Вступление

Знакомство с Василием Павловичем Гочем началось со встречи в 1995 году в городе Баку, – встрече, на которой я впервые увидел «Книгу Силы» и услышал о «Стиле Духа», представленном в этой книге. Тогда я ещё, конечно, не предполагал, что встреча откроет новый, важный и очень интересный этап в моей судьбе, что она инициирует перемены в моей, казалось бы, такой обыденной, привычной и «понятной» до этого жизни. Конечно, что-то происходило в ней и до этой встречи, а тут перемены начались в каком-то новом для меня измерении, – измерении, появление которого, эти перемены, собственно, и «запустило».

Вышло так, что начали происходить видимые «перемены с самой жизнью», которые, опосредовано, влияли и на «перемены в жизни». Причём, такие перемены потребовали активного участия самого человека, «не соглашаясь», «грозя пройти мимо» в случае его творческой пассивности.

Конечно, встреча с необычным человеком не отменила «обычной», на первых порах, работы с книгой, как «источником информации». Именно так она поначалу была воспринята и быстро прочитана, благо была написана «доступным языком» и очень интересно. Однако история просто не могла этим завершиться, поскольку мне посчастливилось получить первые уроки и осуществить первое знакомство со Стилем Духа под непосредственным руководством самого автора.

Его наставления и со-участие в работе с теоретическим и практическим материалом быстро переформатировали моё «первое знакомство» с книгой в Начало познавательного и творческого процесса – назовём его «познание Книги Силы и Стиля Духа».

 Почему «Началом»? И разве нельзя было так же охарактеризовать просто «первое знакомство» с книгой? Может быть и можно, однако благодаря присутствию и помощи создателя Стиля Духа восприятие Книги Силы быстро вышло за рамки понимания собственно её текста и узнавания каких-то научных или философских терминов. Поэтому, именно этот момент и стал «началом» – так за небольшим по объёму текстом, как за окном, «вдруг» увиделась сама Жизнь! А вроде бы «абстрактные», теоретические и философские посылы «потребовали» своего практического воплощения в практикуемую форму физических движений комплексов.

Дальше наступил этап самостоятельной работы – этап не просто изучения и практикования предложенных упражнений, а настоящей исследовательской работы. Она возникала совершенно естественно, и, собственно, само выполнение комплексов становилось и исследовательской, и внутренней работой исполнителя. Так реализовывалась одна из рекомендаций автора, данная в примечаниях к выполнению комплексов Книги Силы. В ней говорится о «расширении сознания» и необходимости «осознавать тайный смысл упражнений». И оказалось, что для этого явно недостаточно подробно выучить и хорошо «отрепетировать» движения комплексов, поскольку:

«Если вы попытаетесь осваивать Стиль Духа с любых других позиций, кроме исполнения Предназначений, упражнения вам не повредят, но и не пустят вас дальше, а могут ещё и проучить вас, хотя от учёбы в нынешнее время никому не уйти» (В.П. Гоч).

Ну, а как же тогда надо было начинать «осознавать тайный смысл упражнений»? Или, хотя бы, где искать их Тайну? Может, следовало бы взяться за старинные рукописи и манускрипты, ознакомиться с чьими-то секретными методиками и знаниями, а может, она скрыта в старинных легендах и преданиях? Ну, думаю, изучение всего этого наследия может быть и полезным, и очень интересным, а его усвоение как опыта даже обязательным! Но всё же, неужели это означает, что Тайну надо искать… в Прошлом!? «Вся Тайна» осталась… там!?

«Тайна в том, что в прошлом нет Тайн Бытия, искать там нечего! Тайна там, где она со-вершается в Настоящем, а не там, где её зарыли…» (В.П. Гоч).

Так значит, «древние секреты», «тайные знания прошлого» и собственно Тайна это далеко не одно и тоже?! И эти «тайны и секреты» Прошлого, в основном, там и остались, а Тайна – она в Настоящем! И открывается она в Настоящем, там, где совершается самим человеком и настолько, насколько сам человек готов к этому! Это уже само по себе потребовало нового подхода к освоению Стиля Духа.

Тайна, Дух, Путь, Движение, Сила, Энергия, Предназначение, Философия, Дао… Обо всём и не только этом говорится в Книге Силы. И оказалось, что, имея какое-то начальное и довольно «традиционное» представление об этих явлениях и понятиях, нельзя их этим ограничить, свести к чему-то уже известному мне, или известному вообще.

Но почему же? Может, Книга написана «недостаточно полно»? Может, всё же надо бы поискать в ней «подробности», что-то «тайное и скрытое»? Но так, как оказалось, можно было начать придумывать себе «Стиль Духа», вместо того, чтобы познавать его.

Да и с Книгой, конечно же, «всё в порядке». Только и к ней надо было поменять своё отношение: увидеть не только источник «новой информации», но и Источник Нового Знания. Тогда и ответное действие, и движение человека по отношению к нему – движение «по Знанию», или просто Познание.

В самом деле: «Путь и Творчество Мастера: открыв, исследовав Великое, он показывает его и даёт людям для пользования в жизни как малое, ибо истинно Великим является его Со-Творчество с Богом и Мастер знает, как мало ещё сделал он» (В.П.Гоч).

С этой точки зрения, сама книга и может быть то «малое», что было дано нам Мастером. Но, как оказывается, за этим «малым» находится «Великое»! То есть, «малым» можно было бы считать просто «информацию о Великом», в которой человеку сообщают о том, что оно «где-то есть» в принципе! Это тоже, наверное, полезно, но уж очень не хотелось оставаться в жизни с «малым». А «просто так» получить «Великое» представляется мало вероятным… Да и вряд ли его наличие смог бы заметить неподготовленный человек!

Значит, действовать надо так, как подсказал Мастер, – открывать и исследовать «Великое», опираясь на предоставленное «малое». Другими словами, включиться в процесс познания, причём познания Нового, а не просто «новой информации» о прежнем опыте. Для этого, познание должно быть правильно организовано и направлено. Что же может «подсказать» верное направление?

Так, Сантьягская теория познания (Умберто Матурана и Франциско Варела), во многом отождествляет процесс познания с самим процессом жизни. Тогда переход от «познания малого» к «Познанию Великого» может означать переход в Познании Стиля Духа к Познанию самой Жизни! Это её надо увидеть за движениями комплекса и рекомендациями автора, она должна быть в основе любой системы или методики изучения «Книги Силы», организации отдельного занятия. Потому что Жизнь – всегда НОВАЯ.

Согласитесь, с этой точки зрения освоение Стиля Духа и работа с Книгой Силы действительно требуют гораздо большего, чем просто разучивание, физической формы движений, применения какой-то практики работы с энергией или медитации, или, скажем, особого режима питания…

Ну, а познание Жизни, – сколько может оно продолжаться? Вопрос, пожалуй, праздный и предел здесь «выставить» человек может только самому себе, но никак не Познанию, которое происходит в «Пределах Жизни». Это значит, что и познанию «тайного смысла упражнений» в этом случае не будет предела. И для этого «всего лишь» вам «нужно выйти на осознание того, что вы являетесь не просто частицей Беспредельного, но вы и больше Его, вы и Источник Беспредельного» (В.П.Гоч).

 Как же тогда человеку не «потеряться» в Беспредельном? Надо стать Его Источником!

 Так процесс, которому было дано Начало, продолжается по сей день. А статья Стиль Духа – концепция развития и задачи воинского искусства Нового Времени, которая предлагается вашему вниманию, стала первой в исследовательской работе на этом Пути, и поэтому первой, предложенной на этом сайте.

С.В. Хворостов