросов и проблем. Это та «часть», что представляет собой как бы «принадлежность человеку», поскольку во многом может определяться конкретной личностью. Но в целом – чем не Сказка?!

Вот только для её осуществления, наряду с познанием, наработкой со-знания, ростом мастерства и состоятельности, оказывается, необходимо сформировать Наблюдателя, – то есть «обрести тотальность восприятия и воспринимать Тотальность – стать тотальным Наблюдателем, видящим Горизонт событий Единого существования» [8]. Как говорится, «всего-то лишь!»… Хотя, помним: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»!

Ну, что же, давайте дадим как бы «своё понимание» позиции «частичного наблюдателя» в практике изучения Стиля Духа. Итак, исходя из приведённых «рассуждений», можно прийти к выводу, что исполнение (осуществление) комплексов – это один из возможных и «рекомендованных» способов испытывать некоторые «положительные переживания» в своей жизни. Кстати, они могут лежать в основе повторных обращений к опыту этих «переживаний» человека, «досконально» изучившего движения комплексов и их теоретическое сопровождение авторским текстом.

В этом случае он действительно может находиться на вершине некого «конуса» в виде «смотрящего глаза», способного улавливать «контуры предметов» (форму движений), однако всё же не воспринимающего их сути – должна быть другая позиция для «наблюдения», которая требует «…другого положения наблюдателя» [3].

Понимание, что переживания принадлежат не самому человеку, вносит в систему некую иррациональную составляющую, сами «переживания» меняют свою «принадлежность», это делает их не «повтором переживания прежнего опыта», а «переживаниями» со-трудничества человека и комплекса.

«Точка наблюдения должна быть в Промысле, тогда она иррациональна, причём нам не дано снять эту иррациональность» [5].

Что может означать то, что «восприятия» принадлежат не человеку, а самой Вещи? Ну, если понимать «Вещь» в широком смысле слова, то такой Вещью может стать комплекс «Книги Силы» или методическая система изучения Стиля Духа.

Тогда как можно «оценить», что восприятие и переживание комплекса во время его выполнения принадлежат не человеку, а самому комплексу? Ну, к примеру, свойства комплекса, воспринимаемые конкретным человеком и переживаемые им при его выполнении, – их, с одной стороны, нельзя воспринимать как «порождение» самого человека, но и «объективно происходящими» независимо от субъекта их, по-видимому, тоже считать нельзя. Другими словами, обнаруживается взаимосвязь наблюдаемых изменений с выполняемым комплексом, – то есть, вам придётся лично потрудиться, чтобы запланированные ощущения от производимых вами действий появились в вашей практике и бытии.

И для «закрепления» давайте всё же уделим ещё внимание этому моменту, как говорится, «во избежание…». Думаем, следующая цитата в этом нам поможет: «…нельзя сказать, что причинно-следственные связи в качестве природного процесса, изучаемые частичным наблюдателем… происходят объективно, независимо от субъекта, но и порождёнными субъектом …их тоже нельзя считать» [3].

Вот как! То есть нельзя сказать, что «восприятия» работающего в Причине будут «объективными» в том смысле, что они независимы от «воспринимающего субъекта», но и только «порождением субъекта» их назвать нельзя. Получается что это как бы две стороны одного процесса – чего-то «Единого». Помните, мы с вами говорили о необходимости наработки со-знания (комплекса и человека) в практике Стиля Духа?!

Ну что ж, воспользуемся этими «положениями» для человека, выполняющего комплекс. Так, нельзя сказать, что те «конкретные изменения», происходящие в состоянии и ситуации человека благодаря практике комплексов «Книги Силы», были изначально «запланированы Природой» – типа «карма такая». Но также нельзя их считать, исключительно «порождением человека», поскольку, как такая возможность, они были заложены в самой Природе и человек по своему Потенциалу и состоятельности может этой возможностью воспользоваться. Причём, её реализация тоже пойдёт по цепям ПСС…

Знаете, в материалах «Методики работы в ПСС» (В.П. Гоч) также говорится о том, что знания должны принадлежать объекту, а человек тогда становится свободным от них. А получение этих знаний возможно при «внутренней настройке» на тему или явление, как бы обращении своего внимания (в нашем случае наблюдения) на сам объект. Очевидно, это может относиться и к восприятию получаемых ощущений (переживаний) человека.

И поэтому «спросим», надо ли специально обращать своё внимание на свои «переживания», и в каком «объёме»? Например, если эти ощущения «очень приятные», – они вроде как тоже и принадлежат, и не принадлежат человеку… Их тоже «не присваивать»? Как быть с ними? Ну, что же, наверное, «отметить» для себя их наличие всё же надо. Однако чтобы «переживать» эти ощущения, их, по-видимому, сначала нужно «присвоить», и тогда они будут «пережигаться» человеком (В.П. Гоч). Куда же их тогда помещать? В формирование нового состояния человека – вот в этом случае «переживания» вполне могут «ощущаться» (см. статьи на сайте)!

Итак, появляется определённая возможность наблюдать, но наблюдать только «контуры предметов», оставляя как бы за пределом своей «компетенции» (возможностей и возможного) «рельеф и структуру поверхности». При этом, речь, вероятно может идти об объёме или мерности воспринимаемого, о связи его восприятия с некими «реперными точками» (об этом поговорим дополнительно), способными в случае их «единения» (например, во фрактал «Дерево») обеспечить более объёмное и реальное восприятие «наблюдений», когда соединяются Прошлое, Настоящее и Будущее «объекта наблюдения» и «субъекта» получаемых ощущений.

Что это значит? Прошлое воспринимается как то, что привело человека в точку Настоящего, из которой «видится» его «Будущее». Здесь термин «видится» – может пониматься как ощущение Будущего, что оно ЕСТЬ, и себя в этом Будущем… Только вот «торопиться» не надо, чтобы не «потерять Настоящее», – какое уже тогда «Будущее»!?…

Э-э, нее-ет! Торопиться не надо…

Чем же могут быть «полезны» частичные наблюдатели, учитывая возможности и специфику их «наблюдений»? Давайте-ка мы «понаблюдаем за ними»! Итак, «Частичные наблюдатели наводят порядок в актуализированных (включённых в Работу) элементах хаоса, тем самым Теория Причинности, возникающая из хаоса, и, отказываясь от бесконечности, становится грандиозным замедлением, посредством которого актуализируется не только материя, но и само мышление и мысль (выделено нами – авт.)» [3].

Оставим пока тему «Хаоса» как таковую, но вот о его «актуализированных элементах» стоит поговорить. Речь может идти о возникающих ещё непознанных аспектах Работы, ставших «актуальными» на определённом этапе развития со-знания и возможностей человека, а, возможно, и Человечества. Очевидно, это в какой-то степени можно отнести и к «возникновению» Теории Причинности. Однако речь у нас пойдет не совсем о ней. Видимо, по подобию мы можем сказанное соотнести и со Стилем Духа, и даже с нашими занятиями комплексами «Книги Силы» [1]! И тут, как говорится, есть смысл «не торопится»…

В целом, у нас уже был разговор о «Бесконечности» (см. статью на сайте). Но о том, что может означать «отказ от неё» и зачем это может быть нужно, речь пока не шла! Ну, что же, вероятно, и этот момент можно посчитать «элементом хаоса», включённым в «Работу»! Тогда, пусть на своём уровне, но он требует своего осознания, чтобы навести там «порядок».

Итак, результатом «отказа от бесконечности» в данном случае становится «замедление», и поскольку этим актуализируется материя, мышление и мысль, то такое замедление становится не только полезным и оправданным, но и действительно «грандиозным». Причём, до этого «отказа» ни материя, ни мышление и мысль как бы не были «актуальными». Напомним, есть формула, связывающая Скорость, Время и Путь. И ранее мы уже отмечали (см. статьи на сайте), что скорость Движения может быть такой, что Действие не «успевает» актуализироваться, – оно вообще может не восприниматься. Тогда как «скорость» после замедления, очевидно, позволяет провести Работу и увидеть Действие. Кстати, речь ведь может идти и о возможности обретения нового состояния для человека.

Значит, если говорить об осуществлении комплексов, то «грандиозное замедление» может означать, что скорость выполнения комплекса должна предполагать не только «актуализацию материи», но «мысли и мышления». – То есть скорость здесь должна позволить не только «не комкать» форму движений, но и способствовать (создавать условия) актуализации их познания.

Вероятно, «наблюдаемую» жизнь конкретного человека (а может быть и Жизнь вообще) тоже можно представить в виде результата «грандиозного замедления», актуализирующего единство его «планов Бытия», судьбу и возможности. Тогда, возможно, стоит вопрос о задачах, сроках, «содержании и форме» такого «замедления», а также о том, как человек здесь может проявить своё творческого участие.

Давайте предположим, что некая активизация материального (физического) плана, его «уплотнение» (погоня за дополнительными благами, положением, плотностью событий, впечатлений и переживаний, экстрим и т.д.) может привести к определённому «ускорению» (как бы к спешке или «торопливости») в жизни человека, правда, в рамках описанного «грандиозного замедления» после «отказа от бесконечности». И если исходить из нашего предположения, то такое «ускорение» может привести к более быстрому «прохождению» своего времени живой системы и сокращению сроков «её жизни». В этом случае «отказ от бесконечности» может выглядеть, пожалуй, как её потеря человеком.

Значит, если и ориентироваться на некое «ускорение» в жизни человека, то оно должно соотноситься со всей многоуровневой системой «человек», а не касаться только одной его «ипостаси». Человек как бы на всех уровнях должен «успевать» за скоростью происходящего, – то есть оно должно происходить в «пределах возможного» для него. При этом наработка сознания, духовный рост, движение по Пути, на необходимость которых указано в «Книге Силы», напротив, способны раздвинуть «положенные Пределы», превращая указанное «замедление» в процесс развития Жизни.

Тогда и указанный процесс «приостановки бесконечности» мы можем «увидеть» как возможность развития Жизни и возврата к «её бесконечности». Таким образом, «первоначальные параметры замедления» дают возможность человеку проявить себя как творческую личность, которая может со-участвовать в дальнейшей «судьбе» дарованного «замедления».

Ну, а если говорить о наших занятиях, стоит ли замедлять движения комплекса ради самого «замедления»? Напомним, нам требуется «грандиозное замедление»! Другими словами, оно важный и в чём-то необходимый момент (особенно на начальном этапе) для того, чтобы ваши движения «успели» активизировать не просто «физический план», но и «более тонкие материи» – мысль и мышление. То есть, действие ваших движений должно как бы «успеть передаться» в более тонкие планы и активизировать их.

Ладно, тогда насколько требуется «замедляться» при выполнении комплекса – может, чем медленнее, тем успешнее движение? Пожалуй, нет! Дело в том, что такие действия, скорее всего, потребуют переноса вашего внимания с выполнения комплекса на «выполнение замедления» – то есть произойдет подмена задачи.

Давайте представим, что выполнение комплекса для вас в этом смысле имеет некоторый оптимальный параметр движений. Тогда, необоснованно ускоряя его исполнение, вы, во-первых, как бы прокручиваете «своё время комплекса», уплотняя и сокращая его (в том числе и его возможное Действие). При этом, «забегая вперёд», вы как бы оказываетесь в «одиночестве», лишая себя поддержки комплекса и полноценного со-трудничества с ним. А во-вторых, можете невольно «свернуть» его Действие только к выполнению физической формы движений.

В случае ненужного «замедления» движений при выполнении комплекса, вы как бы «запаздываете» –  отстаёте от его движения, от «хода его времени». При этом ваши действия перестают быть «со-временными» и «своевременными».

Чем всё сказанное может помочь человеку в практике комплексов Стиля Духа, какое участие может в ней принимать? Ну, очевидно, что человек здесь обретает некую «позицию» в отношении к собственной практике комплексов… И что,  – почему это важно? Дело в том, что, «позиция» человека в этом вопросе может приобретать характер как бы «начального условия». И тогда у нас «…появляется важный для науки Нового Времени принцип «сильной зависимости от начальных условий». Он указывает, что самые незначительные изменения в начальных условиях, «небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит всё поведение макроскопической системы (выделено нами – авт.)» [3].

Другими словами, все эти «замедления и актуализации», будучи пусть и «небольшим изменением» (флуктуацией), но в начальных условиях, могут «круто» изменить «поведение» в Мире человека как «макроскопической системы», что станет началом его «человеческой эволюции» в совершенно новом направлении. Каком? Давайте по этим направлением будем иметь в виду сам Путь, которым ныне идёт и сама Вселенная!

«Я предлагаю не четвёртый или пятый – седьмой путь, я предлагаю путь вообще, потому что этим путём идёт Вселенная» [2].

«Элементарный хаос»

Выше говорилось об «элементах хаоса, включённых в Работу»… Хорошо, и где нам искать указанные «элементы хаоса», – ведь это, вероятно, может быть важно для «полноценных занятий», для проявления «своего творчества»? Сам хаос отыскать, похоже, – «не проблема». В самом деле: «Между тем хаос всегда присутствует везде: «(он) обнаруживается и в капризах природы, и траектории движения летательного аппарата, и в поведении автомобилей в дорожной пробке, и в том, как струится нефть по нефтепроводу» (выделено нами – авт.)» [3].

Тогда, поскольку речь шла об «актуализированных элементах хаоса», то при наличии творческого подхода, они как то «новое», с чем вам придётся взаимодействовать, наверняка могут «обнаружиться» и в области ваших занятий Стилем Духа.

Собственно, сами комплексы, появление их формы и структуры тоже может пониматься как некий результат «замедления», которое мы можем воспринимать как определённый уровень включённости в Работу «элементов хаоса». Вот только на разных этапах изучения комплексов (как бы «уровнях замедления») эти «элементы» могут ставить для нас разные задачи, – например, этап разучивания и выполнения внешней формы и структуры упражнений. Однако даже этот начальный этап занятий, пусть и на своём уровне, но, вероятно, позволит («успеет») произвести определённую работу с состоянием человека, какими-то событиями в его судьбе или уже с последствиями прохождения этих событий.

То есть, с какой-то точки зрения, это можно соотнести с «отработкой Кармы». Так, в «Книге Силы» говорится о том что «В первую очередь должна быть трансформирована личная сила каждого человека – нет необходимости доказывать её существование. Пассивный способ трансформации силы – судьба.

…В дальнейшем мы будем говорить о проявлении надличной Силы, которая может быть трансформирована творчеством человека. Творчеством является любая работа: мыслью, душой, физическая или движение по Пути. …Источниками надличной Силы являются общественные связи человека и связи человека с Космосом (выделено нами – авт.)» [1].

Давайте немного «отвлечёмся» от основной темы и обозначим два момента для «будущего рассмотрения». Поскольку Творчеством является «любая работа», то, вероятно, может быть Работа, объединяющая собой «все перечисленные в цитате «виды работ», что, с учётом указанного ранее свойства «эмерджентности», может придавать ей дополнительные возможности.

Кроме того, в цитате приводятся «Источники надличной силы». То есть мы, вероятно, можем говорить о наличии «Источников Работы» и «Работе Источников», что говорит о появлении и необходимости прохождения Метаморфоз. Отметим, что будут задействованы социальные и «Космические» аспекты самого человека.

«Что значит запустить и пройти Преображение? – Для начала необходимо восстановить связь с корнями, которые в народе. Требуется Путь и работа в Пути: обычная работа в социуме + работа над собой. Путь у каждого свой, а работа в Пути – то, что приведёт к самотрансценденции, к Вратам в Царствие Божие» [9].

Поэтому нельзя воспринимать Работу как-то «изолированно» – либо физическая, либо душой или ещё как-то. Но в силу того, что «Путь у каждого свой», по-разному «формируется» и Работа, чтобы в итоге привести человека в «Тридесятое царство», находящееся за Горизонтом Событий.

Как это может проявляться в практике комплексов «Книги Силы», мы поговорим  в «своё время». А пока, обратите внимание, что речь, собственно, идёт не о «наборе силы», что возможно и при движении в Материи, а об её трансформации, которая подразумевает уже творческую позицию самого человека, поскольку «надличная» Сила «…может быть трансформирована творчеством человека».

Итак, по поводу «замедления». Можно сказать, для человека оно проявилось возможностью осознания протекающих процессов и состояний. Так, например, чтобы мы «успели увидеть» Движение, его качество и назначение, оно должно происходить с «определённой скоростью», – вероятно, для этого «замедленной» и «соразмерной». А как можно, если это необходимо, увеличить скорость движений? За счёт уменьшения «времени прохождения» пути. Только вряд ли в нашем случае мы можем иметь в виду просто скорость прохождения «физической дистанции» комплекса.

Скорее, разговор идёт о сроках достижения нужного состояния, которые (сроки) могут меняться творческим со-участием человека. С какой-то точки зрения, это можно представить как «со-хранение Времени». Добавим, что если говорить о практике комплексов, то определённое и оправданное «замедление скорости» (или движения) даёт возможность не только «сохранять», но и как бы «набирать энергию Времени». Так, «При выполнении комплексов Стиля Духа появляется возможность получать энергию из Хода Времени» [6].

Для чего человеку могут «предлагаться» такие возможности? А разве ответ не очевиден? – Чтобы сделать человеку «хорошо»!.. Или всё не так просто и нам всё же стоит «постараться» увидеть что-то «неочевидное», что-то как бы «связанное с Тотальностью», что может «расширить наш кругозор». Кстати, для предполагаемой позиции Наблюдателя это совсем не лишнее…

Как же мы ещё можем «посмотреть» на указанное «замедление»? Знаете, насколько нам известно, в своё время Абд-ру-шин (Оскар Эрнст Бернхард, 1875 – 1941) говорил о неком «остывании», благодаря которому проявились уровни Мироздания. Так, например, представьте, что в некотором объёме вследствие очень высокой температуры в «жидком» агрегатном состоянии находятся самые разные металлы с разной температурой плавления. Естественно, в этом случае они составляют как бы «единую субстанцию», из которой, по мере её «остывания» металлы будут «выделяться» и последовательно переходить в «твёрдое» состояние.

При этом различные группы металлов в порядке убывания температуры будут образовывать определённые «уровни». Таким образом, у первого уровня «температура», необходимая для возвращение в прежнее состояние, будет самой «высокой», а затем – по «нисходящей». Завершается этот процесс, по-видимому, проявлением материального (физического) плана с предпосылками и возможностью соответствующего развития Жизни на нём.

Обратите внимание, что такое «остывание» с какой-то точки зрение и видится как приведённое выше «грандиозное замедление». Кстати, в обоих случаях происходит «отказ» от чего-то «высокого», от чего-то «единого». Однако, напомним, что «отказ от бесконечности» здесь «…становится грандиозным замедлением, посредством которого актуализируется не только материя, но и само мышление и мысль» [3]. То есть, с одной стороны уходит некое высокое «единое состояние», с другой – появляется возможность «активизировать мышление и мысль». Оправданным ли будет подобный «размен»? Давайте посмотрим (мы ведь с вами «не торопимся»?)…

Итак, можно ли сказать что в результате такого «остывания – замедления» происходит как бы «отказ», как бы «потеря» некого бесконечного единого существования или просто – «Единого»? Ну, если говорить о самом человеке, то, наверное, наше предположение в чём-то справедливо. Тогда, чтобы восстановить «былое единство», надо, как минимум, вернуть планам Мироздания прежнюю «скорость – температуру» – произвести «обратное действие». Причём, в этом случае исчезнут все ранее образованные «планы», реализуя принцип «Что было, то и будет…» (Библия). И тогда вопрос – зачем было всё это «затевать»? Но, очевидно, подразумевалась и какая-то другая возможность «возврата» состояния с сохранением образованных планов.

«Посему речено: Мудрость Велесова – в единении, в превосхождении противоположностей, не в слепом их смешении (выделено нами – авт.) [9].

И раз в результате «отказа» появились более «низкие» уровни, то, очевидно, для «возвращения» тоже должна была появиться «инициатива снизу»! Причём, в качестве такой «инициативы» должно быть «предложено Миру» обязательно что-то «новое», поскольку прежние варианты вели к тому, «что было», – «возврат» бы, конечно, произошёл, но в большей степени «тщетный». Да и «активизация мышления и мысли», а не только материи, – разве это не «подсказка», как надо «возвращаться»?! Ведь, их активизация подразумевает и возможность воздействовать на саму материю! Ну, а если уж «совсем по большому счёту», разве это не говорит о необходимости познания Бога и Познании в Боге?! Что, в свою очередь, включает в себя и расширение сознания, и повышение вибраций, появление «тотального Наблюдателя», и включение человека в процесс Со-Творчества.

Получается, «для человека» и человеку много было чего дано, и, пожалуй, приходит пора проявлять свою Благодарность, ну или возвращать Долги – тут уж кто как будет понимать. Хотя вряд ли правильно будет «ориентироваться» на что-то «по отдельности». Говорится же в «Книге Силы» о исполнении своего Предназначения…

«Предназначение вдохновляющая идея долга перед собою, как долга перед Создателем» (Александр Круглов).

Ладно, кажется, мы несколько увлеклись «общими рассуждениями», и пора «возвращаться» к практике комплексов. Так нужно ли повышать «пределы скорости», если в неких пределах (первопределах) происходит замедление хаоса? Возможно, что и нет. Либо такое «повышение» должно будет происходить в определённых «границах», а выход «за пределы» – только раздвижением самих пределов.

Так, «Пространственно-временные пределы, которые в обрядах называют фазисами, мы называем фазой данного бытия. У всякого предела необходимо остановиться и найти способ или решение, как его преодолеть (выделено нами авт.)» [9].

То есть вход «за пределы» комплекса «10 Пределов»  – это не просто переход к следующему комплексу, это «раздвижение его пределов» на материал следующего комплекса! Это так, тем более, что «главные пределы» организуют стихии, возмущение которых может быть «чревато» для человека.

Вот, смотрите сами: «Замедление означает, что в хаосе полагается предел, и все скорости проходят ниже его… Эти первопределы (стихии – авт.) и производят то замедление хаоса, образуют тот порог приостановки бесконечности, которые служат эндореференцией и осуществляют счёт… (выделено нами – авт.)» [3].

Давайте проясним ещё один момент. Если учесть, что под «эндореференцией» понимается определённая «внутренняя справка» или «деловая характеристика», а «порог приостановки бесконечности» может происходить на разных уровнях, то соответственно будут меняться и «деловые характеристики» этих уровней. То есть задачи появляются разные, причём в результате поступательного движения самого человека. Добавим, что задачи «прежнего уровня» должны решаться на нём, иначе придётся «загружать ими» новый уровень со своими задачами для решения…

Тогда можно сказать, что познание Стиля Духа происходит последовательным усвоением «актуализированного уровня», находящегося «ниже положенного предела скоростей». А вот выход «за порог предела» происходит при наработке определённого совершенства, состоятельности и появлении пространства «нового уровня», на котором происходит очередная «актуализация элементов хаоса».

Вот только если этого не произойдёт «вовремя», то человек «задержится» на прежнем уровне, – как результат, придёт разочарование, ему будет скучно, либо начнёт придумывать и фантазировать, придумывая «свой Стиль Духа».

Слушайте, не слишком ли много требований мы выдвинули для таких «простых» движений комплексов «Книги Силы». Это в какую же «сказку» мы с вами попали, «всего лишь» рассматривая «тайный смысл упражнений»?! Да и смогут ли ваши движения «вместить» всё заявленное…

Давайте поговорим об этом на следующей встрече!

Литература:

  1. Гоч В.П. Книга Силы. – Тюмень: Издательство «Истина», 2006.
  2. Гоч В.П. Путь за Тантру. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997.
  3. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Жизнь и Причинность. Методология взаимодействия и познания. – К., Сфера, 2004.
  4. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Теория и методология Со-Творчества. – К., Сфера, 2007.
  5. Гоч В.П., Кулиниченко В.Л. Тотальность. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2014.
  6. Гоч В.П., Акимов И.Е. Энергетика метаморфоз человека. – М.: Эльиньо, 2015.
  7. Гоч В.П., Акимов И.Е., Сабрукова М.Н. ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2017.
  8. Гоч В.П. Метод Гоча работы в Причине. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2018
  9. Гоч В.П., Ширяев С.В. Философия Тотальности в русских сказках. – Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2019.
  10. Гоч В.П. Максимы Тотальности. Единое. – СПб: «Айзорэль», 20019.
  11. Гоч В. П. Материалы семинаров.
  12. Хворостов С.В. Теоретический и методический аспекты Стиля Духа. Учебное пособие. – Баку: Мутарджим, 2012.