ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННОГО ПРОДВИНУТЫЙ ЭТАП «ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА РУННОГО ЯЗЫКА» ЦИКЛ 1 УРОК 2

Т.И. Горбунова
С.В. Хворостов

Как вы помните, в первом уроке происходило повторение значений, выражаемых словами и словосочетаниями в четвертой форме причинных отношений. Центральной темой урока было рассмотрение вариантов постановки вопросов к именам проявления в этой грамматической форме. Во втором уроке эта тема развивается на примере определителей в единственном числе и во множественном числе. Напомним, что в самом начале эти слова отличались по окончаниям не только единственного и множественного числа, но и мужского\духовного и женского рядов отношений. И для того, чтобы запомнить и выучить все варианты окончаний, требовалось много усилий.

После того, как прошли изменения и не стало такого разнообразия форм, изменился уровень трудности материала, и возникла необходимость его дополнения. Таким образом, в этом уроке появилась тема «предложения со словом «должен». Кстати, в современных учебниках эта тема отдельно не рассматривается. Вероятно, потому, что здесь прослеживается явная аналогия с русскими предложениями. И у слушателей не возникает трудности с их восприятием. Однако оказалось, что использование таких предложений и постановка к ним вопросов все-таки требует работы, потому что она имеет многокомпонентный характер. Конечно, вопросом остается, насколько грамматически правильно «расписана» данная тема и насколько методически грамотно это было сделано.

Кроме того, мы не стали полностью «чистить» материал уроков. Вы можете заметить, что на разных этапах развития языка в материал вносились какие-то отдельные исправления. Особенно это относится к речевым образцам. Более десяти лет мы не проверяли материал. Но, при анализе можно заметить, что в определённых моментах проявляется некоторая «многослойность архаических вкраплений».

Был вариант грамматический и лексический материал обновить полностью. В результате этого появилось бы ещё одно пособие «среднего уровня» на фоне ныне существующих учебных материалов и разработок. Следующим этапом стала бы работа по расширению объёма упражнений, введению дополнительных заданий и т.д. То есть возник бы процесс «улучшения прежнего опыта».

Мы оставили материал почти без изменений, как он сохранился на сегодняшний день. И, с нашей точки зрения, это даже интересно для работы исследователей.

Чтобы помочь в восприятии материала и не запутаться в наличии архаизмов и ушедших форм в публикуемых материалах мы выделяем и подчеркиваем слова, словосочетания, фразы и абзацы, которые требуют вашего внимания.

А если вы захотите выполнить некоторые задания и упражнения, все-таки следует опираться на современные нормы и правила Рунного Языка.

prodetap2

 

Литература:

  1. Горбунова Т.И. Практический курс Рунного Языка. Продвинутый этап. 1 цикл. – 2002. (машинопись).
  2. В.П. Гоч. РУССКО-РУННЫЙ СЛОВАРЬ. — Ростов н/Д: Издательство «Эльиньо», 2006.